Художник спроектировал кампанилу (колокольню) кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре. Традиционно считалось (после Вазари), что обучение он проходил там же у византийских живописцев, приглашённых для росписи капеллы Гонди в Санта-Мария-Новелла, однако церковь только построили в 1279 году, когда Чимабуэ было около сорока лет и он уже был известным мастером. «Мадонна Ручеллаи» (Галерея Уффици, Флоренция), одна из крупнейших алтарных картин своего времени (4, 52, 9 м), написана на 5 вертикальных досках из тополя, вмонтированных в глубокую раму сложного профиля. В качестве примера можно привести канонические тексты из знаменитой «Книги мертвых» и иллюстрирующие ее картины, обнаруженные в одной из гробниц.
Чимабуэ происходил из знатной семьи Гвальтьери (итал. Таким образом, эта взаимосвязь Дуччо и Чимабуэ, отмеченная современными исследователями, позволяет предположить, что становление Дуччо происходило в рамках архаичной сиенской традиции XIII в. Прежде чем высказать допустимую гипотезу о покрытом тайной раннем творчестве Дуччо, некоторые авторы отметили в его живописи достаточно нестабильное равновесие разных тенденций: строгих византийских канонов в трактовке дальнего плана, влияние подчеркнутой выразительности и восточной техники К. оппо ди Марковальдо (в Сиене в 1261), наконец, отражение искусства Чимабуэ, предшествующее фрескам базилики в Ассизи. Настоящее имя— Ченни ди Пепо. Д. д. Б. P. 7-22) влиянием как живописных произведений, созданных ок.
Дата 9 окт. Рисунок ткани, поддерживаемой 4 ангелами, сходен с мотивами миниатюр франц. Росписи потемнели от сырости и окисления использованных художником свинцовых белил. которые учились в его мастерской иногда помогая ему в его работах. Gualtieri) и родился во Флоренции примерно в 1240 году. Вазари рассказал в своей книге о том, что Чимабуэ был учителем Джотто.
Франциска», Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогт «Распятие», замок Браччано «Мадонна с младенцем», Сиена, Буонконвенто «Мадонна с младенцем», 583, Сиена, Нац. Вместе с тем, ученые пришли к единодушному мнению о некоторых произведениях, которые предопределили расцвет творчества Дуччо, связанный с большой «Маэстой», написанной для главного алтаря собора в Сиене. В ученики к Чимабуэ он попал примерно в 1280 году. Продолжение стиля художника датируется около 1285 годом, который был отмечен созданием произведения «Богоматерь с младенцем на троне», предназначенного для главного алтаря церкви св.
Сан-Франческо в Ассизи), приписываемых кисти Чимабуэ, фигуры Младенца на образе «Мадонна с Младенцем» (Кастельфьорентино, ц. Санта-Вердиана), рассматриваемом как совместная работа Д. д. Б. Темпера и золото на панели. Франциска. элементов стала основой для последующих росписей в этой церкви (см.
Прозвище Чимабуэ, означающее «быкоголовый», он получил за упрямство и несговорчивый характер. «Мадонну Креволе» отличают выделение рафинированного линейного начала, удлиненные пропорции фигур, гибкость силуэтов, тонкость моделировки форм, аристократизм образов. Флорентийский художник, один из главных возродителей итальянской живописи после её продолжительного средневекового застоя Ченни ди Пепо (Чимабуэ) родился в 1240 году. Стабблбайн – 70-е гг. Вероятно, первоначально он находился в Капелле Барди, где происходили богослужения братства, в 1618 г. был перенесен в Капеллу Ручеллаи этой церкви и получил название «Мадонна Ручеллаи» (Hueck.
Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально) и образом св. 80-х гг. Франциск». Искусство Франции. Реконструкция творческого пути Д. д. Б.
Такой она предстает в «Маэста» Дуччо, где ее свита, если считать средний и верхний регистры алтарной картины, достигает сорока персон. К моменту смерти художника был возведён только первый этаж. 1274, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо пострадало во время наводнения 1966). Среди множества Фресок выполненных Чимабуэ, особенно выделяется изображение «Распятия». Однако относительно ряда других произведений, приписываемых художнику, мнения исследователей расходятся («Мадонна на троне», Турин, гал.
Однако и сейчас можно судить о том, что Чимабуэ достиг здесь как большой драматической силы (Распятие), так и новых для того времени пространственных эффектов, перенеся действие на неглубокую сценическую площадку, обозначив ее ракурсами архитектурных кулис в Падении Вавилона он одним из первых использовал для передачи глубины пространства т. н. античную перспективу. Относительно датировки образа «Мадонна францисканцев» из Сиены (2417, 1 см), авторство к-рого приписывают Д. д. Б., есть разногласия (Дж. О том, насколько «яркими, сияющими» были краски вначале, свидетельствуют лишь достаточно хорошо сохранившиеся орнаментальные росписи сводов, трифориев (частично) и медальоны южной части трансепта. Возможно, его наставником был Гвидо да Сиена, в ранние годы Д. д. Б. Иоанна Крестителя, ап. Снова возвращаясь к старым источникам своего вдохновения, Дуччо изобразил на лицевой стороне святых и ангелов, которые окружают Мадонну с младенцем, а на оборотной стороне сцены «Страстей Христовых».
Росписи потемнели от сырости и окисления использованных художником свинцовых белил8. Лик Мадонны создан ещё в византийском стиле: тонкий длинный нос, миндалевидные глаза, высокие брови и маленький рот. Наиболее традиционным из них является экспрессивное Распятие (ок. Мастера из Читта ди Кастелло, а потом Уголино и Сенья (сыновья которого, Николло и Франческо, распространяли манеру Дуччо в конце века), а также автор замечательной «Маэсты» из Масса Мариттима.
Дуччо были даже приписаны некоторые произведения («Распятие», Флоренция, Палаццо Веккио). 1311 г. (Музей собора, Сиена)15 апр. 1943. Она отмечена (Belting. традиции. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника.
и Чимабуэ и исполненного, вероятно, Д. д. Б. Помещенный в нижней части рамы образ св. за адм. 1979).
Сохранился отзыв о Чимабуэ одного из комментаторов Данте, отмечавшего требовательность художника к себе: «если кто-либо указывал в его работе на ошибку или недостаток или если он сам замечал таковые (ведь часто случается, что художник совершает погрешность из-за изъяна в материале, в котором он работает или же из-за неправильности в инструменте, которым он пользуется), то немедленно бросал эту работу, как бы дорога она ни была ему». получил от Братства восхваляющих Мадонну (Confraternit dei Laudesi), состоявшего при доминиканской ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, заказ на алтарный образ. Франциска.
О том, насколько «яркими, сияющими» были краски вначале, свидетельствуют лишь достаточно хорошо сохранившиеся орнаментальные росписи сводов, трифориев (частично) и медальоны южной части трансепта. Именно благодаря этому можно понять смелость исследователей именующих художника «Микеланджело 13 века». Не стоит удивляться этим неточностям: особенно их много в биографиях мастеров, живших задолго до Вазари.
Настоящее имя художника – Ченни ди Пепо. Фрагмент алтарной картины «Маэста». 1285 г. Д. д. Б.
Этому способствуют декоративность цветовой гаммы, открывшейся после реставрации, сочетающей киноварь, золото, азурит с розовыми, лиловыми, голубыми, светло-зелеными оттенками и каллиграфия текучих линий (кайма мафория Богоматери) (Il restauro della «Maest» di Duccio / A cura di C. Brandi. Традиционно считалось (после Вазари), что обучение он проходил там же у византийских живописцев, приглашённых для росписи капеллы Гонди в Санта-Мария-Новеллаk 35, однако церковь только построили в 1279 году, когда Чимабуэ было около сорока лет5 и он уже был известным мастером. Эти пережитки гораздо меньше заметны в знаменитой «Маэсте» («Мадонне Ручеллаи») исполненной Дуччо в 1285 (Флоренция, Уффици). По новизне замысла «Маэста» знаменует рубеж в эволюции алтарных образов в западноевроп.
Богоматерь изображена восседающей на троне, к Ее стопам припадают 3 францисканских монаха. Документальные сведения о периоде обучения отсутствуют. заказов Сиены тему гражданственности подчеркивает надпись на подножии трона, являющаяся и подписью художника: «Святая Матерь Божия, будь причиной мира в Сиене и жизни Дуччо, который написал Тебя такой». Пизано. Настоящее имя – Ченни ди Пепо. «Мадонну Ручеллаи» отличает, таким образом, торжество классицизирующей концепции готического обновления тосканской живописи. Ей предшествует «Мадонна с младенцем» (Сиена, музей собора), образ, полный патетики и большого благородства здесь влияние Чимабуэ, характерное для раннего периода творчества Дуччо, сочетается с пережитками византийской классицизирующей традиции.
мог быть учеником Чимабуэ и работать с ним в кон. 1982. Доминика, основателя ордена доминиканцев и св. Прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый». Неясно, было ли произведение в целом (проект конструкции и собственно живопись) выполнено Д. д. Б. или ему принадлежит только живопись. Троицы во Флоренции.
правонарушения, о долговых обязательствах, правах собственности, выплатах за работы. Фрагмент алтарной картины «Маэста». Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере.
Что Чимабуэ случайно увидел Джотто, рисующего на камне овцу, восхитился его талантом и стал его учителем. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Екатерины Сиенской, ап. Павла, св. В эпоху Нового царства была популярна монументальная живопись. 1311 г. (Музей собора, Сиена)Принесение во храм.
Традиционно считалось (после Вазари), что обучение он проходил там же у византийских живописцев, приглашённых для росписи капеллы Гонди в Санта-Мария-Новелла, однако церковь только построили в 1279 году, когда Чимабуэ было около сорока лет и он уже был известным мастером. Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией. Фигуры ангелов отличаются мягкостью моделировки форм. искусства. Работал во Флоренции, Ассизи, Пизе, Риме.
1979). проблематична, мнения об атрибуции и о хронологии создания его произведений расходятся. Агнессы. Тем не менее отрешенные лица, среди которых только лицо Марии обращено к молящимся, напоминает о божественности персонажей. Сабауда небольшой триптих «Мадонна с младенцем на троне» и частично утраченные «Сцены из жизни Христа и св. Самой замечательной из них является Маэста (ок. школы, подобных «Мадонне Кахна», так и визант.
9 июня 1311 «Маэста» была торжественно перенесена в собор из мастерской художника. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ и Дуччо (знаменитая Мадонна Ручелаи). «Маэста» из сиенского собора (Сиена, музей собора), на исполнение которой 9 октября 1308 был заключен контракт, напротив, сохранилась почти нетронутой в своем первоначальном виде. Первой из известных и дошедших до наст. гал. ) и «Мадонна с младенцем» (Перуджа, Нац. В соглашении Д. д. Б.
В первых своих иконах Богоматери Чимабуэ является ещё вполне традиционным мастером но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживлёнными, привлекательными и величественными, а краски более свежими изящными и натуральными. живописи. При расчете размеров рамы и формата центрального поля использована традиц. Самая известная (и единственная сохранившаяся) алтарная картина Джотто – Мадонна Оньисанти. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто, вплоть до 1275 года.
Форт-Ворт, Техас, музей Лугано, собрание ТиссенБорнемиса). При раскраске фигур мастера также по-прежнему придерживались традиционной манеры. Принесение во храм. 450 см 290 см. Над центральной сценой в арочках изображены 10 фигур апостолов. Петра и мц. R., 1959).
Наиболее убедительна реконструкция, предложенная Уайтом (White. Щиты были скреплены гвоздями. Вазари писал, что отец будущего художника был крестьянином и носил имя Бондоне. P. 330-340). Важным остаётся вопрос об истоках происхождения происхождении стиля Чимабуэ. Среди немногих дошедших до нас работ Чимабуэ видное место занимают колоссальные (до 4 м в высоту) алтарные образы. гал.
Тип изображения «Маэста» был очень популярен в Италии в XIII и XIV веках, вот таким образом большинство ведущих художников в разных вариантах писали «Маэста» идя навстречу запросам заказчиков. В настоящее время почти полностью утрачена живописная пластика росписей. P. 69-93). Однако монументальные, хотя и плоскостные религиозные образы Чимабуэ, особенно его большая икона Мадонна на троне со святыми и ангелами (Флоренция, Уффици), все же представляют большой интерес с точки зрения развития флорентийского искусства.
Петра Мученика – патрона Братства восхваляющих Мадонну, способствует истолкованию композиции как «Вознесение Богоматери», что соответствует посвящению ц. Санта-Мария Новелла. гал. : Нью-Йорк, собрание Фрик Вашингтон, Нац.
На оборотной пределле представлены эпизоды земной жизни Христа («Христос и самаритянка», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление слепого», «Призвание апостолов Петра и Андрея», «Искушения», «Брак в Кане Галилейской» и др. ), на оборотной стороне вимпергов – события после Воскресения («Уверение Фомы», «Ужин в Эммаусе», «Сошествие Св. Прозвище Чимабуэ, означающее «быкоголовый», он получил за упрямство и несговорчивый характер. Произведение «Маэста» (Величие) было заказано для главного алтаря городского собора. Образ «Мадонна Ручеллаи», отражающий влияние искусства Чимабуэ изобилует готическими мотивами. Отсутствие документов, относящихся к 1280-1285 гг. и влияние франц. Мастер флорентийской школы.
Стоит отметить, что богословская мысль концентрировалась на теме страданий Христа. XIII в. в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи (Bologna. 1982. По сообщению Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ.
В настоящее время почти полностью утрачена живописная пластика росписей. описание безымянного хрониста сер. Упомянут в Божественной комедии Данте как художник, превзойденный только Джотто. и сиенской живописной школы в целом.
Галерея Уффици, Флоренция (Италия)Рассказывают, что Мадонна, написанная им для капеллы Ручеллаи в церкви Cанта-Мариа-Новелла, прославилась ещё до того, как была закончена художником. Фреска «Мадонна с четырьмя ангелами и святым Франциском» в Нижней церкви (лики неоднократно переписывались) демонстрирует, как Ч. обогащает визант. Чимабуэ «Мадонна Ручеллаи» (1285).
Наиболее популярными являются сцены охоты или ловли птиц. Хотя одеяние Марии великолепно, оно более напоминает наряды обычных женщин. 1990. Строительство девяностометровой красавицы-башни было завершено в 1359 году. 1990.
Джорджо Вазари рассказывает о том, как Мадонну Ручеллаи, в XV веке считавшуюся работой Чимабуэ, пронесли по улицам Флоренции под приветственные крики горожан. Д. д. Б. В 1285-1308 гг. P. 61).
написал 3 образа Мадонны с Младенцем (Национальная галерея Умбрии, Перуджа Национальная галерея, Лондон ранее собрание А. Стоклета, Брюссель, ныне местонахождение неизв. ), передающие нежное чувство, объединяющее Богородицу и Ее Сына и 2 небольших образа Мадонны на троне (Музей искусств, Берн Национальная пинакотека, Сиена), раскрывающие ту же тему монументально и торжественно. Чимабуэ происходил из знатной семьи Гвальтьери (итал. Gualtieri)5 и родился во Флоренции примерно в 1240 году1. XIII в. Дж.
За несколько лет до нее художник исполнил такие композиции, как «Мадонна с младенцем» (Брюссель, собрание Стокле), триптих «Мадонна с двумя святыми» (Лондон, Нац. И даже такие мастера, как Симоне Мартини («Маэста», Сиена, Палаццо Публике) и Пьетро Лоренцетти («Маэста», Кортона) также во многом обязаны Дуччо. Cimabue), наст. времени работ Д. д. Б. Более того, многие современники называли Джотто его прямым преемником.
По контракту Д. д. Б. Иеронима (автор описания «Вознесения Богоматери», приведенного Иаковом из Варацце в «Золотой легенде»), окруженного медальонами с изображениями св. Уайт – 90-е гг. Период с XVI по XI век до н. э. называют эпохой Нового царства.
Большую часть жизни Д. д. Б. провел в Сиене. для офиц.
Формы моделированы легкими тенями, не разрушающими выразительных силуэтов. Вскоре после этого Дуччо создал несколько значительных произведений – небольшая «Маэста» (Берн, Художественный музей), миниатюрная «Мадонна францисканцев» (Сиена, Нац. 1280 г. в Тоскане в традициях визант. Животные и птицы исполнены с большим мастерством.
В произведениях художника строгое величие композиции, ее плоскостность и несколько схематичная симметричность сочетаются с изысканной сдержанностью цветовой гаммы, пластической ясностью гибкого контурного рисунка, материальной осязаемостью лиц и фигур, внутренней значительностью образов (Распятие и Мадонна на троне – оба около 1285, Уффици цикл фресок в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1290). пинакотека). XIII в. Ф. Дойхлер – 1300).
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. в статьях Джотто, Мастер легенды Святого Франциска). Творческое формирование Чимабуэ граничит с господствовавшей в итальянской живописи XIII в. греческой манерой и с тенденциями к художественному обновлению, наметившимися в современной ему византийской живописи, с новой, более человечной, обращенной к живому чувству религиозностью в его работах есть и точки соприкосновения с новаторскими исканиями его итальянских современников — живописца Каваллини, скульпторов Н. и Дж.
Традиц. с 1272 по 1302. Итальянский художник. Чимабуэ происходил из знатной семьи Гвальтьери (итал. Gualtieri) и родился во Флоренции примерно в 1240 году.
9 июня 1311 г. живописный алтарь, посвященный Богоматери, со времен битвы при Монтаперти (1260) считавшейся верховной правительницей города, с беспрецедентной торжественностью был перенесен из мастерской художника в собор (сохр. для Флоренции единица измерения длины – локоть (braccio), составлявший 548 мм (Cmmerer. С 1290 Дуччо, которого по праву можно назвать подлинным основателем сиенской школы, оказал глубокое влияние на многих художников. Авторство остальных произведений подтверждается только стилистическим сходством с «Распятием».
работал в миниатюре и был знаком с постэллинистической традицией визант. Д. д. Б.
манускриптов. Прозвище Чимабуэ означает «быкоголовый». Он происходил из знатной и богатой фамилии Ч. Гвальтьерн. Работал в основном во Флоренции, а также в соседних Ассизи и Пизе. Некоторые моменты его биографии известны из трудов Джорджо Вазари (1511-1574), которого считают основоположником современного искусствознания – он создал свои знаменитые «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» о современных ему деятелях искусства. гал. ). 1983. обязался исполнить образ на готовой деревянной основе.
Эти качества станут характерными для последующих произведений Д. д. Б. Вазари, написавший Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев – ваятелей и зодчих (1550 год) утверждал, что Джотто родился в 1276 году. 2002. P. 47). икон, бытовавших в Италии, подобных «Мадонне Меллона» (обе – Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Однако эти документы ничего не говорят о образовании художника, доказавшего вскоре свое мастерство, получив заказ на «Маэсту» («Мадонна Ручеллаи») для ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции. Карл Анжуйский (один из самых значительных монархов своего времени. Иоанна из фрески «Распятие» в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений. Известно, что в 1302 Дуччо исполнил «Маэсту» для капеллы Палаццо Публике в Сиене (не сохранилось). 1280, Музей собора, Сиена). P. 33 Bellosi.
Готическая стилистика в пропорциях фигур, ритме гибких линий, декоративности палитры и орнаментов, сочетается с широтой и свободой классических образов, воспринятых через образцы визант. образа «Мадонна Креволе» (ок. имя Ченни ди Пеппо (Cenni di Peppo) Свед. Сохранился отзыв о Чимабуэ одного из комментаторов Данте, отмечавшего требовательность художника к себе: «если кто-либо указывал в его работе на ошибку или недостаток или если он сам замечал таковые (ведь часто случается, что художник совершает погрешность из-за изъяна в материале, в котором он работает или же из-за неправильности в инструменте, которым он пользуется), то немедленно бросал эту работу, как бы дорога она ни была ему». В 1506 г. алтарь заменили бронзовым киворием, в 1771 г. его части были разъединены (живопись, в т. ч. лик Богоматери, значительно пострадала) и разрознены: большая часть композиций хранится в сиенском соборном музее, др. - в Национальных галереях Вашингтона и Лондона, в собраниях Фрика в Нью-Йорке и Тиссен-Борнемиса в Мадриде, в Художественном музее Кимбелла в Форт-Уэрте и в Музее изящных искусств в Будапеште. P. 90).
Иоанна Крестителя (из апсиды собора в Пизе) и образ св. 70-х – нач. Однако документально это никак не подтверждено.
Наиболее ярко и красочно расписывались стены молелен, посвященных богам и фараонам. считается алтарная картина «Мадонна Креволе».
Лучше всего это подтверждают сохранившаяся часть «Распятия» и одна из фигур ангелов в трансепте (Лонги) эта концепция кажется наиболее правдоподобной и по хронологии, если допустить, что произведения, о которых идет речь исполнены Дуччо до 1285, когда была создана «Мадонна Ручеллаи». Духа на апостолов» и др. ). К сожалению, ни одна из работ этого времени до нас не дошла.
Первоначально она была двусторонней и состояла из пределлы и завершения. Франциска. XIV в. : Cronache Senesi. Хотя, вполне возможно, что Тиберти описал истинное происшествие. Франциска.
В следующем году он получил плату за работу над «Биккерной». спроектировал уникальную многочастную конструкцию двустороннего образа, первоначальные размеры к-рого составляли 54, 68 м. Центральную часть образовывали 2 щита из склеенных между собой досок (11 вертикальных – для переднего щита, 5 горизонтальных – для заднего).