«мадонна Литта» (1490—1491)— картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. В 1865 году вместе с другими тремя картинами («Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино «Венера, кормящая Амура» Лавинии Фонтана) «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.
Картина Мадонна Литта (1490 – 1491 г. г., Леонардо да Винчи) входит в собрание Государственного Эрмитажа. Водном из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира представлено несколько картин гения эпохи Возрождения: Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа), Мадонна Литта, Обнажённая женщина. Картина Леонардо да Винчи Мадонна Литта: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В 1865 году вместе с другими тремя картинами («Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино «Венера, кормящая Амура» Лавинии Фонтана) «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков2.
Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, отысканных в римских катакомбах.
Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Что касается лондонской версии, то ряд искусствоведов приписывает её кисти ученика Леонардо Амброджио ди Предиса, признавая за работу Леонардо лишь лица Мадонны и ангела.
Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
Горы присутствуют и в других работах Леонардо – Мадонна с веретеном, на фреске Тайная вечеря, в прославленной Джоконде. Ему так хочется дотянуться до цветка. Сына он хотел видеть продолжателем своего дела, но в Леонардо в юношеском возрасте ярко проявился талант художника и отец все-таки отправляет его во Флоренцию в мастерскую Андреа Вероккьо. II.
Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. При этом он не является бесстрастным. Мадонна Литта могла бы быть одной из картин Мадонны и Ребенка, зарегистрированного в студии Леонардо прежде или во время его первого миланского периода (1481–3 к 1499). Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Р. 14, plat.
Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Это предполагает, что состав был частично соединен от этих исследований. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы.
– М. : Молодая Гвардия, 1982. Мир Леонардо. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво.
Все покрывает легкий флер сфумато. Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения.
Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах. – М. : Директ-Медиа, 2009. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Возрождение. Два других рисунка, в metalpoint с белыми свинцовыми основными моментами на синей подготовленной бумаге, приписаны последователю Леонардо, который, как обычно полагают, был Джованни Антонио Больтраффио.
Понятия вида (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Обычно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. На женщине краснаясорочка с широкой горловиной. Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки.
Непременно, создателем ее является Леонардо да Винчи. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. По композиции картины различны. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии.
Опять типа шутите. 14). Насколько я помню, он считается национальным достоянием. Михаил Пиатровский прав: мое поколение выросло рядом с репродукцией этой картины.
Отмечалась выше и круглоликость Марии. Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Но некие исследователи считают, что полотно было сотворено сначала 1500-х годов.
Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г. – М. : Просвещение, 1976.
Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Едва заметная улыбка прибавляет Мадонне еще большей привлекательности и красоты. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным.
Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Любовь к Черному квадрату появилась со временем. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы.
На эту тему существует несколько мнений. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Несколько рисунков были идентифицированы как предварительные Мадонне Литте. Композиция картины уравновешенна и лаконична.
На эту тему существует несколько мнений. Отсюда возникло название картины. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Оп.
Изображение фона ломает традицию кватроченто. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден.
Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью.
Но со временем картина перешла в собственность семьи Литта, по фамилии которой получила распространенное название. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Ф. 1. – 254 с. Вазари Дж.
Через это кормление Он воспринимает и людскую душу. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа населению земли, так же как и изображение процесса кормления. 7. Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах».
С. 2-3). Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. – 192 с. : ил. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Мадонна изображена приёмом сфумато.
– М. : Детская литература, 1971. Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой». Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей.
На женщине красная сорочка с широкой горловиной. Если присмотреться, то видно, что маленький Христос придерживает левой рукой щелчка.
Эта ранняя работа Леонардо да Винчи демонстрируетноваторскую для тойэпохи технику живописи: в полотне «Мадонна Бенуаиспользованы масляные краски, которые позволилидостичьгораздо большей прозрачности и более активного разнообразия фактуры. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа.
Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями.
Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). М., 2003. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Христос глядит на зрителей и как будто бы гласит: «Я всегда с вами».
«Это беспрецедентное событие. франков. С. 28-29). – 55с. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно.
Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок.
В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. В обычной комнате молодая женщина с нежностью прижимает к груди младенца, над их головами не изображены нимбы, а рядом нет ни святых, ни ангелов. В 2 тт. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Vol. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. 1452 – 1519 / Пер. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка. – 380 с. Богат Евг. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст.
Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. – (Библиотека искусства). Интрига с авторством картины тоже издавна разрешена. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи.
Мадонна Литта – это абсолютно другая история. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Остальное поручалось ученикам. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Лицо мадонны повернуто в профиль. Одну из них стоит рассказать. В левой руке ребёнок держит щегла.
Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Доподлинно неизвестна и дата ее создания. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини). Фоном для образа стала стена с двумя полуциркульными окнами. Философский очерк в двух книгах.
Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. с англ. Дэвид Алан Браун утверждает, что Марко д39Огжионо был ответственен за Мадонну Литту, поскольку его состав отражен в его более поздних работах, тогда как это не находится в тех из Больтраффио. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. И тут знаменательной деталью видится изображение щегленка. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.
Еще помню маленькую книжечку об Эрмитаже, на обложке которой была эта Мадонна Леонардо. – Леонардо да Винчи. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний.
Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Картину «Мадонна Литта» художник Леонардо да Винчи написал в начале 90-х годов 15-го столетия. Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». Первоначальное название картины – Мадонна с младенцем. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин.
В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Вып. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа».
Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. Цветок, который мать протягивает ребёнку, в свою очередь перекликается с маленьким крестиком, находящийся во второй ручке младенца. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации.
В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. Ясно. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию.
В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Это делает фигуру особенно рельефной. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Р. 1.
Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. В левой руке ребёнок держит щегла.
Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. В его левой руке Христос держит щегла, который является символическим относительно его будущей Страсти. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать.
Бог воплотился в человека и вскормлен молоком мамы. Один, то, которое универсально приписано Леонардо, является рисунком metalpoint лица молодой женщины в близком профиле, части Старинной рукописи Vallardi в (покинутом) Лувре. Ее красота полностью соответствует типу, который так любил изображать мастер – высокий открытый лоб, слегка удлиненный и ярко выраженный нос, закрытый рот с едва угадывающимися приподнятыми, как бы в улыбке, уголками. – 235с. Были они и в моем доме. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане.
М., 1997. Есть доказательства, что этот лист использовался в качестве exemplum для обучающих учеников в цехе Леонардо на перемене другой художник проследил схему лица в ручке и чернилах, техника сам Леонардо используемый, развивая составы. По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci.
На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Лицо мадонны повернуто в профиль. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира.
Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен.
Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. илл. ).
Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца. – М. : ТЕРРА, 1997. Преображает его одухотворённая радость и любовь. Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца.
– М. : Искусство, 1970. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом идущим откуда-то спереди. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
– М., 1977. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А. Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо. Дата создания картины также доподлинно неизвестна. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см.
Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). И, наконец, символика.
Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Лицо мадонны показано не полностью. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя.
– 318 с. Ульянов О. Г. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. При этом он не является бесстрастным. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты).
Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством.
77 x 53 см. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Работа получила название «Мадонна с младенцем».
– М., 2003. До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. 1820 г. Предполагают, что ок. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Мама любовно и заботливо держит, обхватив, малыша. V, 1865 г. Д. 7.
– 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. «Мадонна Бенуа» – не исключение. Родился в семье нотариуса. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.
Это и есть славное леонардовский сфумато. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет.
Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом идущим откуда-то спереди. Ранее она именовалась «Мадонна с малышом».
Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Лик слегка затемнен. Это был удивительно разносторонний гений. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.
Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. М., 1952.
Взгляд малыша размыкает закрытую композицию картины. 12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Т. 3.
Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Мальчишка лаского приник к ней. Популярный кандидат на авторство – Джованни Антонио Больтраффио. Л. 142-143). Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. Оп.
Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Paris. Ну а Голливуд решил сделать художника героем блокбастера: о планах снять приключенческий фильм о великом живописце объявила компания Universal.
– 4-е изд. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. С. 122). «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.
Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. По имеющимся данным, в 1763 г. картина была выставлена на торги сыном британского герцога Букингемского. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи.
12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками».
Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Т. II. Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. Любовь к ней, к Эрмитажу – это с раннего детства и навсегда. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic.
Это всераспространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Подвергается сомнению авторство Леонардо и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). В 1865 году барон продал картину Эрмитажу за 100 тыщ франков.
По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не посиживает на коленях у мамы, как Леонардо отрисовывал на других полотнах, а лежит в ее руках. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.
В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Об этом говорят его записи, свидетельствующие о проработке композиции, неповторимая рука мастера в создании головы Богородицы, некоторых частей тела Иисуса, кропотливая работа Леонардо над светотенью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже Мадонны Бенуа. Мастер не очень-то любил доводить дело до практического завершения после того, как находил разгадку основной головоломки. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу.
Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Из последних работ укажем: Zwijnenberg R. The Writings and Drawings of Leonardo da Vinci: Order and Chaos in Early Modern Thought.
Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками.
Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Третий план – окна как духовныеочи. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. На рисунке в Уффиси Леонардо отметил, что он начал две Девственниц Мэрис в конце 1478 и инвентарь его студии, написанной в 1482 (часть Старинной рукописи Atlanticus) снова, упоминает две картины Нашей Леди.
Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. В картине «Мадонне Литта» — в произведении итальянского живописца иного, более камерного характера нежели ранние работы, отчетливо выразились элементы нового искусства эпохи Высокого Возрождения. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. Одну из его Мадонн вы видите выше. Это символ распятия.
Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира». У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы.
Все фигуры вписаны в пирамиду. И, к счастью, не мне одной. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта.
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. 1490 г. ).
Дерево, масло. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства».
Темпера не давала таких возможностей. Горный пейзаж в голубых тонах тоже характерный признак работ мастера Высокого Возрождения. Один сюжет решён художником по-разному. Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни.
СПб., 1999. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. V, 1865 г. Д. 3. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство).
Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Эрмитажа, Л. 1963. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Ф. 1. Лл.
В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения.
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. С. 383-385).
Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Л. -М., 1959. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта.
Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. М. Карасёвой. С. 336-348). В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.
Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Отсюда появилось заглавие картины.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. 1999). Этот приём разработал Леонардо да Винчи.
Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль.
В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года.
«Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A.
1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н. Париж. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Женщина смотрит на ребенка нежно и задумчиво. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта.
Привлекательная молодая женщина держит в руках младенец, которого кормит грудью. Лувр. СПб., 1866. 1-10 Б. В. фон Кёне.
Размер картины 42 x 33 см, дерево, темпера. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. Свет рассеянный и не дает резких черных теней.
На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества. – М. Искусство, 1998. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Мальчик нежно приник к ней. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане.
Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Н. Воскобойников. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос.
С. 56). Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Это и смуглость и золотистость волос. Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Думаю, что в каждом доме были листочки из Огонька с репродукциями любимых картин. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы.
Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. Вот что закодировал в собственных художественных творениях величавый Леонардо. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.
«Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Картины Леонардо да Винчи.
Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. Вып.
Италия. 7. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Композиция картины уравновешенна и лаконична.
Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Cambridge, 1935.
Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью.