Рене Магритт (Rene Magritte) умер в возрасте 68 лет 15 августа 1967 года от онкологического заболевания и был похоронен в Брюсселе на Схарбекском кладбище. Rene Francois Ghislain Magritteродился — 21 ноября 1898, Лессин, умер — 15 августа 1967, Брюссель) — бельгийский художник-сюрреалист.
Что же до раскрашенных винных бутылок, к настоящему времени они уже несколько десятилетий украшают логотип одного лондонского виноторговца. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Не один раз, постоянно: в одном параграфе шесть идущих подряд предположений предварены шестью последовательными «вероятно».
В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру.
Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности.
Через три года Магритт сблизился с Пьером Буржуа и Пьером Луи Флуке, который чуть позже начал издавать «Журнал поэтов». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм». Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать.
Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз.
Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». И эту силу я называю поэзией».
Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. В 1956 году ему присвоили престижную премию Гуггенхайма – как выдающемуся представителю бельгийской культуры. Он попал в ряды самых дорогостоящих художников мира. В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект.
Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Ты проник в зазеркалье, но остался. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Семья Магриттов переезжала с места на место. Ты остался жив не только для меня, но и для всех тех, кто смотрит на твои картины: ведь в них весь ты. С этого момента он – сюрреалист.
Очевидно, что фотография была для него не просто хобби, но дополнительным инструментом постижения мира, а также вспомогательным средством. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами.
Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства.
Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Магритт оставил несколько объяснений своего радостного ренуарства. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул).
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт.
Зеленоватые вечерние холмы, шарообразные голубые деревья, прозрачное перламутровое небо, синие дали. «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры.
В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание). По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности.
Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. «Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Это всегда тайна.
Рене Магритт – полная противоположность и самому Дали и его пониманию сюрреализма: все предметы на полотнах Магритта никогда не теряли своих четких форм являются именно тем, чем кажутся обычно. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней.
Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа.
Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне.
Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза.
Такие картины оправдывают метод. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно». Ты победил смерть». Но и тебе не дано ничего увидеть.
Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Метерлинку обязан Магритт умением развивать сравнение в целую сеть образов, которые фантазия художника превращает в реальный мир.
На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Сюрреализм – это сложное направление в живописи, которое многие художники понимали и понимают по-своему. Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм».
Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Различные картины или образы художника так или иначе упоминаются во множестве литературных произведений и текстах многих песен. Портрет художника был изображён на бельгийской почтовой марке 1993 года. 30 мая 2009 года в Брюсселе был открыт музей Магритта, в нём находится самая большая коллекция работ художника в мире, которая насчитывает более двухсот полотен, а также гуаши, акварели, рекламные плакаты, зарисовки, фотографии и фильмы. Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире). Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939).
Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Схожую картину мы наблюдаем в автопортрете «Ясновидение» (1936). После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке.
Опять-таки это не бог весть какое умение: я знаю человека, который не может проехать мимо пасущихся на лужайке овец, не пробормотав «ужин» и не вообразив тарелку с бараньими ребрышками, но он утверждает, что им руководит голод, а не Магритт. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»).
Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Конечно, помешает: самые трогательные работы Магритта, пожалуй, это серия посткубистких ню, которые он написал в 1922–1923 годах. Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу.
В их числе и картина «Голконда» (1953). Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе.
На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. В период с 1932 по 1945 гг. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света.
Это всегда тайна". Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. Женившись, Магритт устроился на работу на обойную фабрику Петера Лакруа. Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица. Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный.
Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Фраза «Это не что-нибудь» давно уже превратилась в привычный штамп писателей и рекламщиков. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Он говорил, что, если зритель хочет тьмы и паники, сюрреалисты могут сворачивать палатки перед наступлением нацизма он говорил: «Вопреки общему пессимизму, я выступаю за поиск радости и удовольствия» и, наконец (в письме Элюару 1941 года), что он хочет «использовать светлую сторону жизни. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950).
Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. Магритт утверждал: «Искусство изображения — это искусство мышления, призванное подчеркнуть важность человеческой способности видеть Искусство изображения имеет целью с помощью чисто визуального восприятия внешнего мира и с помощью одного лишь зрения усовершенствовать зримое».
Выбор шляпы Магритт объяснял следующим образом: «Котелок – самый неоригинальный головной убор, удивления не вызывает. У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений».
Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Они многократно тиражировались в поп-культуре, фигурировали в различных фильмах, спектаклях, рекламе.
С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист.
Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы.
Вместе с женой он переехал во Францию и обосновался в парижском пригороде Перро-сюр-Марн. В Париже Магритт познакомился с поэтом Андре Бретоном и вошёл в круг сюрреалистов. Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика". Они стояли перед «Портретом мужчины» (предположительно Карло де Медичи) и экскурсовод сравнил его с фрейдовским портретом Фрэнсиса Бэкона, убежденно добавив: «Конечно, Мантенья в данном случае не стремился к реализму». Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Название было позаимствовано из авангардного короткометражного фильма, срежисированного самим художником и его друзьями в 1946 году. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной.
В период немецкой оккупации Бельгии во время Второй мировой войны он оставался в Брюсселе, что привело к разрыву с Бретоном и сюрреализмом. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
Однако пока что они не могли быть вместе. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Голконда — древний город в Индии, ставший синонимом несметных сокровищ и богатств, ведь именно здесь было найдено множество знаменитых алмазов и других драгоценных камней.
Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). В академии художник проучился всего два года за время учёбы он сдружился с художником Виктором Сервранксом и повстречал свою первую любовь и будущую супругу – Жоржетту Бергер. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.
«Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Нет смысла в том, чтобы жалеть об ином исходе, о том, что художники тождественны собственному «я», которое они долго искали нет смысла говорить: «Ну вот если бы только он писал более фактурно или действительно сделал коллаж, был бы не таким хитроумным, вкладывал больше сердца в картины» и так далее. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий.
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Его также прославляли как лучшего организатора экспозиционного пространства и в 1992 году он представил работы Магритта в залах лондонской галереи «Хейуорд» так же разумно и умело, как делал это в печати. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров».
Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Алогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур – это основа основ сюрреализма.
На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения».
Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». В это же время, как и чуть раньше, Магритт не раз обращался к необычным, порой даже изысканным женским образам (картины «Женщина», «Голубое кино», «Платье приключения» и др. ). Для них это была любовь с первого взгляда.
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать.
"Ключом" здесь также становится название. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. В1927 годуустраивает свою первую выставку.
В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга. Публике всегда нужны простые и понятные символы. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». Художник стремится разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Во-вторых, сами картины Магритта не похожи ни на безумные сюжеты Сальвадора Дали, ни на причудливые пейзажи Макса Эрнста.
Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Вот что говорил сам художник по этому поводу: "Название – это указатель функции картины", "В названии должна присутствовать живая эмоция", "Лучший заголовок картины – поэтический. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта.
Обратите внимание на движение покрывал на головах фигур: складки направляются к краям картины. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. Делалось это намеренно. Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». – Настаивал он.
Большинство снимков являются постановочными. То есть драма, конечно, была: любовь с первого взгляда, возраст Ромео и Джульетты и даже родители, которые насильно разлучили героя с героиней: Жоржета Бергер была увезена из маленького провинциального городка Шарлеруа в Брюссель. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника.
А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать абсолютно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать». Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). Недавно я получил первые тома английского перевода романов про Мегрэ, написанных соотечественником Магритта, бельгийцем Жоржем Сименоном.
Будену надоело быть художником камерных пляжных сцен с многофигурными группами. С одной стороны, это усреднённый, лишённый какой бы то ни было индивидуальности знаковый персонаж, с другой – символ человека нового типа, вполне конкретный прообраз современного бизнесмена. Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно». Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда.
А разве любовь — это не слепота. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». ред. ). Паунд жаловался Элиоту, что первый вариант «Бесплодной земли» оказался «слишком запредельно вероятностным». Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства.
Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости. Его похоронили на Схарбекском кладбище. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Но способен ли он «выдержать экзамен».
После выставки Бретон официально простил «отступника». Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе.
После Второй мировой войны Магритт начал публиковать статьи в разных газетах, в частности в газете «Красное знамя». Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. В конечном счете первый и последний шаг, сделанный Магриттом в «Избирательном сродстве», заключается в том, что вместо птицы в клетке он написал яйцо в клетке. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. К сожалению, он так и не был опубликован. Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве.
В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». Именно так мы видим мир. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства.
Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Он не случайно начинал свою карьеру на фабрике бумажной продукции в Брюсселе как художник плакатов и рекламы. Защита эстетики».
Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины). Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». В 1946 году он вступил в спор с духовным отцом сюрреализма Андре Бретоном и издал манифест «Сюрреализм в свете дня», который был направлен против парижских сюрреалистов и их «любви к искусству». Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938).
Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью.
В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира». Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
Он был старшим из четырёх сыновей. В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Защита эстетики». В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства).
О детстве Рене Магритта известно немного. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц.
Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». В Академии он подружился с Виктором Сервранксом. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор.
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. В 1943 году Марсель Марийен написал и издал первую книгу о творчестве Магритта. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн.
Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв. Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину.
Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. И это глубокой ночью. И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений».