Макс Эрнст (нем. Max Ernst, 2 апреля 1891, Брюль, Германия— 1 апреля 1976, Париж)— немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века. Биография Макса Эрнста как художника отмечена благодаря его причудливым, сказочным пейзажам, а также другим работам, в которых выразилось его аллегорическое воображение. Макс Эрнст (1891 г. -1976 г. ) — один из художников, сильно повлиявших на развитие такой техники как коллаж.
Внук Макса Эрнста Эрик и его внучка Эми – и художники и писатели. Но не менее значимой фигурой в данном направлении искусства является немецкий художник Макс Эрнст. Макс Эрнст никогда не был самонадеянным художником и, как признавался он сам, нетронутый лист бумаги вызывал у него комплекс целомудрия. Макс Эрнст (нем. Max Ernst 2 апреля 1891, Брюль, Германская империя— 1 апреля 1976, Париж)— немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века.
«Великое искусство Макса Эрнста, занимающее место между существующим миром и обратной стороной вещей, очень мощное, но вызванное темными силами и уже до такой степени расцветшее и такое абсолютное, не могло не пленить Поля Элюара», – писала Д. Бона. В 1948 написал и опубликовал свою книгу «За пределами живописи». Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. И то, что никогда не был в этом деле школяром – считал своим преимуществом).
Еще он ходил на выставки и смотрел, что делают настоящие художники. Брак, впрочем, вскоре распался. Живописью Эрнст серьезно занялся в 1909 году. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме «».
Жюри выбрало Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио24. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры.
В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Пятая сестра, Мари, умерла в возрасте шести лет. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. А также граттаж – процарапывание материала и заливание тушью образовавшихся впадин.
В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. То есть попросту срубил дерево.
В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. В сентябре 1939 внезапное начало Второй мировой войны заставило Эрнста быть интернированным как «нежелательный иностранец» в Кэмпе де Милле, под Экс-ан-Провансом, наряду с поддерживающим сюрреалистом, Хансом Беллмером, который недавно эмигрировал в Париж. Хитами выставки были следующиеработы: «Антропофильский ленточный глист», «Флюидоскептрик Розвиты изГандерсхайма» Бааргельда и «Оригинальный движущийся рельеф.
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка.
Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву». Выставки вызвали ажиотаж информация о них дошла до Парижа, Цюриха и Нью-Йорка, начался активный обмен письмами, текстами, работами.
Изредка их навещали друзья. С ним у Макса не заладилось. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26.
Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Многие свои работы Эрнст повторяет в разных техниках. Выставка имела большой резонанс, заметки о ней появились во многих журналах, её посетили различные представители парижской интеллигенции, но никакой личной выгоды художнику она не принесла.
) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars». В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. По возвращении в Париж художник получил контракт у и в 1925 году снял студию «» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. Трудно поверить, что эти причудливые полотна, в которых «непросто понять, где мир реальный, где безумие», написал «миролюбивый и милый художник с глазами цвета лазури». Эрнст изобрел фроттаж – перевод рельефа на бумагу твердым или мягким красящим пигментом.
Нередко она приобретала скандальный характер, намеренно эпатируя публику. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Еще он ходил на выставки исмотрел, что делают настоящие художники.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В 1939 художник был интернирован во Франции как немецкий подданный. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View».
Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой. В 1938 Пегги Гуггенхайм купила значительную часть работ Эрнста и выставила их в своем музее в Лондоне. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Это же повторилось и через год, на второй, последней выставке дадаистов.
Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Рисовать Макс начал с пяти лет. В 1925 году Эрнст разработал новый живописный прием, получивший название «фроттаж», то есть «натирка». Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р.
Лучшими образцами подобных композиций служат «Царь Эдип» (1922, частное собрание), «Качающаяся женщина» (1923, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф), «Двое детей подвергаются угрозам соловья» (1924, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). «Уже в школе само звучание слов «долг», «обязанность» вселяло в меня ужас и отвращение, – вспоминал художник.
Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Елуард купил две из картин Эрнста (Целебес и Эдипа Рекса) и выбрал шесть коллажей, чтобы иллюстрировать его сборник стихов Rptitions.
У Макса был брат Карл и сестры Эмили, Луиза, Элизабет и Лони. Полиция закрыла эту выставку. Причудливые мотивы художник преображал в первобытные пейзажи, населяя их необычайными существами, напоминающими насекомых и морских обитателей. «Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. Брак, впрочем, вскоре распался.
Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. Дружески настроенный искренне любезный и простой, художник настолько не принимал себя всерьез, что казался даже развязным.
Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. Эрнст нарисовал обложку к каталогу.
Отрицает все ценности. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года неподалеку от Кельна, в Брюле. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето.
Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Макс Эрнст умер 1 апреля 1976 в Париже. В 1935-1936 гг. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке.
В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена. Затем это становилось темой их причудливых произведений. В 1915 году получил повышение до бригадира. В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Он дружил с поэтом, художниками Августом Маке,, Генрихом Кампендонком, психологом.
Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926). Затем он был переведён в лагерь для интернированных в (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. Так была зафиксирована галлюцинация. Полотна Эрнста этого периода становятся поистине завораживающими. Его работы не привлекли внимание критиков, но получили тёплые отзывы от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций.
Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont».
В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын15. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Вскоре у Луизы, которую он называл Лу или Розой, родился сын Ульрих, которого отец переименовал в Джимми и дал ему прозвище Минимакс (в семье Эрнст очень любили придумывать друг другу имена и прозвища). Символически воспринимаются его работы Бракосочетание неба и земли (1962) и Памятник птице, над которой он работал в 1928-1969 годах.
«Мастер сновидений, самый великий породитель галлюцинаций» Макс Эрнст был одним из наиболее отчаянных экспериментаторов-сюрреалистов XX в. Он выражал свой бунт в картинах, настолько попирающих общепринятые нормы, что зрители, глядя на них, зачастую испытывали состояние шока. Это апокалипсис старой Европы. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. 1 апреля 1976 года Макс Эрнст (Max Ernst) скончался. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Как заявил А. Г. Экстранд, член Шведской королевской академии наук, на церемонии вручения премии, «теория излучения Планка – самая яркая из путеводных звезд современного физического исследования и пройдет, насколько можно судить, еще немало времени, прежде чем иссякнут сокровища, которые были добыты его гением».
Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Эрнст и Гуггенхайм прибыли в Соединенные Штаты в 1941 и были женаты в следующем году. В 1922 г. друзья выпустили сборник странных совместно написанных стихотворений «Несчастья Бессмертных» и это событие еще более скрепило их дружбу. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Это эрнстово кредо восходит, конечно, кзнаменитой максиме Лотреамона, которую так любили тогда еще несуществующиесюрреалисты – «красота – это случайная встреча швейной машинки и зонтика наоперационном столе». В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism».
Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов9. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом». В том же году Макс Эрнст женился на, они сняли дом в Мёдоне. Сбор денег занял три месяца. В Боннском универе он изучал философию, психологию и историю искусств.
Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы11. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Эрнст получил главный приз за оформление Биенале в Венеции в 1954, а в 1975 музей Соломона Р. Гуггенхайма представил практически полную ретроспективу работ художника. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи».
В 1924 он резко уехал, сначала для Монако и затем для Сайгона, Вьетнам. Реальные элементы здесь свободно объединяются с нереальными. Наряду с другими художниками и друзьями (Марсель Дюшан и Марк Шагал), кто сбежал из войны и жил в Нью-Йорке, Эрнст помог вдохновить развитие Абстрактного экспрессионизма. Далее мастер тщательно прорисовывал контуры и некоторые детали, что закрепляло эту «движущуюся галлюцинацию».
В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В результате «соавторства с Лоплопом» было рождено множество образов и портретов Эрнста-птицы («Лоплоп представляет Лоплопа», 1931 г. «Лоплоп, верховная птица», 1927 г. ). В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева.
«Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями.
НЕСМОТРЯ НА УЧАСТИЕ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ, ЭРНСТ ПРОДОЛЖАЛ ПИСАТЬ КАРТИНЫ И ДАЖЕ СМОГ УСТРОИТЬ ВЫСТАВКУ СВОИХ РАБОТ В БЕРЛИНЕ В 1916 ГОДУ. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. В 1913 ГОДУ ЭРНСТ ПРЕДПРИНЯЛ ПОЕЗДКУ В ПАРИЖ.
Эрнст развил восхищение птицами, которое было распространено в его работе. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Тенистые леса и скалистые ущелья, мрачные гроты и громадные раковины наполняются тайной жизнью: там обитают фантастические существа («Нимфа Эхо», 1936 «Песнь сумерек», 1938, обе — Музей современного искусства, Нью-Йорк).
К слову об отношениях с отцом. В начале 40-х гг. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». уходили в сюрреализм, а некоторые – в абстракционизм». Первый из них, «грязь», автор связывает со львом.
В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. Тогда же он совершил поездку в Париж.
В 1909 Эрнст зарегистрировался в Боннском университете изучив философию историю искусств, литературу, психологию и психиатрию. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. Там он экспериментирует с положением и сочетанием предметов в пространстве. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
Эрнст начал делать скульптуру в 1934 и проведенное время с Альберто Джакометти. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения3. Основой для его работ в основном служили ксилографические иллюстрации к французской популярной литературе, которые в изобилии встречались в книгах и журналах конца XIX века. В 1919 году художник познакомился с и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
Абсолютно особая техника коллажа, придуманная им, была основана на «случайной встрече двух различных реальностей на неподходящем плане». У него нет ни к чему уважения: ни к войне, ни к жизни, ни к мужчине, ни к женщине. Он отрицает все в целом», – писала Д. Бона. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами.
Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
Макс Эрнст родился 2 апреля 1891. В это же время Эрнст выставляет свои работы в первом немецком Осеннем салоне, организованном в Берлине, а также принимает участие в выставках «прирейнских экспрессионистов», проходивших в Бонне и Кельне. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина.
Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Макс Эрнст родился в католической семье в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891 года. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
Он ходил в музей и делал там копии. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Подобный эффект был особенно интересен своей непредсказуемостью. Встреча оказалась знаменательной. Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «» (фр. A lintrieur de la vue). Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне.
В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View».
Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст (художник-сюрреалист). Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов.
У Макса было шестеро братьев и сестра. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева.
В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Художник большую часть времени оставался на вилле Элюаров, Гала стала его любовницей, завязался mnage trois. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. была написана одна из самых известных картин Эрнста «Весь город» изображающая безлюдный ландшафт, раскинувшийся под огромным солнечным диском.
Эрнст Макс (1891-1976) – немецкий и французский художник, график, скульптор. Благодаря своим знаменитым «романам-коллажам», в которых художник «рационально «упаковывал» артистические галлюцинации в четкие и ясные формы», он получил титул «Мастер изобразительной алхимии». К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. В 1925 г. вместе с Дж.
В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «». Они встретились в Дюссельдорфе. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. «Его коллажи не украшение, они сами являются картиной», – считала Д. Бона.
Директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр получил для Эрнста документы о предоставлению тому убежища в США. Родители не понимали Макса и он вынужден был порвать с ними. По окончании войны Эрнст жил в Кёльне. Брак впрочем вскоре распался.
Умер мастер сюрреализма в 1976 г. в Париже, за день до своего восьмидесятипятилетия. В заключительной картине этой серии «Ева, единственная, оставшаяся с нами» художник применил еще одну разработанную им технику граттажа: он наносил на холст густой слой краски, а потом несколько раз его соскабливал. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне.
В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В 1933 году национал-социалисты включили Эрнста в черный список. Брак, впрочем, вскоре распался. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре.
Все сведения удобно систематизированы. В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж.
появляются первые коллажи художника, которые сам автор называл «почтовыми открытками». Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем, художник-сюрреалист. Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965).
В 1926 году Эрнст вместе с Хоаном Миро выполнил декорации к балету Ромео и Джульетта. Получались интересные абстракции, большинство из которых пронизаны чувством острой иронии. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину.
В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. В среде дадаистов это считалось наивысшей оценкой. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont».
В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем.
Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. В 1946 г. молодожены переехали в Седону, расположенную в горах Аризоны. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Дела у любовного треугольника ухудшались и в марте 1924 года Поль Элюар внезапно уехал в Монако, а затем во Вьетнам. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур.
Здесь он, в частности, написал картину «Битва рыб» (1917 г. ). Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом12. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа.
Оттянулись, в общем. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Они встретились в Дюссельдорфе. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной.
Сбор денег занял три месяца. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). В 1933 г. Макс Эрнст был включен национал-социалистами в «черный» список, а в начале Второй мировой войны интернирован французскими властями как «представитель враждебной державы».
В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. В 1937 году в специальном номере журнала «» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа14.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. эта пара вовсю задавала тон «нью-йоркской арт-сцене». Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году.
Его альтер эго в картинах, которые он назвал Loplop, было птицей. Единственная в группе женщина — Галя, жена поэта Элюара, юная муза, вдохновлявшая поэтов и художников (через несколько лет она стала женой Сальватора Дали). Среди друзей их скандальный союз называли «семьей втроем». После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. По мнению Элюара, Эрнст был не просто талантливым, а гениальным.
С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Дж.
В 1914 Эрнст встретил Ханса Арпа в Кельне. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В 1952 он попал в псевдо «Коллеж патафизики».
Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
Напротив, он предаётся занятиям, расцениваемым его профессорами пустыми из которых самое важное— живопись9». В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир.
В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Дадаизм, который, в общем-то, «ни в социальном, ни в художественном смысле не представлял собой сколько-нибудь программного и. целостного течения», прекратил свое существование еще в 1921 г. По словам М. Хозиева, автора книги «Сюрреализм в искусстве», «это была та «пустота», то «ничто», пройдя сквозь которые, художники. В 1915 году получил повышение до бригадира. Это был первый из пяти (по другим данным – трех) браков и многочисленных любовных романов Макса. Эрнст был призван и служил и на Западном и на Восточном фронте.
В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно. В 2005, «Макс Эрнст: Ретроспектива» открылась в Музее искусств Метрополитен и включенных работах, таких как Целебес (1921), Император Ubu (1923) и Фирезид Анджел (1937), который является одной из нескольких окончательно политических частей и снабжен субтитрами Триумф сюрреализма изображающего неистовое похожее на птичку существо, которое символизирует волну фашизма, который окутал Европу. Свою принадлежность к сюрреализму художник продемонстрировал, написав в 1922 г. картину «Встреча друзей». По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
(колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Сам художник утверждал, что в процессе работы над фроттажами он стремился довести себя до состояния галлюцинаций, чтобы «на основе случайных линий вообразить фантастические пейзажи». В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Он жил в Нью-Йорке, где познакомился с представителями американского авангарда, познакомил их с некоторыми из своих оригинальных приемов. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
Постоянно экспериментируя, в 1925 г. Эрнст изобрел технику фроттажа, которая стала «фундаментальным новшеством изобразительного языка авангардистов». Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965).
Макс участвовал в Первой Мировой войне, на стороне германских войск. С детства нетерпимый ко «всякой регламентации жизни», он ненавидел школьные порядки. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг1».
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. «По ту сторону добра и зла». С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним – Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) – немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма. ), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга».
Фроттаж стал излюбленным методом Эрнста и в живописных полотнах. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Они встретились в Дюссельдорфе. По образным воспоминаниям Эрнста, «редкий образчик верного фантома» Лоплоп начал захаживать к нему «практически с каждодневными визитами». Страх перед возвратом начала земного времени звучит и в работе «Глаз тишины» (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис).
В 1940–1941 годах Эрнст написал полотно «Европа после дождя» (Уэдсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут). После второго открытия передвходом появились, как флаг над Рейхстагом в 45-м, плакаты «Дада побеждает» и«Дада размножается». Считается, что именно после встречи с этим художником Эрнст окончательно утвердился в своем решении посвятить себя живописи. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Задорный игривый, шаловливый – это человек, которому легко жить. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
Он также проиллюстрировал сборник поэм. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин.
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. В 1925 Эрнст основал студию в 22, рута Tourlaque. Еще более зависимая от случая, чем коллаж, эта техника состояла в том, что на лист бумаги переводилась текстура какой-либо рельефной поверхности (куска холста, листьев и т. д. ). В 1906 году, в ночь, когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай. Эрнст нарисовал обложку к каталогу.
Подобно своим друзьям-дадаистам Полю Элюару и Андре Бретону, он обращается к «более методичному, чем у Дада исследованию бессознательного». В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. В 1937 встретился с Леонорой Каррингтон, несколько лет они прожили вместе. Эрнст был демобилизован в 1918 и возвратился в Кельн. Полным (действительным) профессором он стал в 1892 г. С 1896 г. Планк заинтересовался измерениями, производившимися в Государственном физико-техническом институте в Берлине, а также проблемами теплового излучения тел. В этот период художник исполнил множество работ в технике коллажа.
В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. Искусство же как мастерство не изучал.
Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала.
Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса. У Макса было шестеро братьев и сестра. Выставка открылась в мае 1921, открытие сопровождалось большим представлением дадаистов, каталог вышел с предисловием Бретона. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца.
Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике vernis mou. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. В 1923 luards переехал в новый дом в Обонне под Парижем, где Эрнст нарисовал многочисленные фрески.
В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии. Вошёл в круг сюрреалистов, но вскоре был отлучен Бретоном. Череда арестов и освобождений продолжалась до 1941 г., пока Эрнст не эмигрировал в США. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism».
Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста27. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Владение стало известно как Холм Козерога. Макс Эрнст родился в Германии. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым.
С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». В 1915 году получил повышение до бригадира.
Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг. Особенно «прославилась» кельнская выставка 1920 г., среди инициаторов которой был и Эрнст.
Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»10). Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. В 1915 году получил повышение до бригадира. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «» (фр. Au rendez-vous des amis).
Такой путь – от дадаизма к сюрреализму прошел и Макс Эрнст. он становится членом общества «Молодой Рейн», куда входили Й. Куллеман, К. Оттен и другие художники. В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования. Более того, приехав в Париж, Эрнст жил с семьей Элюаров под одной крышей, в «муках, причиняемых любовью и дружбой». «Необычные, оригинальные, ни на что не похожие творения» молодого немца были настолько скандальными и возмутительными, что благодаря им автор быстро приобрел репутацию «индивида строптивого и безрассудного». Он скоро женился на студенте истории искусств, которого он встретил в 1914.
Весной 1918 года он был произведён в лейтенанты, а в октябре, незадолго до окончания войны, он женился на историке искусств Луизе Штраус, с которой познакомился в 1914 году12. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. «Дадаизм мечет громы и молнии. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре.
Встреча оказалась знаменательной. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Однако беззаботность этого человека была лишь видимостью и, вероятнее всего, за маской «веселого малого» где-то глубоко внутри художник скрывал сложные противоречивые чувства, «интриги и раны». По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue». Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Традицией стало также брать себе новое тематическое имя: Дадамакс Эрнст, Минимакс Дадамакс ит. д. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили.
Тогда же он совершил поездку в Париж. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. Макс Эрнст оказал влияние на формирование абстрактного экспрессионизма в американской живописи. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа.
Будучи сам самоучкой в изобразительном искусстве, Макс Эрнст очень симпатизировал этому известному астроному-самоучке, самоотверженно любившему своё дело. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга».
Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В 1922, неспособный обеспечить необходимые бумаги, Эрнст вошел во Францию незаконно и приспособился к mnage trois с Елуардом и его женой Галой в Парижском пригородном Святом-Brice, оставив позади его жену и сына. В результате этого скандала отец отрекся от Макса и лишил его наследства. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур.
Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis).
Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). Этот астроном Х1Х века, не получив систематического образования, смог с помощью примитивной аппаратуры открыть более десятка новых комет и несколько малых планет. Эта картина позже привлекла внимание Джексона Поллока, который спросил у Эрнста, как тот её создал. Рисовать Макс начал с пяти лет. В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти.
Представитель сюрреализма и дадаизма. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии.
Признанный лидер и идеолог движения Тристан Тцара «не перестает петь дифирамбы» молодому художнику. В начале 1910 гг. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Эрнст Макс (Max Ernst) – французский, немецкий художник.
Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Сбор денег занял три месяца27. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». После краткого времени вместе в Сайгоне, трио решило, что Праздничный останется с Полом. И в мае 1921 года Эрнст представил своетворчество – картины, коллажи и рисунки – в парижском подвале с выключеннымсветом, где кто-то постоянно материл присутствующих, Бретон зажигал спички, Рибмон-Дессень все время орал «Капает на череп. », будущий писатель-коммунист идруг Советского Союза Арагон мяукал, а Супо и Тцара играли в прятки. А для молодого немца одаренный французский поэт стал первым, кто по-настоящему «смог понять его живопись и принять его протест». В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В 1930 г. в творчестве художника появляется один из самых любопытных персонажей его картин – «Птичий начальник по имени Лоплоп». В 1921 В ПАРИЖЕ ПРОШЛА ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА РАБОТ ЭРНСТА. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. В 1912 году большое впечатление на него произвели выставки Зондербунд и футуристов.
Тот же самый год его работы был показан в Salon des Indpendants. Сбор денег занял три месяца23. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом». По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)22. Выставка имела большой резонанс, заметки о ней появились во многих журналах, её посетили различные представители парижской интеллигенции, но никакой личной выгоды художнику она не принесла17. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions).
В 1930 художник сотрудничал с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем в фильме Андалузский пес. Его отец, человек довольно своенравный и властный, работал в школе для глухонемых. Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира. Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода.
В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Эрнст и Пегги Гуггенхайм позже были женаты (1942–1946).
Кредо «ниспровергающего движения» дадаистов («дада» на языке французской детворы означает «маленькая деревянная лошадка») выражал лозунг «Ни во что не верить». Дадаизм (название дада было найдено намеренно случайным образом в раскрытом наугад словаре) был течением, отражавшим настроения интеллигенции времени первой мировой войны. Встреча оказалась знаменательной. С 1909 г. Макс Эрнст серьезно занялся живописью, в которой его привлекли «безграничные горизонты возможностей и смыслов».
Встреча оказалась знаменательной. Излучение испускаемое абсолютно черным телом, зависит только от его температуры. Он попадает в лагерь из которого ему удалось спастись лишь с помощью своего друга Поля Элюара.
Искусство для него – игра, а не обязанность», – писала о живописце Доминик Бона. В 1913 году Эрнст предпринял поездку в Париж. Еще в период дадаизма (это течение прекратило свое существование к 1922 году) Эрнст изобрел особый способ рисования на холсте или бумаге, под которую подкладывался кусок дерева, обладающий ярко выраженной фактурой и при нажиме эта органическая структура древесины проступала на плоскости изображения.
В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Потом вернулся в Европу, где остался насовсем. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Одной из лучших фроттажных работ художника считается «Птица в лесу» (1927, Галерея Цвингер, Кёльн), где показаны непроходимые заросли и сплошные сплетенные ветви, среди которых скрывается одинокое живое существо — птица, неизвестно кем заключенная в клетку. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
Использовал художник и другие автоматические техники: брызгал на полотно краской (эта придуманная Эрнстом процедура получила название «дриппинг») или же клал две только что написанные картины одну на другую, в результате чего получал новые неожиданные изображения на обоих холстах. В период дадаизма Эрнст создавал и живописные композиции, для которых также характерен прием комбинирования («Шляпа делает человека», 1920 «Злаковый велосипед», 1920–1921, обе — Музей современного искусства, Нью-Йорк «Слон Целебес», 1921, Галерея Тейт, Лондон). Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето.
В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки.
В последней части объединены еще три дня недели. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Гостивший у четы художников в 1946 и 1947 годах Патрик Уолдберг в статье в «Макс Эрнст в Аризоне» так описывал их жизнь: «Мы спали на складных брезентовых кроватях, ходили за водой за тридцать метров использовали нефть для освещения, а когда было прохладно, согревались бурбоном — мы не переставали петь и смеяться» Макс Эрнст родился в Германии. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето.
В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Он выражает бешенство и ненависть. В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов.
Тот же самый год, вдохновленный частично де Ширико и частично изучая прейскуранты товаров почтой, руководства обучающего помощника и подобные источники, он произвел свои первые коллажи (особенно способы Фиата, портфель литографий), техника, которая прибудет, чтобы доминировать над его артистическим преследованием в последующие годы. В 1906 году, в ночь, когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов.
Так, картина «Слон Салеб» представляла фантастическое видение в пустыне. Почему сюда попал Достоевский – незнаю. В 1921 он встретил Пола Елуарда, который стал близким другом на всю жизнь.
Весной 1918 года он был произведён в лейтенанты, а в октябре, незадолго до окончания войны, он женился на историке искусств Луизе Штраус, с которой познакомился в 1914 году. Отдаленно эти коллажи напоминают «наклеенные бумажки» кубистов.
Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции. В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. Лето 1921 года Эрнст с женой провели в Тарренце, где встретились с Тристаном Тцарой, Хансом Арпом и Софи Тойбер. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп.
О картинах Макса Эрнста говорят, что «это совсем не то, чем хочется украсить свою гостиную». – с чрезмерно оттопыренными губами. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Во многом благодаря Пегги эмигрант Эрнст вошел в первые ряды американских «соблазнителей авангарда».
С 1936 года Эрнст увлекался методом декалькомании изобретенным О. Домингесом. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»25.
С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Владение стало известно как Холм Козерога. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Одиннадцатого ноября 1918 он был возрожден». В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Брак Эрнста с Луизой был недолгим.
Занимался живописью и графикой, часто пробовал разные техники, необычные материалы. «Техника коллажа – этосистематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встречдвух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого вданный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближениидвух этих реальных предметов». Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии.
Излучение испускает смесь частот (в видимом диапазоне частота излучения соответствует цвету). С помощью техники фроттажа Эрнст оформил 34 листа тематической коллекции «История природы» (1925 г. ), в которой соединил описания органических и неорганических веществ и тел. По словам Т. Тцары, метод, который изобрел Эрнст, состоял в том, «чтобы наклеить на холст картинки изначально не имеющие никакой связи между собой, но, совмещенные друг с другом, они в конце концов приобретают какой-то смысл, сходство с чем-то». В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»26.
Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Тогда же он совершил поездку в Париж. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). Его причудливые беспредметные полотна-фантазии, в которых с «полным размахом господствует абсурд, насмешка, страх», чаще раздражали, чем нравились. Два скоро стали друзьями и их отношениями, продлившимися в течение пятидесяти лет. Первая американская выставка работ Эрнста прошла в Нью-Йорке в 1932 году.
Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Однако из-за окончания визы супруги были вынуждены уехать в конце сентября и разминулись с Полем Элюаром и Галой. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето.
В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. Брак, впрочем, вскоре распался. Основным методом сюрреализма стал метод изучения внутреннего мира человека и фиксации подсознательных образов, сновидений, свободных ассоциаций. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View».
В 1922 г. художник переехал в «столицу искусства и мысли» Париж. Январь 1927 года художник провёл в Межеве, там он создал несколько работ в новой технике граттаж. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Сын школьного учителя. ПЕРВЫЕ РАБОТЫ ЭРНСТА БЫЛИ ПОКАЗАНЫ В 1912 В ГАЛЕРЕЕ ФЕЛЬДМАНА В КЕЛЬНЕ.
Подобные картины были насыщены элементами и образами, свойственными немецкому романтизму, — темными таинственными чащами, мрачными пещерами, одинокими скалами, безжизненным светом луны, призрачными фигурами и лицами, которые, словно ночной кошмар, выглядывали из плотного переплетения ветвей и лесных зарослей («Большой лес», 1926, Художественный музей, Базель «Охотник», 1926, частное собрание, Брюссель «Ночной вид ворот Сен-Дени», 1927, частное собрание, Брюссель «Орда», 1927, Городской музей, Амстердам). В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. Его кумирами стали Ван Гог, Гоген, Моне, позже – Кандинский, Делоне и Марке, с которым ему посчастливилось познакомиться лично. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. РОДИЛСЯ 2 АПРЕЛЯ 1891, В БРЮЛЕ, ГЕРМАНИИ.
Они встретились в Дюссельдорфе. Рисовать Макс начал с пяти лет. В 1927-м он женился на Мари-Берт Оранш, с которой прожил до 1936 года. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна.
В 1922 г. обосновался в Париже, где вскоре вместе с друзьями основал движения сюрреалистов. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Но даже в армии Эрнст не прекращал занятий живописью. Дадаистские коллажи составили альбом «Да будет мода, да сгинет искусство» (1919).
Об истории успеха ярких и неординарных людей. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Однако благодаря ходатайству Элюара вскоре он был отпущен на свободу. Даже любовная связь Макса Эрнста с Талой, женой человека, которого он называл своим братом и «вторым «я», не стала причиной их раздора. Родился 2 апреля 1891 в городе Брюль.
Эрнст создал свой собственный художественный мир, обладающий только ему присущей поэтикой. Композиция представляет собой изображение запущенной местности, как будто оплавленной огненным дождем вьющиеся растения ползут по руинам и подбираются к неподвижным фигурам постисторических дикарей. И решил эту проблему с помощью топора. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США.
В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. «Хотя «Эрнст» по-немецки означает «серьезный», «важный», он – полная тому противоположность: улыбчивый, непринужденный, с радостным настроением. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году.
Разница лишь в том, что Брак и Пикассо использовали вырезки из бумаги как дополнения к картине, а Эрнст – «в качестве материала». Как только сборник был опубликован в марте 1922 года, поэт решил лично передать Эрнсту его экземпляр.
Был основан журнал «Сюрреалистская революция». Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». И фигура королевы напоминает виолончель.
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Вместе со своим единомышленником Бааргельдом он стал организатором группы дадаистов. 24 июня 1920 Эрнст и сын Луизы Ульрих 39Джимми39 Эрнст родились он также стал живописцем.
С начала 20-х гг. Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма». В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Все больший отпечаток на произведения художника накладывает ощущение приближающейся войны («Ангел над домом», 1936 г. «Европа после дождя-2», 1940-1942 гг. ). Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням».
Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. умерший. В 1922 году Эрнст поселился в Париже.