Однако, в данном случае нас больше интересует работа Мадонна со змеей, которую можно считать прообразом картины Караваджо. Например, подобная история случилась из-за картины «Мадонна со змеей» работы Караваджо. «мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.
Картина Мадонна со змеей, на первый взгляд, кажется очень правильной с общечеловеческой точки зрения: мать защищает своего сына от зла, царящего в мире. «мадонна и младенец со святой Анной» (1606 г. ) – одна из самых почитаемых работ известна как «Мадонна со змеёй», где Христос и Мария наступили на голову аспида. Перед глазами мелькали, скользя между столами таверны, фигуры дель Монте и Шипионе они бросали деньги Бальоне, который кружил в вилланелле Лену на холсте «Мадонны со змеей». По причине неприятия церковью «Мадонна со змеей» попала в собрание картин Шипионе Боргезе и в настоящее время выставлена в одноименной вилле княжеского семейства в Риме. Картина Мадонна со змеей, на первый взгляд, кажется очень правильной с общечеловеческой точки зрения: мать защищает своего сына от зла, царящего в мире.
Одна из самых скандальных работ Караваджо, Мадонна Палафреньери известная также под названием «Мадонна со змеей», была написана в 1605-06 годах. «мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.
Но всё это передаётся через женскую натуру. Принадлежала генуэзскому патрицию Оттавио Коста. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. «Давид с головой Голиафа» (1605-1606) был создан во время второй поездки Караваджо в Неаполь, по всей видимости, в надежде снискать расположение кардинала Шипионе Боргезе по возвращении в Рим, а «Святой Иероним за книгой» (1605-1606) написан по прямому заказу кардинала в знак признательности за то, что тот вытащил художника из передряги, грозившей обернуться судебным процессом. Кстати говоря, следует заметить, что Караваджо всегда уделял большое внимание написанию ушей, считая их столь же выразительными, как и руки и способными поведать многое об индивидуальности человека. Работать над ней Бернини начал в 1622 году по заказу кардинала Боргезе, но отвлекся на создание своего «Давида» и композиция была завершена лишь в 1625 году.
292 211 смГалерея Боргезе, Рим, Италия Луч света слева скользит по трём фигурам, выхваченным из тьмы заднего плана. Вот таким образом Павел V, как ни упрашивал его племянник, вынужден был наказать Караваджо.
В образе и Любви небесной и Любви земной, которые могут быть портретом одной женщины, художник изобразил типичную венецианку своего времени – пышнотелую, с золотистой кожей, рыжеволосую. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Он вспомнил отвергнутых им брата и сестру, сознавая, что во многом виноват перед ними, а главное перед матерью, память о которой была для него свята. Лишь немногие из них вернулись в Рим после падения французского императора. Художник изображает мытаря Левия в окружении друзей.
Но идеализация, с которой изображены персонажи и божественный свет, льющийся в пространство работы, придают ей возвышенный настрой. Его образ был особенно дорог художникам XIV—XV веков. Перуджийцы взамен получили копию произведения, а оригинал отошел Боргезе. Это была их последняя встреча, после которой им не довелось больше свидеться.
Для достоверности на полотнах изображали посох и шкуры овнов – атрибуты скитальца и аскета. Тогда расхождение и вовсе минимально, а ее присутствие, кроме простейшего принципа контраста порождает еще один мотив: перед нами парадоксальная ситуация того, что «палачом» становится, черную работу выполняет не низший и опытный, а высший и юный, чистый. Упоминается также у Манчини и Беллори. Ничего не поделаешь — у папы в отличие от того мудреца был свой взгляд на искусство. По той же причине появился на свет и этот скандальный «Натюрморт с фруктами на каменной столешнице» (87, 2x135, 4), который по изощрённости и неприкрытой эротике вызвал бы зависть упоминавшегося выше Арчимбольди, не говоря уже о тогдашних маньеристах. В то же время в ее позе, спокойных жестах рук чувствуется внутреннее величие.
292x211 Изображение Богоматери с Христом и святой Анной Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» – «конюхи») для главного алтаря церкви Сант-Анна вблизи собора Святого Петра в Риме. 181). А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. В последнюю очередь была написана святая Анна, для которой позировала привезённая Леной вместе с сыном из приюта старая сестра милосердия с выразительными чертами лица, словно очерченными резцом скульптора. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком.
Исторические авантюристки сами решаются на действие и сами себя прощают, а значит, «неоднозначность» их деяний ложится на их плечи и возможному обаянию их образа (обаянию красоты в содружестве со смелостью)всегда сопутствует цинизм. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Написано в 1605—1606 гг. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете.
Как изменились времена и нравы. Зато по части сыска их превзошёл пронырливый посол Мазетти. Ребенок протянул руки к золоту, но архангел Гавриил направил ее к блюду с углями. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же).
Это портрет живой женщины, запечатленной скульптором в пору ее цветения. Рим, собр.
На закате карета и вооружённый конвой остановились перед пограничной рекой Гарильяно. Художник перенес акцент с темы мученичества на высоту человеческого духа. Вокруг стала собираться толпа зевак. Своими картинами Каналетто вызывает гордость за деяние человеческих рук.
Так что врагам она предстала «чудом красоты» – это слова Священного Писания. Рука должна быть «простой и грубой», чтобы все-таки совершить убийство. Двое из них не в силах сдержать рыдания прикрывают руками лица. В их глазах постоянно читались испуг и желание угодить хозяину. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед.
Составлено и подписано мною собственноручно 25 июня 1605 г. Микеланджело Меризи»65. Ждать пришлось долго и Караваджо изрядно продрог, фея руки перед камином. Одна из таких надежных дорог – по ней с успехом прошли как раз Джорджоне и Боттичелли – восприятие библейских сюжетов исключительно в мифологическом ключе, о чем говорит в статье, помещенной в номере этого журнала, П. А. Так неожиданно и драматично закончился римский период жизни и творчества Караваджо. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606). Она бесконечно мила и прекрасна, но почему все так странно, как можно это объяснить.
John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Вспомним хотя бы проникновенный добрый взгляд старика Иосифа, держащего ноты перед играющим на скрипке ангелом в «Отдыхе на пути в Египет» или взывающее к состраданию лицо старика в «Мученичестве святого Петра». Говоря об этом, биограф Манчини прямо признаёт, что «в образе Богоматери изображена одна куртизанка, возлюбленная художника». Это пейзаж реалистический и романтический одновременно, отсюда и впечатление сказки, создаваемое этим ландшафтом и таинственным городом вдали. Под впечатлением нахлынувших воспоминаний Караваджо приступил к написанию картины «Экстаз Магдалины» (106, 5x91).
Ощущение таинственности происходящего, которого требовал сюжет, наполняет эту работу. Известно, что 14 апреля 1606 года картина была установлена в приделе Михаила Архангела собора Святого Петра, куда тут же устремились друзья автора и ценители искусства. История знает немало тому примеров. Поначалу с художником были оговорены только габариты будущей картины, но не затрагивался вопрос о гонораре, к которому решено было вернуться чуть позже.
У Караваджо Юдифь со своей жертвой соотнесена по горизонтали. Остается предположить, что безмятежность Юдифи не непосредственна, а дидактична, не «какова. », а «о чем. » О чем-то должна поведать.
Манера Микеланджело проглядывает и здесь. Святая Анна была сочтена беззубой мегерой. Начинается эта прогулка с галереи Боргезе.
Такого откровения итальянская живопись ещё не знала. Для пущей убедительности на листе была начертана подвешенная за ноги фигурка.
Прежде всего стоит зайти в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези: здесь есть капелла Контарелли, для которой художник написал «Призвание» и «Мученичество апостола Матфея», дав собственную оригинальную трактовку одному из характерных проявлений живописи эпохи Контрреформации — настойчивому прославлению святых мучеников Церкви. В ней ничто не отвлекает от фигуры святого. Но чтобы как-то отблагодарить хозяев за радушие и гостеприимство, он по памяти написал для них повтор «Ессе Homo» (128x103), в котором под впечатлением жуткой сцены в Ливорно — нечто подобное ему довелось увидеть и в генуэзском порту — усилил мрачный колорит, усугубив впечатление от выставленного словно на продажу обнажённого Христа. Анной» или «Мадонна со змеей».
Остальные придворные сфудились у противоположной стены, обитой красным штофом. Честно во всех отношениях: он не пытается быть ни сказочником, ни святым. Эти тонкости художник мог почерпнуть из книги Чезаре Рипы «Иконология» изданной в 1593 году и ставшей верным путеводителем по миру религиозной символики для нескольких поколений живописцев. Зададимся вопросом о том, как справился со своей задачей Караваджо и встретился ли путь, которым он шел, со Священной Историей. Но луврская картина тоже подвергается сомнению и Лонги категорически отрицает за ней авторство Караваджо.
271—289 далее будет указываться: Hess, p. ). Юдифь соблазнила Олоферна, сама при этом оставшись в нетронутой чистоте.
Это была далеко не ординарная личность, деятельная и импульсивная. Мускулы лица предельно напряжены – лоб прорезан глубокими складками, губы закушены, в глазах гнев и решимость. В данном случае художник взял сюжет, который был популярен у европейских живописцев, достаточно вспомнить Тициана, Рубенса и Веласкеса. Против догматов веры стригольники не восставали. Речь идёт об инциденте, произошедшем во время похорон Богородицы.
И этот жест Юдифи – крепкий мостик, связывающий героиню Караваджо с библейской. Автор поместил сцену на лоно природы с тенистыми деревьями, светлыми полянами, прозрачным источником и голубыми гористыми далями. Образ Святого Иеронима был очень популярен среди художников XVI—XVII вв., в период так называемой контрреформации – церковно-политического движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в Европе.
У изголовья стоит, подперев рукой опущенную голову, Иоанн, перешедший из «Положения во гроб». Он был несказанно горд, видя, как хорошо его картины вписываются в интерьер величественного храма, где чуть подальше стоит божественная «Пьета» Микеланджело. За такое нарушение любому человеку, взятому с поличным, грозило самое суровое наказание. В 1627 г. ее купил Карл I Английский за 600 фунтов. Так появилось «Коронование терновым венцом» (127x165, 5), которое позже оказалось в коллекции Джустиньяни.
Юдифь Караваджо совсем юная, с почти детским лицом. Рука Юдифи – центр картины Караваджо. Поэзия, разлитая в мире, особенно привлекала живописца. Как же хорошо ему было с ней. Прежде всего это интерес к форме: она у живописца нарочито усложняется.
Наконец, он добрался до жилья и слег с лихорадкой. Кроме всего прочего им был дан зарок не браться больше за настенную живопись. Тогдашние римские художники были в восторге от этого новшества, в особенности молодые».
Столь дерзкая и не по возрасту мальчишеская выходка образно выражает распространённое итальянское ругательство — vqffanculo (иди в ж. ). Легионер, внимательно следящий за истязанием, весь обращён в слух. В начале 30-х годов прошлого века, когда резко возрос интерес к творчеству Караваджо искусствовед Лионелло Вентури, который был далёк от религии, писал, что «отвергнутая церковными алтарями Смерть Богоматери — это самая религиозного картина итальянской живописи XVII века»64.
Но Костанца Колонна торопилась и была чем-то опечалена — такой он её видел впервые. Это были обращённые в рабство мужчины, женщины, старики и дети — ужасное зрелище. Страна была на грани гражданской войны. Может быть, вот таким образом так несоразмерна детскому, тонкому лицу Юдифи ее крестьянская цепкая рука – так же, как деяние караваджиевской Юдифи в разладе с ее восприятием его.
Анне. Это и понятно: художник – посредник не только между своей героиней и зрителем, но и между нею и Богом, что неизбежно влечет за собой поправки (или искажения). Не остался внакладе и Рубенс, получивший свои коммиссионные за удачно завершённую сделку. Жители малодушествуют, ропщут и готовы сдаться. После постигшей его неудачи Караваджо вспомнил о настойчивом молодом банкире и, преодолев хандру, взялся за работу.
Этому решению было свое объяснение: скульптор представил женщину в образе Венеры, богини любви. Во втором – углубляет человеческое (не претендуя на большее) и – как оказывается – восстанавливает-таки, казалось бы, утраченную вертикаль, сохраняет живой, пусть ослабевшую, связь с Богом. Сцену выхватывает из мрака огонь светильника. Анне. Но от этого-то Караваджо и рад уйти.
Тогда по совету одного царедворца перед Моисеем поставили два блюда, одно с золотом (или, в арабской версии рассказа, - с драгоценными камнями), другое – с раскаленными углями. Среди попавших в опалу оказались всесильный кардинал Пьетро Альдобрандини и весь его клан. Рубенс не единожды обращался к данному сюжету используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны. Получается, опять расхождение.
Этот светлый мир напоминает о грядущем Воскресении. Жена сказала: змей обольстил меня и я ела. 14. Кроме того, на дворе уже стоял XX век, время, когда собрания произведений искусства становились достоянием государства.
Мощный торс Христа у Дзуккари восходит к росписям Сикстинской капеллы, а Его поза и вытянутое отяжелевшее тело напоминают последнюю работу Микеланджело – скульптурную группу «Пьета Ронданини» (1552 – 1564, замок Сфорца, Милан). Анну с Мадонной она держит у своих ног ребенка, который наступил ногой на голову змеи работа была им выполнена по заказу папских конюших, но по приказу синьоров-кардиналов, хранителей здания, была удалена из собора и позже подарена кардиналу Шипионе Боргезе4. Для церкви Мадонны делла Скала ин Трастевере написал он «Успение Богоматери», но ввиду того, что Мадонна была непристойно изображена отекшей и с голыми ногами, картину оттуда удалили. В упоминавшихся интерпретациях (предшествующих Караваджо) Олоферн не просто злодей, враг иноверец – его вообще нет, есть только голова. Между политическими противниками происходили нешуточные баталии, которые иногда заканчивались кровавым исходом. Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания.
Бернини в своей скульптуре сумел словно растянуть время: Аполлон бежит, он уже нагнал Дафну и обхватил ее стан рукой, а она, порывающаяся освободиться от его преследования и сама не остывшая еще от бега, уже превращается в лавр, ноги покрываются корой, а разметанные волосы становятся листьями дерева. Стиль Караваджо становится всё более tenebroso (мрачным), а некоторые современники обозначили его как «подвальный». Что это дает и чего лишает. Приписываемая ему картина «Вдохновенный певец» была создана, скорее всего, в поздний период творчества, когда художник стал писать свободными, сочными мазками, не нанося на холст предварительного рисунка. Петра» и «Обращение Савла» — парные картины, написанные Караваджо для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Придя немного в себя и осмотревшись на новом месте, он вскоре засел за работу.
Буа был вдовцом, вот таким образом и увядающие лепестки и череп могут иметь отношение к его трауру. Но в этом полотне присутствуют столь редкие у мастера черты романтизма, недаром произведение создавалось в то время, когда античные руины воспринимались многими художниками как нечто живое, что видно, например, в офортах современника и земляка Каналетто Джованни-Баттисты Пиранези. С тех пор он стал шепелявить, зато фараон уверовал в его невиновность.
Такое же великолепие – на стенах, где вместо пусть шелковых, но все-таки обоев или относительно недорогой росписи по штукатурке (как во многих других дворцах победнее) – роскошная флорентийская мозаика из натурального камня. За свои «художества», ставшие притчей во языцех, кардинал стал неугоден новой власти, у которой на него накопился большой список противоправных деяний. Дед любил старшего внука за сметливость и особо не журил за проказы. Здесь изображена, скорее всего, волшебница, либо Цирцея, либо Мелисса из поэмы «Неистовый Роланд» феррарского поэта Лудовико Ариосто, с которым дружил художник.
Парируя удары, он не переставал дразнить Караваджо. Его самодовольный вид сразу не понравился художнику. Он стоит обнажённым с белой набедренной повязкой и связанными на запястье руками. Портрет молодой женщины Рафаэль написал еще во Флоренции, до своего переезда в Рим.
Композиция, подобная «Мадонне со змеей» Караваджо, была изображена также на картине миланского художника Фиджино (церковь св. Художник изобразил состязание нимф в меткости стрельбы, подобное тому, что было описано в «Энеиде» древнеримского поэта Вергилия. 13, 14), – а войдя в городские стены, поднимет голову Олоферна и покажет народу. Очертания фигур и лиц словно тонут у него в светлой дымке, напоминающей «сфумато» Леонардо да Винчи и выглядят особенно мягкими, теплыми. Когда из ватиканской церкви Сант-Анна «по приказу синьоров-кардиналов» была удалена картина Караваджо «Мадонна Палафреньери» («Мадонна со змеей»), она вскоре оказалась в собрании Боргезе: тот не мог упустить возможности заполучить шедевр.
Здесь же нам рассказывается о личном опыте переживания библейского события. В караваджиевской Юдифи очень много самостоятельного отношения к совершающемуся. Весьма вероятно, что художник написал два варианта первой и второй картины, сильно отличавшихся по композиции от существующих ныне и приобретенных в то время кардиналом Саннезио. Они сидят за столом в полутемной харчевне, куда входят Иисус и Апостол Петр.
Вернемся же к тому, что мы назвали центром действия картины. Они копируют твою манеру, но не твои дерзостные идеи, – кардинал приблизился к Караваджо вплотную. – Наш друг синьор Джустиниани держит твоего «Амура-победителя» в последнем зале своей галереи. Тот, как и Иисус, одет в темное, чем автор выделяет его из числа других апостолов, делая акцент на нравственном противостоянии Спасителя и Его предателя. И вот, происходит крутой поворот в жизни мастера.
6 «Юдифь, отрубающая голову Олоферну». В его глазах он явно проигрывал в сравнении с незабываемой Венецией. Он, безусловно имел перед глазами Лену из «Успения Богоматери», где она изображена лежащей на коротком ложе.
К тому же заказчиков не удовлетворяло слишком реалистическое изображение младенца Христа. Караваджо тяжело переживал неудачу. Караваджизм).
Анны деи Палафреньери, которое было основано в середине XIV в. и имело свою отдельную капеллу, посвященную покровительнице этого братства — св. Петра», а напротив «Обращение Савла». В конце 1605 года было принято решение о написании алтарной картины. Протянув руку с пером к чернильнице, заставленной книгами, старец задумался над раскрытым фолиантом о бренности всего земного, напоминанием чему служит череп.
Художник старательно выписал меховую мантию, золотую цепь на груди Филиппа, рукоятку меча. Его охватило страстное желание переделать жизнь и начать всё сызнова.
Справа от него две фигуры: впереди Пилат, который смотрит в сторону, указывая руками на Христа, как бы спрашивая у воображаемой толпы: кого же помиловать — Его или Варраву. Уже во вторник 30 мая в листке «Аввизи» появилось сообщение, что на Кампо Марцио после игры в мяч художник Караваджо смертельно ранил Рануччо Томассони, сына бывшего полковника гарнизона крепости Сант-Анджело, который скончался той же ночью. Итак, в руке Юдифи содержится время (нечто большее, чем момент), предшествующее удару (в тексте говорится, что, готовясь, она схватила его за волосы), сопутствующее (делая свое дело, она продолжает держать волосы Олоферна) и последующее – потом, мы знаем, она завернет голову в занавеси и положит в мешок, вот этой самой рукой. Написана между 1602—1604 гг.
Для поездки была выделена закрытая карета с родовыми вензелями Колонна. 7 «Портрет Алофа де Виньякура в латах». Получается, что Ева была первой, кого искусил Змей, вот таким образом у нее с ним особые счеты. И здесь – ее хищный взгляд, то, как она вытянула шею и вся подалась вперед (между тем Юдифь как раз отстраняется), – все, кажется, говорит: «Мне бы этот меч да эту голову».
Ценность этой далеко не лучшей картины Караваджо в том, что он, возможно сам того не подозревая, вскрыл одну из самых позорных страниц современной ему действительности — работорговлю, которая процветала во всех странах Средиземноморья, в том числе в Венеции, Неаполе и Генуе. Его посол в Риме Фабио Мазетти давно присматривался к Караваджо, следя за каждым его шагом и информируя патрона о работах художника, обретающего всё более громкую славу. Ранняя вещь Караваджо.
В данном случае этот персонаж – Аполлон, а чувство – необузданная страсть. Что не устроило их в картине. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана.
А тебе надо поучиться смирению. Ответить трудно за отсутствием точных данных, которые подтверждали бы ту или иную версию. Рядом тесно стоящие апостолы. И тогда, если все-таки пользоваться пресловутым термином «психологизм», который вроде бы применим и к первым и ко второму, то почему бы не ввести дифференциацию: нисходящего психологизма у Крамского и Ге (или, пользуясь выражением Вышеславцева, спекуляции на понижение) и восходящего – у Караваджо. Разъяренный, метался он в отчаянии по берегу под палящим солнцем, надеясь увидеть далеко в море суденышко, на котором осталось все его имущество. По рекомендации Рубенса картина Караваджо была приобретена мантуанским герцогом.
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева и я ел. 13. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Подавив волнение, Караваджо молча приступил к работе. Диана, продемонстрировав свои умения, не скрывает радости, потрясая в воздухе луком и колчаном, а нимфа слева всматривается в цель, натянув тетиву. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. За их спинами нет полуосвещённой стены с бегающими тенями и все персонажи словно выплыли из кромешной тьмы. Правление нового папы оказалось для художника на удивление крайне неблагоприятным.
В Неаполе Караваджо ищет утешение в живописи, много работает и создает около десяти полотен из которых сохранились лишь некоторые: Экстаз Магдалины (1606), Распятие апостола Андрея (1607), Давид с головой Голиафа (1607), Мадонна Розария (Мадонна с чётками) (1607), Коронование терновым венцом (1607), Бичевание Христа (1607), Христос у колонны (1607), Саломея с головой Иоанна Крестителя (1607), а также гигантскую алтарную картину Семь дел Милосердия для церкви Пио Монте дела Мизерикордия. Члены конгрегации проводили Бальоне нетерпеливым взглядом.
Но автор дает почувствовать победу целомудрия над низменными инстинктами: внутренняя чистота выражена у него через физическую красоту, воспринимавшуюся им как нечто возвышенное. Но Фабрицио молчал. На плечах у него – младенец, которого он переносит через реку. Работая над этим полотном, как и над другими женскими портретами, созданными в то время, Рафаэль находился под влиянием недавно написанной «Джоконды» Леонардо да Винчи. Вот когда ему пригодилось приглашение маркизы Костанцы. Оттого каждая складка женских одежд на холсте обретала живую достоверность.
Конечно, важно в первую очередь то, что это не просто история, а Священная История. В камине потрескивали дрова, но было зябко и промозгло. Отсюда и более точное название скульптуры: «Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы». Папским ищейкам не удалось обнаружить пристанище сбежавшего от расправы мастера. Это произведение вызывает в памяти слова из 150-го псалма Давида: «Все дышащее да хвалит Господа. ».
Подробно составленная судебным приставом опись имущества впечатляет. Караваджо в недоумении проводил взглядом удаляющегося понтифика со свитой.
Мария погружена в себя и выглядит не замечающей того, что происходит вокруг. Фабрицио будет оправдан в глазах маркиза – а Микеле выгонят вон. Как она там и с кем теперь развлекается. Точно так же он поступил с Доменикино, не пожелавшим уступить за бесценок свою картину «Охота Дианы» с купающимися обнажёнными нимфами. Он ведь, повторю, художник, а не иконописец и значит, в его картине нам предстает в первую очередь человек на изломе Ренессанса, а не обожженный человек (как в иконе). А там, вдали, поднимается на холм Спаситель.
Лицо Лены было исполнено терпения и сострадания. 4 «Мадонна с младенцем и св.
И – что очень важно – в караваджиевской Юдифи это можно увидеть, тем более внятно по контрасту с судорожно-свирепой старухой служанкой, стоящей рядом. Отныне его возвращение в Рим под большим вопросом. Другая нимфа, в центре, сдерживает борзую, готовую кинуться на кого-то, прячущегося за пышными кустами. В целях предосторожности он сменил во Фраскати карету и нанял другую.
В последнюю очередь была написана святая Анна, для которой позировала привезённая Леной (натурщицей Караваджо) вместе с сыном из приюта старая сестра милосердия с выразительными чертами лица, словно очерченными резцом скульптора. Плоды на столе разложены так, чтобы каждый из них был хорошо виден. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино.
для капеллы Керубини в церкви (Нанта Мария делла Скала ин Трастевере, построенной в 1590 г. После удаления картины по требованию духовенства из церкви она была заменена другой картиной — «Успение Марии» кисти Карло Сарачени — одного из последователей Караваджо. Иоанн на картине выразительным жестом указывает вдаль. В пафосе он уже не видит того «дыхания жизни», которым дышит Священное Писание и которым, наверное, дышали когда-то мифы о богах. Причем она так же отличается от Богомладенца и Богоматери, – преклонными годами и некоторой заскорузлостью, – как служанка от Юдифи (с учетом, разумеется, существенной разницы в настроении той и другой картины: речь ведь шла только об одном сходном мотиве).
Строительство вел архитектор Фламинио Понцио, а затем Джованни Вазанцио.
Оба стоят справа от стола. Несмотря на горе, обрушившееся на людей, картина в отличие от «Положения во гроб» лишена патетики, резких движений и внешних эффектов. Петра в Ватикане св.
Это известие вызвало шок у многих римлян. История картины отличается сложностью. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к.
Было непонятно, принята ли его работа или нет. Но странным образом и она делается от этого более декларативной. Апостол Пётр научил его просить прощения у Богородицы, чтобы загладить свой грех. Стушевался и заказчик.
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Например, Джованни Лоренцо Бернини, которому кардинал покровительствовал изваял для него «Аполлона и Дафну», «Похищение Прозерпины», «Давида». Рухнули все надежды и Караваджо вновь пришлось вкусить горечь поражения. Вынесенный ему смертный приговор был отменён лишь после того, как перепуганный Чезари подписал акт о передаче апостольской палате ста десяти картин своей коллекции, включая «Юношу с корзиной фруктов» и другие работы Караваджо и уплате штрафа в пятьсот скудо за незаконное хранение оружия.
Никаких резких движений и ярких пятен. Для юного Давида позировал Чекко, которому в то время исполнилось семнадцать. После его смерти она перешла к его брату Франческо, а тот не оставил прямых наследников. Таким образом, женщина в белом наряде, скорее всего, воплощает любовь земную, супружескую, недаром картина была написана к свадьбе знатных венецианцев Николо Аурелио (на саркофаге виден его герб) и Лауры Багаротто. Пафос вертикали, таким образом, – и у Джорджоне и у Боттичелли, во многом у Донателло – тяготеет опять же к декларации или к мифу.
Петра» находится в Эрмитаже (Ленинград) и приписывается Лионелло Спада, ученику Караваджо (см. Ребенку принесли два блюда: одно с горящими углями, а другое с золотом (вишнями). В пейзаж на заднем плане он поместил пастуха с отарой овец и сценку охоты на зайца. Микеланджело уехал в Паллестрину. Оригинал картины не сохранился и она дошла до нас в авторской копии.
Он облачён в белую рубаху и крестьянские штаны. Что, как уже было сказано, контрастом подчеркивает иное душевное состояние ее госпожи. И лицо – посмотрим на него: как наивно покраснел нос, как слегка выпятились еще сохранившие детскую припухлость и нежные очертания губы, какая глубокая складка на переносице – словом, сочетание растерянности и отчаянной решимости, «детских припухших желез» и крестьянской мощи. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта.
В её лёгкой фигуре отразились сама женственность и несказанное изящество. Только вместо золота в этом случае упоминается чудодейственный камень Шомар". Ещё бы, ему впервые предстоит писать портрет самого папы.
Здесь впору задаться вопросом: можно ли считать участие этого семейства в судьбе Караваджо действительно бескорыстным, особенно в последние пять лет жизни художника. Статуя была главным предметом обсуждения вримских салонах. Она держит в руке яблоко, напоминая о суде Париса, который дал плод самой красивой из богинь. На данном полотне изображен получивший божественные заповеди Моисей. Мужчина стоит в пустой комнате, свет в которую льется из двух окон.
Но вот раздался звук колокольчика и в зал вошёл Павел V со свитой. Но другая рука крепко и умело ухватила несчастную жертву за волосы. Каталог живописи Эрмитажа, т. 1, 1958, стр. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики.
Позади святого виден вылеченный им и с тех пор следовавший за ним повсюду лев. Вдали (слева) на зеленой травке пасутся два кролика изображение которых означает брак, увенчавшийся рождением детей. Но тут произошёл небольшой казус. Еще чуть-чуть, понял Микеле и разъяренный отец отречется от сына. Его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, данный его покровителями. Именно здесь хранится самое многочисленное собрание полотен мастера: их здесь целых шесть.
В дни работы над картиной выздоравливающего художника навещали друзья. Вскоре туда прибыли Спада и Чекко, доставившие художнику всё необходимое для работы. Караваджо облегчённо вздохнул и перекрестился. Многолетнее напряжение дало о себе знать.
Созвучен этому один из ходов художника в картине «Мадонна со змеей» («Madonna dei palafrenieri»). На полу лежат ее доспехи – шлем, щит, кираса, у выхода на балкон стоит копье. При этом Шипионе отличался по-настоящему тонким вкусом.
То есть мифическая древность у живописца выглядит ожившей в его дни. В прозрачном воздухе видны далекие портовые сооружения и корабли на втором плане. В итоге художник приступил к написанию одной из лучших своих монументальных работ «Успение Богоматери» (369x245).
Проведя в Тор ди Нона пару недель в общей камере с ворами и бродягами, художник вынужден был пойти на попятную. Упоминается также у Беллори.
Он отучился в художественной школе в Милане. Изображение Богоматери с Христом и святой Анной Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» – «конюхи») для главного алтаря церкви Сант-Анна вблизи собора Святого Петра в Риме. Так или иначе, он выходит к тексту Священного Писания. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти. Канова изобразил Паолину лежащей на триклинии (так у древних римлян называлось ложе, которое ставилось в зале для пиров) обнаженной.
Он потребовал от Фабрицио поклясться в том, что это неправда и что они с Микеле не повинны в противоестественном грехе. Она привезла тревожные вести из Рима.
В то время семья Боргезе владела лишь небольшим клочком земли на этой территории. Доменикино изобразил ее юной, цветущей, с румянцем на щеках и пухлыми губами, одетой в богатый тюрбан и пышное платье, со стоящей рядом виолой. И водился он с такими же забияками. И портрет его вывешен в Академии. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Две работы представляют ранний период творчества Меризи — «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) и «Больной Вакх» (1593-1594), попавшие сюда в результате конфискации имущества художника Джузеппе Чезари (по прозвищу Кавалер дАрпино), у которого Караваджо работал помощником.
Суть стригольничества (это слово, скорее всего, происходит от названия ремесла одного из основателей секты – парикмахера Карпа) в отрицании института церкви, обрядовости. Как скульптура на языческую тематику вписалась в коллекцию кардинала.
13, 7–9). Прозрачнее выглядят даже тени, появилась едва ощутимая в глубине воздушная среда. Иисус называл его величайшим из пророков. Богиня мудрости и покровительница воинов представлена одевающейся в свой наряд.
Увидев подъехавшую кавалькаду, сонный офицер вышел из сторожевой будки. Мастер должен написать два полотна с историями святого Матфея для капеллы Контарелли. Но расхождения Каравджо не есть беспечное пренебрежение. Причина, по которой ее убрали из церкви, заключалась, скорее всего, в следующем: художник изобразил Анну, Марию и Христа с такой смелостью и таким реалистическим подходом к созданию образов, как если бы писал кого-нибудь из своих незнатных и небогатых современников. Увенчанная колючим тёрном голова Христа склонилась под палочными ударами палачей.
Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Всякий раз его сопровождал один из стражей замка — так распорядился управляющий.
Богородица не отличается разнообразием в наказании и излечении богохульников. Известно, что она была написана по заказу Архиепископского братства св. Облик Юдифи свидетельствует: она имела право на коварный обман и соблазн. Апостолы у Бассано бурно реагируют на услышанное, жестикулируют. По-иному выглядят и сами путники, сидящие за скромно накрытым столом. Шипионе появился на свет в семье Франческо Каффарелли и Ортензии Боргезе.
Но чем же так провинилась перед «конюшими» в кардинальских мантиях превосходно написанная «Мадонна со змеёй». Речь идет о Венере перед зеркалом, которое держит Амур. 5 «Успение Марии». Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Можно ли этому поверить. Упоминаются также у Манчини, Беллори и Сканелли. Это все еще (хоть и в преддверии секуляризации Нового времени) опыт верующего человека, который изображая мир Ветхого Завета, не пытается ни быть, ни казаться ветхозаветным патриархом и значит, говорит своим, а не их языком.
Чтобы забыться и успокоиться, он принялся за работу над нейтральным сюжетом. Собака, вставшая на задние лапы, преданно смотрит в глаза вновь обретенному хозяину. Он был один и он работал, а его товарищи дружно отдавались развлечению. Барочный мастер Гверчино не раз обращался к евангельской притче о блудном сыне, трактуя ее со всей страстью, присущей живописцам этого художественного направления. Он сам рос без отца и не мог себе представить, что та же участь ждет Фабрицио.
В картине Караваджо оно просто иное и, вероятно, в иной степени, но оно есть. Ожидание чуда осталось, но в более сдержанных и приглушённых тонах. Они не могли меня защитить.
Не до конца ещё выяснено, каким образом он оказался владельцем картин Тициана «Любовь небесная и Любовь земная» или Караваджо — «Больной Вакх». Чем-то вроде сказки такое традиционно-патетическое толкование видится уже итальянскому гениальному художнику конца шестнадцатого века Караваджо. Особенно возмутило кардиналов, что художник осмелился в образе Девы Марии, как им кто-то доложил изобразить свою любовницу, а фигурка ребёнка Христа и вовсе ввела их в смущение «плебейским изображением плоти» с явными признаками эротики. Образ библейского пастуха Давида, победившего великана Голиафа, вдохновлял еще скульпторов Возрождения – эпохи, предшествовавшей времени Бернини. Смог ли обуздать свой характер.
У первого его хозяина «монсиньора Салата» в услужении были двое послушных запуганных арнаутов, как тогда называли албанцев, а в многолюдной мастерской кавалера Чезари дАрпино насчитывалось более десяти разноплемённых рабов, мужчин и женщин, не знающих языка и безропотно выполнявших самую чёрную работу. Фридлендер, указывая на ее плохую сохранность, тем не менее не выражает столь же определенного мнения и сравнивает ее по композиции с «Портретом генерала дель Васто» кисти Тициана (Мадрид, Прадо) см. : W. Friedlaender, Caravaggio Studies, Princeton, 1955, pp. Но он преуспел и по части личного обогащения. В Священном Писании это молодая женщина, но уже три года вдовствующая. Несмотря на принятые меры предосторожности, всё прошло гладко, без приключений.
Иссушенное тело старика прикрыто пурпурной тканью, напоминающей кардинальскую мантию. Холст, масло. Сапронов. Череп, один из атрибутов Иеронима иллюстрирует латинское изречение «memento mori» – «помни о смерти», но и символизирует победу человеческого духа над бренной плотью.
Павел V торопился завершить возведение главной христианской святыни — собора Святого Петра. На данной картине изображена Минерва, отождествлявшаяся римлянами с Афиной Палладой. На холсте (203x119) отразилась заурядная, безликая и ничем не примечательная посредственность. –И каждый мечтает сместить со сцены более одаренного соперника. Мелисса освобождала от колдовских чар людей, бывших «кто ручьем, кто зверем, кто скалой, кто деревом».
Он рассказывает то, что увидел. Он обвиняется за нанесение оскорбления в виде обидных стишков в адрес живописца Бальони (именно Бальони впоследствии станет первым биографом Караваджо и кто знает, сколько в этом жизнеописании правды и лжи. ). Марию Магдалину.
Как-то фараон одел на голову маленького Моисей царский головной убор. Люди вокруг по-разному воспринимают слова пророка: кто-то только еще осмысливает сказанное, другие с любопытством повернулись туда, куда он простер руку. Никогда еще он не был так счастлив и так свободен. Им было поручено выяснить обстановку в городе и разузнать что-нибудь о Лене.
Он помнил о своём ошеломляющем впечатлении от «Ассунты» Тициана и вот таким образом не осмелился затронуть тему Вознесения, посчитав, видимо, что не был к ней ещё готов, а состязаться с великим мастером, как безуспешно пытался тщеславный Чезари, ему не хотелось. Упоминается также у Манчини, Фелибьена, Беллори. Стража отдыхала в тени. Об этом, может быть и рассказывает безмятежность джорджониевской Юдифи: торжество истины и неучастие ее носительницы в «искушенности собственной похотью» Олоферна. Париж, Лувр. «Коронование» продолжает трагическую серию Караваджо, начатую «Взятием Христа под стражу».
Разумеется, это не означает, что «Божий народ» может обманывать «не Божий». Упоминается также у Манчини, Беллори, Сканелли, Пассери. Рануччо упал, Микеланджело сделал выпад и ранил его в бедро, после чего тот скончался. Творчество художника отразило его собственный жизненный путь.
«Это я его заставил», – сказал он. Петр, держащий в руке нож, невольно указывает на Иуду, склонившего голову. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала. Упоминается даже сколоченный дверной пролёт, который изображён на картине «Мадонна Лорето», но нет никакой посуды. Мощный и вдохновенный облик пророка подчеркивает его алое одеяние. Кардинал Боргезе принял картину в дар как должное.
Несколько изменилась композиция — к постаревшему хозяину харчевни добавлена жена старушка, напоминающая Анну из «Мадонны со змеёй». папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Здесь же, в собственном дворце, членами семьи Боргезе дозволялось все – можно было выставить и еще более откровенные произведения искусства без лишней цензуры.
Он заключает контракт на первую публичную работу в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. И только после встречи с обходительным Маттеи, к которому, по всей видимости, обратился за содействием его излишне доверчивый родственник, художник взялся за написание картины «Ессе Homo».
Караваджо был заочно приговорен к смертной казни и бежал в Неаполь, а затем на Мальту. Известно, что среди отличавшихся особой дерзостью и жестокостью отчаянных корсаров, промышлявших охотой за живым товаром, было немало итальянцев, перешедших в ислам, на что, кстати, указывает Сервантес в первой части романа «Дон Кихот», ведя рассказ о своём пятилетнем пребывании в неволе у алжирского паши, которому он был продан уроженцем Калабрии, сменившим веру и имя. У родителей не хватало денег на обучение сына, вот таким образом получить образование, то есть изучить в Римском университете философию и право ему помог дядя, кардинал Камилло Боргезе.
Вот таким образом дальнейшее пребывание в имении, как считала маркиза, становилось небезопасным. Известна также наделавшая много шума криминальная история, связанная с кражей в 1608 году по наущению кардинала из церкви Сан-Франческо аль Прато в Перудже картины Рафаэля «Снятие с креста», которая вскоре оказалась в коллекции Боргезе. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Вот таким образом, собственно, его и способен взволновать библейский сюжет.
Полным ходом шла внутренняя перепланировка и собор вместо задуманной Браманте и Микеланджело центрической формы стал обретать базиликальный план за счёт удлинения центрального нефа. Моисей схватил один из последних и сунул его в рот, чем прижег себе язык. Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. В данном случае картина оказалась в коллекции Шипионе Боргезе.
Но именно диссонансом между рукой и лицом (растерянным, почти страдающим) убийство имеет выход к жертвоприношению. Ум, решительность и чувство собственного достоинства видны в запечатленном человеке, чей облик лишь слегка смягчен округлостью лица и пушистыми волосами. Караваджо лично руководил установкой полотна над алтарём. Но у Доменикино присутствует лишь намек на миф и его драматическую коллизию, вот таким образом атмосфера полотна остается легкой.
В них ему удалось выразить чувства, терзавшие его, когда он был вынужден скрываться. Я сам дал сопернику возможность меня опорочить». Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. В те дни Караваджо действительно был на мели. Только прибежавшему Лонги он рассказал о ночной стычке близ Ортаччо.
Сын Маркантонио, Камилло, продолжил дело отца, но в духе своего поколения. Сюжет, коротко, таков. История кончилась тем, что соперники поклялись перед судьёй в отсутствии каких-либо претензий друг к другу и дело было закрыто. Вариант к «Распятию св.
Вся картина проникнута тем приподнятым настроением, которое обычно вносят с собой гости. Как мы знаем, для Б. Окуджавы это уже не мифы о богах, а «сказки о богах», на которые известный поэт советской оттепели взирает с глубоким презрением, видимо, с высоты своих поэтических высот. Это высокопоставленное лицо оценило его заслуги, повелело облачить Караваджо в мантию св.
Париж, Лувр. Итальянский историк искусства Джулио Карло Арган писал, что на полотнах этого художника запечатлено «пространство, увиденное глазами рассудка». На заднем плане сияет и переливается светлыми красками пейзаж, написанный в духе Джорджоне, как и изображенная там компания. А потрясающей красоты плафоны на потолках.
В своей руке видит библейская Юдифь орудие воли Божией. Караваджо Мадонна и младенец со святой Анной (Мадонна со змеей) (1606) Холст, масло. Были среди них и антифашистки и антитоталитаристки и что-нибудь вроде «маркитантка юная убита» Б. Окуджавы.
В документе от 1606 г. читаем: «Из архива Архиепископского братства св. 1608 г. (. ) История этого портрета, на который ссылается Беллори, сам его не видевший, крайне запутанна. Этот мотив звучит в библейском тексте и он очень важен.
Но и я зашел слишком далеко, – подумал Караваджо. – Наговорил лишнего. В облике святого много изящного, даже светского, но в выражении его лица видна тень перенесенного страдания. Если два-три века назад от картин Караваджо открещивались или прятали их в укромные места, то теперь за обладание ими ведутся нешуточные споры.
На следующее утро пришёл полицейский чин, оповещённый по закону врачом. Несмотря на неудачу с папским портретом, ему заказана картина для собора Святого Петра. Но уже 16 апреля картину осмотрела кучка кардиналов из объединения папских конюших и вынесли свой вердикт: non expedit — «не пройдёт». Правую руку он положил на полуувядшие лепестки роз, рядом виднеется маленький череп из слоновой кости и все вместе это может символизировать бренность жизни.
На картине изображён только что совершённый юношей подвиг. Сюжет картины религиозный, но выполнен вопреки традиционной иконографии.
Рим, Ватиканская пинакотека. И это вообще не Вакх, а смертный, нарядившийся им.
В отличие от известной «Корзины с фруктами», преподнесённой лет за десять до того дель Монте в дар миланскому архиепископу Борромео, о которой имеется обширная литература, о новом натюрморте почти ничего не известно. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Не случайно ведь Юдифь, как читаем в Священном Писании, до конца жизни не вышла больше замуж и хранила чистоту. В том же году кардинал Шипионе Боргезе приобрел ее для своей коллекции в вилле Боргезе. Эти святоши сочли её вульгарной и святотатственной, лишённой божественности и красоты.
С тех пор Моисей стал косноязычным. Разгульная и беспорядочная жизнь совсем расстроила нервную систему мастера. Караваджо без помех проследовал дальше по античной Аппиевой дороге.
Джорджоне, создатель идилличных полотен, любил тихо, нежно «звучащую» живопись. Но он не был доволен автопортретом и в дальнейшем не раз вносил в него исправления.
«Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Какая-нибудь бесстрашная куртизанка, выполняющая «политическое задание» с помощью любовных похождений и тем приносящая пользу государству – постоянно возобновляющийся и имеющий бесконечное число вариаций сюжет мировой истории.
К счастью, ею живо заинтересовался всеядный кардинал Боргезе. Всей компании пришлось бежать из Рима. 219—221 далее будет указываться: Friedlaender, p. ).
Темный фон картины из которого выступает лицо изображенного, тонкий психологизм и стремление ни на йоту не отступать от жизненной правды при работе над образом человека – это особенности нидерландской портретной живописи. В первую очередь, сама Юдифь. И Караваджо по нескольку раз подходил к картине и отходил от неё, чтобы лишний раз удостовериться, как она смотрится издали по соседству с беломраморным совершенством гениального ваятеля. С другой стороны, его так называемый реализм не отменяет вовсе Божьего присутствия. В дальнейшем следы её теряются.
От одной этой мысли он приходил в возбуждение и кровь приливала к голове. Но мастер испытывал и тягу к волшебному, ощущение которого всячески усиливал в своем произведении: вдали расстилается переливающийся дивными красками пейзаж и надо всем сияет указывавшая волхвам путь Вифлеемская звезда. Там он написал св.
Может быть, о том, что весь ужас задуманного и абсолютного не задел ее целомудрия. 1 «Мадонна ди Лорето» или «Мадонна с пилигримами». От них ты помощи не дождешься. В этом состязании верх одержал более решительный Гонзага, который в конце концов приобрёл «Успение Богоматери», вызвавшее много шума в Риме. Просто удивительно - ей придумали достойную религиозную мораль.
() Происшествие вызвала ссора по поводу 10 скуди, которые покойный выиграл у живописца». Вот тогда-то «ущербную» картину увидел молодой Рубенс, посчитавший её подлинным шедевром. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. «Мадонна со змеёй» («Мадонна конюхов», 1605-1606), заказанная Караваджо братством папских конюших для их алтаря в соборе святого Петра и отвергнутая ими, была приобретена племянником папы Павла V Боргезе.
Выше было отмечено, что при подписании контракта гарантом выступил Джустиньяни. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. Фигуры очерчены гибкими, красивыми линиями, тела мягко моделированы при помощи изобретенного Леонардо приема «сфумато», все это усиливает ощущение любовной неги, разлитое на полотне. Луч света слева скользит по трём фигурам, выхваченным из тьмы заднего плана.
Это были незабываемые минуты счастья, выпавшие на его долю. Богоматерь изображена сидящей на земле в соответствии с иконографией «Мадонны Смирение». Впоследствии оказалось, что тот, кто сопровождал юношу, был архангелом Рафаилом.
Картина неоднократно копировалась. Практика так называемого непотизма (от латинского «nepos» – «племянник»), то есть присваивания папой римским титулов родственникам, была в те времена особенно распространена.
Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Вновь зазвонили заупокойные колокола и в Риме воцарилось безвластие.
Трудно даже вообразить более жестокую кару, которой подверг себя Караваджо на картине «Давид с головой Голиафа» (125x101). О его поверхностных знаниях свидетельствуют многие современники. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Что ж, он привык всегда быть на отшибе – с тех самых пор, как его разлучили с Фабрицио.
Обычно в трудные минуты жизни его спасением всегда были кисть и палитра и тогда чёрные мысли покидали его. В углу слева, на дереве, видны заколдованные, которых она вот-вот вызволит из этого плена. Издали ему почудилось что-то знакомое в позе лежащей на земле девушки. Случались и авантюрные истории: картина Рафаэля «Снятие с креста», сто с лишним лет находившаяся в церкви Сан-Франческо в Перудже, при содействии монахов ночью была тайно вывезена и отправлена понтифику. Деньги нужны были на холст, краски и пропитание.
Приходили вести из других городов о кровавых стычках между сторонниками Испании и Франции. Спутник Товия сказал, чтобы он хватал эту рыбу: ее желчь способна исцелить слепого Товита. Первой появилась на свет картина Призвание святого Матфея (1600). Судьба Караваджо была поистине непростой. Это всего лишь предположение.
Это портрет супруги князя Камилло Боргезе Паолины Бонапарте, тогдашнего идеала классической женской красоты (слепок сгруди Паолины хранится внаполеоновском музее вотдельном ларце). Вряд ли такое сходство было ему по душе ибо он надеялся увидеть нечто совсем другое. Прежде всего, он не чувствует его в своей душе, да и не может чувствовать, вероятно. Голова Олоферна была или повержена (у Джорджоне) или торжествующе поднята (у Донателло) или несома – со смесью торжества и презрения – как предмет обихода или добыча, на блюде (у Боттичелли).
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. У многих эта весть никак не укладывалась в голове. Афоний стал плакать и каяться и обратился к апостолам за помощью. Был обнародован страшный вердикт «вне закона», а это означало, что если художник не сдастся властям, то любой человек, повстречавший его на территории Папского государства, мог убить объявленное вне закона лицо и даже рассчитывать на вознаграждение. 2 «Распятие св. Здесь же находится вторая версия работы «Святой Матфей и ангел» (первая была отвергнута заказчиком).
Моисей схватил уголь, засунул его в рот и обжегся. Несомненно только одно — художник сам устроил над собой суд.
В одной из ее глав в греческом переводе Ветхого Завета рассказывается, как два старейшины увидели благочестивую женщину во время купания и, угрожая обвинением в прелюбодеянии, стали добиваться ее любви. Картина Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна» – одна из многочисленных интерпретаций библейского сюжета, причем далеко не первая. Чистотой и естественностью дышит и весь облик девушки и светлый пейзаж вдали.
Справа помещен Христофор, в его руке – пальмовая ветвь, символ мученичества и победы над смертью. За редким исключением — например, старая служанка на картине «Юдифь и Олоферн» — он никогда не позволял себе, как это можно видеть сплошь и рядом в рисунках Леонардо, карикатурного изображения старости. У женщины в руках поднос с угощением, предлагаемым сотрапезникам. Укрепи меня в этот день. Рим, церковь Сант Агостино. Впрочем идеальное и реальное слиты здесь воедино.
Как знак и добыча. В данном случае картина оказалась в коллекции Шипионе Боргезе. Может быть, проще было бы назвать караваджевский способ восприятия Священной Истории психологизмом, но в таком случае это не тот психологизм, который умиляет какого-нибудь шестидесятника в картине Крамского «Христос в пустыне» или Ге «Христос перед Пилатом».
Караваджо скрестил руки на груди. Это могло быть и осознанием исключительности своего пути и епитимьей себе за содеянное. Караваджо был вне себя от счастья. 3 «Положение во гроб».
Но он не сумел потрафить папе и его верность натуре обернулась для него полным крахом. Юдифь Караваджо не размахивается и бьет, она как будто бы режет. По диагонали снизу вверх картина делится надвое. Что же, получается, Джорджоне ближе к тексту Библии. В отличие от Анны, словно вышедшей из греческой трагедии, Мария преисполнена материнской любви. Или, как говорил о себе французский художник Ф. Леже, то, что понял.
Убедительно вырисованы юные нимфы, окружающие богиню охоты. К сожалению, нет и вот уже в Риме он вновь попадает в тюрьму, где знакомится, кстати, с Джордано Бруно. Неизвестно, кто посоветовал обратиться к Караваджо (возможно, кардинал Франческо дель Монте или Бенедетто Джустиниани), но уже 1-го декабря художник получил аванс 25 скуди, а в мае 1606 года ему выплачивают оставшиеся 75 скуди. Оригинал не сохранился и о работе можно судить только по марсельской и другим копиям. Не было ли тут скрытого интереса.
Им написаны также «Экстаз св. После распродажи королевской коллекции картину приобрел знаменитый коллекционер, немецкий банкир Ябах, живший в Париже, который продал ее в 1671 г. Людовику XIV. Винченцо Коппи. Также упоминается у Манчини, Беллори, Сканелли.
Между тем Юдифь Караваджо очень проста, уж точно не великолепна. В живописи Рубенса соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Но как сложен он для воплощения. А за окнами вовсю хлестал дождь, на душе было муторно и скребли кошки.
Никакой «неоднозначности», присущей такого рода историческим и художественным фигурам, сюжет Священной Истории о Юдифи не содержит. Но диверсия не удалась, так как ангел отрубил Афонию руки. Стригольники считали, что священники должны быть бедными, не должны приобретать имущество и богатство и утверждали, если священнослужитель дурной и порочный человек, то и совершаемые им обряды ничего не стоят.
С семьей Антоньетти, которую он полюбил всем сердцем, в его мастерскую пришла новая жизнь. Навещавшие художника друзья были в восторге от новой работы, а поэт Милези разразился мадригалом о пылкой любви тыквы к арбузу. И все-таки, повторю, священное не профанируется и не изымается вовсе из этого мира. Одна стрела должна была попасть в дерево, вторая – в ленту, а третья – в летящую птицу.
Возмущённые граждане Перуджи направили папе петицию протеста. Иоанна Златоуста. Так, Богоматерь в этом «Поклонении пастухов» стоит вполоборота к зрителю и данный ракурс позволил художнику передать Ее тонкий и нежный профиль, трепетность и изящество.
За окном в светлом пейзаже изображена битва святого Георгия с драконом, а этот святой был покровителем балканской коммуны в Венеции. Сюжет этой скульптуры основан на одном из рассказов «Метаморфоз» Овидия. Просто в Священной Истории есть Тот, кто обман прощает (хотя обман не перестает быть таковым), а обманывающему помогает вернуться к себе. В композиции нет центра: его роль могут играть и ваза с цветами и корзина с фруктами. Первый вариант «Обращения Савла» находится в собр.
Так было после отвергнутого духовенством первого варианта «Апостола Матфея и ангела», когда в отместку за нанесённую обиду он написал эпатажного «Всепобеждающего Амура», попирающего общепринятые нормы приличия. Их поразило на картине реалистически показанное людское горе. На этой картине художник изобразил подготовку к концерту.
Опять же, казалось бы, не Анне ли стать послушной исполнительницей воли высших существ. Святой Онуфрий, напоминающий старика с картины Дюрера «Христос среди книжников» (1506, музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид), молитвенно сложив руки, с благоговением взирает на Младенца. Таким образом, человек, представленный здесь, размышляет о конечности всего земного, а темой работы становится латинское изречение «memento mori» – «помни о смерти».
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Арфа, лежащая у ног победителя, напоминает о том, что он искусно играл на ее струнах. Конечно, лишает пафоса и полной определенности в расстановке акцентов. Правда, дальнейшая судьба шедевра (а потом и художника) имела странный поворот.
Создавая свой стиль, великий Рафаэль опирался на опыт и удачные находки других мастеров. Художник представил на картине момент, последовавший за словами Христа, приведенными в Евангелии: «И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня» (Марк, 14:18). Что, однако, не исключает его обращенности к Богу. Леонардо отмечал в своих наблюдениях за окружающим миром, что все листья отличаются по цвету и «много более светлыми кажутся деревья и луга, если смотреть на них по ветру» и тому подобное. Дорвавшись до власти и развернув бурную деятельность, он вряд ли понял, как, вероятно и сам автор, главную мысль «Святого Иеронима». Младенец сидит на коленях у Марии, позади стоит святой Иосиф, а перед ними экзотично одетые люди разбирают привезенные подарки, чтобы поднести их Христу.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Оттуда ему позволят вернуться только через двадцать пять лет. Камилло Боргезе, докупив земли, расширил виллу. По тексту в момент убийства Юдифь была одна, отослав всех, даже служанку. Два произведения Караваджо – «Юноша с корзиной фруктов» и «Больной Вакх» – принадлежали живописцу Джузеппе Чезари, кавалеру д39Арпино, в мастерской которого художник работал в молодые годы. Казалось бы, это должно вывести Юдифь на первый план, сделать ярче. Вот что значит молва народная: она не глазами оценивает, а ушами смотрит.
Все чаще возникают проблемы с полицией, все чаще он вовлечен в скандалы и драки. Эта Мадонна слишком живая для церкви. Донателло, Верроккио, Микеланджело и Бернини – стараниями этих гениальных итальянцев за каких-то двести лет на свет появилось целых четыре разные скульптуры «Давида». Нет, предел скверны одолевается чистейшим и невиннейшим.
При встрече с ней у Караваджо возникло желание запечатлеть её на холсте, как когда-то сделал его великий тёзка, написав портрет двоюродной тётки маркизы, знаменитой поэтессы Виттории Колонна. Он старался сохранять солидный вид, но его треугольная бородка аж трепетала от радости. С Караваджо не раз случалось такое, что из-за недовольства церковнослужителей его произведения покидали стены храмов и оседали в частных собраниях. Как изваяние, она стоит особняком, скрестив натруженные руки на животе и безучастно наблюдает за борьбой или игрой дочери и внука со змеем-искусителем. На краю бассейна стоит тазик, этот сосуд был частью приданого, поскольку использовался после родов для омовения ребенка.
Рим, галерея Боргезе. Моисей сбросил его на пол, фараону это не понравилось и он решил испытать Моисея огнем. Почти весь его первый план занят волхвами, которые «шумною толпой» на конях, ослах и верблюдах приехали из дальних стран поклониться родившемуся Спасителю. Но одновременно стряслось абсолютно непредвиденное.
Иоанна и посвятило в рыцари ордена. Тогда, в первой половине XIX столетия, собирание коллекции Боргезе в основном завершилось. Он поднял голову к Мадонне.
Где мастерство художников, которые расписывали их, достигло таких высот, что порой кажется, что атласные ленты, знамена, крылья ангелов не написаны на штукатурке, а являются реальными объемными (. ) деталями потолков. Малыш хотел выбрать золото, но Ангел повелел выбрать угли.
Этот последний бездетный отпрыск рода дЭсте был правителем Модены и Реджо-Эмилии. Несмотря на оговоренный гонорар в двести скудо, мастер так и не написал картину. Времена и нравы изменились и на лице Павла V мелькнула лишь гримаса недовольства. Ну а шестая картина — это портрет самого папы Павла V (1605-1606). Афоний последовал совету Петра и тотчас получил исцеление – руки к нему вернулись.
В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Естественно, кардинал хотел, чтобы собранное им сохранилось и после его смерти. Отсюда возникает оттенок чуть ли не мясничества – так сосредоточенно она действует.
Эти тонкости художник мог почерпнуть из книги Чезаре Рипы «Иконология» изданной в 1593 году и ставшей верным путеводителем по миру религиозной символики для нескольких поколений живописцев. Что-то Боргезе покупал, проявляя настойчивость, у других собирателей (так он приобрел у кардинала Паоло Эмилио Сфондрати несколько десятков картин, в том числе «Любовь небесную и Любовь земную» кисти Тициана). На лице Флавиана, святителя и патриарха Константинопольского, – то выражение, которое возникает у взрослых, когда они серьезно говорят с детьми: гранат, символ воскресения и вечной жизни, намекает тем самым и на грядущие страдания Христа.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Однако произошло непредвиденное осложнение.
Он замер в тот момент, когда камень готов вырваться из пращи. 2-ая картина Джорджоне называется "Испытание Моисея огнем".
И только Бернини, кажется, стремился сделать библейского героя максимально реалистичным. Относится к 1603—1606 гг. В то же время с фигур Марии и стоящего за Ее спиной Иосифа в картине начинается сложное движение, которое идет от Богоматери к Младенцу, затем к пастуху, развернутому боком к передней плоскости холста и возвращается, описав «восьмерку», к началу. «Он их не убедил. Оставил он и немало ботанических рисунков.
Чтобы установить сколоченный плотниками с улицы Маргутта громоздкий подрамник с натянутым на него загрунтованным холстом, пришлось дополнительно расширить отверстие в потолке без ведома хозяйки дома. Это – феномен драмы, выкраденной у времени. Что же это за душа, которую не затрагивает и не тревожит убийство. Образумился ли юный художник. Эта скульптура – символ Галереи Боргезе. Его облик исполнен печали и этого ощущения не развеивают ни теплый свет, заливающий фигуру, ни красная драпировка. Предпринимая отчаянные попытки отыскать скрывающуюся от него Лену и беспокоясь за её судьбу, Караваджо как-то забыл об оплаченном заказе и не очень торопился браться за работу.
В полотне, на котором изображена римская богиня цветов и садов, все напоминает об искусстве Леонардо: и черты лица молодой девушки и ее загадочная улыбка, словно освещающая лицо изнутри и погружающаяся в дымку леонардовского «сфумато» (в переводе с итальянского – «тающий, как дым») фигура и жест Флоры, держащей букет. Бальоне горделиво прошествовал мимо Караваджо. Так одним изсамых скандальных экспонатов является «Лежащая Венера» работы скульптора Кановы.