В России Рене Магритт не очень известен, поэтому нам повезло, что мадридский музей привез на юбилейную выставку его картину. Рене Франсуа Гислен Магритт известен как бельгийский художник-сюрреалист, автор остроумных картин, наполненных загадочной поэзией. В том же году Рене Магритт написал вторую картину под названием Влюбленные – на ней лица мужчины и женщины так же закрыты, но изменились их позы и фон, а общее настроение с напряженного сменилось на умиротворенное. У Рене Магритта так много картин, может, потом еще что-нибудь подберете. Здесь я выложил картины Рене Магритта с названиями.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рене Магритта. Сам Рене Магритт свое искусство называл даже не сюрреализмом, а магическим реализмом и с большим недоверием относился к любым попыткам интерпретации и уж тем более поискам символов, утверждая, что единственное, что нужно делать с картинами – рассматривать их. В50-60-егоды XXвека картины Рене Магритта потряслиарт-рынокСША, где целый сезон шли только его выставки. Рене Магритт является одним из выдающихся мастеров-сюрреалистов ХХ столетия.
«Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Мне эта картина напоминает дзенский коан. Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы.
В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину.
Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Чушь, скажете вы.
Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа.
«Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Где сон, где реальный мир. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Магритт крайне скептически относился к попыткам отыскать в его картинах какие-либо аллегории и утверждал, что картины необходимо рассматривать, а не исследовать.
Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Этот взгляд, которым мы обменялись во мраке, эти слова, не имевшие смысла у подножия горы, — посмотрите, чем они стали и что они значат там, над снежными высотами. Ключом здесь также становится название.
А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Он сделал автопортрет скорее своего восприятия мира, а не внешности. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма.
На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Вместе с женой он переехал во Францию и обосновался в парижском пригороде Перро-сюр-Марн. В Париже Магритт познакомился с поэтом Андре Бретоном и вошёл в круг сюрреалистов. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Изображение до предела простое – курительная трубка.
Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. И эту силу я называю поэзией». Снизу на картине имеется подпись: «Это не трубка».
Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными.
Копаться в глубинах подсознания и выуживать оттуда образы для картин он считал неприемлемым, как и попытки объяснить произведение искусства с точки зрения психоанализа. А что же Магнус Шульман. После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). В 1927 году устраивает свою первую выставку.
Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь. Делалось это намеренно. Защита эстетики».
Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Собственно, в этом смысле жизнь Магритта и он сам – как раз такое кукушкино яйцо, банальная штуковина, подброшенная в чуждое ему гнездо богемной художественной жизни, которое обычно принято считать естественной средой обитания гениев, профессионалов и вообще творческих людей.
Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза.
В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену. В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». Его похоронили на Схарбекском кладбище. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. На картине Освобождение, выражена тема двух миров.
На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Вот так обыденные предметы становятся героями загадочных картин.
Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Так что, возможно, правильно то решение, что лежит на поверхности. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье.
Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». В их числе и картина «Голконда» (1953).
Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Он расположен в «треугольнике» музеев на Аллее искусств в Мадриде во Дворце Вийяэрмос, в тесной взаимосвязи с музеем Королевы Софии и музеем Прадо. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. С этого момента он – сюрреалист. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись.
Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Магритт мастерски создает контраст между странными сочетаниями нереальных предметов и натуральным окружением, для чего активно использует в своих произведениях символы зеркал, окон, глаз («Фальшивое зеркало», «Ключ к пространству», «Прекрасный мир»).
В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938).
Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Образ может родиться лишь из сближения двух более или менее удалённых друг от друга реальностей. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
"Ключом" здесь также становится название.
Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Публике всегда нужны простые и понятные символы. Но что интересно, смотрит Магритт на яйцо. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал.
«пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Ты проник в зазеркалье, но остался.
– Настаивал он. Созерцая картину, можно лишь восхищаться нежнейшими розовыми, голубоватыми, перламутровыми оттенками — зрелище поистине сказочное. Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля".
Последний вариант маловероятен. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Чтобы стать кандидатом на ответ, этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность.
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Именно с этим трагическим событием нередко увязывают закрытость лиц персонажей многих картин Магритта. На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком.
Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Именно так мы видим мир. Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). – Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок. Поистине невыполнимая задача.
На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Это мнение автора. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика.
В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Большинство снимков являются постановочными. Почему такое сочетание. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. На чем сконцентрировано внимание: на художнике или на противоречивости его работы.
Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет. Именно так мы видим мир.
Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929). Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Название её – «Сын человеческий».
Это, безусловно, граница между мирами: сознательным и бессознательным, реальным и вымышленным, сном и явью. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические».
Отслужив год, Магритт нанялся на фабрику бумажной продукции Петера Лакруа, где занимался рисованием узоров для обоев. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки.
Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон.
Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. В конце 1948 года он возвращается к своему сюрреалистическому довоенному стилю искусства. Его работы были выставлены в США в Нью-Йорке в 1936 году дважды – в Музее современного искусства в 1965 году и в Музее искусства Метрополитан в 1992 году. ред. ). Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко). Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту.
Таким образом, разгадка этого противоречия лежит на поверхности. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже».
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Конечно, у современных людей свои соблазны и их неисчислимое множество. А отвечать самим себе на них нам. На полотне изображен мужчина в шляпе-котелке. Его картины называют ребусами, загадками.
Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. Примыкает к футуристам, однако, разочарованный невозможностью продать свои картины и угнетенный нищетой, устраивается маляром на обойную фабрику. Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору. Похоронен на Схарбекском кладбище. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности).
Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно.
Это всегда тайна. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Но головы их обмотаны полотном. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Жизнь была тяжёлой.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. Герой чувствует, что оказался в другом измерении. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом.
Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Но в действительности, это, правда, не трубка. На полотне изображены влюбленные, слившиеся в поцелуе.
После выставки Бретон официально простил «отступника». Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Несомненно, что даже частичная запись этих впечатлений поразила бы человечество абсолютной новизной материала и выводов, которые он подсказывает.
В период с 1932 по 1945 гг. Это и есть проявление философской манеры Магритта. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя.
Его главная цель — передача мысли средствами пластики. Яркий пример – работа Вероломство образов.
Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников».
Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной.
Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. На картине «Вероломство образов» Рене Магритта лишь образ курительной трубки. Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Об этом картина Рене Магритта.
В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. То есть он срисовывает птицу с яйца. Мотив стеклянного окна у этого художника можно рассматривать и как границу между двумя мирами – реальным и ирреальным, поэтическим и обыденным, между сознательным и бессознательным. На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды.
Существуют грёзы необычайной хрупкости, которые не являются мыслями и для которых я пока ещё считаю абсолютно невозможным подобрать слова, – писал в одном из своих эссе Эдгар По. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа.
Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов.
К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Стремясь постичь ускользающий смысл картин Магритта, "объяснить" их, разум зрителя судорожно хватается и за то и за другое. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины.
Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Каждую свою композицию Рене Магритт наполнил скрытыми смыслами идеями, вопросами и ответами. В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию. Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна.
Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул).
И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. – Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Его следы затерялись. И, даже не зная сути творческого метода Магритта, ощущение скрытого видимого, по выражению самого художника, возникает совершенно четко. Именно вот таким образом он предпочитал именовать себя «магическим реалистом», чтобы не ставать в одну строчку с сюрреалистами, которые, по большей своей части, были фанатами «фрейдизма» и психоанализа, модного веяния 20-го века.
Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма.
Вот таким образом его голову закрывает яблоко. На картине изображен сам Рене Магритт в профиль. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок).
Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. На картине «Сын человеческий» мужчина, который выглядит как современник Магритта, символизирует Адама. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин.
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта.
В картинах художника все время присутствует напряженность и таинственность («Компаньоны страха», «Букет слез», «Объяснение»). ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально.
Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству. Узнав адрес из телефонной книги, герой едет и попадает в незнакомый загородный дом, где встречает женщину в роскошной гостиной, украшенной в стиле ампир. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»).
Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории. После того, как Пьер одолжил ему каталог работ художников-футуристов, мировоззрение и взгляды Рене на искусство кардинальным образом изменились. Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет.
Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Что автор хочет этим сказать. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте.
Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка).
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». И это глубокой ночью. Наиболее яркими представителями движения сюрреализма были Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Им Танги, Ман Рэй и многие другие. Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. Как известно, Рене Магритт не признавал психоанализ, даже более того – призирал его. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы.
Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Изначально Рене Магритт писал картину как автопортрет, где фигура мужчины символизировала современного человека, утратившего индивидуальность, но оставшегося сыном Адама, который не в силах устоять перед искушениями – отсюда яблоко, закрывающее лицо. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Его картины называют парадоксальными.
К сожалению, он так и не был опубликован. Это прекрасно осознавал Магритт, заметивший в одном из своих писем 1937 г. : "Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Почему тогда это автопортрет. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.
Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Он был старшим из четырёх сыновей. В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Это всегда тайна. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору.
Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы.
«Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Сам Рене Магритт не стал истолковывать замысел, потому версий появилось немало. Ты победил смерть». Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена).
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Это действие – зримо и оно – как борьба и потому название Большая война воспроизводит его содержание с достаточной точностью». Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами.
Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства.
«Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Он еще не раз встретится на картинах Рене Магритта, например, на таких, как «Размышления одинокого прохожего», «Голконда», «Месяц сбора винограда», «Тайна горизонта» и других. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». В 1927 году устраивает свою первую выставку.
Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина.
Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Она имеет невероятное количество объяснений, но никто не узнает верное. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей.
Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор. Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952). Если бы это была трубка, вы могли бы забить ее табаком и закурить, но вы не можете.
С началом немецкой оккупации художник кардинальным образом сменил цветовую гамму и стиль своих полотен. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта.
Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958). Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов.
Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516). Это всегда тайна". Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года.
В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. А разве любовь — это не слепота. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте.
Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности. В 1930 году галерея Сенто расторгает контракт, Магритт возвращается в Брюссель и вместе с братом организовывает рекламное агентство. Если копнуть глубже, можно найти версии о том, что влюбленные теряют голову.
Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Но идея не в самом предмете, а в противоречии восприятия. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю.
За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства.
Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её.
Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом».
Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Увлечение художника философией и литературой находит отражение в большом количестве его картин, например, «Гигантессе» (по Бодлеру), «Области Арнхейм» (по Эдгару По). На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды.
Искушения преследуют нас всюду. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Самое банальное объяснение – «любовь слепа». Одна из самых непонятых картин.
Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого.
Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Но именно мимоходом, так как предметы словно получили самостоятельность, словно говорят от имени их владельца, полностью узурпировав его "ведущую" роль. Женщина страдала от депресии в течение многих лет и неоднократно предпринимала попытки уйти из жизни, мужу приходилось запирать её на ключ. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ.
На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. Но и тебе не дано ничего увидеть. Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Критики разнесли ее в пух и прах.