Одна из самых скандальных работ Караваджо, Мадонна Палафреньери известная также под названием «Мадонна со змеей», была написана в 1605-06 годах.
Он стоит обнажённым с белой набедренной повязкой и связанными на запястье руками. В 1601 К. написал две картины– «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме.
Ничего не поделаешь — у папы в отличие от того мудреца был свой взгляд на искусство. У многих эта весть никак не укладывалась в голове. В дальнейшем следы её теряются. Мойте был образованным и культурным человеком, ценил искусство и дружил с Галилеем. Он был один и он работал, а его товарищи дружно отдавались развлечению. формы, подчиняющиеся законам образной драматургии.
«Коронование» продолжает трагическую серию Караваджо, начатую «Взятием Христа под стражу». Ранняя вещь Караваджо.
публике того времени и часто недоступный совр. Зато по части сыска их превзошёл пронырливый посол Мазетти. Легионер, внимательно следящий за истязанием, весь обращён в слух. Именно в это время им написаны такие картины как «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», а также «Распятие апостола Петра».
Первым крупным церковным заказом К. стал цикл картин для капеллы франц. художник. В его глазах он явно проигрывал в сравнении с незабываемой Венецией.
Иоанна Златоуста. Он обвиняется за нанесение оскорбления в виде обидных стишков в адрес живописца Бальони (именно Бальони впоследствии станет первым биографом Караваджо и кто знает, сколько в этом жизнеописании правды и лжи. ). В целях предосторожности он сменил во Фраскати карету и нанял другую. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Впрочем алтарная картина никогда не была установлена в часовне.
Он замер в тот момент, когда камень готов вырваться из пращи. История картины отличается сложностью. Но тут произошёл небольшой казус. реминисценций мифологич.
Убедительно вырисованы юные нимфы, окружающие богиню охоты. Этот последний бездетный отпрыск рода дЭсте был правителем Модены и Реджо-Эмилии. Был обнародован страшный вердикт «вне закона», а это означало, что если художник не сдастся властям, то любой человек, повстречавший его на территории Папского государства, мог убить объявленное вне закона лицо и даже рассчитывать на вознаграждение. Реализм религ. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием.
Появившись по возвращении из Генуи в переулке Сан-Бьяджо, художник узнал, что за время его отсутствия дом сдан другому постояльцу, а хозяйка, вдова Бруни, после его внезапного исчезновения подала на Караваджо иск в суд за шестимесячную задолженность по аренде и самовольный разбор потолка в одной из комнат первого этажа. (. ) Происшествие вызвала ссора по поводу 10 скуди, которые покойный выиграл у живописца». Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда.
Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Как она там и с кем теперь развлекается.
И вот, происходит крутой поворот в жизни мастера. Оттуда ему позволят вернуться только через двадцать пять лет. В дни работы над картиной выздоравливающего художника навещали друзья. Наконец, он добрался до жилья и слег с лихорадкой. Святая Анна была сочтена беззубой мегерой. Среди попавших в опалу оказались всесильный кардинал Пьетро Альдобрандини и весь его клан.
Еще одним символом Воскресения является гранат. этике св. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Современники Каравджо были поражены его талантом. Караваджо тяжело переживал неудачу. Он старался сохранять солидный вид, но его треугольная бородка аж трепетала от радости. Под впечатлением нахлынувших воспоминаний Караваджо приступил к написанию картины «Экстаз Магдалины» (106, 5x91).
Вот таким образом дальнейшее пребывание в имении, как считала маркиза, становилось небезопасным. После очередной стычки с высокопоставленном советником ордена, Микеланджело попал в тюрьму из которой сбежал на Сицилию. Караваджо был заочно приговорен к смертной казни и бежал в Неаполь, а затем на Мальту. Первый вариант «Обращения Савла» находится в собр.
Страна была на грани гражданской войны. Они копируют твою манеру, но не твои дерзостные идеи, – кардинал приблизился к Караваджо вплотную. – Наш друг синьор Джустиниани держит твоего «Амура-победителя» в последнем зале своей галереи. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. К нему попали несколько картин Караваджо и очень понравились. Его самодовольный вид сразу не понравился художнику. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразит.
учился у миланского худ. Яблоки в системе значений «читаются» двояко: и как плоды благодати и как указание на первородный грех искупленный кровью Христа. Особенно возмутило кардиналов, что художник осмелился в образе Девы Марии, как им кто-то доложил изобразить свою любовницу, а фигурка ребёнка Христа и вовсе ввела их в смущение «плебейским изображением плоти» с явными признаками эротики. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Здесь же находится вторая версия работы «Святой Матфей и ангел» (первая была отвергнута заказчиком).
История дворца, как и история его коллекции, началась в 1605 году, когда Камилло Боргезе, представитель знатного сиенского рода, был избран Папой Римским, взяв себе имя Павел Пятый. очарования и классич. Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал. Вспомним хотя бы проникновенный добрый взгляд старика Иосифа, держащего ноты перед играющим на скрипке ангелом в «Отдыхе на пути в Египет» или взывающее к состраданию лицо старика в «Мученичестве святого Петра».
Расквитавшись с доверчивым банкиром, получившим, наконец, долгожданную картину, довольный Караваджо как-то под вечер 29 июля прогуливался по площади Навона, где случайно повстречал нынешнего ухажёра своей Лены — упитанного и вальяжного нотариуса Мариано Паскуалоне. В данном случае картина оказалась в коллекции Шипионе Боргезе.
Но не могло быть все так гладко, нрав художника дал о себе знать. И он встал и последовал за Ним». Новаторская трактовка сюжета делает эту картину Караваджо уникальным явлением. Вот таким образом Павел V, как ни упрашивал его племянник, вынужден был наказать Караваджо.
Но чем же так провинилась перед «конюшими» в кардинальских мантиях превосходно написанная «Мадонна со змеёй». Эта Мадонна слишком живая для церкви.
Ну а шестая картина — это портрет самого папы Павла V (1605-1606). Да так как праведники не нужны Спасителю. Матфея. Её нижняя половина занята фигурой Магдалины, написанной в три четверти, а остальное — непроницаемый мрак заднего фона, на котором едва различим одинокий крест, мерцающий словно сполох или далёкая звезда.
Столь дерзкая и не по возрасту мальчишеская выходка образно выражает распространённое итальянское ругательство — vqffanculo (иди в ж. ). Поняв, что это невозможно, он отправился в Неаполь. Прежде всего стоит зайти в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези: здесь есть капелла Контарелли, для которой художник написал «Призвание» и «Мученичество апостола Матфея», дав собственную оригинальную трактовку одному из характерных проявлений живописи эпохи Контрреформации — настойчивому прославлению святых мучеников Церкви. Издали ему почудилось что-то знакомое в позе лежащей на земле девушки.
Парируя удары, он не переставал дразнить Караваджо. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Они не могли меня защитить.
Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека.
Там он написал св. Донателло, Верроккио, Микеланджело и Бернини – стараниями этих гениальных итальянцев за каких-то двести лет на свет появилось целых четыре разные скульптуры «Давида». Не остался внакладе и Рубенс, получивший свои коммиссионные за удачно завершённую сделку. Это лишь доказывает их символическое значение. В период скитаний К. создал ряд выдающихся произведений религ. Вот что значит молва народная: она не глазами оценивает, а ушами смотрит.
Стиль Караваджо становится всё более tenebroso (мрачным), а некоторые современники обозначили его как «подвальный». Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог. Бальоне горделиво прошествовал мимо Караваджо. У изголовья стоит, подперев рукой опущенную голову, Иоанн, перешедший из «Положения во гроб». Он облачён в белую рубаху и крестьянские штаны. Возмущённые граждане Перуджи направили папе петицию протеста. В сложной и напряжённой игре рук люди тянутся к святому Доминику, который держит чётки.
Екатерина Александрийская», ок. Стушевался и заказчик. Как же хорошо ему было с ней. Караваджо Мадонна и младенец со святой Анной (Мадонна со змеей) (1606) Холст, масло.
На переднем плане у самого края полотна — согбенная фигура плачущей Марии Магдалины, сидящей на низком стульчике. Вероятно, не забылась и обида за подстроенную дель Монте встречу с братом Джован Баттистой, которого он отказался признать и эта мысль, несмотря на все старания отогнать её от себя, часто всплывала в его сознании, причиняя боль. В том же году кардинал Шипионе Боргезе приобрел ее для своей коллекции в вилле Боргезе. образы-аллегории («Концерт», 1595–97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», ок.
В данном случае картина оказалась в коллекции Шипионе Боргезе. Прожив 9 месяцев, он перебрался в Мальту. По той же причине появился на свет и этот скандальный «Натюрморт с фруктами на каменной столешнице» (87, 2x135, 4), который по изощрённости и неприкрытой эротике вызвал бы зависть упоминавшегося выше Арчимбольди, не говоря уже о тогдашних маньеристах.
Эмоциональность произведений Караваджо усиливало новаторское введение в живописный обиход изображения искусственного или дневного света, пронизывающего темноту и ярко вырывающего из нее отдельные фигуры и предметы. Он отучился в художественной школе в Милане. Париж, Лувр. Сын Маркантонио, Камилло, продолжил дело отца, но в духе своего поколения. 181). галерея старого искусства, Рим «Жертвоприношение Авраама», 1601–02, галерея Уффици, Флоренция). Вокруг полутьма. 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св.
Фридлендер, указывая на ее плохую сохранность, тем не менее не выражает столь же определенного мнения и сравнивает ее по композиции с «Портретом генерала дель Васто» кисти Тициана (Мадрид, Прадо) см. : W. Friedlaender, Caravaggio Studies, Princeton, 1955, pp. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола. Караваджо скрестил руки на груди.
Первое время он находился неподалеку от Рима. Чтобы установить сколоченный плотниками с улицы Маргутта громоздкий подрамник с натянутым на него загрунтованным холстом, пришлось дополнительно расширить отверстие в потолке без ведома хозяйки дома. Смог ли обуздать свой характер.
6 «Юдифь, отрубающая голову Олоферну». Несмотря на горе, обрушившееся на людей, картина в отличие от «Положения во гроб» лишена патетики, резких движений и внешних эффектов. Мощным и лаконичным предстает построение картин, написанных в 1600-1601 гг. 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника.
благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях рим. Картина неоднократно копировалась. Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св.
Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. 4 «Мадонна с младенцем и св. галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602–03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604–05, ц. Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605–08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605–06, галерея Боргезе).
Никогда еще он не был так счастлив и так свободен. Он был несказанно горд, видя, как хорошо его картины вписываются в интерьер величественного храма, где чуть подальше стоит божественная «Пьета» Микеланджело. Разгульная и беспорядочная жизнь совсем расстроила нервную систему мастера. Написанные там картины — Мадонна с четками (1606-1607, Музей истории искусства, Вена), Семь дел Милосердия (1607, Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) и Бичевание — показывают переход художника к локализации источника света для акцента сути происходящего.
И только Бернини, кажется, стремился сделать библейского героя максимально реалистичным. Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия». Караваджо без помех проследовал дальше по античной Аппиевой дороге.
Мария Магдалина», ок. Отныне его возвращение в Рим под большим вопросом. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Но Фабрицио молчал.
Микеланджело пришлось податься в бегство. «Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. художника-маньериста Дж. природой, так и метафорич. Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме.
Оба стоят справа от стола. Марию Магдалину. От периода, последовавшего за годами учения, сохранились несколько произведений: Вакх (Галерея Уффици, Флоренция), Мальчик, укушенный ящерицей (собрание Р. Лонги, Флоренция), Гадалка (Лувр, Париж Капитолийские музеи, Рим), и Магдалина (Галерея Боргезе, Рим), Отдых на пути в Египет и Магдалина (Галерея Боргезе, Рим). Рим, галерея Боргезе. Творчество художника отразило его собственный жизненный путь.
Художник даже какое-то время находился в тюрьме. В этой работе ему удалось добиться подлинных вершин реалистической трактовки сугубо религиозного сюжета и жизненной достоверности образов. Он, безусловно имел перед глазами Лену из «Успения Богоматери», где она изображена лежащей на коротком ложе.
И каждое из полотен вызывает в обществе скандал. Так появилось «Коронование терновым венцом» (127x165, 5), которое позже оказалось в коллекции Джустиньяни. Почему к нему. Всей компании пришлось бежать из Рима. Но прыткому послу Мазетти удалось уговорить Карраччи взяться за написание картины для своего герцога.
–И каждый мечтает сместить со сцены более одаренного соперника. Лючии» для ц. Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и«Поклонение пастухов» для ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (обе– в Нац. Марфа беседует с Марией Магдалиной», ок. Вскоре туда прибыли Спада и Чекко, доставившие художнику всё необходимое для работы.
Чтобы придать значимость своим работам, художники давали своим работам имя Иоанна Крестителя. Но одновременно стряслось абсолютно непредвиденное. Он все еще надеялся, что его помилуют. В произведениях кон. По решению суда имущество сбежавшего от уплаты постояльца было описано и конфисковано за нанесённый материальный ущерб, хотя конфисковать, собственно говоря, было нечего. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино.
Несмотря на принятые меры предосторожности, всё прошло гладко, без приключений. Судьба Караваджо была поистине непростой. Сложная композиция с драматичным сюжетом отражается в каждом жесте – ослепленный Савл закрыл глаза руками. Написана между 1602—1604 гг.
Он заключает контракт на первую публичную работу в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Придя немного в себя и осмотревшись на новом месте, он вскоре засел за работу. трактовка сюжета как нравств. Череп, один из атрибутов Иеронима иллюстрирует латинское изречение «memento mori» – «помни о смерти», но и символизирует победу человеческого духа над бренной плотью. За такое нарушение любому человеку, взятому с поличным, грозило самое суровое наказание. Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Упоминаются также у Манчини, Беллори и Сканелли.
Кстати говоря, следует заметить, что Караваджо всегда уделял большое внимание написанию ушей, считая их столь же выразительными, как и руки и способными поведать многое об индивидуальности человека. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Вот тогда-то «ущербную» картину увидел молодой Рубенс, посчитавший её подлинным шедевром. Чтобы забыться и успокоиться, он принялся за работу над нейтральным сюжетом. Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг.
Карла Борромея и нар. Последние произведения римского периода — Мадонна Лорето (Сант- Агостино, Рим), Мадонна со змеей (1603—1605, Галерея Боргезе, Рим), Ужин в Эммаусе (1605, Национальная галерея, Лондон) и Смерть Марии (1605—1606, Лувр, Париж была приобретена П. П. Известно, что она была написана по заказу Архиепископского братства св. И водился он с такими же забияками.
В это время К. открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», ок. Как изменились времена и нравы. Было непонятно, принята ли его работа или нет. Его попутчики ничего не поняли, но застыли в оцепенении, а чудесный свет ослепил Павла на 3 дня, что впоследствии привело его к исцелению, покаянию и служению Богу. Стража отдыхала в тени. Я сам дал сопернику возможность меня опорочить».
Вряд ли такое сходство было ему по душе ибо он надеялся увидеть нечто совсем другое. «Это я его заставил», – сказал он. Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итал.
Образумился ли юный художник. галерея старого искусства, Рим).
лаконизм жестов при энергичной лепке пластич. образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598–99, Нац. Картины его пока светлы и лиричны. Всякий раз его сопровождал один из стражей замка — так распорядился управляющий.
Не до конца ещё выяснено, каким образом он оказался владельцем картин Тициана «Любовь небесная и Любовь земная» или Караваджо — «Больной Вакх». Рим, церковь Сант Агостино. Это известие вызвало шок у многих римлян. 292x211 Изображение Богоматери с Христом и святой Анной Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» – «конюхи») для главного алтаря церкви Сант-Анна вблизи собора Святого Петра в Риме.
Каталог живописи Эрмитажа, т. 1, 1958, стр. На следующее утро пришёл полицейский чин, оповещённый по закону врачом. Члены конгрегации проводили Бальоне нетерпеливым взглядом. Это высокопоставленное лицо оценило его заслуги, повелело облачить Караваджо в мантию св.
Микеланджело уехал в Паллестрину. Винченцо Коппи. После драки, которая возникла при игре в мяч, случилось это несчастье. Эта скульптура – символ Галереи Боргезе.
Но вот раздался звук колокольчика и в зал вошёл Павел V со свитой. В отличие от известной «Корзины с фруктами», преподнесённой лет за десять до того дель Монте в дар миланскому архиепископу Борромео, о которой имеется обширная литература, о новом натюрморте почти ничего не известно.
для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Начинается эта прогулка с галереи Боргезе. Но здесь еще есть намек на возможное спасение. Эти святоши сочли её вульгарной и святотатственной, лишённой божественности и красоты. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики.
живописи.
Он поднял голову к Мадонне. Эти тонкости художник мог почерпнуть из книги Чезаре Рипы «Иконология» изданной в 1593 году и ставшей верным путеводителем по миру религиозной символики для нескольких поколений живописцев. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Святой Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. По диагонали снизу вверх картина делится надвое.
зрителю. И только после встречи с обходительным Маттеи, к которому, по всей видимости, обратился за содействием его излишне доверчивый родственник, художник взялся за написание картины «Ессе Homo». Несколько изменилась композиция — к постаревшему хозяину харчевни добавлена жена старушка, напоминающая Анну из «Мадонны со змеёй». МАТФЕЙ.
Анной» или «Мадонна со змеей». Манера Микеланджело проглядывает и здесь. Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Кроме всего прочего им был дан зарок не браться больше за настенную живопись.
Это всего лишь предположение. Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст. Караваджо в недоумении проводил взглядом удаляющегося понтифика со свитой. 1590-хгг. Ответить трудно за отсутствием точных данных, которые подтверждали бы ту или иную версию. В этой массе пилигримов смешивались различные национальности, например, около шести тысяч французов ходили на поклонение в церковь Сан Луиджи деи Франчези, где находились картины Караваджо (см. : J. Delumeau Vie economique et social de Rome dans la seconde moitu du XVI siecle, Paris, 1957, p. 187.
В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. В первых образчиках повседневного реализма, как вторгающихся даже в сферу мифологического, — Больной Вакх (Галерея Боргезе, Рим), более поздняя картина Шулеры (Галерея Шьярра, Рим) и великолепный натюрморт Корзина с фруктами (Пинакотека Амброзиана, Милан), открывающий новую страницу в истории этого жанра, за ними последовали более сложные композиции, подводившие к циклу в капелле Контарини римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези.
Из них можно перечислить такие как ношение холодного оружия без разрешения (Караваджо носил с собой огромный кинжал), швыряние в лицо официанту поднос, разбитие стекол в доме. Рим, Ватиканская пинакотека. 1608 г. (. ) История этого портрета, на который ссылается Беллори, сам его не видевший, крайне запутанна.
1593, оба– вгалерее Боргезе, Рим). Иоанна и посвятило в рыцари ордена. В них ему удалось выразить чувства, терзавшие его, когда он был вынужден скрываться. 28 мая 1606 года Микеланджело Меризи да Караваджо убил человека.
Караваджо учился с 1584 г. в Милане в мастерской художника бергамасской школы Симоне Петерцано (известен с 1573 по 1596), а также на произведениях художников XVI в. школ Бергамо и Бреши (Лоренцо Лотто, Савольдо, Моретто из Бреши), от которых перенял внимание к событиям реальным, повседневным и религиозности искренней, лишенной напыщенности. До нач. 1596–97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. имя и фам.
Создавая свой стиль, великий Рафаэль опирался на опыт и удачные находки других мастеров. Сформировался под влиянием сев. -итал. Ожидание чуда осталось, но в более сдержанных и приглушённых тонах. Живя, как затравленный зверь и страдая от жары, которая в то лето была невыносимой, Караваджо опасался показываться днём на глаза и только под вечер садился на коня и выезжал в поле немного развеяться. Как скульптура на языческую тематику вписалась в коллекцию кардинала. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна.
Это – феномен драмы, выкраденной у времени. Здесь о страданиях не говорит вообще ничего. Времена и нравы изменились и на лице Павла V мелькнула лишь гримаса недовольства. На тёмном фоне луч света слева обрисовывает вполоборота стоящую фигуру с полуобнажённым торсом и левую руку героя. Решено было немедленно избавиться от богохульной картины, с которой греха не оберёшься, попади она на глаза инквизиции. К 1604 году Микеланджело Меризи да Караваджо стал самым известным художником Италии своего времени, но мало того, он был известен и как самый скандальный художник, так как вокруг его картин всегда разгорались жаркие споры.
Первой появилась на свет картина Призвание святого Матфея (1600). Знаменательно, что в этот же период посол Мазегги усиленно обхаживал и Аннибале Карраччи, чей почти десятилетний труд по росписи галереи дворца Фарнезе был завершён, после чего мастер, как и Караваджо, оказался в весьма бедственном положении. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно. Если бы не папский племянник, которого он тоже подвёл, не видать бы ему заказа как своих ушей. Караваджо лично руководил установкой полотна над алтарём. В окончательном варианте (1602–03) К. добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур.
Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Упоминается даже сколоченный дверной пролёт, который изображён на картине «Мадонна Лорето», но нет никакой посуды. В то время семья Боргезе владела лишь небольшим клочком земли на этой территории. С семьей Антоньетти, которую он полюбил всем сердцем, в его мастерскую пришла новая жизнь.
Независимый характер К. часто приводил его к столкновениям с законом. От них ты помощи не дождешься. Дед любил старшего внука за сметливость и особо не журил за проказы.
Доверчивый заказчик Массими настолько был рад готовности известного художника работать на него и впредь, что опрометчиво оплатил будущую картину заранее. 2 «Распятие св. При встрече с ней у Караваджо возникло желание запечатлеть её на холсте, как когда-то сделал его великий тёзка, написав портрет двоюродной тётки маркизы, знаменитой поэтессы Виттории Колонна. Так прошли еще 3 года из биографии Микеланджело и они не прошли даром. Точно так же он поступил с Доменикино, не пожелавшим уступить за бесценок свою картину «Охота Дианы» с купающимися обнажёнными нимфами.
Говоря об этом, биограф Манчини прямо признаёт, что «в образе Богоматери изображена одна куртизанка, возлюбленная художника». Что ж, он привык всегда быть на отшибе – с тех самых пор, как его разлучили с Фабрицио. Для поездки была выделена закрытая карета с родовыми вензелями Колонна. Здесь налицо отчаяние, растерянность, боль и подавленность духа перед неминуемой расплатой за прошлое. Кардинал имел слабость к поэзии и музыке, к античному и современному искусству, хотя мало во всём этом разбирался. С. Петерцано в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию.
Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась. Они сидят за столом в полутемной харчевне, куда входят Иисус и Апостол Петр.
Драматич. Петра», а напротив «Обращение Савла». Еще чуть-чуть, понял Микеле и разъяренный отец отречется от сына. В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана.
Но однажды Христос обратился к нему «и говорит ему: следуй за мной. Оттого каждая складка женских одежд на холсте обретала живую достоверность. А за окнами вовсю хлестал дождь, на душе было муторно и скребли кошки. Петра. Вынесенный ему смертный приговор был отменён лишь после того, как перепуганный Чезари подписал акт о передаче апостольской палате ста десяти картин своей коллекции, включая «Юношу с корзиной фруктов» и другие работы Караваджо и уплате штрафа в пятьсот скудо за незаконное хранение оружия. По дороге в Дамаск его ослепил божественный свет, приведший к покаянию, после чего он стал известен как Апостол Павел, написавший значительную часть Нового завета. История кончилась тем, что соперники поклялись перед судьёй в отсутствии каких-либо претензий друг к другу и дело было закрыто. Дорвавшись до власти и развернув бурную деятельность, он вряд ли понял, как, вероятно и сам автор, главную мысль «Святого Иеронима».
живописи 17в., а также к изображению мифологич. К последним годам жизни К. относится также картина «Давид сголовой Голиафа» (ок. мастерство иллюзионистич. Анны деи Палафреньери: «Я, Микеланджело да Караваджо, доволен и удовлетворен картиной, которую я написал для конгрегации св.
Савольдо, А. Моретто, Дж. Перед нами убогая обстановка. Двое из них не в силах сдержать рыдания прикрывают руками лица. Сохранились письма посла Мазетти, в которых он сообщает своему патрону о бедственном положении мастера и выдаче ему в качестве аванса небольшой суммы в счёт обещанной картины67.
Можно ли этому поверить. Но он не сумел потрафить папе и его верность натуре обернулась для него полным крахом. Ему не хотелось просто повторять полотна мастеров прошлого, выстраивать классическую композицию из трех фигур: мученика, убийцы и ангела. Прозрачнее выглядят даже тени, появилась едва ощутимая в глубине воздушная среда.
Всё это забавляло друзей — особенно то, что Караваджо непривычно спокойно сносил колкости капризной натурщицы, не вступая с ней в перепалку, лишь бы она оставалась в заданной позе. А ведь поначалу казалось, что всё складывалось так удачно — Караваджо впервые было поручено писать портрет понтифика, а это сулило многое. В его ранних религ. В 1627 г. ее купил Карл I Английский за 600 фунтов. Это чувство безмятежного счастья как будто переливалось в краски и сообщалось кистям, которыми он работал. Лишь немногие из них вернулись в Рим после падения французского императора. силой отличаются лучшие работы К. этого времени: «Положение во гроб» (1602–04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (ок.
Романино, Л. Лотто). И только Матфей понимает, что сейчас произошло. Остальные придворные сфудились у противоположной стены, обитой красным штофом. Маркиз отколотил Фабрицио за отсутствие воли к сопротивлению, но Микеле не сомневался: это наказание – первый шаг к примирению.
Оригинал картины не сохранился и она дошла до нас в авторской копии. Полицейские ищейки напали на его след и он вынужден бежать в другое государство, в Неаполь – там его уж точно не достанут. Иссушенное тело старика прикрыто пурпурной тканью, напоминающей кардинальскую мантию. Вот когда ему пригодилось приглашение маркизы Костанцы. К счастью, ею живо заинтересовался всеядный кардинал Боргезе. мастеров (Дж. Ждать пришлось долго и Караваджо изрядно продрог, фея руки перед камином.
Его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, данный его покровителями.
Хочется бежать от этой картины как можно дальше. Также упоминается у Манчини, Беллори, Сканелли. Кардинал Боргезе принял картину в дар как должное.
Ещё бы, ему впервые предстоит писать портрет самого папы. В их глазах постоянно читались испуг и желание угодить хозяину. Несмотря на неудачу с папским портретом, ему заказана картина для собора Святого Петра. Правление нового папы оказалось для художника на удивление крайне неблагоприятным. Работать над ней Бернини начал в 1622 году по заказу кардинала Боргезе, но отвлекся на создание своего «Давида» и композиция была завершена лишь в 1625 году. И теперь все былые её прегрешения, связанные с постоянным враньём и капризами, казались ему такими мелкими, что он всё бы ей простил, окажись она с ним рядом. За редким исключением — например, старая служанка на картине «Юдифь и Олоферн» — он никогда не позволял себе, как это можно видеть сплошь и рядом в рисунках Леонардо, карикатурного изображения старости.
1598, Институт искусств, Детройт «Св. Тогда на пути Микеланджело и встретился кардинал Франческо дель Мойте. Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея».
Для юного Давида позировал Чекко, которому в то время исполнилось семнадцать. В этом состязании верх одержал более решительный Гонзага, который в конце концов приобрёл «Успение Богоматери», вызвавшее много шума в Риме. «. Но с именем Караваджо была связана и дурная слава, слава правонарушителя.
За свои «художества», ставшие притчей во языцех, кардинал стал неугоден новой власти, у которой на него накопился большой список противоправных деяний. Но уже 16 апреля картину осмотрела кучка кардиналов из объединения папских конюших и вынесли свой вердикт: non expedit — «не пройдёт». КАРАВАДЖО (Caravaggio наст. По совету осторожного кардинала Караваджо перебрался затем в Дзагароло, принадлежавшее племяннику Филиппу Колонна, который пошёл по стопам знаменитого деда-адмирала, проводя большую часть времени на флоте. Художника заметили и он стал получать все больше и больше заказов. Выше было отмечено, что при подписании контракта гарантом выступил Джустиньяни. В её лёгкой фигуре отразились сама женственность и несказанное изящество. 1 апреля действительно сыграло со всеми ими злую шутку — спустя двадцать семь дней после избрания папа Лев XI испустил дух.
Не было ли тут скрытого интереса. 1 «Мадонна ди Лорето» или «Мадонна с пилигримами». примера («Св. для капеллы Керубини в церкви (Нанта Мария делла Скала ин Трастевере, построенной в 1590 г. После удаления картины по требованию духовенства из церкви она была заменена другой картиной — «Успение Марии» кисти Карло Сарачени — одного из последователей Караваджо.
Но чтобы как-то отблагодарить хозяев за радушие и гостеприимство, он по памяти написал для них повтор «Ессе Homo» (128x103), в котором под впечатлением жуткой сцены в Ливорно — нечто подобное ему довелось увидеть и в генуэзском порту — усилил мрачный колорит, усугубив впечатление от выставленного словно на продажу обнажённого Христа. John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Караваджизм).
Как бы сейчас сказали, он почти 3D художник, так как его герои настолько естественны, что кажется они сейчас покинут полотно и будут жить обычной жизнью. Многолетнее напряжение дало о себе знать. Эти картины сначала были написаны им в другой манере, но так как заказчику они не понравились их взял кардинал Саннезио а Караваджо написал те, что и теперь можно там видеть написал он их маслом ибо в другой манере он не работал именно она и принесла ему, как говорится, Удачу и Славу2. В Кьеза Нуова во второй капелле по правую руку опять-таки маслом написан им мертвый Христос, которого собираются погребать и еще несколько фигур говорят, что это его лучшая работа3. Он сделал также для собора св. Папским ищейкам не удалось обнаружить пристанище сбежавшего от расправы мастера.
5 «Успение Марии». Однако произошло непредвиденное осложнение.
Подробно составленная судебным приставом опись имущества впечатляет. Композиция, подобная «Мадонне со змеей» Караваджо, была изображена также на картине миланского художника Фиджино (церковь св. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком.
В Неаполе Караваджо ищет утешение в живописи, много работает и создает около десяти полотен из которых сохранились лишь некоторые: Экстаз Магдалины (1606), Распятие апостола Андрея (1607), Давид с головой Голиафа (1607), Мадонна Розария (Мадонна с чётками) (1607), Коронование терновым венцом (1607), Бичевание Христа (1607), Христос у колонны (1607), Саломея с головой Иоанна Крестителя (1607), а также гигантскую алтарную картину Семь дел Милосердия для церкви Пио Монте дела Мизерикордия. милосердия. Увидев подъехавшую кавалькаду, сонный офицер вышел из сторожевой будки. Около 1593 г. Караваджо перебрался в Рим, где и достиг вершин зрелости как художник. Увенчанная колючим тёрном голова Христа склонилась под палочными ударами палачей.
И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения. Все чаще возникают проблемы с полицией, все чаще он вовлечен в скандалы и драки. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти. Фабрицио будет оправдан в глазах маркиза – а Микеле выгонят вон. Что не устроило их в картине. произведениях поэтич.
Рядом тесно стоящие апостолы. Он помнил о своём ошеломляющем впечатлении от «Ассунты» Тициана и вот таким образом не осмелился затронуть тему Вознесения, посчитав, видимо, что не был к ней ещё готов, а состязаться с великим мастером, как безуспешно пытался тщеславный Чезари, ему не хотелось. Вариант к «Распятию св. В начале 30-х годов прошлого века, когда резко возрос интерес к творчеству Караваджо искусствовед Лионелло Вентури, который был далёк от религии, писал, что «отвергнутая церковными алтарями Смерть Богоматери — это самая религиозного картина итальянской живописи XVII века»64.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Просто удивительно - ей придумали достойную религиозную мораль. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595–97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595–97, Эрмитаж, С. -Петербург), «Корзина с фруктами» (1598–1601, Пинакотека Амброзиана, Милан).
Мастер должен написать два полотна с историями святого Матфея для капеллы Контарелли. В камине потрескивали дрова, но было зябко и промозгло. Его охватило страстное желание переделать жизнь и начать всё сызнова.
На картине изображён только что совершённый юношей подвиг. Оригинал не сохранился и о работе можно судить только по марсельской и другим копиям. Именно здесь хранится самое многочисленное собрание полотен мастера: их здесь целых шесть. Упоминается также у Манчини, Беллори, Сканелли, Пассери. Холст, масло.
Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи. Известна также наделавшая много шума криминальная история, связанная с кражей в 1608 году по наущению кардинала из церкви Сан-Франческо аль Прато в Перудже картины Рафаэля «Снятие с креста», которая вскоре оказалась в коллекции Боргезе. Иисус называл его величайшим из пророков.
7 «Портрет Алофа де Виньякура в латах». Никаких резких движений и ярких пятен. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593–94 «Больной Вакх», ок.
Сюжет этой скульптуры основан на одном из рассказов «Метаморфоз» Овидия. 1598, Нац. Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная.
кардинала Маттео Контарелли в ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599–1600) в Риме. Трудно даже вообразить более жестокую кару, которой подверг себя Караваджо на картине «Давид с головой Голиафа» (125x101). 3 «Положение во гроб». Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». Анне. У первого его хозяина «монсиньора Салата» в услужении были двое послушных запуганных арнаутов, как тогда называли албанцев, а в многолюдной мастерской кавалера Чезари дАрпино насчитывалось более десяти разноплемённых рабов, мужчин и женщин, не знающих языка и безропотно выполнявших самую чёрную работу.
Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты. На следующий день Караваджо чувствовал себя куда более уверенно и успел за отведённые ему полчаса втиснуть фузную фигуру понтифика в кресло на тёмном фоне и набросать детали традиционного папского одеяния. Для пущей убедительности на листе была начертана подвешенная за ноги фигурка.
Матфей был сборщиком податей для римской власти. Рим, собр. Две работы представляют ранний период творчества Меризи — «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) и «Больной Вакх» (1593-1594), попавшие сюда в результате конфискации имущества художника Джузеппе Чезари (по прозвищу Кавалер дАрпино), у которого Караваджо работал помощником. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник.
Приходили вести из других городов о кровавых стычках между сторонниками Испании и Франции. Несмотря на очередную неудачу, которую Караваджо болезненно переживал, в заказах он не испытывал нужды, что доказывает один из редких сохранившихся и подписанных им документов, в котором говорится следующее: «Я, Микеланджело Меризи из Караваджо, обязуюсь написать для Его Превосходительства г-на Массимо Массими к началу августа с. г. ещё одну уже оплаченную картину достоинства и размера, как и предыдущее написанное для него Коронование Христа. Петра в Ватикане св. Анне. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию.
Матфей осудил его за посягательство на Христову невесту и в результате погиб мученической смертью от меча. Рануччо упал, Микеланджело сделал выпад и ранил его в бедро, после чего тот скончался. Это были обращённые в рабство мужчины, женщины, старики и дети — ужасное зрелище.
Караваджо был вне себя от счастья. 1590-хгг. «Мадонна со змеёй» («Мадонна конюхов», 1605-1606), заказанная Караваджо братством папских конюших для их алтаря в соборе святого Петра и отвергнутая ими, была приобретена племянником папы Павла V Боргезе. Несомненно только одно — художник сам устроил над собой суд. Относится к 1603—1606 гг. Уже во вторник 30 мая в листке «Аввизи» появилось сообщение, что на Кампо Марцио после игры в мяч художник Караваджо смертельно ранил Рануччо Томассони, сына бывшего полковника гарнизона крепости Сант-Анджело, который скончался той же ночью.
музее, Мессина). Некоторое время работал помощником рим. По рекомендации Рубенса картина Караваджо была приобретена мантуанским герцогом. Напуганный появлением подозрительных пришельцев, Караваджо 29 сентября 1606 года, в день своего тридцатипятилетия, спешно покинул Дзагароло.
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Нац. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Святой мученик Петр, доминиканский монах, часто изображается с воткнутым в голову мечом. Так было после отвергнутого духовенством первого варианта «Апостола Матфея и ангела», когда в отместку за нанесённую обиду он написал эпатажного «Всепобеждающего Амура», попирающего общепринятые нормы приличия. Его имя появлялось более 10 раз в списке нарушающих закон своими неосторожными выходками.
За наемником и Матфеем виден алтарь. Художник изображает мытаря Левия в окружении друзей. История знает немало тому примеров. К тому же заказчиков не удовлетворяло слишком реалистическое изображение младенца Христа.
Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня. Петра» находится в Эрмитаже (Ленинград) и приписывается Лионелло Спада, ученику Караваджо (см. Матфей здесь — продажный чиновник, плут. Согласно мифу, богиня превратит наглеца в оленя и его растерзают в лесу собственные собаки.
271—289 далее будет указываться: Hess, p. ). 1600–03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Это были незабываемые минуты счастья, выпавшие на его долю. Деньги нужны были на холст, краски и пропитание. Луч света слева скользит по трём фигурам, выхваченным из тьмы заднего плана.
Он сам рос без отца и не мог себе представить, что та же участь ждет Фабрицио. Но и я зашел слишком далеко, – подумал Караваджо. – Наговорил лишнего. Известно, что среди отличавшихся особой дерзостью и жестокостью отчаянных корсаров, промышлявших охотой за живым товаром, было немало итальянцев, перешедших в ислам, на что, кстати, указывает Сервантес в первой части романа «Дон Кихот», ведя рассказ о своём пятилетнем пребывании в неволе у алжирского паши, которому он был продан уроженцем Калабрии, сменившим веру и имя. В документе от 1606 г. читаем: «Из архива Архиепископского братства св.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Павел V любил единственного сына своей сестры и терпимо относился к его светским увлечениям и коллекционерским страстям. СВ.
Контрасты светотени Караваджо использовал для подчёркнутой, объёмной передачи материальной формы, но сами приёмы изображения свойственны более ранней манере письма художника. Оставшиеся 4 года своей жизни ему пришлось провести в изгнании. А тебе надо поучиться смирению. В итоге художник приступил к написанию одной из лучших своих монументальных работ «Успение Богоматери» (369x245).
Атрибут апостола Матфея или Левия, – ангел с крыльями. Несмотря на оговоренный гонорар в двести скудо, мастер так и не написал картину.
Но он не был доволен автопортретом и в дальнейшем не раз вносил в него исправления. Полные поэтич. Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. Составлено и подписано мною собственноручно 25 июня 1605 г. Микеланджело Меризи»65.
По-иному выглядят и сами путники, сидящие за скромно накрытым столом. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Просвещённый правитель Тосканского герцогства Фердинандо I Медичи не гнушался торговлей людьми, приносившей немалые доходы в его казну.
Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. Эти тонкости художник мог почерпнуть из книги Чезаре Рипы «Иконология» изданной в 1593 году и ставшей верным путеводителем по миру религиозной символики для нескольких поколений живописцев. На холсте (203x119) отразилась заурядная, безликая и ничем не примечательная посредственность. музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607–08– «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе– в ц. ИоаннаКрестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609– «Погребение св. Это сам Караваджо. Это была их последняя встреча, после которой им не довелось больше свидеться.
Написано в 1605—1606 гг. Упоминается также у Манчини и Беллори. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. «Давид с головой Голиафа» (1605-1606) был создан во время второй поездки Караваджо в Неаполь, по всей видимости, в надежде снискать расположение кардинала Шипионе Боргезе по возвращении в Рим, а «Святой Иероним за книгой» (1605-1606) написан по прямому заказу кардинала в знак признательности за то, что тот вытащил художника из передряги, грозившей обернуться судебным процессом. Париж, Лувр. От одной этой мысли он приходил в возбуждение и кровь приливала к голове. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии.
Между этим символом и святым – развернутая Библия как путь, который надо пройти от жизни простого смертного к высотам духа. 219—221 далее будет указываться: Friedlaender, p. ). Братство конюших тоже не осталось внакладе, заплатив художнику за картину семьдесят пять скудо. Желая подойти поближе и разглядеть перстень на руке понтифика, художник споткнулся, зацепив ногой край ковра. Все движение на полотне направлено от центра к краям. Подавив волнение, Караваджо молча приступил к работе. Лицо Лены было исполнено терпения и сострадания.
В те дни Караваджо действительно был на мели. смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). О его поверхностных знаниях свидетельствуют многие современники.
Петра» и «Обращение Савла» — парные картины, написанные Караваджо для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Принадлежала генуэзскому патрицию Оттавио Коста. Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ».
Все предельно реалистично. У женщины в руках поднос с угощением, предлагаемым сотрапезникам. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606).
Вокруг стала собираться толпа зевак. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Его образ был особенно дорог художникам XIV—XV веков. чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен.
Это была далеко не ординарная личность, деятельная и импульсивная. Его внимание привлекли душераздирающие крики и плач с пришвартованного к тому же причалу судна, откуда под вооружённым конвоем спускались по трапу толпы орущих измождённых людей, которых охранники подгоняли ударами бича. Анну с Мадонной она держит у своих ног ребенка, который наступил ногой на голову змеи работа была им выполнена по заказу папских конюших, но по приказу синьоров-кардиналов, хранителей здания, была удалена из собора и позже подарена кардиналу Шипионе Боргезе4. Для церкви Мадонны делла Скала ин Трастевере написал он «Успение Богоматери», но ввиду того, что Мадонна была непристойно изображена отекшей и с голыми ногами, картину оттуда удалили.
среду Рима. Караваджо облегчённо вздохнул и перекрестился. Упоминается также у Манчини, Фелибьена, Беллори. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Рухнули все надежды и Караваджо вновь пришлось вкусить горечь поражения.
Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная. В последнюю очередь была написана святая Анна, для которой позировала привезённая Леной (натурщицей Караваджо) вместе с сыном из приюта старая сестра милосердия с выразительными чертами лица, словно очерченными резцом скульптора. Упоминается также у Беллори. Но он преуспел и по части личного обогащения.
Вновь зазвонили заупокойные колокола и в Риме воцарилось безвластие. «Он их не убедил. Только прибежавшему Лонги он рассказал о ночной стычке близ Ортаччо. И портрет его вывешен в Академии.
Но Костанца Колонна торопилась и была чем-то опечалена — такой он её видел впервые. Она привезла тревожные вести из Рима. Их поразило на картине реалистически показанное людское горе. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. Было предпринято множество попыток раскрыть его.
Такого откровения итальянская живопись ещё не знала. Сюжет картины религиозный, но выполнен вопреки традиционной иконографии. В «Призвании апостола Матфея» (см. В Неаполе в 1606–07 он написал для ц. Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (ц. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Худож. -историч. Так неожиданно и драматично закончился римский период жизни и творчества Караваджо.
Им было поручено выяснить обстановку в городе и разузнать что-нибудь о Лене. Но всё это передаётся через женскую натуру. На закате карета и вооружённый конвой остановились перед пограничной рекой Гарильяно.