«одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти. Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздиками».
«Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге». Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году.
Девушка отправила художника к отцу – просить разрешения. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А.
Однако при этом было сделано открытие. И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. Такой марафон не мог не сказаться на его здоровье -художник стал слабеть на глазах.
Доска, масло, 122х80 см. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы.
Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку.
Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Она смотрит прямо на зрителя. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Слава ее ничем не подчеркнута.
О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Тем бесценнее встречи с картинами художника. Справа Рафаэль написал Св. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. «Мадонна Конестабиле» – это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо.
Он совмещал должности придворного живописца при папском дворе, главного архитектора Ватикана, «комиссара древности» и «префекта всех камней». Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Санти мгновенно загорелся желанием нарисовать девушку. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Папа Юлий II поручил художнику заново расписать предназначенные три Ватиканские станцы (комнаты). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно. Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции.
Лицо ее задумчиво. Единственным ее собеседником был художник, но и этого ей хватало. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Но Мать ещё надеется: вдруг чаша сия минует её дитя. С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой».
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Но девушка была полна чувств и ради любви согласилась переехать к Рафаэлю. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Работавший в вилле Киджи Рафаэль заметил юную красавицу и попросил разрешения нарисовать ее. Именно тогда появилась «Мадонна Грандука». Вот почему так сложно выражении лица Марии. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий».
Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже.
Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится.
Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Вскоре художник признал девушке в любви, но сказал, что не сможет жениться на ней. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь.
В картине царит мера. Согласья нет и по поводу того, была ли Форнарина верной возлюбленной гения или просто использовала его, чтобы устроить собственную жизнь, а версии того, что стало с красавицей после смерти художника, колеблются от ухода в монастырь до карьеры римской куртизанки. Рафаэль Санти родился в небольшом городке Урбино (Умбрия) в живописца и поэта Джованни Санти. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу.
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Это из детства художника. Здесь проявляется и его знакомство с нидерландской живописью, особенно явное в ландшафте.
Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. А сил, чтобы бороться с болезнью у истощенного организма уже не оказалось.
Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). Масло, доска, 55, 2х40 см. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Холст, масло, 265х196 см.
Ноги босы. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
Современники считали, что он умер после очередной бурной ночи. Это воспоминания о рано умершей матери. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. Слева на борту стоит тиара папы. Главным достижением художественного гения Рафаэля является «Сикстинская Мадонна» (1514).
Но художник был слеп в своих чувствах. Душа её сына была послана к нам, чтобы выполнить свою главную Миссию на Земле. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Уравновешенность и гармония. Булочница не тосковала о покойном. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В мире нет более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская. Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей. Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17, 5х18 см никто не купил и оно осталось в экспозиции музея. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. Рядом с Марией две фигуры.
Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына.
Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. Ее одежда выполнена в традиционных цветах. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
VI). В левой части картины коленопреклонённый Св. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина изображенная в раскованной позе. До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату. Масло, доска, 215х158 см.
«Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Картина написана в теплых золотистых тонах. Он засыпал возлюбленную подарками, обращался как к благородной донье и постоянно рисовал.
Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). Но это было правдой – с 1514 года Рафаэль работал на износ.
Избалованный преклонением женщин, Рафаэль впервые сам влюбился. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. С другой стороны – испытывающий благоговение перед дивным явлением Папа Сикст II. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения.
При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой. И ее начинания увенчались успехом, стареющий банкир даже помог ей осовободится от «домогательств» Томазо. На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Девушка была очень красива и была повенчана с Томазо Чинелли, пастухом в соседнем именье. Чтобы успокоить Томазо, Маргарита торжественно на алтаре выйти него замуж.
Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание). Это прекрасный образ пробуждающейся природы. Фигуры образуют треугольник. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Картина во многом еще близка к искусству Перуджино и вдохновлена его рисунком (Берлинский гравюрный кабинет).
Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Эта женщина изображена и на портрете «Дама под покрывалом» (1514), который считается одним из величайших шедевров Высокого Возрождения. И сколько прекрасных и верных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Св. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях.
Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом. Это одно из самых ранних его произведений—открывает галерею этих образов. Шести лет Рафаэль днем рисовал, а ночью ублажал Маргариту. Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой».
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. По завещанию она получала полдома, шесть тысяч дукатов и картину «Мадонна с птичкой». Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. Неудачного жениха схватили и заточили в темнице монастыря Санто-Козимо. Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507).
Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка.
Он просто радовался жизни, людям, миру и возможности творить. Лица, тела персонажей идеализированы. Во взгляде матери зритель способен прочитать волнение и смирение – чувства, вызванные предвидением неизбежной трагической судьбы собственного сына.
Сикст. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны.
Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. Это и икона и портрет. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Варвары и её поза выражают покорность и благоговение.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Принявший мученическую смерть в 258 г. н. э. Во время гонения христиан в Риме при императоре Валериане, папа Сикст II был казнён через отсечение головы.
Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Эта первая версия истории любви великого Рафаэля и прекрасной Булочницы. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Но сейчас доказано, что у всех Мадонн римского периода творчества Рафаэля один прототип. Дерево, масло, 107х77 см. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания).
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Склонённая голова мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. Все это отнимало много сил и времени, а ему так хотелось рисовать свою любимую. Их лица нежны и задумчивы.
Девушка практически не выходила из дома. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
И Рафаэль показал себя несравненным мастером огромных фресковых росписей. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». «Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. Одним из примеров является «Мадонна Грандука».
Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. «Мадонна Конестабиле» является первой картиной Рафаэля, которую мы видим в России, в Эрмитаже.
До недавнего времени считалось, что сам Рафаэль решил закрасить пейзаж, однако последние исследования показали, что черная краска была нанесена не раньше, чем через сто лет после написания картины. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте. Рафаэль не искал друзей или покровителей, но всегда был окружен ими. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму.
Варвара «утопают» в облаках. У ангела слева одно крыло. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Но миниатюрная тонкость и спокойствие «Святого семейства с агнцем» воскрешает в памяти период первоначального обучения Рафаэля в Умбрии у Перуджино. С именем Рафаэля Санти связано множество легенд и мифов.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Их действия объединены вниманием к книге.
Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее.
После похода в каменоломни, где обнаружили античную статую, Рафаэль слег с лихорадкой. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Все его росписи «идеальны» : к ним нельзя прибавить или убрать малейший штрих, не нарушив «выверенную гармонию совершенства». Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер.
Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, вот таким образом он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Ранняя весна.
На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Сикстинскую Мадонну Рафаэль писал по заказу Папы Римского Юлия II для монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Первые сеансы проходили под строгим надзором тетки Маргариты.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Работа датируется 1498 годом.
Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста.
Когда тетка оставляла их ненадолго наедине, молодые люди просто смотрели друг на друга. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба».
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино.
Художник завещал свое состояние любимой женщине, ученикам и друзьям. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази.
время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Слава художника летела впереди него. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Они-то, эти немые свидетели, рассказывают иногда значительно больше, правдивее и точнее, чем иные толстенные монографии и романы.
Рафаэль никому не завидовал, ни с кем не соперничал, не критиковал других. Гений чистой красоты был с нею. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
Зрелище это волнует и по сей день. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. А Санти до последних мгновений жизни был поражен ее совершенством, нежностью и теплом. Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне» искусствоведы умудряются находить изъяны.
Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Трудно отвести взгляд от этого полотна, особенно от главной его героини. Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что 25 лет он был приглашен к папскому двору.
«Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец.
Небольшая картина «Святое семейство с агнцем» предназначена для личного поклонения и относится к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, до того, как он отправился в Рим. Уроженец города Урбино Рафаэль (Рафаэлло Санти, годы жизни 06. 04. 1483 – 06. 04. 1520), воспитанный в строгой религиозной семье, с детства окружённый образцами нравственности, проявлявший сильную любовь к живописи и графике, стал одним из самых великих мастеров эпохи Возрождения. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов.
С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Его жизнь – лучший пример того, как стоит обращаться с равными и с теме выше и ниже нас. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Так кто же эта женщина, что заставила титана мысли думать только о себе. Варварой, которая облегчает муки умирающих. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Ловкая девушка, понимая, что потеря заказов грозит и потерей благосостояния, помогла уговорить художника, а сама же принялась «подбивать клинья» богатому и могущественному покровителю – Киджи.
Отец с раннего детства приучал ребенка к живописи и преклонению перед искусством. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Несмотря на местную популярность, молодой художник предпочел отправиться во Флоренцию, чтобы воочию наблюдать «битву гигантов» – живописном состязание Микеланджело и Леонардо да Винчи. «Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году.