В своей работе я хочу поделиться с вами творчеством великого Рафаэля и дать описание картины «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем». Рафаэль написал «Мадонну в зелени» для одного из своих ближайших друзей, Таддео Таддеи.
Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св. Сикста в «Сикстинской Мадонне». Рафаэль не склонен к экспериментам. Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Я имею в виду «Мадонну в кресле» («Мадонну делла седья») или «Сикстинскую Мадонну», вещи, о которых речь еще впереди. Впервые он работал над новой темой абсолютно самостоятельно. Но картина уже свидетельствует о стремлении Рафаэля к монументально героической выразительности образов и его эволюции к зрелому классическому стилю.
Галерея Уффици, Флоренция В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). «Мадонна в зелени» была написана двадцатидвухлетним Рафаэлем для друга, патриция Таддео Таддеи, который, по словам Вазари, всегда был рад видеть художника «и в своем доме и за своим столом». «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Художник умело вписывает фигуры в форму равностороннего треугольника.
Галерея Палатина (Палаццо Питти)Флоренция Во Флорентийские годы, между 1504 и 1508 гг., он создает ряд изображений Мадонн, которые принесли ему славу. Некое подобие более острого треугольника в фигуре Христа, в группе Христа и маленького Иоанна Крестителя. Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире. Так как у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее.
С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер. «Мадонна в зелени» структурно гармонична – от группы фигур (во главе с ласковым образом Девы Марии, которая поддерживает ребенка Иисуса и нежно смотрит на мальчика Иоанна Крестителя) до широкого ландшафта с искристым, зеркальным озером, которое тянется с одной стороны панели до другой. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Это «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница».
Реставрационные работы часто преподносят сюрпризы и открывают неожиданную правду. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. отдельную публикацию 1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле», в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве Рафаэля.
Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет. отдельную публикацию В 1502-1503 гг. «Мадонна Коннестабиле».
У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще очевиднее, чем у Леонардо и, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты".
Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника. «Мадонна ди Фолиньо» холст, масло, 1511-1512. Расположенные «закрученно» фигуры двух детей явно отражают образные методы Микеланджело. Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу.
Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней, приблизительно 1516-1517 гг., «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»). Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Георгия. см.
«Мадонна со щегленком» дерево, масло, 1507. Пинакотека Ватикана, Рим 1512 годом датирована «Мадонна ди Фолиньо». Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. «Сон рыцаря» — едва ли не самая ранняя, дошедшая до нас маленькая досточка, двадцать с немногим сантиметров в высоту. см. Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов, которые доведут мистический компонент до ощущения полной трансцедентности. «Мадонну Коннестабиле» мы уже видели.
Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти. В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. образуется группа из пяти человек.
- "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. «Мадонна в зелени» дерево, масло, 1506. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. «Мадонна Каниджани» является шедевром в композиционном отношении, поскольку она уже превосходит все, на что был способен Перуджино: картина по-умбрийски четка и прозрачна, но в то же время насыщена флорентийским богатством движения. Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими, как в работах венецианцев — Антонелло да Мессина в его «Алтаре Сан Кассиано», Джованни Беллини, которые изображали Мадонну на высоком троне, в центре композиции.
Еще богаче по мотиву изображения Святого семейства вроде мюнхенской «Мадонны Каниджани» (рис. 60), где Мария, Иосиф и мать Иоанна собираются вокруг двух детей, т. е. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. «Мадонна Альба» холст, масло, 1511. Она менее экспериментаторская, но более уравновешенная.
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Пространственность картины создается и формируется уже тем, как рельефно выступает из этого глубокого мрака фигура Мадонны, держащей младенца на руках. Сейчас «Положение во гроб» находится в римской галерее Боргезе. Рафаэль отделяет Марию от реального мира.
Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Облака, клубясь, растворяясь, превращаются в головки ангелов или головки ангелов, растворяясь, превращаются в облака. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Создавая композицию картины «Мадонна в зелени», Рафаэль стремится достичь идеального равновесия пластических форм, передать ощущение абсолютной завершенности и в то же время естественности представленной сцены. Это некое мистическое небо, не физическая реальность – голубое пространство с облаками, а мистическое небо – мотив, который возникнет и в «Сикстинской Мадонне», где облака также будут превращаться в головки херувимов. Основная тема всех этих замечательных работ, навеки прославивших своего создателя как великого «мадоньеро», – возвышенная, светлая материнская любовь, порождающая красоту и гармонию мира. Рафаэль обращается к образу св.
Снова форма тондо. Лучшая из них "Мадонна в зелени". Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Доверяя знанию и опыту Роберто Лонги (1890 – 1970), выдающегося историка искусства, специалисты датировали картину 1505 годом, на основании того, что в этот период Рафаэль увлекался фоновыми пейзажами в духе да Винчи. Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение.
Лучше всех расположена Мария. Заказ на «Оплакивание Христа» Рафаэль получил в 1504 году от графини Аталанты Бальони, которая хотела найти облегчение своих страданий после гибели сына в изображении смерти Иисуса и скорби Его Матери.
Облик Девы Марии отличается благородной и величавой красотой. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Рафаэль часто использует эту форму. Поучительный, в смысле противопоставления предыдущему, пример из позднейшего римского периода можно видеть в «Мадонне Божественной любви» (Неаполь), которая, хотя и не целиком восходит к самому Рафаэлю, все-таки дает полное представление о его новых устремлениях. Переход от простых построений в «мадоннах» к многофигурным композициям был слишком быстрым и не всё в картине удалось. Национальная Галерея Искусств, Вашингтон К концу работы над Станцами, в 1511-1512 гг., появляются первые станковые произведения Рафаэля, относящиеся к римскому периоду. В их прекрасных образах вылилась душа молодого Рафаэля. Плавность линий, ясность колористических отношений, четкость композиционных решений, естественность поз и жестов, красота идеального лица Мадонны подчеркивают возвышенную поэтичность этих картин.
«Мадонна делла седья» дерево, масло, 1514. Темпера, переведенная с дерева на холст, 1504. Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»).
«Мадонна Грандука» дерево, масло, 1504. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить. Здесь несколько треугольников.
Для всех Мадонн флорентийского периода свойственны сложные пейзажные фоны. Заказчики все чаще уговаривают его писать для них.