Картина Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В экспозицию войдут знаменитая картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» и картины ведущих западноевропейских художников XVII–XVIII веков, которые в большой мере испытали влияние Караваджо. Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей пройдет в пятницу в посольстве Италии в Москве, сообщила пресс-служба посольства. Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей прошел в пятницу в посольстве Италии в Москве.
Предварительный показ знаменитой картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» прошел в пятницу в Посольстве Италии в Москве. "редкая возможность повесить картину Караваджо дома", - говорит посол Италии, который не мог оторваться от "Мальчика, укушенного ящерицей" даже ночью. В посольстве Италии журналистам представили картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей".
В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи. Его творения утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности Долгое время статуя «Давид» работы Микеланджело украшала центральную площадь Флоренции. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё.
До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни.
Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Он отучился в художественной школе в Милане. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию.
Первые его работы были небольшими картинами с незамысловатым сюжетом, написанными с натуры. Его страстная натура находилась в постоянном творческом поиске, не оставляя времени для самоанализа и копания в душе. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Он частописал загадочныхюношей, то музицирующих, то сцветами, фруктами и другими объектами, так привлекшие большое внимания художника.
Юноша с невообразимой легкостью перебирает струны и полностью отдает себя звукам музыки. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку.
На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Ведь по слухам, на картине изображен другКараваджо Миннити, с которым, как считается художникасвязывала близость. Одной из подобного рода картин является картина «Отдых на пути в Египет», котораяопределенносоздает атмосферу созидания, покоя и умиротворения.
Например, такие работы, как«Мальчик, очищающий фрукт», нарисованная словно этюд к большой композиции или картина«Юноша с корзиной фруктов», на которой изображен обычныйуличный мальчишка в довольно изящной позе, чуть запрокинув голову назад, в то время как его рубашка изящно свисает с плеча, мальчишка уверенно прижимает к своему телу корзину с фруктами и томно смотрит на зрителя. За него нельзя никого особо корить и оно вполне объяснимо, поскольку феномен Караваджо, как было сказано выше, был открыт сравнительно недавно, когда из небытия вдруг всплыло незнакомое имя и невозможно было поверить, что возникло оно на пустом месте. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Это ещё одно из стереотипных суждений в искусствоведении о заимствованиях, закрепившееся за художником.
К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. И это самое ценное в картине. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём.
Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Хотя где начинающий художник мог увидеть это изваяние с ползущей ящерицей по стволу дерева перед стоящим Аполлоном. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Первой такой работой была «Ваза с цветами».
Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Караваджо. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно.
Получив подсказку, тот незаметно вытаскивает из-за спины краплёную карту, чтобы поставить окончательную точку в игре и облапошить наивного юнца, возомнившего себя опытным игроком. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Его охватило волнение. Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица.
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Родом она из Сиены, а здесь оказалась двенадцатилетней девочкой вместе с красавицей матерью.
Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна.
Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете.
Это был сирота лет шестнадцати, родом из города Сиракуза на Сицилии, с большим трудом добравшийся до Рима и одержимый желанием освоить азы живописного ремесла. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. С 14 сентября 2015 г. в ГМИИ им.
Поза у Вакха неудобная. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Он выступает посредником между Небом и Землёй.
На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха».
В отличие от работавших в Италии фламандцев, которые прославились своими натюрмортами, Караваджо отказался от богемского хрусталя, ваз из муранского стекла, перламутровых раковин, златотканых материй и прочих атрибутов роскоши избрав самые обыденные предметы, сопровождающие человека в его повседневной жизни, что полностью отвечало его эстетическим взглядам. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Пушкина проходит выставка «Караваджо и последователи». На выставке представлено более 50 полотен из собрания Фонда Роберто Лонги (Fondazione di Studi di Storia dellArte Roberto Longhi) и коллекции ГМИИ им. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время.
На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Затем он подошёл и принялся молча её рассматривать, то отходя на несколько шагов от картины, то снова к ней приближаясь. Фигуры в его картинах наполнены контрастом. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера». Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Позднее оказалось, что неудача ненавистного соперника, вынужденного в конце концов отказаться от заказа и вернуть полученный аванс, обернулась для Караваджо тем долгожданным счастливым случаем, о чём он мог только мечтать и позволила ему заявить о себе в полный голос, доказав всем, на что он способен. Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу.
Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью: Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал.
Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Он ещё не раз изобразит своего друга, красавца Марио, пытаясь разгадать тайну его внутреннего мира. Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте.
Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5).
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились.
Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего.
Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. По всей видимости, при её написании художник смотрел на модель сверху вниз через отражение в зеркале, что и заставило его усадить задремавшую Магдалину на низкий стульчик. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Все это выглядит необычайно реалистично. Так художник делиться со зрителями своими воспоминаниями. Картина выполнена настолько естественно, что кажется, будто сам находишься в этом месте вместе с автором.
Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. А пока его глубоко тронула несчастная участь полюбившейся ему неунывающей Аннуччи, как и многих её подруг, которых он хорошо знал. В творчестве Караваджо есть множество картинс библейскими сюжетами. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».
Один их вид вызывает во рту оскомину. В том же плане написана картина «Юноша с лютней», на которойКараваджо изобразил молодого человека, полностью увлеченного музыкой.
Тут было над чем призадуматься. Иногда на огонёк заходил монсиньор Петриньяни и приглашал всю компанию к себе вместе отужинать, чем Бог послал. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес.
Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Караваджо прекрасно понимал, что присущая юному другу одухотворённость никак не подходит для образа развесёлого гуляки и выпивохи Вакха. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио.
Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. В такие минуты ему казалось, что вместо юной монахини перед ним представала покойная мать, тоже Лючия, всегда такая ласковая и заботливая, особенно когда в раннем детстве он болел и она не отходила от него ни на шаг.
Узнав, что он художник, она охотно приняла приглашение побывать у него в мастерской и взглянуть на его работы. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Он всегда выступал смело против устоявшихся законов художественных школ и был настоящим новатором своего времени. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Характер у юноши был вздорный.
А. С. Пушкина». Особой гордостью экспозиции являются две работы Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (Boy Bitten by a Lizard) и «Мальчик чистит фрукты» (Boy Peeling Fruit) из Фонда Роберто Лонги, причем вторая считается копией. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Без всякого зазрения он заглядывает через плечо в карты соперника, показывая на пальцах в рваных перчатках, чем надо крыть нетерпеливому компаньону с неприятным лицом грызуна. Но любил ли он её, трудно сказать. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов.
Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Оплачивала все это мать, которая его боготворила.
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Жизнь завертелась — только поспевай. По свидетельствам современников, художник настолько обнищал, что ходил в обносках с чужого плеча, предложенных из сострадания кем-то из товарищей по цеху.
Бывший ученик, успевший к тому времени набраться опыта, вернулся на родину, где открыл собственную живописную мастерскую. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Картина уникальна тем, что в ней Караваджо чрезвычайно эмоциональнопоказал мгновенную реакцию персонажа картины на боль от укуса. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания.
Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. (По всей видимости, картина «Мальчик чистит фрукты», является копией полотна находящегося в «Британской королевской коллекции»). Следует отметить, что в «Лондонской Национальной галерее» также есть картина «Мальчик, укушенный ящерицей» работы Караваджо. На выставке можно также увидеть произведения итальянских, французских, голландских и испанских мастеров XVII–XVIII в. в., которые в значительной степени испытали влияние Караваджо. Впервые в Москве представлено пять картин из серии «Апостолы», которые, как было совсем недавно установлено, принадлежат кисти «главного испанского караваджиста» Хусепе де Рибера (Jusepe de Ribera). Несомненный интерес представляют два полотна французского художника Валантена де Булонь (Valentin de Boulogne) иллюстрирующие знаменитый евангельский сюжет об отречении Св. Ей не грозит насильственное переселение в злосчастный район Ортаччо, где мыкают горе множество несчастных девиц, страдающих не только от грубости клиентов, но и от постоянных поборов нечистых на руку ненасытных сборщиков налогов, которые не прочь поразвлечься на дармовщинку.
Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24.
В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Одной из самых известных картинКараваджоявляется картина«Мальчик, укушенный ящерицей». На картине изображен мальчик с неоднозначным выражением лица.
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Почти полгода молодой организм боролся со смертью и благодаря уходу врача и сиделок дело постепенно пошло на поправку. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Одинокому прелату не с кем было отвести душу и он тянулся к молодым людям, желая послушать их разговоры о жизни, которая стремительно менялась на глазах и ему трудно было за ней поспеть и понимать её метаморфозы. Ответить трудно.
Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. А. С. Изящная чаша муранского стекла в руке Вакха никак не гармонирует с грубым керамическим блюдом, наполненным доверху фруктами с неизменной червоточиной.
Став помощником Караваджо, юный Марио был с ним неразлучен в течение пяти лет, деля со старшим товарищем радость и печаль, успех и неудачу. Успех не заставил себя долго ждать. Стоит отметить, что у художника много работ с изображениями юношей. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII.
А было ли ему свойственно такое чувство.
Но уж больно велика плата за услуги и сколько бы он ни бился, ему пока никак не удавалось поправить свои дела и покончить с нищенским существованием. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года.
Это не бесплотное существо, сошедшее с небес, а реальный подросток с изысканно красивыми линиями полуобнажённого тела, контрастирующего с ярко-красными, коричневыми и оливково-зелёными тонами одежды путников. О судьбе портрета ничего не известно. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность.
Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Петра». Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой.
А это накладывало на него ответственность за юношу, который покинул мастерскую Чезари и последовал за старшим товарищем, дабы не оставлять его одного в трудную минуту, за что Караваджо был ему бесконечно благодарен — вдвоём всегда легче сносить невзгоды. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Судьба Караваджо была поистине непростой.
Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Как бы сейчас сказали, он почти 3D художник, так как его герои настолько естественны, что кажется они сейчас покинут полотно и будут жить обычной жизнью. Чувство раскаяния в нём проснулось несколько позднее, когда судьба жестоко с ним обошлась и он понял, что за все прегрешения в жизни надо платить и дорого.
По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Левая часть со святым Иосифом, ослом, оплетённой бутылью и камнями, должна отражать земную жизнь, а правая с Мадонной и Младенцем среди цветущей растительности — мир божественный. У левого глаза припухлость от ушиба. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась.
Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Обычно она мило щебетала, делясь последними новостями, а Караваджо, сидя за мольбертом, молча работал, думая о своём.
Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Он любил и по борделям прогуляться и в карты сыграть и выпить. Картина не была принята единодушно. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) Холст, масло.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Аннучча была признательна ему за заступничество. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения.
Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Это была радостная весть, поскольку для Караваджо открывался напрямую, без жуликоватых посредников, доступ в незнакомый, но столь желанный мир римской аристократии, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне.
Только в позднем периоде Караваджо полностью преодолел эту проблему, освоив письмо от воображения. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Он мог так сидеть часами. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Пришлось завести кошку. Затёкшую ногу он вытянул поверх скамейки, а другую для устойчивости с трудом согнул в опухшем колене с синяком от ушиба. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме.
Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Он ценил эти тихие вечера.