Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. «мадонна в скалах» (итал. La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. «мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картинЛеонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Иногда встречается название картины Мадонна в гроте.
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Уделял он внимание и рукам.
Мастер решает освещение пейзажа через тональные обобщения и локальное наложение тона. По другой версии «Мадонна в скалах» попала во Францию, увезенная Людовиком XII во время одного из его военных походов в Италию. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок.
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носят два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет. При сходной композиции у картин разный колорит. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
С другой стороны от нее — младенец Иисус. Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». А глубина и загадочность картины до сих пор будоражат умы и души зрителя. Вся группа этой картины Леонардо да Винчи производит впечатление высеченной ваятелем из глыбы мрамора. Картина, как известно, не была окончена.
Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. Сзади Христа придерживает ангел. Считается, что принадлежит исключительно кисти Леонардо картина, находящаяся в Лувре. В картине ничего не хочется ни убрать, ни добавить, что говорит о её уравновешенности и гармоничности.
Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Композиция картины проста и гармонична.
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Внутри она представляет собой прямоугольное помещение со сводами и с побеленными стенами. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».
Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Краскам он придал такое очарование, о возможности которого и не подозревали его предшественники. Вторая картина обитает в Лондоне, она на восемь сантиметров ниже парижской версии. Правой рукой обнимает стоящего внизу мальчика лет трех – Иоанна Крестителя.
Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Все они объединяются также расположением и направлением взглядов.
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».
Видимо, все же нет. В Мадонне в гроте стиль Леонардо достигает своей полной зрелости. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости.
Мадонна изображена приёмом сфумато. Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве.
Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. Несмотря на огромную натуралистическую точность его деталей (ср. Ему так хочется дотянуться до цветка. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая.
От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. На освещённой части одежды прописаны с особым тщанием, говоря о таланте рисовальщика. Архангел поддерживает Христа, обхватив за спинку. Картина вызывает много вопросов. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Сама церковь расположена неподалеку от замка Сфорца (впрочем, более поздние постройки знаменитых галереи Брера и театра Ла Скала также находятся на близком от нее расстоянии). Произведение очень хорошо сохранилось, не считая потемнения красок. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
И в пещере – глубокая тень, как под водой. Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе.
Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. Ее кисть с напряженно раскинутыми пальцами спасительно раскрыта над мальчиком и передает ему свою силу, а Христос благословляющим жестом передает духовное руководство людьми Иоанну. Самым крупным живописным свершением Леонардо в миланский период была, конечно же, его «Тайная вечеря», выполненная для трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие (Святой Марии Милостивой). Картина является станковой, её размер 199122 сантиметра. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет.
Живопись выполнена масляной краской на деревянной панели. Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Однако версия эта может быть более символичной, чем представляется с первого взгляда. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. МАДОННА В СКАЛАХ. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины.
На картине представлен скальный грот, в центре которого сидит Дева Мария. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Леонардо также интересовал рисунок волос. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. Он как молчаливый свидетель и живое напоминание о трагичности сюжета. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане.
Со всей серьёзностью он смотрит на Иоанна, всецело вверяя тому судьбу людей. Например, поведение двух младенцев вполне может отражать традицию тамплиеров, которые относились к Иоанну Крестителю с большим почтением, нежели к Иисусу. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Вся троица изображена на краю обрыва, отделяющего их от зрителя, а пустынный пейзаж придает сцене планетарный масштаб.
Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. К его груди прислонен длинный тонкий крест. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Для них свойственны сложные пейзажные фоны.
Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». И главное, не подделка ли это. Марию Леонардо рисует молодой девушкой, лицо которой также говорит нам о её мудрости. За это время художник успел продать картину и она оказалась во Франции. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо. Благодаря формату, напоминающему окно, зритель вовлекается в картину.
И многие подготовительные рисунки Леонардо к «большим» работам уже содержат в себе это умение показать «прелесть» лиц, погруженных в мягкую живописную светотень.
Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Никогда не изображал он отречение и муки. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
Борются люди и кони. Но это была грация элегическая.
Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Содержание его рисунков самое разнообразное. Источник освещения легко прочитывается. Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Возле нее расположились два младенца — Иисус и Иоанн Креститель. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Композицию пейзажа можно охарактеризовать как «пространство – бесконечный простор». Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
Франциска в 1483 году. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Это целое, т. е. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера.
– картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре.
Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. К мягкости стремятся и краски. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята.
Например, плащ Марии в тенях содержит помимо изумрудных мазков, кадмий красный, землистые оттенки и охру. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Намеренная неясность очертаний и мягкость форм рождают у зрителя самые разные мысли о ее характере и эмоциях. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа.
Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Обычно церковь диктовала художникам, как рисовать, что рисовать, сколько фигур должно быть на картине, где стоять и что изображать. Этот тезис подтверждает и картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком». Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины.
Неудивительно, что дело закончилось склокой. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее и им подрисованы нимбы. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Другое её название – «Мадонна в гроте».
Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Существует предположение, что Леонардо завершил работу над первым вариантом картины, уступив настойчивым просьбам своего патрона Лодовико Моро, желавшего преподнести ее новобрачным к свадьбе своей племянницы с императором Максимилианом I. Внучка Максимилиана, вышедшая замуж за французского короля Франциска I, привезла картину в Фонтенбло.
При этом подразумевалось не просто сходство, копирование творений природы (впрочем, таких произведений тоже было немало, однако и это означало огромный шаг в изменении художественного сознания по сравнению со средневековым), но умение создать в произведении вторую реальность, природу не только сотворенную (natura naturata), но творящую, развивающуюся (natura naturans). У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. Во флорентийском искусстве такой формат символизировал подобие окна.
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя».
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Происходит чередование ритма светлого и тёмного во всех элементах картины (лики детей – драпировки освещённая часть пространства – масса неосвещённых скал вокруг светлого лика Марии тень освещённое пятно уравновешивается большой массой тёмного сверху и т. д. ).
Стоит вспомнить, что американский искусствовед Бернард Бернсон, первым определивший стилистические особенности живописных школ итальянского Возрождения, назвал это произведение Леонардо «самым красивым рисунком в мире». Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Леонардо покинул город. Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. У Леонардо все полно движения. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Леонардо писал: «Обрати внимание на улицах под вечер или в пасмурную погоду на лица мужчин и женщин, какая прелесть видна на них». Направляясь от замка, во дворе которого и была установлена глиняная модель памятника Франческо Сфорца, можно и не обратить внимание (если бы не указатели) на скромное маленькое здание трапезной слева от фасада церкви. Он прожил там до 1499. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй.
У Леонардо нет линии, есть только формы. У них все блестит и сверкает. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Здесь происходит встреча Богоматери с юным Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом.
Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Одежда девы Марии имеет гораздо более глубокий тон и цвет, чем окружающие детали пейзажа. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил (Уриель). Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения.
В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать.
Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Тем не менее принято считать, что младенец благословляющий — это Иисус, тогда как второй, несомненно, Иоанн. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. В Лондонскую национальную галерею «Мадонна в скалах» попала в 1880 году уже из собрания лорда Саффолка. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Об оттенках они не заботились. Время её создания приходится на 1483-1486 годы.
Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах».
Это своеобразное, длящееся состояние, свободное от внутренней скованности. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно и это объединение исполнено чарующей гармонии ибо даже взгляд ангела, обращённый не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции. sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души».
Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо. Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см). Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, – лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах».
В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Преобладает тональный колорит. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Им поручалось исполнение боковых створок алтаря с изображением восьми ангелов. Это символ распятия. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей.
Это было создание великого художника и великого ученого вместе. В картине прекрасно передано всё разнообразие фактур имеющих место в композиции. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Свет распространяется сообразно этому размещению. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Все спуталось в дикий клубок. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Абсолютно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста.
Как они ошиблись. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Миновавшему дубовую дверь в помещение слева, на торцовой стене открывается знаменитая «Тайная вечеря». Ладони рук просительно протянуты к другому мальчику – Христу. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением.
Все тело отражает данное душевное движение. Мы как бы наблюдаем через некое отверстие за тем, что происходит в гроте, тем не менее, нисколько не нарушая тёплой идиллии и умиротворения, обволакивающих присутствующих, становясь соучастником события. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет. На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Это символизирует передачу духовной «власти» над людьми Иоанну.
Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» в настоящее время находится в Париже в галерее Лувра. Фигуры раскованы, в них нет напряжённости, неестественности, внутреннее и внешнее приведено в равновесие, они находятся внутри пейзажа, а не на его фоне. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков.
Процесс растянулся более чем на двадцать лет. Мы можем различить пирамиду, объединяющую четыре фигуры. Фрагмент В работе над картиной принимали участие ученики Леонардо, но именно мастеру принадлежит основное «письмо». Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира».
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики.
Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. Мария властным движением простирает левую руку над Христом. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине.
Насыщенные и ярки на свету и сдержанные в тени и по мере удаления цвета организуют пространство. Она написана на религиозный сюжет и относится к историческому жанру. руб. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным.
Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Композиция произведения построена в виде пирамиды. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Франциска.
Прежде никто не уделял ему столько внимания, пейзаж выполнял лишь роль необязательной декорации, лишённой подробностей и не привлекающей внимания. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса и ямочку в пухлом лобике младенца и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе и трепет глубокой воды в подземном источнике и свет глубокой печали в улыбке ангела. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины.
Именно архангел находится в самом тесном контакте со зрителем. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Богородица ли она вообще. Хотя этот эпизод не упоминается в Писании, он является частью христианской мифологии. И не только лица. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение.
Но вместо алтарного образа изображающего Рождество Богородицы, он написал Деву Марию в гроте с архангелом Уриэлем и двумя младенцами: Иисусом и Иоанном Крестителем. Однако на страницах книги и в киноленте, Роберт Лэнгдон находит иной способ толкования действий младенцев, оказавшейся в пещере. Ярче всего освещены фигурки Иисуса и Иоанна – двух главных персонажей картины.
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота. В первую очередь это лики собравшихся. «Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо.
Для него началась пора беспокойных скитаний. Впоследствии она стала украшением Лувра. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Мария в центре, сидит высоко, как на троне.
Пятна света в картине отвечают художественному замыслу – они не только указывают нам положение источника освещения, но также выделяют ключевые точки, на которые должен обратить внимание зритель, «лепят» объём. Художник выбрал угол зрения чуть сверху над изображаемыми объектами. Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию. Икона была заказана монахами церкви имени св. Монахи-заказчики начали протестовать, когда картина еще не была закончена.
Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Нет более углов. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Он существует не сам по себе, а лишь как тихий, едва замечаемый зрителем аккомпанемент к фигурам. Слева от Марии в гроте находится ангел, который поддерживает второго младенца – это Иисус, который осеняет знамением первого мальчика.
Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Пластически высечены контуры. Так картина была передана королю Франции Людовику XII и оказалась в Лувре.
Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Затем мастер «ударяет» по самым светлым частям одежд Марии и Уриила. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта.
В результате на сохранившихся створках присутствуют всего два ангела-музыканта. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику.
Композиция произведения построена в виде пирамиды. Преобладает тональный колорит. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. » Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи».
Именно эта картина находилась в предназначенном ей храме. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Тела приобретают округлые формы. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Венчает их фигура Марии, напоминая купол. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст.
Леонардо оперирует большими цветовыми отношениями, мы видим большие цветовые пятна, а не множество отдельных мелких мазков. Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, — это Иоанн Креститель. Пространство решается посредством освещения, техники сфумато, применения воздушной и тональной перспективы. Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, каким тонким, серым светом было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры.
Братство не приняло этот вариант картины из-за отсутствия видимой демонстрации догмата о Непорочном зачатии, (что было обусловлено в договоре): перст ангела направлен здесь на Иоанна Крестителя, его же бережно обнимает десница Мадонны. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Скалы на выходе из пещеры испещрены выбоинами, разломами, верхушки их ясно видны. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. Мнения учёных по поводу происхождения лондонской картины разделились – одни считают, что она была написана при помощи учеников великого мастера, другие склонны думать, что она также принадлежит кисти Леонардо.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Здесь окончательно преодолеваются кватрочентистские традиции. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов.