Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. Насколько я помню, он считается национальным достоянием. Это символ распятия.
Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью.
Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком мамы. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини.
Лик слегка затемнен. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Они создают впечатление совершающегося таинства.
Л. -М., 1959. Ясно. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Это всераспространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни.
Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. И, к счастью, не мне одной. Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины.
Понятия вида (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах».
Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа.
Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Все фигуры вписаны в пирамиду. Размер картины 42 x 33 см, дерево, темпера. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. 1820 г. Предполагают, что ок.
1999). На женщине краснаясорочка с широкой горловиной. Дева Мария изображена на фоне 2-ух окон в виде арок из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая черный фон за ее спиной. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.
В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Мадонна изображена приёмом сфумато. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг.
Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка. Ранее она именовалась «Мадонна с малышом». В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. М., 1952. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».
Но некие исследователи считают, что полотно было сотворено сначала 1500-х годов. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. На эту тему существует несколько мнений. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.
II. «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже Мадонны Бенуа. Оп.
Через это кормление Он воспринимает и людскую душу. Это был удивительно разносторонний гений. Интрига с авторством картины тоже издавна разрешена. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности.
С. 383-385). Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения.
Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Отсюда появилось заглавие картины. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди).
И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не посиживает на коленях у мамы, как Леонардо отрисовывал на других полотнах, а лежит в ее руках. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом идущим откуда-то спереди.
Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Отсюда возникло название картины. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Дата создания картины также доподлинно неизвестна.
Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. В картине «Мадонне Литта» — в произведении итальянского живописца иного, более камерного характера нежели ранние работы, отчетливо выразились элементы нового искусства эпохи Высокого Возрождения. При этом он не является бесстрастным. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.
На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Ему так хочется дотянуться до цветка. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира».
С. 56). С. 2-3). Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника – уловить и воплотить их.
12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности.
Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. Мама любовно и заботливо держит, обхватив, малыша. 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н.
По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. «Это беспрецедентное событие. На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Vol. Композиция картины уравновешенна и лаконична.
Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Мадонна Литта – это абсолютно другая история.
Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. «Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A. Мальчик нежно приник к ней.
Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа населению земли, так же как и изображение процесса кормления. Исходя из данного контекста, следует обратить самое пристальное внимание на важный факт, приведенный в составленном Джордже Вазари жизнеописании Леонардо: «В это время он написал для мастера Бальдассари Турини из Пеши, датария папы Льва, небольшую картину изображающую Богоматерь с Младенцем на руках и написанную с бесконечной тщательностью и искусством. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди.
V, 1865 г. Д. 3. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери.
Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Картину «Мадонна Литта» художник Леонардо да Винчи написал в начале 90-х годов 15-го столетия. Все покрывает легкий флер сфумато. Думаю, что в каждом доме были листочки из Огонька с репродукциями любимых картин.
V, 1865 г. Д. 7. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Ф. 1.
До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца. С. 28-29). Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
Картины Леонардо да Винчи. Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра.
Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Р. 1.
До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». – Леонардо да Винчи.
Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Михаил Пиатровский прав: мое поколение выросло рядом с репродукцией этой картины. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.
Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Cambridge, 1935. илл. ). На женщине красная сорочка с узкой горловиной. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью.
М., 2003. С. 336-348). Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта.
Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок. Опять типа шутите. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. Еще помню маленькую книжечку об Эрмитаже, на обложке которой была эта Мадонна Леонардо. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.
Христос глядит на зрителей и как будто бы гласит: «Я всегда с вами». Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г. Лл. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. 7.
Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Обычно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Одну из его Мадонн вы видите выше. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ.
Взгляд малыша размыкает закрытую композицию картины. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Р. 14, plat.
СПб., 1999. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства».
Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. 14). 12568), выполненный Леонардо красным мелом и принять во внимание современные данные, что до 1490 г. в творчестве Леонардо неизвестны рисунки красным мелом.
Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. И тут знаменательной деталью видится изображение щегленка. Любовь к ней, к Эрмитажу – это с раннего детства и навсегда. Ф. 1.
Любовь к Черному квадрату появилась со временем. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. 1-10 Б. В. фон Кёне. Кроме того, увеличено время работы галереи и частично использованы выходные – ожидается, что эти меры позволят увеличить аудиторию выставки на 20.
Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале.
Были они и в моем доме. Лицо мадонны повернуто в профиль. Вып. На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества. Непременно, создателем ее является Леонардо да Винчи.
Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя.
Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. В 2 тт. 1490 г. ).
Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию. Родился в семье нотариуса. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Вот что закодировал в собственных художественных творениях величавый Леонардо. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний.
Paris. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. С. 122). В 1865 году барон продал картину Эрмитажу за 100 тыщ франков. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. В левой руке ребёнок держит щегла.
Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине.
СПб., 1866. Оп. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
Согласно раннехристианской традиции, художник демонстрировал Марию полностью сосредоточенной на ребенке, тогда как взор малеханького Иисуса был устремлен на зрителя. Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. М., 1997. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини). для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане.
Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Мальчишка лаского приник к ней.
Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини.
Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки.
Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Л. 142-143). Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Т. II. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо.
Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой». Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно.