В 1925 г. вместе с Дж. По мнению Элюара, Эрнст был не просто талантливым, а гениальным. Он отрицает все в целом», – писала Д. Бона. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах».
Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов.
Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Брак, впрочем, вскоре распался. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. В ноябре 1919 года Эрнст и Бааргельд устраивали дадаистскую выставку, на которой кроме работ организаторов и их друга Отто Фрейндлиха представлены работы художников-любителей и резидентов психиатрических лечебниц.
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Это был первый из пяти (по другим данным – трех) браков и многочисленных любовных романов Макса. Тогда же он совершил поездку в Париж. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). То есть попросту срубил дерево.
уходили в сюрреализм, а некоторые – в абстракционизм». Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. Эта картина позже привлекла внимание Джексона Поллока, который спросил у Эрнста, как тот её создал. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом».
Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. Свою принадлежность к сюрреализму художник продемонстрировал, написав в 1922 г. картину «Встреча друзей». Встреча оказалась знаменательной.
В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Макс Эрнст родился в Германии. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars».
В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. «Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику.
Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. Среди друзей их скандальный союз называли «семьей втроем». В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. С ним у Макса не заладилось. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу.
Эрнста интересовало, насколько идентичны механизмы познания культуры в этих двух системах и каким образом сама эта культура передается. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Здесь он, в частности, написал картину «Битва рыб» (1917 г. ). По образным воспоминаниям Эрнста, «редкий образчик верного фантома» Лоплоп начал захаживать к нему «практически с каждодневными визитами». С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
Основным методом сюрреализма стал метод изучения внутреннего мира человека и фиксации подсознательных образов, сновидений, свободных ассоциаций. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги.
Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника».
Дела у любовного треугольника ухудшались и в марте 1924 года Поль Элюар внезапно уехал в Монако, а затем во Вьетнам. В 1915 году получил повышение до бригадира. Все детали в коллажах подобраны необыкновенно тонко и аккуратно, с первого взгляда кажется, что эти работы не собраны из частей, а это просто отдельно сделанный лист гравюры. В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. «Великое искусство Макса Эрнста, занимающее место между существующим миром и обратной стороной вещей, очень мощное, но вызванное темными силами и уже до такой степени расцветшее и такое абсолютное, не могло не пленить Поля Элюара», – писала Д. Бона.
Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг.
Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Постоянно экспериментируя, в 1925 г. Эрнст изобрел технику фроттажа, которая стала «фундаментальным новшеством изобразительного языка авангардистов». Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926).
Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Теперь картины Эрнста регулярно демонстрируются не только в цюрихских, кельнских и берлинских галереях, но и на парижских выставках. Искусство же как мастерство не изучал.
Художник работал над ней в 1933 году в течение трех недель, во время поездки с друзьями в Италию. Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Умер мастер сюрреализма в 1976 г. в Париже, за день до своего восьмидесятипятилетия.
В 1915 году получил повышение до бригадира. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». В 1922 г. художник переехал в «столицу искусства и мысли» Париж. Абсолютно особая техника коллажа, придуманная им, была основана на «случайной встрече двух различных реальностей на неподходящем плане».
Январь 1927 года художник провёл в Межеве, там он создал несколько работ в новой технике граттаж. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Затем к оставшемуся добавлялся рисунок какого-то прибора, неожиданное название – и у зрителя возникали абсолютно новые ассоциации.
«Необычные, оригинальные, ни на что не похожие творения» молодого немца были настолько скандальными и возмутительными, что благодаря им автор быстро приобрел репутацию «индивида строптивого и безрассудного». В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно. Такой путь – от дадаизма к сюрреализму прошел и Макс Эрнст.
Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В 1946 г. молодожены переехали в Седону, расположенную в горах Аризоны. О картинах Макса Эрнста говорят, что «это совсем не то, чем хочется украсить свою гостиную». В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа.
Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Его причудливые беспредметные полотна-фантазии, в которых с «полным размахом господствует абсурд, насмешка, страх», чаще раздражали, чем нравились. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву».
Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. «Мастер сновидений, самый великий породитель галлюцинаций» Макс Эрнст был одним из наиболее отчаянных экспериментаторов-сюрреалистов XX в. Он выражал свой бунт в картинах, настолько попирающих общепринятые нормы, что зрители, глядя на них, зачастую испытывали состояние шока.
С начала 20-х гг. И создает множество абсолютно ни на что не похожих картин изображая историю природы.
Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Вскоре у Луизы, которую он называл Лу или Розой, родился сын Ульрих, которого отец переименовал в Джимми и дал ему прозвище Минимакс (в семье Эрнст очень любили придумывать друг другу имена и прозвища). – с чрезмерно оттопыренными губами.
С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Затем это становилось темой их причудливых произведений. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба.
В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. И фигура королевы напоминает виолончель. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Подобно своим друзьям-дадаистам Полю Элюару и Андре Бретону, он обращается к «более методичному, чем у Дада исследованию бессознательного».
В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont».
Он выражает бешенство и ненависть. Полиция закрыла эту выставку. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Еще он ходил на выставки и смотрел, что делают настоящие художники. Отдаленно эти коллажи напоминают «наклеенные бумажки» кубистов. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна.
С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Нередко она приобретала скандальный характер, намеренно эпатируя публику. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. была написана одна из самых известных картин Эрнста «Весь город» изображающая безлюдный ландшафт, раскинувшийся под огромным солнечным диском. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм.
Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. Но даже в армии Эрнст не прекращал занятий живописью.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Владение стало известно как Холм Козерога. С помощью техники фроттажа Эрнст оформил 34 листа тематической коллекции «История природы» (1925 г. ), в которой соединил описания органических и неорганических веществ и тел. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Отдачей пушки ему ранило голову и правую руку и симпатизировавший ему лейтенант перевёл его к картографам, где Эрнст имел возможность рисовать. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В 1939 художник был интернирован во Франции как немецкий подданный. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне.
Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). Он дружил с поэтом Иоганном Кулеманном, художниками Августом Маке, Паулем Адольфом Зеехаусом, Генрихом Кампендонком, психологом Карлом Оттеном.
Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Череда арестов и освобождений продолжалась до 1941 г., пока Эрнст не эмигрировал в США.
В начале 1910 гг. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В 1935-1936 гг.
В 1922 г. друзья выпустили сборник странных совместно написанных стихотворений «Несчастья Бессмертных» и это событие еще более скрепило их дружбу. У него нет ни к чему уважения: ни к войне, ни к жизни, ни к мужчине, ни к женщине. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. Официальной датой появления сюрреализма в живописи считается 1924 год и у истоков его стоял Макс Эрнст. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. В заключительной картине этой серии «Ева, единственная, оставшаяся с нами» художник применил еще одну разработанную им технику граттажа: он наносил на холст густой слой краски, а потом несколько раз его соскабливал.
В Боннском универе он изучал философию, психологию и историю искусств. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. В последней части объединены еще три дня недели. С 1909 г. Макс Эрнст серьезно занялся живописью, в которой его привлекли «безграничные горизонты возможностей и смыслов». В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них— «День рождения» Доротеи Таннинг.
Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Первая американская выставка работ Эрнста прошла в Нью-Йорке в 1932 году. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. К слову об отношениях с отцом. Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
В результате этого скандала отец отрекся от Макса и лишил его наследства. Тогда же он совершил поездку в Париж. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Художник большую часть времени оставался на вилле Элюаров, Гала стала его любовницей, завязался mnage trois.
В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии.
Однако беззаботность этого человека была лишь видимостью и, вероятнее всего, за маской «веселого малого» где-то глубоко внутри художник скрывал сложные противоречивые чувства, «интриги и раны». А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В 1915 году получил повышение до бригадира. Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням».
Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». Это было своего рода подведение итогов его техник и тем.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу.
Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. Тогда же он совершил поездку в Париж. В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного.
Так, картина «Слон Салеб» представляла фантастическое видение в пустыне. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Все больший отпечаток на произведения художника накладывает ощущение приближающейся войны («Ангел над домом», 1936 г. «Европа после дождя-2», 1940-1942 гг. ).
Это картины: «Ловушка для самолетов» с разрушенной техникой, которую быстро скрывает буйная растительность, «Радости жизни» маленьких существ богомолов, живущих в зарослях фантастического леса. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма». С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Однако вскоре он почувствовал недостаток теоретических знаний и стал посещать университетские лекции по искусству. Особенно «прославилась» кельнская выставка 1920 г., среди инициаторов которой был и Эрнст. Встреча оказалась знаменательной.
Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15.
«Дадаизм мечет громы и молнии. Сам художник утверждал, что в процессе работы над фроттажами он стремился довести себя до состояния галлюцинаций, чтобы «на основе случайных линий вообразить фантастические пейзажи». Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Признанный лидер и идеолог движения Тристан Тцара «не перестает петь дифирамбы» молодому художнику.
Даже любовная связь Макса Эрнста с Талой, женой человека, которого он называл своим братом и «вторым «я», не стала причиной их раздора. В 1930 г. в творчестве художника появляется один из самых любопытных персонажей его картин – «Птичий начальник по имени Лоплоп». В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов.
Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне.
В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства, она вероятнее всего была уничтожена. В 1909 поступил на факультет философии в Боннский университет в угоду родителям, которые прочили ему карьеру преподавателя. В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Макс Эрнст оказал влияние на формирование абстрактного экспрессионизма в американской живописи.
В начале 40-х гг. Искусство для него – игра, а не обязанность», – писала о живописце Доминик Бона. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США.
Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. Использовал художник и другие автоматические техники: брызгал на полотно краской (эта придуманная Эрнстом процедура получила название «дриппинг») или же клал две только что написанные картины одну на другую, в результате чего получал новые неожиданные изображения на обоих холстах. Сбор денег занял три месяца27.
Сбор денег занял три месяца. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Разница лишь в том, что Брак и Пикассо использовали вырезки из бумаги как дополнения к картине, а Эрнст – «в качестве материала». В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма».
Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Он ходил в музей и делал там копии.
Фантастический мир, созданный Эрнстом, объединяет все его коллажи, то есть общий дух перетекает из одной серии в другую. В том же 1919 Макс Эрнст создал свои первые коллажи. И решил эту проблему с помощью топора.
Брак, впрочем, вскоре распался. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Дадаизм, который, в общем-то, «ни в социальном, ни в художественном смысле не представлял собой сколько-нибудь программного и. целостного течения», прекратил свое существование еще в 1921 г. По словам М. Хозиева, автора книги «Сюрреализм в искусстве», «это была та «пустота», то «ничто», пройдя сквозь которые, художники. появляются первые коллажи художника, которые сам автор называл «почтовыми открытками». «Хотя «Эрнст» по-немецки означает «серьезный», «важный», он – полная тому противоположность: улыбчивый, непринужденный, с радостным настроением. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
Кредо «ниспровергающего движения» дадаистов («дада» на языке французской детворы означает «маленькая деревянная лошадка») выражал лозунг «Ни во что не верить». В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» Стобезголовая женщина (1929), состоящий из 149 композиций. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Отрицает все ценности. Во многом благодаря Пегги эмигрант Эрнст вошел в первые ряды американских «соблазнителей авангарда».
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). эта пара вовсю задавала тон «нью-йоркской арт-сцене». Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
«Уже в школе само звучание слов «долг», «обязанность» вселяло в меня ужас и отвращение, – вспоминал художник. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Задорный игривый, шаловливый – это человек, которому легко жить.
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир.
Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Например, человек с львиной головой вписывается в иллюстрацию совершенно органично и не сразу закрадывается ощущение, что что-то в сюжете не так. В это же время Эрнст выставляет свои работы в первом немецком Осеннем салоне, организованном в Берлине, а также принимает участие в выставках «прирейнских экспрессионистов», проходивших в Бонне и Кельне. С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей.
Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. Был основан журнал «Сюрреалистская революция». Однако благодаря ходатайству Элюара вскоре он был отпущен на свободу.
«Его коллажи не украшение, они сами являются картиной», – считала Д. Бона. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. По словам Т. Тцары, метод, который изобрел Эрнст, состоял в том, «чтобы наклеить на холст картинки изначально не имеющие никакой связи между собой, но, совмещенные друг с другом, они в конце концов приобретают какой-то смысл, сходство с чем-то». Благодаря своим знаменитым «романам-коллажам», в которых художник «рационально «упаковывал» артистические галлюцинации в четкие и ясные формы», он получил титул «Мастер изобразительной алхимии».
он становится членом общества «Молодой Рейн», куда входили Й. Куллеман, К. Оттен и другие художники. В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования. Более того, приехав в Париж, Эрнст жил с семьей Элюаров под одной крышей, в «муках, причиняемых любовью и дружбой». Брак, впрочем, вскоре распался. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов.
Они встретились в Дюссельдорфе. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия— от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». В среде дадаистов это считалось наивысшей оценкой. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В 1933 г. Макс Эрнст был включен национал-социалистами в «черный» список, а в начале Второй мировой войны интернирован французскими властями как «представитель враждебной державы».
Трудно поверить, что эти причудливые полотна, в которых «непросто понять, где мир реальный, где безумие», написал «миролюбивый и милый художник с глазами цвета лазури». Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Они встретились в Дюссельдорфе.
В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. В результате «соавторства с Лоплопом» было рождено множество образов и портретов Эрнста-птицы («Лоплоп представляет Лоплопа», 1931 г. «Лоплоп, верховная птица», 1927 г. ).
Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). С детства нетерпимый ко «всякой регламентации жизни», он ненавидел школьные порядки. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре.
На границе их владений Максом был возведен из бетона еще один хранитель домашнего очага, знаменитый «Козерог». В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. А для молодого немца одаренный французский поэт стал первым, кто по-настоящему «смог понять его живопись и принять его протест».
Филипп Эрнст фанатично следовал канонам и не терпел, когда что-то шло вразрез с его задумкой. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем.
В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. Еще более зависимая от случая, чем коллаж, эта техника состояла в том, что на лист бумаги переводилась текстура какой-либо рельефной поверхности (куска холста, листьев и т. д. ). К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын.
«По ту сторону добра и зла». Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году.