По этой причине Вы не найдете в ней того живописного исполнения, которое присуще более поздним картинам, которые принято называть классикой. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой».
Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Этой задумчивостью пропитана вся работа. Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Лица, тела персонажей идеализированы.
Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа).
Флорентийские мадонны Рафаэля — это бесконечно изящные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери и играющие у их ног маленькие дети — Иисус и Иоанн Креститель, объединенные, гармонически уравновешенным ритмом композиционной пирамиды излюбленной мастерами Возрождения. Жестом широко раскрытых рук могучий старец творит светила. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных фигур Марии, Иисуса, Иоанна Крестителя, на которых спереди падает свет.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229).
Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Однако при этом было сделано открытие.
Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Она написана еще в духе Перуджино, рисунок которого (хранится в Берлинском гравюрном кабинете) Рафаэль использовал, но несколько изменил в процессе работы. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне.
Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Капитолийская площадь в Риме — один из прекраснейших городских ансамблей в истории мирового зодчества. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание). Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой.
Св. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. В 1871 году картина перекочевала в Россию в царскую семью.
Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В этой картине молодой Рафаэль использовал интересный приём для того, чтобы подчеркнуть человеческую природу Спасителя: фигуры Старца, Марии Магдалины и Христа близки размерами, цветовым решением и образуют единую композиционную группу. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна».
Рафаэлю, выросшему в интеллектуальном кругу придворных герцога Урбинского, символизм книги был близок: около десятка его Мадонн изображены с молитвенником. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Их лица нежны и задумчивы. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи.
С. А. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства.
Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Однажды, как утверждает легенда, художник сбросил с помоста доски на разгневанного папу. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим.
После смерти Юлия II его наследники неоднократно заключали контракты с Микеланджело о возобновлении работ. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502).
Работа датируется 1498 годом. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507).
«Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Масло, доска, 55, 2х40 см. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа. Данная картина – одно из ранних произведений художника. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий».
Эта картина наполнена спокойствием и тишиной. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная, как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Придворный» (1513—1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.
Этому взору доступно то, что скрыто от других. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В изображении первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г. ). Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины.
Дерево, масло, 107х77 см. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Микеланджело превратил это историческое место в главный центр города. С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после.
Это великое живописное творение Микеланджело — плод его непрерывной четырёхлетней работы с мая 1508 г. Мастер совершил поистине подвиг. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Простой и спокойный он символизирует начало весны, цветение и пробуждение природы, зарождение новой жизни. Маленькую, меньше 18 сантиметров в диаметре, картину юный Рафаэль написал в Перудже для местного аристократа Альфано ди Диаманте. В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита.
Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки Христа». Масло, доска, 215х158 см. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже.
Это небольшая по размерам работа, всего площадь овала 17 на 18 сантиметров. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Малыш находится в игривом настроении. Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино».
Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. (4) Книга. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. Фигуры образуют треугольник. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность.
Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов. «Мадонна Конестабиле», названная так по имени последнего владельца картины, является одним из ранних произведений художника. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты".
Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле». Его беспокоил желавший всё увидеть Юлий II. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506).
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Доска, масло, 122х80 см. Округлые формы прекрасно подчеркивает плавность линий плеча, головы и линии второго плеча молодой женщины. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Она смотрит прямо на зрителя. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Главная героиня расположена в самом центре картины. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца.
В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя. Лицо ее задумчиво.
У ангела слева одно крыло. В «Сотворении светил» летящий в космическом пространстве Бог Саваоф предстаёт дважды и это усиливает впечатление стремительности и размаха его полёта. Самое лучшее из трёх — портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой».
Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта.
Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. И в результате они оба смотрят в книгу. В росписи «Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Картина написана в теплых золотистых тонах. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. В 1869 г. граф Конестабиле, владелец старинной итальянской галереи, обратился к графу Г. С. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. Тем бесценнее встречи с картинами художника.
Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Мадонна с книгой получила название "Мадонна Конестабиле". Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). Мастер взялся их изваять сам.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. Этот маленький весенний пейзаж не выдуман художником.
Мадонна очень естественно смотрится в этой форме. Холст, масло, 265х196 см. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию. В то время ему не было еще и семнадцати лет. Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека.
Это образ весенней пробуждающейся природы. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу.
(9) Рама. И с тех пор хранится в Эрмитаже, переведенная на холст. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. От картины веет поэзией и чувственностью. Их действия объединены вниманием к книге.
Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. VI). В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Рафаэль выполнил миниатюру на дереве.
Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня).
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле».
На изображении насчитывается примерно триста фигур. Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца.
Он расписал плафон обшей площадью около шестисот квадратных метров. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителей из рая.
Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф.