Отдачей пушки ему ранило голову и правую руку и симпатизировавший ему лейтенант перевёл его к картографам, где Эрнст имел возможность рисовать. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии.
Весной 1945 года Макс Планк едва не погиб во время бомбёжки в Касселе, где он выступал с очередной лекцией. Первые расхождения Планка с махизмом обнаружились уже в его книге «Принцип сохранения энергии» (1887). Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста27.
В Первую мировую войну художник служил в германской армии, но в 1915 получил повышение до бригадира и перевод на спокойный участок, где имел возможность рисовать. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма».
Всё это время Планк надеялся получить место профессора в каком-нибудь университете. Брак, впрочем, вскоре распался. Макс Эрнст родился в католической семье в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891 года. С исследованием закона сохранения энергии связано обращение Планка к другой фундаментальной концепции— принципу наименьшего действия, который он называл «высшим физическим законом». Еще в период дадаизма (это течение прекратило свое существование к 1922 году) Эрнст изобрел особый способ рисования на холсте или бумаге, под которую подкладывался кусок дерева, обладающий ярко выраженной фактурой и при нажиме эта органическая структура древесины проступала на плоскости изображения.
Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио24. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. 2 июля 1920 года учёный прочитал в Стокгольме нобелевскую лекцию «Возникновение и постепенное развитие теории квантов»3536. Брак впрочем вскоре распался. Его дед (Heinrich Ludwig Planck, 1785—1831) и прадед (Gottlieb Jakob Planck, 1751—1833) были профессорами теологии в Гёттингенском университете, а дядя (Gottlieb Karl Georg Planck, 1824—1910)— известным юристом, одним из создателей Германского гражданского уложения.
С приездом в Кельн Ханса Арпа, открывается дом дада. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. Под «естественным процессом» Планк подразумевал необратимый процесс, в противоположность процессу обратимому или «нейтральному» отличительной особенностью естественного процесса является невозможность вернуть систему в исходное состояние без внесения изменений в окружающие систему тела. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году.
В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Макс Эрнст рано начал рисовать получив первые уроки от отца. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала.
В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. 23 марта 1911 года Планк был избран непременным секретарём Прусской академии наук, то есть одним из четырёх руководителей этого учреждения (по двое от естественнонаучного и гуманитарного отделений). Наконец, 28 июня, после сдачи устного экзамена, Планку была присуждена степень доктора философии с высшим отличием (summa cum laude). В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена.
Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвященный его творчеству с 1918 по 1936 годы. У Макса был брат Карл и сестры Эмили, Луиза, Элизабет и Лони. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу.
Тогда же он совершил поездку в Париж. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Еще он ходил на выставки исмотрел, что делают настоящие художники. «Техника коллажа – этосистематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встречдвух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого вданный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближениидвух этих реальных предметов». Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. По возвращению в Париж, художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
Далее Планк рассмотрел различные виды энергии и показал, что для получения из закона сохранения энергии уравнений движения (например, уравнений Ньютона) необходимо использовать так называемый принцип суперпозиции, согласно которому полную энергию системы можно разбить на сумму независимых компонент (например, на энергии движения вдоль соответствующих координатных осей). Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа14. 31 марта 1887 года Макс Планк, который теперь был вполне обеспечен финансово, женился на своей подруге детства Марии Мерк (Marie Merck), дочери мюнхенского банкира19.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Отец будущего физика, Вильгельм Планк (Johann Julius Wilhelm von Planck, 1817—1900), был также юристом, профессором права Кильского университета. Они встретились в Дюссельдорфе. Эрнст еще несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. Здесь, в городе своего детства, Планк быстро освоился и вскоре завершил книгу «Принцип сохранения энергии» (Das Princip der Erhaltung der Energie), над которой работал с 1884 года.
Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре.
Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». При этом исследование эволюции науки неразрывно граничит с изучением личности выдающихся учёных160.
В 1920-е гг. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником сходив на проходивщую в Кельне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и в Мюнхене с Паулем Клее. Несостоятельность этой новой теории была показана в том же году Адрианом Фоккером133134. В последней части объединены еще три дня недели. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
Несмотря на сопротивление представителей «арийской физики», по инициативе вновь назначенного директора Петера Дебая институту было присвоено имя Макса Планка56. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США. (Например: Loplop представляет юную девушку, Loplop представляет Loplop, La Foresta Imbalsamata 1935 г., Ангел домашнего очага, Сюрреализм и живопись и др. ). Эрнст нарисовал обложку к каталогу. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину.
Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»).
Тогда же он совершил поездку в Париж. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Планк был семейным человеком и, по свидетельству жены, «полностью раскрывал все свои человеческие качества только в семье». Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue». Дада-Гоген, 1920г.
У них было четверо детей: сыновья Карл (Karl, 1888—1916) и Эрвин (Erwin, 1893—1945) и дочери-близнецы Эмма (Emma, 1889—1919) и Грета (Grete, 1889—1917)20. Впрочем, как заметил Макс Борн, никто из участников дискуссии не был полностью прав, поскольку, как показали исследования Дебая и Хюккеля, справедливость термодинамических законов не отменяет зависимость их конкретного вида от заряда78. (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». У кубистов они заимствовали приемы коллажа.
После начала Второй мировой войны Планк продолжал выступать с лекциями по всей стране. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка.
Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. В 1895 году Планк был членом комиссии, расследовавшей по требованию министерства деятельность физика Лео Аронса (нем. Leo Arons), стоявшего на социалистических позициях и финансово поддерживавшего Социал-демократическую партию Германии.
В 1937 встретился с Леонорой Каррингтон, несколько лет они прожили вместе. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси.
Фроттаж реализующий сюрреалистический принцип психологического автоматизма, Эрнст применяет в живописи изобретая так называемый граттаж (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. ), например – Ева, единственная оставленная нам. Среди прочего австрийский философ объявил атомизм формой религии, основанной, как и все религии, на предрассудках и невежестве167. В 1924 году Андре Бретон публикует Манифест Сюрреализма. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Дадаизм (название дада было найдено намеренно случайным образом в раскрытом наугад словаре) был течением, отражавшим настроения интеллигенции времени первой мировой войны. Впрочем, этот разговор не повлиял на желание Планка стать теоретиком12. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы11. Ее каталог был выполнен в виде списка современных мифов среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста.
В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Признанием заслуг Планка стало присуждение ему Нобелевской премии по физике за 1918 год с формулировкой «в знак признания услуг, которые он оказал физике своим открытием квантов энергии». Он был женат дважды и имел двоих детей от первого брака (Хуго и Эмма) и пятерых от второго (Герман, Хильдегард, Адальберт, Макс и Отто). Касаясь теоретических проблем педагогики, Планк подчёркивал необходимость для развития науки основательного школьного образования, указывал, что «важно заботиться не столько об изучении большого числа фактов, сколько о правильной их трактовке». В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна.
Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери).
Как писал известный физик Макс Борн, «о происхождении Планка, о всех этих людях— прекрасных, достойных, неподкупных, благородных и великодушных, отдавших себя служению церкви и государству, — необходимо помнить каждому, кто захочет понять характер Макса Планка и истоки его успеха»8. Много лет спустя, в начале 1930-х годов, Планк вернулся к физико-химической тематике и написал несколько работ о разности потенциалов слабых растворов электролитов82. На следующей день после скандала художник получил телеграмму от отца в которой тот отрекался от него.
Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Владение стало известно как Холм Козерога. Таким образом, энтропия выступает в качестве меры «предпочтения», оказываемого природой конечному состоянию системы перед начальным и тесно связана с необратимостью процессов. В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Различные объекты и модели, вырезанные из доступных материалов, превращаются в абсурдные композиции, полные сарказма, например: Шляпа делает человека, 1920г. Результаты были изложены в докторской диссертации «О втором законе механической теории теплоты» (ber den zweiten Hauptsatz der mechanischen Wrmetheorie), защита которой состоялась 12 февраля 1879 года в Мюнхенском университете. Гостивший у четы художников в 1946 и 1947 годах Патрик Уолдберг в статье в «Макс Эрнст в Аризоне» так описывал их жизнь: «Мы спали на складных брезентовых кроватях, ходили за водой за тридцать метров использовали нефть для освещения, а когда было прохладно, согревались бурбоном — мы не переставали петь и смеяться» Макс Эрнст родился в Германии. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством Taschen. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США. В 1914 в Кельне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. На протяжении шести семестров Планк слушал лекции по экспериментальной физике, которые читали Вильгельм фон Бец (нем. Wilhelm von Beetz) и тот же Жолли.
За неимением французской визы он воспользовался паспортом Поля Элюара. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
В 1913 году Эрнст предпринял поездку в Париж. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Многие немецкие учёные поначалу думали, что политика нового режима носит временный характер и что негативные тенденции со временем должны исчезнуть, вот таким образом тактика Планка и других руководителей науки состояла в том, чтобы защищать науку и при этом избегать какой-либо критики режима.
После демобилизации Эрнст вернулся в Кельн. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Их выставка 1920 года, в Зимнем пивоваренном заводе Кельна, была закрыта полицией под предлогом непристойности.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. В качестве компромисса он предположил (1897), что строгая механическая интерпретация может оказаться справедливой при рассмотрении не дискретных масс (как в кинетической теории газов), а непрерывной материи. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. Одновременно он возглавил вновь открытый при университете Институт теоретической физики. В частности, голландский физик предоставил доказательства того, что преступления немецких войск в Бельгии не были лишь плодом клеветы и вражеской пропаганды.
В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Когда Институту была передана большая фисгармония, он получил возможность изучить на этом инструменте восприятие натурального строя музыки и пришёл к выводу, что темперированный строй при всех обстоятельствах звучит более выразительно. Лишь к середине 1920-х годов напряжение стало уменьшаться и в 1926 году, после принятия Германии в Лигу наций, немецкие и австрийские учёные получили приглашение присоединиться к Международному исследовательскому совету (предшественнику Международного совета по науке)45. В марте 1947 года состоялось его последнее выступление перед студентами.
Единственная в группе женщина — Галя, жена поэта Элюара, юная муза, вдохновлявшая поэтов и художников (через несколько лет она стала женой Сальватора Дали). Планк в своих лекциях никогда не упоминал имени Христа и считал нужным опровергать слухи о своём обращении в христианскую веру того или иного конкретного направления (например, в католицизм) он подчёркивал, что, хотя с юности был «настроен религиозно», он не верил «в личностного бога, не говоря уже о христианском боге»176. Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом12.
Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Однако из-за окончания визы супруги были вынуждены уехать в конце сентября и разминулись с Полем Элюаром и Галой.
Однако и после выхода в отставку учёный, получивший титул почётного профессора, по-прежнему активно участвовал в научной жизни университета, работе приёмных и аттестационных комиссий, ещё несколько лет читал курсы лекций он также оставался секретарём Прусской академии наук. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Об этом писала и Лиза Мейтнер: «Конечно, вера Планка не имела формы какой-либо специальной религии но он был религиозен (в смысле Спинозы и Гёте) и всегда это подчёркивал»177.
Брак впрочем вскоре распался. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Теоретические выводы для всех частных случаев, к которым он обращался в этой серии статей, сравнивались с доступными экспериментальными данными71.
В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Планк принимал активное участие в университетской жизни, в работе различных комиссий и использовал свой всё возраставший авторитет для защиты своих коллег и науки в целом. Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue». Сбор денег занял три месяца27.
Позже он пригласил из Вены Лизу Мейтнер, бывшую студентку Больцмана и в 1912 году даже назначил её своим ассистентом Мейтнер стала одним из ближайших друзей Планка23. В 1914 году он предложил «третью теорию», согласно которой как испускание, так и поглощение трактуются как непрерывные процессы, а квантовые эффекты возникают лишь в результате столкновений материальных частиц. Еще в период дадаизма (это течение прекратило свое существование к 1922 году) Эрнст изобрел особый способ рисования на холсте или бумаге, под которую подкладывался кусок дерева, обладающий ярко выраженной фактурой и при нажиме эта органическая структура древесины проступала на плоскости изображения. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов.
С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Изображены также поэты и писатели — Поль Элюар, Луи Арагон, Филипп Супо, Бенжамен Пере. Некоторое время престарелый физик оставался почётным президентом Общества кайзера Вильгельма, которое вскоре с согласия учёного было переименовано в Общество Макса Планка (первым его президентом стал Отто Ган)59.
Книга была встречена с интересом, однако была удостоена лишь второй премии, в то время как первая вообще не была вручена никому из участников конкурса. Последний написал много стихотворений и критических эссе, посвященных Эрнсту.
В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Он дружил с поэтом Иоганном Кулеманном, художниками Августом Маке, Паулем Адольфом Зеехаусом, Генрихом Кампендонком, психологом Карлом Оттеном. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Эрнст любил находить старинные гравюры и наклеивать их фрагменты в свои картины, соединяя с нарисованными фигурами и предметами. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной.
С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). В книге «Принцип сохранения энергии» (1887), сыгравшей значительную роль в развитии представлений об этом фундаментальном законе природы, Планк подробно рассмотрел историю возникновения этого закона, проанализировал вклад учёных прошлого (начиная от Стевина и заканчивая Гельмгольцем) в понимание роли концепции сохранения энергии в науке62. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». В том же году Оскар Домингес представил новый метод — декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Планк выступил в защиту атомистики, отвергавшейся Махом, высказал убеждённость в объективном существовании окружающего мира (а не только ощущений) и подверг критике «принцип экономии мышления» играющий основополагающую роль в философии Маха166.
Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын15. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. Поскольку в Мюнхене не было кафедры теоретической физики, он начал посещать занятия математиков Людвига Зейделя и Густава Бауэра (Gustav Bauer), у которых, как он признавал позже, многому научился14. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Трио встретилось в Сайгоне.
В том же салоне была выставлена «La belle jardinire», купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Пятая сестра, Мари, умерла в возрасте шести лет. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили.
Они встретились в Дюссельдорфе. Это позволило его ученику Максу фон Лауэ позже назвать Планка «самоучкой». Таким образом, подчёркивает Планк, «принцип суперпозиции играет во всей физике чрезвычайно важную роль без него все явления смешались бы друг с другом и абсолютно невозможно было бы установить зависимость отдельных явлений друг от друга ибо если каждое действие нарушается другим, то, естественно, прекращается возможность познать причинную связь»63. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Планк подписал опубликованный в октябре 1914 года «Манифест 93-х интеллектуалов», оправдывавший вступление Германии в войну впоследствии он сожалел об этом.
В 1915 году получил повышение до бригадира. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Он видел в войне способ преодоления всех разногласий и объединения нации в единое целое: «Немецкий народ вновь обрёл себя». В серии работ «О принципе возрастания энтропии» Планк применил второе начало термодинамики в своей формулировке к описанию термодинамических свойств разведённых растворов и определил условия, налагаемые на концентрации растворённых веществ, чтобы при данных температуре и давлении в системе наступило химическое равновесие. Тогда же он совершил поездку в Париж. Однако, в отличие от Больцмана, трактовка Планком принципа возрастания энтропии как совершенного, детерминистского (а не статистического) закона оставалась поначалу неизменной.
Среди последних Макс Абрагам (1897), Макс фон Лауэ (1903), Мориц Шлик (1904), Вальтер Мейснер (1906), Фриц Райхе (нем. Fritz Reiche 1907), Эрнст Ламла (нем. Ernst Lamla 1912), Вальтер Шоттки (1912), Вальтер Боте (1914)154. Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст (художник-сюрреалист). Эйнштейн так и не простил Планка за его отказ публично выступить против творившихся несправедливостей (в 1933 году прекратилась их переписка) и даже Лауэ критиковал своего учителя за то, что тот не проявил большего «упрямства»54. Много усилий Планк затратил на то, чтобы предотвратить «чистки» в Прусской академии наук, не допустить исключения из неё иностранных членов и избежать полного разрыва отношений с научными обществами вражеских стран37.
Это достижение положило начало развитию квантовой физики, разработкой различных аспектов которой он занимался в последующие годы («вторая теория» Планка, проблема структуры фазового пространства, статистическая механика квантовых систем и так далее). Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Поскольку преподавательские обязанности не отнимали у него много времени, он мог полностью сконцентрироваться на научной работе. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Каникулы художник провел в Порнике, на Бретанском берегу.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В качестве живописного образа, Loplop появится в работах Эрнста немного позже. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. Тем не менее, желая смягчить ситуацию, Планк выступил с заявлением, в котором напомнил о значении работ Эйнштейна для развития физики, однако при этом выразил сожаление, что «Эйнштейн своим собственным политическим поведением сделал своё присутствие в академии невозможным». Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии.
Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти. (1891-1976), немецкий и французский художник. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид.
Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева.
Лишь к 1914 году работы Альберта Эйнштейна и Мариана Смолуховского по теории броуновского движения окончательно убедили Планка в существовании флуктуаций и, как следствие, в справедливости статистического понимания второго начала термодинамики74. Для Планка это событие стало поводом переоценить своё отношение к сыну, который не мог найти себя в жизни и не смог оправдать надежд, возлагавшихся на него отцом учёный с горечью писал по этому поводу: «Без войны я бы никогда не узнал его ценность, а сейчас, когда я знаю её, я должен потерять его». Эта активизация была во многом обусловлена назначенными на 1 апреля перевыборами президента Общества кайзера Вильгельма, которое, по словам Филиппа Ленарда, с самого начала было «еврейским чудовищем». В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне.
Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В 1915 году получил повышение до бригадира. После второго открытия передвходом появились, как флаг над Рейхстагом в 45-м, плакаты «Дада побеждает» и«Дада размножается».
И в мае 1921 года Эрнст представил своетворчество – картины, коллажи и рисунки – в парижском подвале с выключеннымсветом, где кто-то постоянно материл присутствующих, Бретон зажигал спички, Рибмон-Дессень все время орал «Капает на череп. », будущий писатель-коммунист идруг Советского Союза Арагон мяукал, а Супо и Тцара играли в прятки. Контракт впрочем закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. Перевод с английского Е. Г.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии.
Опираясь на этот принцип, учёный также показал, что из закона сохранения энергии следует ньютоновский закон действия и противодействия. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965). Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения3. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность» прочитанная им в последний год учебы в лицее. Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Впрочем, как отметил много лет спустя сам Планк, «великий американский теоретик Джозайя Уиллард Гиббс опередил меня, ещё раньше сформулировав те же самые положения, частично даже в ещё более общем виде, так что мои труды не увенчались внешним успехом»69. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. Дадаизм (название дада было найдено намеренно случайным образом в раскрытом наугад словаре) был течением, отражавшим настроения интеллигенции времени первой мировой войны. Эти соображения были изложены молодым учёным в его докторской диссертации (1879). В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне.
Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Встреча оказалась знаменательной. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Так, он был не согласен с позицией Эйнштейна, публично заявившего о своём неприятии нацизма и фактически устранился от участия в процедуре лишения Эйнштейна членства в Прусской академии наук.
В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Планк выбрал последнее и в сентябре 1874 года стал студентом Мюнхенского университета. Все персонажи в картине Эрнста помечены цифирками (как это делалось на заказных групповых фотографиях в Германии в 1910-е годы), а слева и справа помещены списки изображенных.
Более того, такое определение энтропии, согласно Планку, можно связать с квантовыми закономерностями, а именно с фиксированной величиной ячейки фазового пространства, что позволяет однозначно вычислить вероятность термодинамического состояния (число микросостояний) и, следовательно, энтропию86. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»26. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14).
Под руководством последнего Планк провёл своё единственное экспериментальное исследование, посвящённое проницаемости нагретой платины для газов, в частности водорода.
В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства, она вероятнее всего была уничтожена21. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Об истории успеха ярких и неординарных людей. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont».
В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. Открытое выступление против Маха состоялось в декабре 1908 года в докладе «Единство физической картины мира» (Die Einhalt des physikalischen Weltbildes), прочитанном в Лейденском университете. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19.
Художественные средства дадаистов сближают их с другими течениями двадцатого столетия. Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США.
В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства, она вероятнее всего была уничтожена25. Вскоре будущий учёный познакомился с трудами Рудольфа Клаузиуса по теории теплоты и был так впечатлён, что решил заняться термодинамикой15. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное» позже превращенная в «Голова человека заинтригованного полетом неевклидовской мухи». В том же году Эрнст переехал в Париж.
Брак, впрочем, вскоре распался. У них был один общий ребёнок Герман (Hermann, 1911—1954)2930. Потерпев это поражение, Планк, однако, никогда открыто не выступал против нацистского режима и старался по мере сил поддерживать с ним мирные отношения. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Уже с весны 1915 года Планк высказывался против усиления ненависти между народами и за восстановление прежних международных связей, а в начале 1916 года передал через Лоренца открытое письмо коллегам из стран Антанты, в котором объявлял «Манифест 93-х» результатом всплеска патриотизма в первые недели войны, отказался защищать все действия немецких военных в ходе войны и писал, что «существуют области интеллектуальной и нравственной жизни, которые лежат за пределами борьбы наций» и в которых возможно плодотворное сотрудничество граждан разных стран.
После опытов Франка— Герца она была отвергнута автором. За ней в апреле 1920 года последовала другая, под названием «Ранняя весна дада» (нем. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»10). Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. В то же период художник начал практиковать новую технику которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Жестоким ударом для престарелого учёного стала смерть его второго сына Эрвина (нем. Erwin Planck), который был близок к группе полковника Штауффенберга и принимал участие в дискуссиях заговорщиков о будущем переустройстве Германии. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж.
Излучение испускаемое абсолютно черным телом, зависит только от его температуры. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг1». В том же году Эрнст принял участие в конкурсе организованном кинофирмой Лёв-Левин. Тем периодом датируется картина «Встреча друзей» (фр.
Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Это был окончательный разрыв с семьей, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением.
Художник большую часть времени оставался на вилле Элюаров, Гала стала его любовницей, завязался mnage trois16. Опираясь на эту теорию, Планк получил для разности потенциалов двух электролитов формулу, которая была экспериментально подтверждена Нернстом7980. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В статье «Новое статистическое определение энтропии» (Eine neue statistische Definition der Entropie, 1925) он дал общую формулировку статистического выражения для энтропии квантовых систем и применил её к случаям системы осцилляторов и одноатомного газа75. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Между 1929 и 1939 годами, в дополнение к масштабным картинам-коллажах и методу фроттажа, Эрнст начинает выпускать книги-коллажи, наиболее известными из которых являются коллаж-романы La Femme 100 ttes и Une Semaine de bont. В своих «Лекциях по термодинамике» (1897) учёный дал строгое доказательство правила фаз для многокомпонентной химической системы, применил его к растворам исследовал ряд частных случаев и классифицировал их в соответствии с числом компонент и числом фаз81. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры.
В марте 1942 года состоялась выставка тридцати его последних картин в «Valentine Gallery», не имевшая впрочем большого успеха, продать удалось всего одну картину. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)22. По словам историка Джона Хейльброна (англ. John L. Heilbron), «они открыто шли на уступки в малых вещах и не протестовали публично против великих несправедливостей»50 Первоочередной задачей для Планка и его коллег, оставшихся в Германии, стало сохранение науки в новых условиях, защита её от окончательного разрушения. Эту монографию он отправил на конкурс работ, объявленный философским факультетом Гёттингенского университета. В частности, он познакомился с Вильгельмом Оствальдом и Сванте Аррениусом последний приезжал к Планку в Киль, чтобы обсудить научные проблемы.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13.
В 1890 году Планк дал термодинамическое обоснование теории диффузии электролитов, предложенной Вальтером Нернстом и основанной на представлении об осмотическом давлении ионов в растворе. Ряд работ Планка посвящён историческим, методологическим и философским аспектам науки. В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей).
Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Он дружил с поэтом Иоганном Кулеманном, художниками Августом Маке, Паулем Адольфом Зеехаусом, Генрихом Кампендонком, психологом Карлом Оттеном. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars».
Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. При этом он показал, что свойства растворов зависят от взаимодействия между молекулами растворителя и растворённого вещества и потому не сводимы к газовым законам вывел из термодинамических соображений закон Рауля о понижении давления пара растворителя при добавлении к нему некоторой доли другого вещества установил соотношение между понижением температуры плавления и скрытой теплотой плавления получил формулу Вант-Гоффа для осмотического давления72. Это случилось 4 октября 1947 года в Гёттингене, где Планк и был похоронен6061. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. В апреле того же года вышел посвященный художнику номер журнала «View».
В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica» — большую картину разделенную на множество отсеков представлявших разные сюжеты. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. Это эрнстово кредо восходит, конечно, кзнаменитой максиме Лотреамона, которую так любили тогда еще несуществующиесюрреалисты – «красота – это случайная встреча швейной машинки и зонтика наоперационном столе». Тёплый приём его творчества среди друзей-дадаистов подал Эрнсту идею, что его место среди них, в Париже.
В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена. Владение стало известно как Холм Козерога. Хитами выставки были следующиеработы: «Антропофильский ленточный глист», «Флюидоскептрик Розвиты изГандерсхайма» Бааргельда и «Оригинальный движущийся рельеф. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Спустя полтора года, в марте 1911 года, учёный женился во второй раз— на племяннице своей первой жены Маргарите фон Хёсслин (Margarete von Hoelin, 1882—1949), дочери известного художника Георга фон Хёсслина (нем. Georg von Hoelin). В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965).
На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии. Сбор денег занял три месяца23. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей.
Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В 1909 поступил на факультет философии в Боннский университет в угоду родителям, которые прочили ему карьеру преподавателя.
В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter» и вызвала агрессию у публики — разъяренные посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont».
В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Школьные учебники и плакаты, почтовые каталоги, становятся основным источником материала. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры.
и др. Война принесла учёному и личную трагедию: в мае 1916 года под Верденом погиб его старший сын Карл. Единственная в группе женщина — Галя, жена поэта Элюара, юная муза, вдохновлявшая поэтов и художников (через несколько лет она стала женой Сальватора Дали).
Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода. Макс Эрнст оказал влияние на формирование абстрактного экспрессионизма в американской живописи. Рисовать Макс начал с пяти лет.
В 1880 году Планк представил работу «Состояния равновесия изотропных тел при различных температурах» (Gleichgewichtszustnde isotroper Krper in verschiedenen Temperaturen) на соискание права работать преподавателем в университете (хабилитация) и получил место приват-доцента, которое занимал на протяжении пяти следующих лет. Встреча оказалась знаменательной. Однако первое приглашение поступило из Высшей лесотехнической школы в Ашаффенбурге (Forstliche Hochschule Aschaffenburg), где освободилась должность преподавателя физики. Эрнст создал свой собственный художественный мир, обладающий только ему присущей поэтикой.
Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Ну, несчитая того, что он в этом смысле почерпнул из уроков папы – тот былсамодеятельным художником и чего-то такое малевал. В 1915 году получил повышение до бригадира.
Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Близкими соседями Планка были известные историки Ганс Дельбрюк и Адольф фон Гарнак. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода.
Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Изобретенная художником техника фротажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений) датируется началом 1920 года. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View».
Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых. В конце года был отпущен при помощи министра внутренних дел Альбера Сарро, которого привлёк Поль Элюар. Эрнст нарисовал обложку к каталогу.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Так, он настоял на назначении Эмиля Варбурга преемником Августа Кундта, скончавшегося в 1894 году, хотя прусское министерство образования пыталось проигнорировать рекомендацию факультета в пользу этой кандидатуры (возможно, по причине еврейского происхождения Варбурга). Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
Начиная с осени 1886 года, Планк написал серию статей под общим названием «О принципе возрастания энтропии» (ber das Princip der Vermehrung der Entropie), в которых применил термодинамические соображения к решению конкретных задач физики и химии. В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты начались гонения против неугодных учёных, многие из них (особенно еврейского происхождения) были вынуждены эмигрировать. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм.
Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Как заявил А. Г. Экстранд, член Шведской королевской академии наук, на церемонии вручения премии, «теория излучения Планка – самая яркая из путеводных звезд современного физического исследования и пройдет, насколько можно судить, еще немало времени, прежде чем иссякнут сокровища, которые были добыты его гением». Мах выступил с ответом (1910), в котором в резких выражениях критиковал взгляды Планка. Интерес к искусству и литературе сблизил учёного с историком Теодором Моммзеном, романистом Адольфом Тоблером и другими представителями гуманитарных кругов24.
Оттянулись, в общем. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Он с радостью согласился, хотя, как признавался впоследствии, этим назначением он был обязан не столько признанию своих научных трудов, сколько протекции отца, чей близкий друг Густав Карстен работал профессором физики и минералогии в Киле.
В октябре 1909 года умерла жена Планка Мария. Преимущества формулировки второго начала термодинамики в терминах энтропии были продемонстрированы учёным в серии из четырёх работ под общим названием «О принципе возрастания энтропии» (ber das Princip der Vermehrung der Entropie, первые три части вышли в 1887, а четвёртая— в 1891 году).
В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16.
Это утверждение получило название третьего начала термодинамики или теоремы Нернста. В мае 1938 года в Берлине был, наконец, открыт Институт физики Общества кайзера Вильгельма (нем. Kaiser-Wilhelm-Institut fr Physik), созданию которого на протяжении многих лет Планк посвящал много усилий. Место было очень уединенным, в отдалении от небольшого городка. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества.
Создавал также скульптуры, напоминающие грозных древних идолов. Он был вынужден переехать к своему другу Карлу Штилю (нем. Carl Still) в имение Рогец под Магдебургом. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов9. Свидетельством этого стал созыв осенью 1911 года первого Сольвеевского конгресса, посвящённого теме «Излучение и кванты».
Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». К таким предположениям он относил и атомизм88. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Им стал Карл Бош, сменивший Планка в 1937 году.
Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Наконец, в последнем, четвёртом, сообщении Планк рассмотрел электрохимические процессы. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Он стал одним из инициаторов учреждения Чрезвычайной ассоциации немецкой науки (нем. Notgemeinschaft der deutschen Wissenschaft), созданной для привлечения финансов из различных источников и впоследствии активно участвовал в распределении средств, осуществлявшемся различными комиссиями этой организации.
Художник в образе Loplop, присутствует в работах Эрнста, в той или иной форме, на протяжении всей жизни. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. В конце концов Гала досталась Полю, они вернулись в Париж в сентябре. Пользуясь своей теорией, Планк в 1887 году показал, что такие свойства растворов, как понижение температуры замерзания, можно объяснить только диссоциацией растворённого вещества.
В 1915 году получил повышение до бригадира. Эрнст создал свой собственный художественный мир, обладающий только ему присущей поэтикой. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. Лейтес.
В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»25. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне.
Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Все сведения удобно систематизированы. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. При приближении немецкой армии тех интернированных лагеря, кому грозила смертельная опасность в случае оккупации, посадили на поезд идущий на юг, на нем оказался и Макс Эрнст. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism».
В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Полным (действительным) профессором он стал в 1892 г. С 1896 г. Планк заинтересовался измерениями, производившимися в Государственном физико-техническом институте в Берлине, а также проблемами теплового излучения тел. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. В начале 1936 года активизировались нападки на Планка со стороны представителей так называемой «арийской физики» учёный объявлялся проводником вредных идей, посредственным исследователем, ставленником «эйнштейновской клики».
По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Принципиальную роль он отводил созданию единой физической картины мира, как отражения в сознании явлений и взаимосвязей окружающего мира и отмечал: « работа исследователя состоит в том, чтобы всё больше приближать его картину мира к реальному миру»161162. Эрнст убедил Элюара не покидать их. Наивность представлений Планка о политике в годы войны отмечали Лауэ и Эйнштейн38. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей.
Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». Применив к проблеме равновесного теплового излучения методы электродинамики и термодинамики, Планк получил закон распределения энергии в спектре совершенно чёрного тела (формула Планка) и обосновал этот закон, введя представление о квантах энергии и кванте действия. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Мать Макса, Эмма Патциг (Emma Patzig, 1821—1914), происходила из пасторской семьи из померанского городка Грайфсвальд567. 22 декабря 1938 года пожилой учёный ушёл и с должности секретаря академии, однако продолжал борьбу, стараясь сохранить за этим научным учреждением остатки самостоятельности55.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. И хотя он не мог одобрить многие нововведения и, например, считал «всеобщее право голосовать (для двадцатилетних. ) фундаментальной ошибкой», он не видел смысла выступать против нового государства и не видел возможности вернуть всё обратно44.
Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. В этом плане его вера была подобна религиозному чувству Эйнштейна. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Кроме того, Планк занимал пост ректора Берлинского университета на 1913/14 учебный год, а также трижды (в 1905—1908 и 1915—1916 годах) избирался президентом Немецкого физического общества. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне.
В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Работы этого периода, главным образом собрание барахла (например Плод многолетнего опыта) и коллажи печатной продукции.
В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Брак, впрочем, вскоре распался. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions).
Тогда же он совершил поездку в Париж. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. ) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars». Изредка их навещали друзья. Другим увлечением Планка с детских лет была музыка: он пел в хоре мальчиков играл на нескольких инструментах (особенно много времени он проводил за роялем) изучал теорию музыки и пробовал сочинять, однако скоро пришёл к выводу, что у него нет таланта композитора.
Излучение испускает смесь частот (в видимом диапазоне частота излучения соответствует цвету). Вошёл в круг сюрреалистов, но вскоре был отлучен Бретоном. Выставки вызвали ажиотаж информация о них дошла до Парижа, Цюриха и Нью-Йорка, начался активный обмен письмами, текстами, работами. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа.
Планк продолжил дискуссию в очередной статье, где отмечал, что «столь формальная теория, как теория Маха, вообще не может дать никакого определённого физического результата— ни правильного, ни неправильного»168 Подвергнув анализу конкретные выводы Маха, касающиеся физических явлений, Планк показал неадекватность представлений оппонента о законах термодинамики и выявил другие ошибки, возникающие вследствие опоры на принцип экономии мышления169. Немецкий учёный также сформулировал два правила, важных для получения новых результатов: в науке «только смелые побеждают» и «для достижения успеха надо ставить цели несколько выше, чем те, которые сейчас могут быть достигнуты»155.
Почему сюда попал Достоевский – незнаю. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина.
Вскоре после поступления в университет Планк по совету отца обратился к профессору Филиппу фон Жолли и рассказал, что хотел бы заниматься теоретической физикой. Тогда же он совершил поездку в Париж. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп.