«одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти. Однако в «Сикстинской Мадонне» Рафаэль Санти отразил совсем иные чувства: выражение лица Марии и младенца Христа печальное. "бриджуотерская мадонна" входит в серию картин Рафаэля Санти, посвященных изображениям Мадонны. Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздиками». Название «Мадонна Лорето» происходит от одной – теперь утерянной – копии в римской базилике Санта Каза ди Лорето.
Другое название картины, созданной в 1498 г. – «Мадонна из дома Санти» («Madonna di Casa Santi»).
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. А «облака» на заднем фоне при ближайшем рассмотрении оказываются головами ангелов. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Первоначально она была написана на дереве и составляла единое целое с рамой, выполненной, как предполагают, по рисунку Рафаэля. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Св. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
Интересно, что прообразом этих двух ангелочков стали два мальчика, смотрящие на витрину недоступной для них булочной. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором.
Образ прелестной молоденькой матери притягивал живописца. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Лицо ее задумчиво.
Она смотрит прямо на зрителя. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте. И здесь Рафаэль применил свой приём справа, где расположена фигурка младенца – Иисуса, преобладают мягкие, ласкающие взгляд линии пологих холмов, по которым тут и там разбросаны привлекательные купы кустарника. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
Слева на борту стоит тиара папы. Она изображена до колен и при чтении книги, помещенной на подставку перед ней. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий.
Ключевое слово тут «беспокойство». Однако при этом было сделано открытие. И тому тоже есть причина.
Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. А спустя три года умер его отец. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. Художник составляет композицию в ограниченном пространстве круга и укладывает композицию в получившемся пространстве. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Эту стадию представляет так называемая «Орманская мадонна». Второй ангелочек устремляет взгляд, полный надежды, к Мадонне, как бы веря в воскрешение умершей матери. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после.
Варварой, которая облегчает муки умирающих. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги. «Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии.
Тем бесценнее встречи с картинами художника. В двенадцать лет он поступает в учение к Перуджино. Их действия объединены вниманием к книге. Она держит прекрасного младенца извивающегося влево.
Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. Здесь у Рафаэля не было предшественников. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом.
«Мадонну Альба» Рафаэля купили, а «Мадонна Конестабиле» не привлекла внимания и осталась в СССР. Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». Картина написана в теплых золотистых тонах. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение.
Ранняя весна. Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит. Так, младенец прикасается к вуали матери, пока та нежно придерживает его правой рукой. К тому же (не говоря о том, что этого заблуждения нет ни в одном житии ни одного Сикста) о такой аномалии не говорится и не может говориться ни в одном из серьезных исследований по истории папства.
Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы. Обычно отмечают «Положение во гроб» – первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны.
Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей. Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17, 5х18 см никто не купил и оно осталось в экспозиции музея. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Поражает и некий оттенок «сверхъестественного»: дева Мария с такой лёгкостью ступает по облаку, держа при этом на руках тяжёлого младенца Христа. Он просто не мог отказать, не знал слова «нет».
Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Масло, доска, 215х158 см. Присмотримся. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Сама Мадонна излучает энергию и движение.
Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Лицо ее задумчиво. По всей видимости, художник обвинял именно их. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
Слава ее ничем не подчеркнута. В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много. Прямая связь между земным и небесным, связь взглядов подчеркивается театральностью композиции: мы видим занавес, карниз, на который он крепится, все это похоже на сцену, где совершается действо. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Это шестое обращение к теме Марии и Христа в творчестве Рафаэля, вот таким образом полученный опыт позволил двадцатилетнему живописцу достигнуть внутреннего равновесия и гармонии. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506).
И сколько прекрасных и верных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге». Это прекрасный образ пробуждающейся природы. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы.
«Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к.
Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Там она пребывает до сих пор.
Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения.
Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Она не занята ребенком, как Мадонны Леонардо да Винчи, не погружена в себя, как героини ранних произведений мастера. Мадонна очень естественно смотрится в этой форме. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль.
Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне.
Этой задумчивостью пропитана вся работа. Это одно из самых ранних его произведений—открывает галерею этих образов. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии.
Гений чистой красоты был с нею. У ангела слева одно крыло. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса.
Ее одежда выполнена в традиционных цветах. Его Мадонна обращена к зрителю. С другой стороны – Архангел Рафаил представляет Марии и Христу молодого Товию – он держит в руках рыбу.
Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Младенец полулежит на коленях Богоматери и, благодаря тому, что Богоматерь наклоняется к нему, получается более сплочённая группировка фигур. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже.
Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» – по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США). «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Уже на следующий год он начинает небольшую работу «Мадонна Конестабиле», которую закончит спустя два года, в 1504 году. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната.
Это влияние, вероятно, от Пьеро Франческа, у которого много учился молодой Рафаэль. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей.
С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Ноги босы. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II.
Однако при этом было сделано открытие. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Это из детства художника. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А.
Доска, масло, 122х80 см. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Это и икона и портрет.
Именно тогда появилась «Мадонна Грандука». Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком.
Принявший мученическую смерть в 258 г. н. э. Рафаэль сумел вырвать образ Мадонны из узкой сферы католических воззрений и претворил его в плоть и кровь.
Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Полотно осталось в Эрмитаже случайно. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. История картины «Мадонна Конестабиле»Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой».
Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. В левой части картины коленопреклонённый Св.
время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Масло, доска, 55, 2х40 см. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Считается, что Рафаэль на улице увидел двух этих мальчиков, мечтательно застывших у витрины булочной и перенес на свое полотно.
Это образ весенней пробуждающейся природы. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Она смотрит прямо на зрителя. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Там требовали больше свободы, больше движения.
Печальное выражение лица персонажей имеет несколько объяснений. Во время умбрийского периода Рафаэль напишет шесть образов Марии с божественным ребенком иногда дополняя ее образ святыми. Что стоит за его образами«Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507).
«Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Картина во многом еще близка к искусству Перуджино и вдохновлена его рисунком (Берлинский гравюрный кабинет). И так продолжалось до середины XVIII века, когда картину заново «открыл» саксонский курфюрст Август. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Холст, масло, 265х196 см. По приказу императора за свою приверженность к христианству она была обезглавлена собственным отцом Диоскором. Теперь это единственная работа Рафаэля в России, но тем ценнее она для нас. «Мадонна Конестабиле»: описаниеКартина выполнена в форме тондо, то есть круга. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях.
Расхождение персонажей картины замещает легкая конкатенация жестов. Уравновешенность и гармония. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение. Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны.
«Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. VI). В раскрытии образа Мадонны Рафаэль превзошел всех художников Возрождения. Здесь все решено по-иному.
Изображение вписывается в строгий треугольник, что подчёркивается раздвинутыми портьерами «на небесах». Чем же так популярна и так загадочна эта картина. «Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Дерево, масло, 107х77 см.
(В одном случае, в «Орманской мадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке). Эта картина наполнена спокойствием и тишиной. Варвара «утопают» в облаках. Одной из ранних работ была «Мадонна Конестабиле». Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. Главная героиня расположена в самом центре картины. Однако история путешествия «Сикстинской Мадонны» не столь однозначна. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель.
По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Справа Рафаэль написал Св. Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Совсем иначе думал Жуковский, который писал: Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется какое-то трогательное чувство величия в неё входило неизобразимое было для неё изображено и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. После этого он переедет во Флоренцию. В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина изображенная в раскованной позе. До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату.
Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи.
Однако, лучше всего он известен как художник Мадонн и его непревзойденная популярность в последующих поколениях создана в основном гармонией и красотой созданных им образов Богородицы. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы.
В ней уже чувствуется влияние Леонардо, произведения которого много и часто копировал Рафаэль, учась композиции и особой технике сфумато. Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Лица, тела персонажей идеализированы. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей.
Утверждение это основано на абсолютно неверной этимологии имени Sixtus, которое ошибочно толкуют как «шесть» (в то время как латинское «шесть» – «sexis»). А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Ее диаметр – всего восемнадцать см. Малыш находится в игривом настроении.
Но такому истолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Над головой мадонны возвышается нимб — знак святости, подчеркивающий божественность Марии. Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно.
Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути.
Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой. Традиции умбрийского кватроченто ещё очень сильно сказываются в лирической мягкости настроения. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. «Мадонна Конестабиле» – это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить».
Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Вот почему так сложно выражении лица Марии.
Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Мария Рафаэля, двигаясь по белоснежным облакам навстречу зрителю, ведет с ним душевную и скорбную беседу.
Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Их лица нежны и задумчивы.
Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Сикст. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Рафаэль Санти – самый яркий представитель умбрийской школы, которая сформировалась в центре Италии.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию.
Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. Но даже она, Мадонна с младенцем, в своем сдержанном исполнении имеет свои преимущества, придающие ей особый шарм и магическую красоту. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте.
Мадонны Рафаэля взрослеют, становятся содержательнее, наполняются абсолютно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, которая была вовсе неведома его ранним, перуджинским мадоннам. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле».
Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев.
Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Рафаэль постепенно формировался в художника, у которого главное – не философское осмысление мира, как у его великих предшественников, а красота, гармония и радость. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков Мадонн, написав первую, Мадонну с младенцем, в 15 лет.
Еще Яков Воррагинский в житии Сикста II указывал: «Sixtus происходит от Sios, что значит Бог и status – статус или состояние отсюда – Божественный статус». Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. Это воспоминания о рано умершей матери. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль.
Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». Почему все они находятся за занавесом. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».
Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Картина написана в теплых золотистых тонах. Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю.
И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Группа богаче движением и пластическим контрастом. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Стремление к изображению идеального четко отображается в безупречном лице Марии.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). Помимо печального состояния персонажей, «Сикстинская Мадонна» имеет ещё множество загадок. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю.
Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. «Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника. Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец.
В картине царит мера. Их действия объединены вниманием к книге. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. И в результате они оба смотрят в книгу.
Зрелище это волнует и по сей день. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Их лица нежны и задумчивы.
Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание). Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник.
За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Св. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Поздние МадонныОни являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой.
Фигуры образуют треугольник. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба.
«Мадонна Конестабиле» является первой картиной Рафаэля, которую мы видим в России, в Эрмитаже. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). От картины веет поэзией и чувственностью.
В углу «Сикстинской мадонны» можно найти подпись: «Сделано Рафаэлем для черного монаха». После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой.
Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. В то время ему не было еще и семнадцати лет. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам.
Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне» искусствоведы умудряются находить изъяны. Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать.