Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист. Рене Франсуа Гилен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист.
«Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Бельгийский художник Рене Магритт, несмотря на несомненную принадлежность сюрреализму, в движении всегда стоял особняком.
И это лишь небольшая часть увлекательных фактов об этом «историческом» фрукте. Вот таким образом на известном автопортрете «Острый взгляд» (1936) Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору. Редкие художники обладают даром такого воздействия на зрителя и Рене Магритт – один из немногих.
Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Его следы затерялись. В качестве награды за возвращение к истокам, судьба одаривает Магритта всемирным успехом. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена).
Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов. Именно так мы видим мир. Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься.
Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Его похоронили на Схарбекском кладбище. О детстве Рене Магритта известно немного.
В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована.
Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». В качестве улик, в частности, предъявляются его неожиданное, с явным коммерческим привкусом увлечение импрессионизмом в 40-х годах (ни славы, ни денег Магритту, увы, не принесшее) и многочисленные повторы и вариации некоторых сюжетов («Владычество света» существует, например, в шестнадцати вариантах) в 50 – 60-х годах, когда к нему, в немалой степени благодаря дилеру Александру Иоласу, пришел феноменальный успех. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься (собственно все художники этого хотят). Автор магических работ, сюрреалист Рене Франсуа Гислен Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком городе Лессин (Бельгия).
Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору.
Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Художник всегда хотел быть полезным людям. Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории.
Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
Его провокационные художественные гипотезы никак не подкреплялись личными поведенческими девиациями – всеми этими оголтелыми скандалами, непредсказуемыми выходками, задиристыми манифестами, которыми, как полипами, обросли биографии «лидеров течения». Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Мне эта картина напоминает дзенский коан. На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность.
Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор. Интерес к его картинам особенно возрос в 1960-х годах, его творчество повлияло на минимализм, поп-арт и абстрактное искусство. Собственно, в этом смысле жизнь Магритта и он сам – как раз такое кукушкино яйцо, банальная штуковина, подброшенная в чуждое ему гнездо богемной художественной жизни, которое обычно принято считать естественной средой обитания гениев, профессионалов и вообще творческих людей.
Это, безусловно, граница между мирами: сознательным и бессознательным, реальным и вымышленным, сном и явью. В 1943 – 1944 годы Магритт временно избирает для себя красочный, живописный стиль, как реакцию отчуждения от войны и оккупации. То, что, скажем, у увековечившего писсуар Дюшана или стращающего обывателей «каннибальским манифестом» Пикабиа могло казаться забавой, бравадой, претенциозной игрой, у Магритта обретает основательность некоего драматического знания. В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п.
В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Свое детство и юношеские годы будущий художник провел в небольшом промышленном городе Шарлеруа (в той же Бельгии). Название её – «Сын человеческий». Небо с плывущими по нему облаками – настолько повседневный и употребляемый образ, что сделать его визитной карточкой какого-то конкретного художника кажется невозможным. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».
Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её.
«Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. Это мнение автора.
contemporary art) впервые было введено Розалиндой Краусс, крупнейшим американским аналитиком в области этого самого «современного искусства», этот термин был применен к творчеству Дэвида Смита, работавшего с геометрическими скульптурами из металла. Это были и гипноз и алкоголь и наркотики и голод Хаос, смешение образов, первобытность чувств, спонтанность, отречение от традиционного мышления, уход от обыденности – вот основная идея сюрреализма, который стремится высвободить нас из внутреннего и внешнего заточения и перенести в неизведанный до сих пор мир грез, где время – лишь условность. В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Сегодня вашему вниманию мы представляем работу бельгийского художника-сюрреалиста, автора загадочных картин, Рене Магритта «Сын человеческий».
Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы. Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. Он не случайно начинал свою карьеру на фабрике бумажной продукции в Брюсселе как художник плакатов и рекламы. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
Семья жила бедно. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников.
Критики разнесли ее в пух и прах. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. В нем спящему мудрецу снится красивая бабочка и вдруг он понимает, что возможно, это бабочке снится, что это она умудренный годами старец. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом.
Он получил ряд серьёзных заказов на монументальные работы: расписал казино Кнокк-Ле Зути, выполнил панно во Дворце изящных искусств и брюссельском Конгресс-центре. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины.
Они возникают только в пору полнейшего покоя – абсолютного телесного и душевного здоровья – и в те мгновения, когда границы яви сливаются с границами царства снов. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Яблоко было популярным предметом средневековой живописи, его изображали художники Возрождения с их любовью к античным и мифологическим сюжетам, оно вдохновляло писателей и музыкантов, фигурировало в сказках разных народов мира и до сих пор упоминается в речи в таких выражениях, как, например, «яблоко раздора».
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Сюрреализм – это совмещение сна и реальности. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина.
Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину.
Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов.
Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. С этого момента он – сюрреалист. Это всегда тайна.
Выслушав несколько объяснений подобного рода, я сделал рисунок по всем правилам психоанализа. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Со временем оно стало считаться эмблемой союза двух сердец. В 1925 Магритт входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах "Aesophage" и "Marie" вместе с Жаном Арпом, Франсуа Пикабия, Тристаном Тцара и другими дадаистами. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа».
Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Защищать Магритта от подобных упреков бессмысленно. Его рассказ Дождь и газовый свет по настроению, атмосфере и художественным приёмам очень близок живописи Магритта. Основателем этого направления считается Андре Бретон, который в основе сюрреализма видел воплощение теории о подсознании Зигмунда Фрейда. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Он был старшим из четырёх сыновей.
Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего – косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства.
Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Жизнь его сложилась на редкость добропорядочно и чинно, что, пожалуй, заставляет относится к исторгнутым его фантазией образам намного серьезнее, чем к аффектированным и кичливым «видениям» многих иных сюрреалистов. Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952). Для зрителя дерево одновременно находится внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте.
В 1946 он объединяется с несколькими другими бельгийскими художниками под знаменем манифеста "Сюрреализм в Полном Солнечном свете". На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них – Раймон – впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Карьера мошенника на этом не заканчивается и в голодные послевоенные годы он даже печатает фальшивые деньги. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство».
Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг.
Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта. После двух лет учебы в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, которую он покинул в 1918 году, Магритт знакомится со своей будущей женой Жоржеттой Бергер, они поженились в 1922 году и прожили вместе до самой смерти. Именно так мы видим мир. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
К сожалению, он так и не был опубликован. На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней.
Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Магический реализм как разновидность европейского романтизма имеет национальные особенности. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия».
Наконец именно упавшее с ветки яблоко помогло Ньютону открыть закон всемирного тяготения. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. ред. ). Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве.
Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. Дальнейшие годы своей юности он провел в Шарлеруа.
В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом.
Если не вдаваться в подробности, то суть фильма – в противоборстве крупного и удачливого бизнесмена Томаса Крауна, похитившего из картинной галереи полотно К. Моне и агента страховой компании Кетрин Беннинг, которая должна вернуть это полотно в галерею. Магритт знакомится с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали и Полем Элюаром, которые становятся его близкими друзьями.
Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. – Настаивал он. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще – «дегенеративное искусство».
Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Достаточно просто всмотреться в его работы, чтобы почувствовать, что опрятный и уравновешенный, чуждый эксцентричности и скандальности бельгийский буржуа, действительно, был одним из художников-магов этого столетия.
Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы.
У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым. Большинство снимков являются постановочными.
Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля».
В то время суждение о «современном искусстве» не имело ничего общего с периодом создания произведений, но направленность этих произведений и абсолютно новый подход к выражению творческого посыла настолько выбивались из существовавших канонов художественного стиля, что используемый Краусс термин пришелся как нельзя кстати. Картина «Сын человеческий» написана Магриттом как автопортрет. Это всегда тайна. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия.
Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать.
Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки.
Защита эстетики». И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег. После выставки Бретон официально простил «отступника».
Именно исходя из этого многие представители направления создавали шедевры, не отображающие объективную реальность, а были всего лишь воплощением отдельных образов, навеянных подсознанием. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа.
Его картины называют парадоксальными. Делалось это намеренно. В период с 1932 по 1945 гг. Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко). Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д.
Родился Рене Магритт в 1898 г. в небольшом бельгийском городке Лесине. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях.
Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно.
Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. На картине Освобождение, выражена тема двух миров.
На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи.
О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. А отвечать самим себе на них нам.
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте.
В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Но и тебе не дано ничего увидеть. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист.
Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. К этому времени уже рождены такие известные полотна как «Голконда» и «Империя света». Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству.
Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Вы можете помнить ее по фильму «Афера Томаса Крауна».
Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Где сон, где реальный мир. Ключом здесь также становится название. «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид.
На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору.
В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Это, быть может, одна из тех узких щелей в дверях мрака, через которые нам даётся возможность провидеть на мгновение всё то, что должно свершиться в гроте сокровищ, ещё доныне не открытых. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается».
Это всегда тайна. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер.
Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Понятие «современного искусства» (англ.
Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта.
Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». К попыткам интерпретировать его картины с помощью психоанализа художник относился иронично: Они решили, что моя Красная модель — пример комплекса кастрации.
Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем.
В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. Герой чувствует, что оказался в другом измерении. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна.
В 1927 году устраивает свою первую выставку. Публике всегда нужны простые и понятные символы. Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин – «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому».
В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла.
На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве.
На столе перед художником – яйцо, а на холсте на мольберте – уже птица. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии – утопилась). В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм.
Пожав плечами, Магритт решился переехать – и выбрал для этого Париж, где познакомился с кружком Бретона. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров».
Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем».
Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Но самым главным достижением можно считать признание на Родине. В академии художник проучился всего два года за время учёбы он сдружился с художником Виктором Сервранксом и повстречал свою первую любовь и будущую супругу – Жоржетту Бергер. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю.
Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Поистине невыполнимая задача. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях.
– Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума. «Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла», – заявил как-то Магритт.
Таким же образом мы иногда помещаем в прошлом то, что происходит в настоящем. Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке.
МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика».
Это одна из первых работ Магритта, которая напоминает зрителю о том, что изображение не тождественно предмету. Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. «Художник казался мне человеком, наделенным волшебной силой», – вспоминая детство, написал Магритт на склоне лет в автобиографической статье «Линия жизни».
Однако ни одно из этих произведений не могло претендовать на роль мирового шедевра. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Все они вызывали различные эмоции у разных людей.
На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
«Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. А что же Магнус Шульман. Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать.
В 1930 году, устав от парижской жизни, Магритт стремительно возвращается в Бельгию, не предупредив никого из приятелей об отъезде. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Действительно, живописное изображение трубки имеет мало общего с реальным и осязаемым объектом, но лишь обозначает его. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма.
Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516). Метод свободных ассоциаций, предложенный Зигмундом Фрейдом, его теория ошибок, толкование сновидений были направлены прежде всего на выявление болезненных расстройств психики с целью исцеления. обоснований у меня нет. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. А разве любовь — это не слепота.
Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним.