Её жестокие нравы в борьбе за выживание были хорошо известны Караваджо и он их познал на себе, когда оказывался зачинщиком и участником потасовок на улице или в игорных заведениях, в ходе которых особенно ярко проявлялся его необузданный нрав. Исключение — «Корзина фруктов» (ок. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Пришлось завести кошку.
Это большая радость, – сказала журналистам директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати.
Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты.
В семье было еще трое детей после него. Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. У левого глаза припухлость от ушиба. Основную часть творчества Караваджо, в полном соответствии с этой иерархией, составляли картины больших сюжетов: сцены из Евангелия и из житий святых. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Он написал натюрморт в чистейшем виде – «Картина с фруктами».
У обеих корзин много общего: похожий набор фруктов, похожая компоновка (фрукты в окружении листьев). С первого взгляда на эту картину мы увидим движение. И продолжим беседу о творениях Караваджо. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. В творчестве Караваджо есть множество картинс библейскими сюжетами. Первое время он, как и многие провинциалы, приехавшие в столицу на заработки и учебу, не имел регулярного источника дохода, недолго проработал в мастерской Джузеппе Чезари — любимого художника папы Климента VIII (впрочем, ушел он не в последнюю очередь от нежелания быть у кого-то в подмастерьях), а кроме того, не понаслышке узнал жизнь улиц, харчевен и ночлежек.
Распрощавшись с приором и сиделками, художник с радостью встретил у ворот госпиталя ожидавших его Просперино и Марио с узелком его пожитков в руке.
Кроме того, долгое время сохранялась версия, что это автопортрет художника. Он ценил эти тихие вечера. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника.
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Так появился «Юный Вакх» (95x85). Итальянец Караваджо оказался не согласен с мнением современников. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Здравствуйте, дорогие гости.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Сложно сказать, чьи пристрастия отражены в этой картине больше: кардинала дель Монте, самого Караваджо или их обоих, – главное, что художник любуется своей моделью и делает все, чтобы и зритель тоже восхищался ею. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё.
Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть.
"Несомненно, "Мальчик с корзиной фруктов" – одна из лучших картин на выставке. Жизнь завертелась — только поспевай. Например, такие работы, как«Мальчик, очищающий фрукт», нарисованная словно этюд к большой композиции или картина«Юноша с корзиной фруктов», на которой изображен обычныйуличный мальчишка в довольно изящной позе, чуть запрокинув голову назад, в то время как его рубашка изящно свисает с плеча, мальчишка уверенно прижимает к своему телу корзину с фруктами и томно смотрит на зрителя.
А это накладывало на него ответственность за юношу, который покинул мастерскую Чезари и последовал за старшим товарищем, дабы не оставлять его одного в трудную минуту, за что Караваджо был ему бесконечно благодарен — вдвоём всегда легче сносить невзгоды. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия.
А было ли ему свойственно такое чувство. Думаем, что говорить о помещении, в котором желательно видеть эту картину, не стоит. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Несмотря на то, что картина относится к числу ранних, в ней есть все главные черты творчества Караваджо, то, что делало его непохожим ни на кого другого. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения.
Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Дворцы аристократии были для него недоступны и вдохновение он черпал непосредственно из жизни римской улицы.
Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. По мере сил и возможности он всячески опекал своего малосведущего в житейских делах брата-художника. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. На Кампо Марцио был найден нужный типаж для святого Иосифа, оказавшийся немало повидавшим рассудительным римлянином, с которым быстро удалось найти общий язык и обо всём договориться.
Успех не заставил себя долго ждать. Эта серия сделала юного (ему не было и тридцати лет) Караваджо первым живописцем Рима. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Убив своего соперника во время поединка, он вынужден был покинуть Рим.
Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Уже в ней он выступает новатором, делая своим героем человека из уличной толпы. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания.
Ее привезли в российскую столицу из коллекции Боргезе, в которую она вошла еще в 1607 году. Возможно также, чтоКараваджо пытался выразить сущность своего друга и показать, каким человеком он видит его на самом деле, вот таким образом и изобразил человека, полного страха, отвращения и брезгливости. Ранее фрукты и предметы вносились художниками в картину лишь как элемент, но ни главный предмет изображения. Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом. К тому же во время недавнего ливня прохудилась крыша в доме монсиньора Петриньяни и залило не только комнату, занимаемую его молодыми постояльцами, но и подвал, превращённый в болото.
Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Тут было над чем призадуматься. Она написана в характерной для мастеров XVII века технике лессировки. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно.
Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Далеко не всем живописцам удавалось передать движение. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Он частописал загадочныхюношей, то музицирующих, то сцветами, фруктами и другими объектами, так привлекшие большое внимания художника. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Но в этом единственном своем натюрморте Караваджо отказался от резкого, освещения и яркого колорита, «Корзина», благодаря своему мягкому коричневатому колориту, кажется скорее фреской, чем живописным полотном. С нездоровым выражением лица контрастирует ярко освещённый торс с развитой мускулатурой молодого тела, почти не тронутого болезнью, нагота которого прикрыта простынёй, схваченной на бёдрах коричневым кушаком с завязанным бантом.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. 1597 г. ), написанная спустя четыре года после «Мальчика с корзиной фруктов». Первый слой после нанесения рисунка на холст – это светотональный разбор в подмалевке. Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем.
Наконец, третья специфическая черта стиля Караваджо — это знаменитый «подвальный» свет.
Позже, в других полотнах художник включает натюрморт в обширные композиции и сюжеты. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам.
Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. На него сыплются многочисленные заказы, но внезапно все заканчивается. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца.
Других натюрмортов Караваджо до нас не дошло, они присутствуют только как вспомогательный элемент на картинах «большого жанра», например на «Ужине в Эммаусе» (1601—1602, деталь). В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Караваджо приметил среди этого сброда в таверне одну миловидную девушку с пышной копной каштановых волос и осиной талией.
Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Он несколько раз попадал в тюрьму. Одной из самых известных картинКараваджоявляется картина«Мальчик, укушенный ящерицей». На картине изображен мальчик с неоднозначным выражением лица.
Его кисть без нанесения какого-либо контура выхватывает на плоскости холста определённый кусок и посредством светотеневых переходов моделирует фигуру. Наняв пролётку, они отвезли друга в госпиталь при церкви Санта-Мария делла Консолационе, возведённой их отцом. Чтобы несколько замаскировать откровенную чувственность своих моделей, художник окружает их самыми разнообразными атрибутами – бокалами и графинами с вином и пиршественными венками («Вакх»), музыкальными инструментами («Лютнист», «Музыканты») – всё это позволяло трактовать картины как жанровые сцены, а не просто портреты привлекательных юношей, которых, по всей видимости, Караваджо находил среди своих уличных знакомых. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Аннучча была признательна ему за заступничество.
Наконец, одна из случайных дуэлей закончилась убийством и Караваджо вынужден был бежать из Рима. Начнем с картины "Мальчик с фруктами". Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке.
В том же плане написана картина «Юноша с лютней», на которойКараваджо изобразил молодого человека, полностью увлеченного музыкой. Такую живопись называют часто еще многослойной.
Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор.
К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака.
В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Ответить трудно. Но любил ли он её, трудно сказать.
Но художнику удавалось лёгкой шуткой снять напряжение и тогда лицо миловидной Лючии расплывалось в улыбке. В отличие от чуть ли не мистического преклонения маньеристов и работавших в Риме фламандцев перед мелкими деталями Караваджо добивается органичного единства зрительного восприятия, хотя ни одна мелочь не ускользает от его внимания, а кажущиеся незначительными некоторые подробности на самом деле усиливают эффект присутствия, создавая тем самым прочувствованный образ достоверности воспроизведённого на полотне куска реального мира. О судьбе портрета ничего не известно.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами.
Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Однажды, когда ему всё же удалось уговорить девушку слегка обнажить плечо под распущенными волосами, в коридоре послышался шум, дверь распахнулась и на пороге показался молодой парень, чьё выражение лица не сулило ничего хорошего. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя.
Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. По чистой случайности приор госпиталя испанец Камилло Контрерас оказался ценителем живописи и коллекционером. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Поворотным моментом в судьбе живописца стало его знакомство с кардиналом дель Монте, который не только предоставил Караваджо кров и стол, но и помог ему получить первый серьезный заказ. Именно так испанец Хусепе Рибера рисовал апостолов, святых и героев античной мифологии.
С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. В аллегорической форме Караваджо хотел показать, что любое удовольствие, сколь бы заманчивым оно ни было иногда соприкасается с физической болью, принося страдание. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться.
Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио.
Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплого оттенка.
«Корзина с фруктами» – первая в истории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образом Караваджо принято считать основоположником этого жанра. Что может быть естественнее сочетания юной красоты и свежести модели и свежести фруктов. Матфея для часовни Контарелли. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое.
Неравнодушный к изящным искусствам старый прелат предоставил в распоряжение Караваджо и его помощника комнату для жилья, а для работы предложил использовать тёплый сухой подвал, служивший когда-то для хранения окороков, подвешиваемых на крюки к сводам потолка и дозревания кругов овечьего сыра. Очень часто в такой технике цветовой колорит достигается именно за счет лессировок. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», художник прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Вполне правомерно предположить, что в нём содержатся отнюдь не благовония, а целебное снадобье для заживления рубцов на спине, полученных несчастной Аннуччей, когда ее поймали в неурочное время за пределами Ортаччо и с позором провезли по центральным улицам города на осле, причем каждый прохожий мог хлестнуть несчастную бичом. Античные боги, христианские святые и мученики на его картинах становились реальными людьми, являющими собой ярко выраженную индивидуальность и демократическую простоту личности.
Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. От картины веет лёгкой грустью, хотя жизнь с её суровой поступью требовала от художника иных более динамичных решений и каждодневно давала о себе знать, заставляя действовать с полной отдачей сил и бороться, дабы выжить. Миловидная цыганка в упор смотрит на смазливого молодого щёголя, вышедшего на прогулку и одетого по последней моде с небрежно перекинутым через плечо плащом и широкополой шляпой набекрень с плюмажем. И это самое ценное в картине. Сегодня принято считать, что этого контраста и добивался художник. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Эта корзина, вероятно, самый крупный и главный натюрморт Караваджо просто-напросто потому, что больше «чистых» натюрмортов он практически не рисовал.
Один их вид вызывает во рту оскомину. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Из всей этой серии меньше всего нарочитости в «Юноше с корзиной фруктов» (1593 г. ): на ней изображен мальчик лет шестнадцати, держащий корзину с горой фруктов.
Сколько раз он переписывал "Боярыню Морозову", прежде чем сани стали "ехать". На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении.
Он мог так сидеть часами. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
Эхо влияния Караваджо прослеживается даже в работах Рембрандта и Веласкеса, но только в «Мальчике с корзиной фруктов» его неповторимый стиль воплотился во всей полноте, с мерой и гармонией, которую можно найти только в картинах эпохи Высокого Возрождения. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность.
Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Его охватило волнение. Работа продвигалась медленно, поскольку Караваджо постоянно исправлял написанное, нервничал и быстро утомлялся.
Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Не имея денег на оплату натурщиков — согласно договорённости ему надлежало писать только неживую природу, — Караваджо вынужден был украдкой для собственных работ использовать в качестве моделей уличных ребят или мальчиков на побегушках, которых было немало в многолюдном заведении Чезари дАрпино. Юноша с невообразимой легкостью перебирает струны и полностью отдает себя звукам музыки.
Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Во-первых, это глубоко реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Поза у Вакха неудобная.
Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Но оставим разговор о Сурикове до будущих тем. Стоит отметить, что у художника много работ с изображениями юношей. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника.
Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Эти картины неизвестного художника не заинтересовали ценителей живописи и перекупщиков, так как не соответствовали господствующим тогда вкусам, когда эталонными считались картины маньеристов. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха.
Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Пик их деятельности пришелся на промежуток с 1500 по 1564 (год смерти Микеланджело), а основным центром стал Рим, куда папа Юлий II приглашал лучших художников, скульпторов и архитекторов, создавших Риму славу новых Афин эпохи классики. Фигуры в его картинах наполнены контрастом. Первое очень часто уподобляется, сравнивается со вторым и в живописи (сцены в садах, на фруктовых рынках) и в литературе: кожа как персик, губы как земляника, щеки как яблоки Только вот объектом восхищения и таких цветистых сравнений всегда выступала женщина. В 1971 году появилось предположение, что юноша предлагает себя зрителю, а корзина с фруктами является метафорой лакомого эротического блюда. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа.
В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную. Некоторые исследователи склонны рассматривать эту работу в качестве иллюстрации стихотворения полузабытого поэта XVI века Грегорио Команини, в котором повторяется избитый мотив скоротечности жизни и необходимости дорожить каждым её мигом. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Как раз к таким заказным картинам относится целая серия портретов и небольших жанровых сцен, объединенных одним: главные действующие лица – это красивые полуобнаженные юноши.
На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Кто знает, вполне возможно, что лет через двадцать в той же Севилье эти картины могли видеть делавшие первые шаги в искусстве Веласкес и Сурбаран. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл.
Задумчивый, кудрявый и бледный, он перебирает струны треснувшей лютни на фоне темной стены. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Одной из подобного рода картин является картина «Отдых на пути в Египет», котораяопределенносоздает атмосферу созидания, покоя и умиротворения. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Представив ему своих гостей, смутившаяся Филлида назвала имя благодетеля — Винченцо Джустиньяни. Примером может служить известное произведение Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ).
Как раз в это время он как никогда раньше нуждался в подающем надежды помощнике, поскольку опаздывал с выполнением важного заказа для французской церкви Сан-Луиджи. Тонкий запах этих деликатесов ещё не выветрился, вызывая урчание в животе у вечно голодных молодых постояльцев монсиньора Петриньяни, но и привлекая в подвал стаи крыс, от которых не было житья. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Эти две поясные фигуры помогли художнику достичь небывалого реализма".
Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Как-то гарцуя поутру на лошади, Чезари дАрпино решил шутки ради попугать проходившего по улице задумавшегося Караваджо и как бы ненароком наехал на него сзади. Рим до сих пор хранит имя Джустиньяни в названии одного переулка в самом центре города, равно как имена Барберини, Боргезе, Борромео, Буонкомпаньи, дель Монте, Крешенци, Людовизи, Массими, Маттеи, Одескальки — всех этих счастливых обладателей картин великого художника, а вот имени самого Караваджо, увы, не найти на карте итальянской столицы. В XVI веке такой жанр искусства живописи, как натюрморт считался простым, не заслуживающим внимания настоящих мастеров художественного дела. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Картина не была принята единодушно.
Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Это была ранняя его работа, выполненная в 1596 году. Можно с уверенностью утверждать, что это одно из самых светлых по настроению, самых поэтичных полотен Караваджо, в котором рассказывается о простых людях, живущих на этой земле, о природе и красоте окружающего мира, хотя в нём немало тревог и лишений. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Каждый плод, каждый лист изображен так, как будто на картине больше ничего нет: все фрукты, лежащие в корзине, прекрасно видны: персики, три вида винограда, разломанный гранат инжир с лопнувшей кожурой, несколько яблок (одно чуть побитое). Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Легко предположить, что фрукты, лежащие в этой корзине были еще утром куплены на ближайшем рынке, часть из них уже съедена (вот откуда порезанный гранат), а остальные будут съедены после завершения сеанса позирования.
«Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме.
Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Все это выглядит необычайно реалистично. Так художник делиться со зрителями своими воспоминаниями. Картина выполнена настолько естественно, что кажется, будто сам находишься в этом месте вместе с автором.
Эта особенность, впрочем, лишь добавляет чувственности и пикантности: зрителю предлагается не некий отвлеченный идеал, а обычный юноша, один из множества обитателей рынков и улиц. Не в силах забыть её образ, он тосковал и испытывал внутреннюю пустоту, но завершил работу, выразив в ней признательность этому юному созданию, которое помогло ему побороть болезнь и выжить. Натурализм Караваджо в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза (два излюбленных сюжета эпохи барокко). Первой такой работой была «Ваза с цветами». Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».