Изображение Мадонн проходит широкой линией через весь творческий путь Сандро Боттичелли. "мадонна под балдахином" – картина-тондо, превосходное по качеству, характерное для позднего периода творчества Боттичелли. «поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485)— религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.
«поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца. Пятую часть своего повествования я решил посвятить той части творчества Боттичелли, которая прошла через весь его творческий путь – это изображение Мадонн. В замкнутом пространстве с открытым окном из которого открывается вид на извилистый тосканский пейзаж – реку и холмы, – Боттичелли представил группу фигур, находящихся в более сложной композиционной связи, чем первые образцы его "Мадонн". Херувимы, образующие ореол вокруг головы Мадонны, – этот символический мотив прославления – лишь подчеркивают смиренность представленного Боттичелли образа. Оно не имеет прямого отношения к творчеству Боттичелли, но отражает те чувства, которые человек испытывает при рассматривании изображений Мадонн (по крайней мере, я точно испытываю такие чувства).
Боттичелли в своём творчестве очень часто прибегал к изображению образа Мадонны. Для этого, наверно, Боттичелли Мадонну доброликую создал. Это батальонный начбой сказал нам, что Мадонну написал Боттичелли. Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Если ранние Мадонны Боттичелли излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств, то в образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты.
Подобно фра Филиппо, Боттичелли ищет и находит себя поначалу в образах Мадонн исполненных женственной грации и внутреннего света. Мадонну Боттичелли. Герои картины Боттичелли «Мадонна с младенцем и с пятью ангелами» находятся в маленьком закрытом помещении, на полотне кроме их фигур ничего не изображено, места просто не остается. Имя Сандро Боттичелли (1445-1510) обычно вызывает в памяти образ Мадонны.
«мадонна с книгой» — величайшее произведение Сандро Боттичелли, жившего в одно время с Леонардо да Винчи и Рафаэлем Санти.
Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине и боги ветров осыпают ее дождем из роз и гонят раковину к берегу.
Торжественное величие Царицы Небесной сочетается в образе Мадонны на зрелых его картинах с горьким опытом земной женщины, много изведавшей и пережившей. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. В картине все пронизано ощущением внутреннего одиночества. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо.
Перед нами довольно разные оценки. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. 1483—1485), а также фрески Сикстинской капеллы (1481 — 1482) и фрески виллы Лемми (около 1486), написанные по случаю свадьбы Лоренцо Торнабуони (кузен Лоренцо Великолепного) и Джованны дельи Аль-бицци. Сфумато Леонардо создает впечатление сумерек: они окутывают героев, оставляют их наедине друг с другом рассеянный прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).
Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их задумчиво глядя на нее, они забывают друг о друге. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей.
Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Тоскливо. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. Художник сам режиссёр и композитор своих творений.
Варнавы. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Метод «аналогия» доказывает родственность пейзажного фона с райским пространством, а Библии с Книгой жизни.
Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. Образ Мадонны с ребенком на руках очень нежен, она выглядит хрупкой и женственной. За этой картиной хронологически следуют самые значительные творения Боттичелли. В такой ситуации уже не соображают, кто лейтенант, а кто полковник. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Немного о самом художнике.
Они были так убедительны, что парень чуть не поверил. Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. Как 39 бы то ни было, «Весна» написана в период наивысшего творческого подъема Боттичелли и предшествует несколько более позднему «Рождению Венеры».
В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. (Лоренцо де Креди, прежний компаньон Боттичелли, уничтожил несколько из своих эскизов с нагими фигурами. ) Ботичелли был на площади и, некоторые биографы тех лет, пишут, что, поддавшись общему настроению, сжёг несколько эскизов (картины находились у заказчиков), но точных свидетельств нет. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Метод «индукция» позволил обнаружить следующие качества художественного образа: 1) открытость как откровенность (общий для художественного образа признак стремления открыть тайные знания о божественном) 2) чистота (как характеристика всех персонажей) 3) молодость (как вечная жизнь, качество, полученное героями за соблюдение божественных законов и духовную красоту) 4) сияние (подчеркивается священность происходящего события) 5) любовь.
Таким образом, Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, куда еще раньше его уже, вероятно, ввел Верроккио. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Обращение Боттичелли и к обратим народной фантазии не случайно. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485). Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Иоанном Евангелистом». Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Выпить бы. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.
20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви Санта Мария. Что же определяет искусство Боттичелли. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа.
Первую картину некоторые исследователи относят к концу 1470-х годов, другие предлагают более позднюю дату — 1480-е голы. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.
Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. В датировке отдельных картин ученые до сих пор расходятся и это в первую очередь касается двух его шедевров — «Весны» и «Рождения, Венеры». Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы».
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. Конечно, он нам не начальник. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали».
По-прежнему, пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Вазари писал: «Поистине произведение это – величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется» В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Для многих исследователей особая привлекательность этой картины заключается в том, что здесь можно отыскать изображение целого ряда исторических лиц.
За спиной Мадонны находятся пять ангелов, стоящих тесно прижавшись друг к другу. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». Целую неделю беспрерывно лили холодные прусские дожди. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры».
С алтаря в капелле церкви оно переместилось в Зал капитула монастыря Сан Марко, оттуда – в галерею Академии во Флоренции и далее, в 1919 году – в Уффици. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. К этому же периоду, несомненно, относятся картины «Паллада и кентавр» (1482), «Венера и Марс» (около 1485). Все понятия в сочетании с понятием любви (любви божественной) можно трактовать как любовное откровение божественного мира миру земному, дарующее свет, вечную жизнь.
После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. В 1472 имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки.
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. У всех народов, на всех языках этот образ всегда служил образом весны в народных празднествах на Руси, посвященных встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он столь же органичен, как и в картине Боттичелли. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. В «Поклонении волхнов» еще много кватрочентистского. Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.
Руки скрутили. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Сандро Боттичелли (1 марта 1445 — 17 мая 1510), был глубоко религиозным человеком и работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле в Риме.
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Они также являются символом веры и смирения Мадонны перед богом. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Связали его, буйвола, телефонным проводом и привалили к ножке стола. Среди них, поддавшихся психозу, были и художники. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Метод «анализ» позволил определить вселенский характер панорамного пейзажа, представленного как космический пейзаж коронование Девы происходит самой природой (солнце коронует, а ангелы лишь поддерживают) перед зрителем открыта Библия, где в гимне славится Господь. Работа, по-видимому, предназначалась для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо геральдический символ рода.
Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля.
Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Забрали мы пистолет.
В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат). Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом.
На полу толстенный ковер, уже изрядно замызганный глиной. Но проповедник, воинствующий поборник соблюдения церковных догм, вошел в резкий конфликт со светской властью Флоренции. Иоанном Крестителем и св. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Два крохотных оконца по бокам двери.
Он начинается «Поклонением волхвов» (1475 — 1478)— своеобразным мифологизированным групповым портретом представителей семейства Медичи и их ближайшего окружения, включая самого художника изобразившего себя на переднем плане, в. правой части композиции. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Метод «экстраполяция» позволил выяснить, что период кватроченто это время разработки теории и практики центральной (линейной) перспективы. Произведение «Мадонна дель Магнификат» принадлежит к зрелому этапу творчества художника и предстает ярким репрезентантом творчества Сандро Боттичелли по следующим причинам: 1) характерная для творчества художника тематика (также среди его произведений существуют «Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем» (1468), «Мадонна во славе» (1469-1470), «Мадонна с младенцем и ангелами» (1471), «Мадонна с восемью поющими ангелами» (1477), «Мадонна с гранатом» (1487) 2) композиция идеального круга с внутренней динамикой оптимально применена в произведении «Мадонна дель Магнификат» 3) персонажи произведения представляют собой идеальных существ (в гармонии духа и плоти) в райском мире, подобно человеку эпохи Возрождения, который чувствует божественное покровительство.
В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Это первое документально подтвержденное религиозное произведение художника, отныне прочно утвердившееся в художественной панораме Флоренции.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Одно из них – «Покинутая». В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици).
Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Я даже не заметил, когда они покинули землянку. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св.
После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. Портреты, созданные художником в это время, например, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Варнавы». Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. С тех пор интерес к его картинам не угасал. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию».
На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»: «Весна» «Вот и Весна и Венера идёт и Венеры крылатый Вестник грядёт впереди и, Зефиру вослед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая, Красками всё наполняет и запахом сладким Ветры, богиня, бегут пред тобою с твоим приближеньем Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские, И небосвода лазурь сияет разлившимся светом» Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году.
Видимо, этим Великолепный хотел укрепить в городе свой авторитет. Текст-молитва гимна читаема и может быть повторена зрителем. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.
Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Все это барахло мы перетащили из имения еще до того, как покрыли землянку крышей.
Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки». Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). Аналогичную задачу ставил перед собой Леонардо в близкой по времени «Мадонне Бенуа».
Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Воспевая Господа, зритель примиряет на себя роль избранника.
Некоторое время Боттичелли учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо.
Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Они словно крылья за ее спиной, несут ответственность за ее жизнь, физическую и духовную. И сколько бы тти спорили о том, кого изображает полуобнаженная женская фигура в прозрачной одежде, с длинными разметавшимися волосами и веткой зелени в зубах Флору, Весну или Зефира, образный смысл ее абсолютно ясен: у древних греков она называлась дриадой или нимфой, в народных сказках Европы — лесной феей, в русских сказках —-русалкой. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). прежде всего та несколько наивная решительность, с, которой Воттичелли, подобно Гоццоли и Липпи, превращает евангельскую сцену в сцену многолюдного празднества.
В нежно-неловком мальчугане «Глории» ощущается новая осмысленность, до Боттичелли еще небывалая и намечается даже оттенок недетской печали. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.
Себастьян» (1473), самая пол-лайоловская из всех картин Боттичелли. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию.
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. от Луки I: 46). (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы.
В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Младенец на ее руках спит, замотанный в полотно, держась с любовью и надеждой за ее руки. «И тогда он завоевал себе во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Ну а уж когда полковник вскочил и выхватил пистолет, тут, значит и я пришел в себя. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. Иеронима. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Иеронима.
Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485—1490). Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». изображающее мадонну, окруженную ангелами («Величание мадонны».
Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици).
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». Что касается картины Боттичелли «Аллегория Клеветы», то некоторые исследователи относят ее ко времени «Весны» и «Рождения Венеры», то есть к годам наибольшего увлечения Боттичелли античностью другие подчеркивают морализирующий характер произведения и его повышенную экспрессию и видят в псм работу 1490-х годов. Образованнейший человек, трезвый и жестокий политик, Лоренцо был поэтом, философом, уверовавшим в природу, как в Бога.
В ней Мария протягивает младенцу цветок крестоцвета — символ креста. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом.
Изображенное событие происходит здесь как бы вне определенных времени и пространства. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). тондо. Составитель: Андрей Астахов. Отныне покончено и с озорниками излюбленными фра Филиппо. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.
Атмосфера глубокой задумчивости, внутренней разобщенности персонажей еще сильнее чувствуется в другой, несколько более поздней «Мадонне» Боттичелли («Мадонна Евхаристии», 1471), в которой ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Да разве посмеешь в присутствии капитана.
Однако это качество не должно отвлекать внимание от ее замечательного композиционного построения, свидетельствующего о достигнутом к тому времени художником высоком уровне мастерства. Сандро Боттичелли (итал. Это прозвище распространилось и на других братьев.
В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Еще один ковер с ярким восточным орнаментом застилал лежанку. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Таким образом, жизнь избранного человека организована в согласии с божественным словом.
В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Стулья тоже массивные, с резными спинками.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить душу. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны.
Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Младенцем. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. Около 1475 года художник написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. И главное – есть кое-что в запасе.
Она является одним из тондо Боттичелли. Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Тускло.
И каковы бы ни были причины этого интереса к народному искусству, особенно у самого Лоренцо. Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470). Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Зиновия».
Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Невольно привлекают внимание и коленопреклоненная мужская фигура изящно задрапированная в светло-голубое одеяние, которое кажется легким, почти прозрачным и заставляет вспомнить о воздушных одеждах граций в картине «Весна». Тень неопределенной грусти, неведомая женским головкам Верроккио, лежит на выпуклом лбу «Мадонны во славе» «верроккиевского» типа, сквозит в мягком наклоне ее головы.
Не в пример упрямым последователям Верроккио Боттичелли пользуется светотенью только как моделирующим приемом и решительно отвергает глубокие тени — первое средство верроккиевских «академиков» в передаче телесности и пространства. Мы сидели за большим овальным столом из палисандра, занимавшим все свободное пространство. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе.
В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Лоренцо Медичи, гордого и замкнутого, высокомерно молчащего в толпе своих оживленных друзей или задумчивый Джулиано, затянутый в черный бархатный камзол.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. То же впечатление оставляет и «Св. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Альбом знакомит читателя с картинами Сандро Боттичелли (1445-1510), в которых воплощен образ Мадонны с Младенцем. Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет. «Поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.
В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.