В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо да Винчи. Это-Мадонна Литта и Мадонна Бенуа. Сегодня познакомимся ближе с историей созданияМАДОННЫ ЛИТТА. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. «мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой. «мадонна Литта» (1490—1491)— картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи. «мадонна Литта» — шедевр Леонардо да Винчи и его школы.
Картина Леонардо да Винчи Мадонна Литта: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Литта – графское семейство из Милана, продавшее Эрмитажу «Мадонну с младенцем» кисти великого Леонардо да Винчи в 1865 году за 100 тысяч франков.
Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». В 2 тт. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Paris. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
– 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Но мастер по традиции работал над заказом долго и в результате оставил его незавершенным. Ранее она именовалась «Мадонна с малышом». До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». В левой руке ребёнок держитщегла.
Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом источник которого расположен как бы перед изображением. Отсюда возникло название картины. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты».
Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Она позирует в платье, которое во Флоренции времен Леонардо да Винчи называлось «гамуррой» (в других городах Италии существовали свои, региональные, наименования). Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Мама любовно и заботливо держит, обхватив, малыша. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи.
Мастер явно пошел против моды ради художественного эффекта. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Когда-то, в середине 17 века, эта работа входила в коллекцию короля Карла I, однако следы её теряются. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.
Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать. Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. К этому периоду жизни Леонардо относятся картина Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам». Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. – М. : Детская литература, 1971.
В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. Эрмитаж, однако, «хочет, чтобы это все-таки был Леонардо». Это символ распятия.
Так сообщал Вазари. Через это кормление он принимает и человеческую душу. И тут знаменательной деталью видится изображение щегленка.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. И каких только версий не выдвигали. Но зачем да Винчи изобразил Мону Лизу такой, какой она не была в действительности. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А. Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
Вот что закодировал в собственных художественных творениях величавый Леонардо. Лл. И, наконец, символика. Vol. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос.
У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка.
Ему так хочется дотянуться до цветка. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства». Т. II.
Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами. Христос глядит на зрителей и как будто бы гласит: «Я всегда с вами». Оба полотна относятся к раннему периоду творчества художника – миланскому и флорентийскому. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года.
Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. V, 1865 г. Д. 7. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Оп. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка. Главную, однако интригу скрывает наряд синьоры дель Джокондо.
С одной стороны безмятежность и нежность кормящей Богородиы, с другой стороны – разорванные стежки на одежде, словно она не планировала кормить ребенка. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. – 235с. 1452 – 1519 / Пер. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине.
Л. 142-143). И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни.
Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. Но некие исследователи считают, что полотно было сотворено сначала 1500-х годов. Кампен был известным ловеласом и, поместив свое изображение на картину, решил, вероятно, подшутить над мужем незнакомки, с которой, возможно, состоял в амурной связи. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. В 1914 году семья Бенуа передала в Эрмитаж вторую картину гения Возрождения.
Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: Я всегда с вами. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка. Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо.
По имеющимся данным, в 1763 г. картина была выставлена на торги сыном британского герцога Букингемского. Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». 7.
Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Такой, вероятно, хотела казаться Мона Лиза и Леонардо ей, безусловно, помог — сделал то, что не смогла драпировка: кистью стушевал, «размыл» брови до почти полного их исчезновения. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, художник.
V, 1865 г. Д. 3. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). Преображает его одухотворённая радость и любовь.
Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. 1820 г. Предполагают, что ок. В нем зашифрован геральдический символ ее любовника, герцога Лодовико Сфорцы. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен.
Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Первоначальное название-«Мадонна с младенцем».
И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не посиживает на коленях у мамы, как Леонардо отрисовывал на других полотнах, а лежит в ее руках. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. На самом деле эта драпировка (которую тоже поспешили объявить «загадочной») — модный аксессуар, который можно увидеть на многих изображениях богатых щеголих конца XV — начала XVI века. Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева.
Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира». В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Мадонна изображена приёмом сфумато. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана.
О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным.
Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. С. 28-29). Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. «Это беспрецедентное событие.
Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. На женщине краснаясорочка с широкой горловиной. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.
Кажется, что их ничто не разделит. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. М., 1952.
Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Строчки из биографии Леонардо да Винчи известны всем без исключения исследователям: «Брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному, где гуще, а где реже, не могли быть переданы более натурально». До этого она именовалась «Мадонна с младенцем».
Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола.
Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. М., 2003. II. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа населению земли, так же как и изображение процесса кормления.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. 1490 г. ). Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Понятия вида (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.
С. 383-385). Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Одну из них стоит рассказать. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте».
Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. – М., 1977. Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. – М. Искусство, 1998.
Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо.
Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения. Леонардо, скорее всего, намеренно исказил черты и костюм Джоконды. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
– М., 2003. «Мадонна Бенуа», согласно его теории, символ иллюстрация Божественной природы Иисуса Христа. Так же композиционно решена и работа да Винчи Мадонна Литта. В левой руке ребёнок держит щегла. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Copricapi e acconciature femminili nellItalia del Quattrocento» (Gnignera 2010), выполнила по заказу телекомпании BBC точную реконструкцию наряда Моны Лизы.
Флорентийки начала XVI века не брили бровей. Благодаря этому можно выделить две основные фигуры, фигуры младенца и мадонны, а также две второстепенные, окна на заднем плане. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души.
Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Картины Леонардо да Винчи.
Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). – 55с. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности.
Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Непременно, создателем ее является Леонардо да Винчи. Знаменитая светская львица Чечилия Галлерани, прекрасно разбиравшаяся в тонкостях моды, украсила свое чело дивной полупрозрачной «ленчей», широкой батистовой лентой, концы которой спрятаны под прическу, а передняя часть, обшитая по низу золотом, едва касается аккуратных бровей, над которыми она, вероятно, трудилась не один час.
Cambridge, 1935. 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Картину «Мадонна Литта» художник Леонардо да Винчи написал в начале 90-х годов 15-го столетия.
Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. Л. -М., 1959.
Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Р. 1. В 2008 году немецкие и японские инженеры изучавшие «Неизвестную даму» кисти Робера Кампена (1435), случайно обнаружили в драгоценном камне ее перстня микроскопический автопортрет художника. И как раз в картине Мадонна Литта (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. М., 1997. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи.
Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. С помощью камуфлирующей «ленчи» итальянские щеголихи превращались в безбровых неземных существ, почти ангелов. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо.
Темпера не давала таких возможностей. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем.
Перерыв старинные книги и каталоги с историческими текстильными образами, Ниньера выяснила, что этот орнамент в эпоху Леонардо назывался «vincere» («винчере», то есть «побеждать») и был одним из популярных типов украшения дамских платьев начала XVI века. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом идущим откуда-то спереди. Мальчик нежно приник к ней. Эта ранняя работа Леонардо да Винчи демонстрируетноваторскую для тойэпохи технику живописи: в полотне «Мадонна Бенуаиспользованы масляные краски, которые позволилидостичьгораздо большей прозрачности и более активного разнообразия фактуры. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Лицо мадонны повернуто в профиль. Первой в Петербурге в 1865 году появилась «Мадонна с младенцем» из собрания миланского герцога Литта имя которого она сохранила в своем названии.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво.
Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком мамы. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. «Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A.
Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. 12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью.
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень. Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». – 318 с. Ульянов О. Г.
Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Собственно, вот таким образом драпировка обычно спускалась до самых бровей. Философский очерк в двух книгах. – 380 с. Богат Евг.
Это распространенный богословский сюжет, посвященный богоматери и Младенцу-Христу. Подвергается сомнению авторство Леонардо и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже Мадонны Бенуа. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св.
Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Один сюжет решён художником по-разному. Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, описала «Мадонну Литта» как работу Леонардо, датированную 1491-1495 годом. Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой». Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Это всераспространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Приобретение ее стало одной из самых успешных рекламных акций в истории музея.
С. 336-348). Оп. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа» – не исключение. «Мадонна Литта», в свою очередь, рассматривается как изображения человеческой сущности Христа.
Через это кормление Он принимает и человеческую душу. СПб., 1999. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. Отсюда возникло название картины.
Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. По словам Мартина Кемпа, Кустодиева отвергла сомнения в авторстве картины и заявила, что есть «неопровержимые доказательства» руки мастера. Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка.
Она имела бытовое назначение — маскировала подбритые места у бровей и надо лбом. И ради него же накинул на правое плечо модели антикизирующую драпировку. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет.
Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани.
Отсюда появилось заглавие картины. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». «Ленча» была не просто украшением.
Этот приём разработал Леонардо да Винчи. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А.
В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. М. Карасёвой. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью.
С. 122). Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. Когда художник ввёл в картину мотив игры с цветком, ему удалось не нарушить ту границу, за которой многие художники кватроченто погружались в излишнее бытовое правдоподобие, которое принижало образ, перечёркивало его внутреннюю правдивость. На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества.
Ф. 1. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден.
Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». с англ. Итальянский герцог сам предложил фамильную коллекцию произведений искусства Эрмитажу. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. И в «контрасте» их он видит не опровержение, а подтверждение авторства Леонардо.
Лицо мадонны показано не полностью. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. – М. : ТЕРРА, 1997. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди).
Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Вместе эти произведения составили замечательную пару.
Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Изображение фона ломает традицию кватроченто. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
Часто к низу «ленчи» подшивали узкий золотой или шелковый бордюр, который лучше скрывал ненужные волоски. – Леонардо да Винчи. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину.
Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Отсюда возникло название картины. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. СПб., 1866. С. 56).
Была в ней и «Мадонна» Леонардо. Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок.
Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Т. 3. – 4-е изд. В картине «Мадонне Литта» — в произведении итальянского живописца иного, более камерного характера нежели ранние работы, отчетливо выразились элементы нового искусства эпохи Высокого Возрождения.
Это и смуглость и золотистость волос. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка.
Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций.
Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). При этом он не является бесстрастным. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины.
Мальчик нежно приник к ней. – 254 с. Вазари Дж. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. 1-10 Б. В. фон Кёне. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале.
«Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Через это кормление Он принимает и человеческую душу.
Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Ян Ван Эйк в своей известной картине «Мадонна канцлера Ролена» (1435) зашифровал в золотом бордюре, украшающем омофор Богоматери, целую фразу из молитвы, ей адресованную. Сама же фигура Мадонны освещенасветом идущим откуда-то спереди. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах.
Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Интрига с авторством картины тоже издавна разрешена. 7.
1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Эту гипотезу косвенно подтверждает искусство XV–XVI веков. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях.
Эрмитажа, Л. 1963. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Третий план – окна как духовныеочи.
По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков.
Взгляд малыша размыкает закрытую композицию картины. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Мальчик нежно приник к ней.
Не похоже, чтобы художник шутил, размывая ее брови на портрете. Вып. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. Два других образа, два окна, только подтверждают это, так как она как будто подпирают образ матери с двух сторон, давая ему еще больше устойчивости надежности, что еще более помогает в этих ощущениях помимо выше указанных треугольников. Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Работа получила название «Мадонна с младенцем». – М. : Искусство, 1970. На женщине красная сорочка с узкой горловиной.
Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами». До этого она именовалась Мадонна с младенцем. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Вып.
– М. : Молодая Гвардия, 1982. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.
Леонардо изобразил Богоматерь, Св. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно.
Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Композиция картины уравновешенна и лаконична. В 1865 году барон продал картину Эрмитажу за 100 тыщ франков. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения».
К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г. Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца. Мальчик нежно приник к ней.
Мир Леонардо. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Родился в семье нотариуса.
Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Р. 14, plat. 14). Остальное поручалось ученикам. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. Отмечалась выше и круглоликость Марии. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.
Через это кормление Он воспринимает и людскую душу. С. 2-3). Существует мнение, что обнаженные юноши на втором плане картины Микеланджело «Мадонна Дони» (1506–1507) — это ангелы, намекающие на имя заказчика, Анджело Дони. Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ».
Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Последние крепились к лифу с помощью узких кожаных шнурков или лент: не самый удобный вариант, но шнурование почиталось красивым и достойным богатых итальянских синьор. Н. Воскобойников.
Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. 1999). Книга I. – М. : Детская литература, 1989. Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком.
– М. : Просвещение, 1976. Кемп рассказал в интервью приложению The Art Newspaper Weekly, посвященному его новой книге «Жизнь с Леонардо», что почти все специалисты сходятся во мнении: «Мадонна Литта» «основана на эскизе Леонардо но фактическое исполнение — это Больтраффио». – (Библиотека искусства). Это делает фигуру особенно рельефной. Обычно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. На эту тему существует несколько мнений. Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.
В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини). Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Рейтинг императорского собрания вырос сразу и для российских и для иностранных ценителей и знатоков искусства. Размер картины 42 x 33 см, дерево, темпера. илл. ). На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями.
Усматривая в нем намеренное противопоставление благословенных образов. Достаточно хотя бы посмотреть на более раннюю работу Леонардо — «Портрет дамы с горностаем» (1489–1490). Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». – 192 с. : ил. – М. : Директ-Медиа, 2009. Ф. 1.
Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.
По композиции картины различны. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Больше никакое чувство не отражено на её лице. Её одеяние сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане.
Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.
Мальчишка лаского приник к ней. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ. Мартин Кемп заявил, что в 2011 году «Мадонна Литта» понадобилась Национальной галерее для выставки, «и условия ее получения заключались в том, что описывать ее в каталоге будет Татьяна Кустодиева». Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Это подтверждает и ее современник — Джорджо Вазари. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка.
Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. На картине изображена женщина, держащая на рукахмладенца, которого она кормитгрудью. И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка.
Об этой мягко улыбчивой даме с портрета да Винчи не писал только ленивый.