В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Выставка открылась в мае 1921, открытие сопровождалось большим представлением дадаистов, каталог вышел с предисловием Бретона. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. В 1906 году, в ночь, когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай.
В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. И все потому, что она, как и Поль, не может сделать выбора. Тогда же он совершил поездку в Париж.
В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия— от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском.
Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом». В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры.
Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны.
В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26.
В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами.
В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Сбор денег занял три месяца. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Поль понимает, что наступило время, когда надо выбирать — либо Гала, либо Макс.
Сбор денег занял три месяца27. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку.
Фрейдистские взгляды настолько были усвоены многими лидерами сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Отношения трио заходят в тупик. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери).
Брак, впрочем, вскоре распался. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна.
Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Сюжет изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба.
Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Жену Макса поселили в комнате по-соседству.
В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства, она вероятнее всего была уничтожена25. Здесь есть и петухи и персонажи с петушиными головами и люди с лицами каменных изваяний далекого тихоокеанского острова. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
В последней части объединены еще три дня недели. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода.
В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Гала тоже нравятся такие игры.
Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. К слову об отношениях с отцом. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19.
В том же году Эрнст гостил у Роланда Пенроуза в Лондоне, там он встретился с Леонорой Каррингтон, которую впечатлили картины художника, увиденные ею год назад на выставке сюрреалистов. В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). В 1915 году получил повышение до бригадира. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре.
И решил эту проблему с помощью топора. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца).
В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Спустя 2 года отношения «де-труа» Элюара начинают раздражать. В детстве он проводил много времени на природе и впоследствии часто возвращался в своих работах к теме леса и флоры.
В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. В 1915 году получил повышение до бригадира. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах».
В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре.
В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Поль страдает, Полю хочется или покончить с жизнью или сбежать. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. В 1931 году прошла первая персональная экспозиция Эрнста в Нью-Йорке, в галере Жюльена Леви, который приобрёл часть коллажей, выставленных в Париже в том же году в галерее Пьер. В 1915 году получил повышение до бригадира.
Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу.
С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. С ним у Макса не заладилось. Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926). Эрнст нарисовал обложку к каталогу.
Вскоре художник получил письмо от Андре Бретона с предложением провести персональную выставку в Париже и, польщённый, ответил согласием. Гала с удовольствием позирует Максу, восхищается его картинами, как когда-то, в Клавадейле, восхищалась и его, Поля, творчеством в их первые дни любви. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). Дадаистов мало чем можно было удивить, но тогда даже они были шокированы их поведением, считая, что спровоцировала сексуальную разнузданность «трио» именно Гала. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину.
В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. А ведь это он сам когда-то уговорил ее попробовать «втроем» и в результате сделал свою любимую женщину заложницей ситуации из которой выход один — кто-то из них должен уйти. Так рождались работы и образы себя». Они встретились в Дюссельдорфе.
В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж — перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. То есть попросту срубил дерево. Тогда же он совершил поездку в Париж.
Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной.
В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей.
В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
Брак, впрочем, вскоре распался. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
Они встретились в Дюссельдорфе. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем.
Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). За период с 1920- по 1922 Элюары наносят семье Эрнстов множество визитов. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний, которые могут привести к заработку. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Владение стало известно как Холм Козерога.
Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars».
К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов.
Я видел. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа.
Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Это событие оставило большой отпечаток на творчестве художника, он неоднократно изображал людей в виде птиц6.
Это событие оставило большой отпечаток на творчестве художника, он неоднократно изображал людей в виде птиц. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций.
Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг5». В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною.
Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир.
Появление в жизни семейства Элюаров Макса Эрнста будто расцвечивает их отношения свежими красками, вливает свежую кровь. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Тогда же он совершил поездку в Париж. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars».
В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования.
Отношения «де-труа» эту семейную пару потом настолько увлекут, что они не раз будут высматривать себе какую-нибудь жертву — художника или поэта, который бы их обоих восхищал. Их жизнь сразу становится насыщенной, яркой интересной. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын.
Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. Встреча оказалась знаменательной. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно.
Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира. Брак, впрочем, вскоре распался. Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст, художник-сюрреалист.
Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры.
Встреча оказалась знаменательной. Но раздираемый любовью и дружбой, он не в силах отказаться ни от одного, ни от другого. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Отдачей пушки ему ранило голову и правую руку и симпатизировавший ему лейтенант перевёл его к картографам, где Эрнст имел возможность рисовать. «В столовой, например, — вспоминала потом Сесиль, — висела обнаженная женщина с раскрытыми внутренностями, представленными в очень ярких, броских цветах». Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций.
В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии.
В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). «Кукольный домик» Элюаров в Обонне незаметно превращается в художественную мастерскую Макса. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7.
Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis).
После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.