Мадонна в зелени (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Рафаэль написал «Мадонну в зелени» для одного из своих ближайших друзей, Таддео Таддеи. Одна из лучших – «Мадонна в зелени». По этой причине «Мадонну в зелени» иногда именуют «Мадонной Бельведерской» (см.
Картина «Мадонна в зелени» именуемая также «Мадонной в лугах» и «Мадонной Бельведерской» изображает апокрифическую встречу между младенцами Иисусом и Иоанном Крестителем. В своей работе я хочу поделиться с вами творчеством великого Рафаэля и дать описание картины «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем».
Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. Мадонны Рафаэля наделены не только красотой духовной, но и физической. Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло.
Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире.
Переход от простых построений в «мадоннах» к многофигурным композициям был слишком быстрым и не всё в картине удалось. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Для всех Мадонн флорентийского периода свойственны сложные пейзажные фоны.
Реставрационные работы часто преподносят сюрпризы и открывают неожиданную правду. Сейчас «Положение во гроб» находится в римской галерее Боргезе.
Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. «Мадонна в зелени» структурно гармонична – от группы фигур (во главе с ласковым образом Девы Марии, которая поддерживает ребенка Иисуса и нежно смотрит на мальчика Иоанна Крестителя) до широкого ландшафта с искристым, зеркальным озером, которое тянется с одной стороны панели до другой. Мадонны Рафаэля наделены не только красотой духовной, но и физической.
- "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Лучшая из них "Мадонна в зелени". Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет.
Доверяя знанию и опыту Роберто Лонги (1890 – 1970), выдающегося историка искусства, специалисты датировали картину 1505 годом, на основании того, что в этот период Рафаэль увлекался фоновыми пейзажами в духе да Винчи. Заказ на «Оплакивание Христа» Рафаэль получил в 1504 году от графини Аталанты Бальони, которая хотела найти облегчение своих страданий после гибели сына в изображении смерти Иисуса и скорби Его Матери. Впервые он работал над новой темой абсолютно самостоятельно. Расположенные «закрученно» фигуры двух детей явно отражают образные методы Микеланджело.
В заключение хочу сказать, что мне очень понравилась эта картина, художнику удалось подчеркнуть изящество и жизненность фигур классического сюжета. Пирамидальная структура группы действующих лиц «Мадонны в зелени» вызывает также в памяти Леонардо да Винчи (чья картина «Святая Анна» была выставлена в 1506 году в церкви Пресвятой Девы). Мария с загадочной улыбкой одну руку положила на плечо мальчику Иоанну, другую простерла над сыном – то ли желая защитить его, то ли что-то поймать.