«мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо да Винчи. Это-Мадонна Литта и Мадонна Бенуа. Сегодня познакомимся ближе с историей созданияМАДОННЫ ЛИТТА. Картина Леонардо да Винчи Мадонна Литта: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св.
«мадонна Литта» (1490—1491)— картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи. Литта – графское семейство из Милана, продавшее Эрмитажу «Мадонну с младенцем» кисти великого Леонардо да Винчи в 1865 году за 100 тысяч франков. «мадонна Литта» — шедевр Леонардо да Винчи и его школы.
Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Ф. 1. Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Все фигуры вписаны в пирамиду. Первоначальное название-«Мадонна с младенцем».
Насколько я помню, он считается национальным достоянием. Интрига с авторством картины тоже издавна разрешена. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Все покрывает легкий флер сфумато.
II. Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами. С. 28-29). В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов.
И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Это был удивительно разносторонний гений.
Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. С. 56).
– М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Кажется, что их ничто не разделит. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Преображает его одухотворённая радость и любовь. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.
Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. 7. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. 1490 г. ).
Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. На эту тему существует несколько мнений. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.
А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. – М. : Детская литература, 1971. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Были они и в моем доме. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов.
– М., 1977. Это и смуглость и золотистость волос. Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами».
Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Оба полотна относятся к раннему периоду творчества художника – миланскому и флорентийскому. Это распространенный богословский сюжет, посвященный богоматери и Младенцу-Христу. Н. Воскобойников. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию.
Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой.
Думаю, что в каждом доме были листочки из Огонька с репродукциями любимых картин. – М. : Молодая Гвардия, 1982. – (Библиотека искусства). «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа населению земли, так же как и изображение процесса кормления. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством.
Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. – 380 с. Богат Евг. До лондонской выставки живописные работы Леонардо вместе увидеть было невозможно – они находятся в различных музеях. – 254 с. Вазари Дж. Картину «Мадонна Литта» художник Леонардо да Винчи написал в начале 90-х годов 15-го столетия.
На картине изображена женщина, держащая на рукахмладенца, которого она кормитгрудью. М., 1997. – 55с. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Т. 3. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи.
Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале.
Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. Одну из них стоит рассказать. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе.
В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см.
Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. Ранее она именовалась «Мадонна с малышом». Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки.
Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души.
Это делает фигуру особенно рельефной. Л. 142-143).
В левой руке ребёнок держит щегла. История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен.
И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка. Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Вот что закодировал в собственных художественных творениях величавый Леонардо.
Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни.
Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci.
Через это кормление Он воспринимает и людскую душу. В 2 тт. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.
Вып. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Vol.
– 192 с. : ил. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини). В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Эрмитажа, Л. 1963. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах.
Картины Леонардо да Винчи. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения».
Мир Леонардо. Т. II. М., 2003. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы.
Композиция картины уравновешенна и лаконична. – 318 с. Ульянов О. Г. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники.
Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Лицо мадонны повернуто в профиль. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
Лл. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. К этому периоду жизни Леонардо относятся картина Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам».
Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Возрождение.
Один сюжет решён художником по-разному. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. В картине «Мадонне Литта» — в произведении итальянского живописца иного, более камерного характера нежели ранние работы, отчетливо выразились элементы нового искусства эпохи Высокого Возрождения. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление».
Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка — кажется, что она улыбается своим грезам. Лицо мадонны показано не полностью. Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». Историкам известен тот факт, что Леонардо часто приходил на птичий рынок, брал и отпускал в небо птиц. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. 77 x 53 см. Ему так хочется дотянуться до цветка. – Леонардо да Винчи. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков.
В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками».
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать).
Отсюда появилось заглавие картины. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца.
Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. В 1865 году барон продал картину Эрмитажу за 100 тыщ франков. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проступал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. По композиции картины различны.
С. 383-385). «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже Мадонны Бенуа. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Третий план – окна как духовныеочи.
Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину. Мадонна изображена приёмом сфумато. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Темпера не давала таких возможностей. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности.
В левой руке ребёнок держитщегла. Обычно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Мастер не очень-то любил доводить дело до практического завершения после того, как находил разгадку основной головоломки. Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта.
Cambridge, 1935. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. – М. Искусство, 1998. «Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A.
М. Карасёвой. Работа получила название «Мадонна с младенцем». Р. 14, plat. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г.
Ф. 1. Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати. – 4-е изд.
Размер картины 42 x 33 см, дерево, темпера. А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А. Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо. Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой».
Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. 14). «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях.
Р. 1. Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив, - это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи. Остальное поручалось ученикам. – М. : Просвещение, 1976. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Италия.
В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. М., 1952. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи.
Мадонна Литта – это абсолютно другая история. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери.
Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, художник. 1-10 Б. В. фон Кёне. – М. : Искусство, 1970. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль.
Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. – М. : ТЕРРА, 1997. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке».
1820 г. Предполагают, что ок. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи.
И, наконец, символика. Благодаря этому можно выделить две основные фигуры, фигуры младенца и мадонны, а также две второстепенные, окна на заднем плане. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным.
Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Но некие исследователи считают, что полотно было сотворено сначала 1500-х годов. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Через это кормление он принимает и человеческую душу.
Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). Сама же фигура Мадонны освещенасветом идущим откуда-то спереди.
Оп. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.
Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. V, 1865 г. Д. 3. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты).
При этом он не является бесстрастным. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Дерево, масло. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Одухотворенный взгляд Богоматери сосредоточен на сыне, поскольку для нее он является центром Вселенной.
То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Это символ распятия.
– 235с. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок.
Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. СПб., 1866. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята.
На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. с англ. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини.
Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. илл. ). ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Мама любовно и заботливо держит, обхватив, малыша.
Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Мальчик нежно приник к ней.
И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Взгляд малыша размыкает закрытую композицию картины.
12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах».
Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства». Философский очерк в двух книгах. Александр VI отлучил Савонаролу от церкви, но тот отказался подчиниться и 23 мая 1498 г. мятежный монах был повешен, а затем сожжен. Когда Леонардо вернулся во Флоренцию, у власти находились зажиточные семейства, противники как Медичи, так и Савонаролы. Мальчишка лаского приник к ней.
Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Отсюда возникло название картины. Париж. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах.
На женщине краснаясорочка с широкой горловиной. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
7. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ».
Опять типа шутите. Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира».
Бог воплотился в человека и вскормлен молоком мамы. Любовь к ней, к Эрмитажу – это с раннего детства и навсегда. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. Непременно, создателем ее является Леонардо да Винчи. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». Любовь к Черному квадрату появилась со временем.
Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. И, к счастью, не мне одной.
Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме.
Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Paris. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.
Христос глядит на зрителей и как будто бы гласит: «Я всегда с вами». В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Подвергается сомнению авторство Леонардо и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Лик слегка затемнен. Отмечалась выше и круглоликость Марии. Понятия вида (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.
Великолепна его Мадонна Брера, в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно. – М. : Директ-Медиа, 2009. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). Мальчик нежно приник к ней.
В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ.
С. 122). Безусловно, он интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин.
Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени. Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. И тут знаменательной деталью видится изображение щегленка. Изображение фона ломает традицию кватроченто.
Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди.
Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. – М., 2003. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. Общий замысел картины восходит, бесспорно, к самому мастеру, что подтверждается его собственноручным рисунком женской головы для головы мадонны, хранящимся в Лувре и той особой красотой композиционного решения, которая в те годы была недоступна никому, кроме Леонардо да Винчи.
Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Эта прелесть материнства – основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не посиживает на коленях у мамы, как Леонардо отрисовывал на других полотнах, а лежит в ее руках. Оп.
Сама же фигура Мадонны словно озарена светом идущим откуда-то спереди. С. 2-3). Ясно.
Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. 1999). 345 v. ), вызвала не смолкающую по сей день полемику уже со времени своего поступления в эрмитажное собрание. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.
Одну из его Мадонн вы видите выше. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. СПб., 1999. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. «Мадонна Бенуа» – не исключение. Это всераспространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу.
В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. С. 336-348). Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года.
1452 – 1519 / Пер. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии.
Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. «Это беспрецедентное событие. Л. -М., 1959. На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Родился в семье нотариуса. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане.
Михаил Пиатровский прав: мое поколение выросло рядом с репродукцией этой картины. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом.
Вып. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н. Еще помню маленькую книжечку об Эрмитаже, на обложке которой была эта Мадонна Леонардо. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра.
Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Фон картины —стена с двумя арочнымиокнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. V, 1865 г. Д. 7. Он всегда становится средоточием повествования о спасении.
На женщине красная сорочка с узкой горловиной. Лувр. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница).