Картина написана в теплых золотистых тонах. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле) 1500—1502 г. Когда Рафаэль писал «Мадонну Конестабиле», ему было около семнадцати лет.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики.
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Однако при этом было сделано открытие.
Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Работа датируется 1498 годом.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Картина задумана специально для небольшого формата.
В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи. Она смотрит прямо на зрителя.
С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. (4) Книга. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель.
Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Их лица нежны и задумчивы. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив.
Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). Ее даже трудно себе представить более значительного размера. У ангела слева одно крыло. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства.
Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). В возрасте одиннадцати лет Санти потерял маму и о своей недополученной материнской любви пытался рассказать в каждом портрете Богородицы. Тем бесценнее встречи с картинами художника. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля.
На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. В конце 1504 года Рафаэль переехал во Флоренцию, где познакомился со знаменитостями той эпохи – да Винчи, делла Порта, Микеланджело и многими другими талантливыми людьми. Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.
Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле». В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.
Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Это образ весенней пробуждающейся природы. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта.
Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу.
Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229).
В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов.
Их действия объединены вниманием к книге. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
VI). Ее фигура поставлена строго в центре. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Многие культурологи отмечают, что увлечение портретами Мадонны граничит с детской психологической травмой.
Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Гений чистой красоты был с нею. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году.
Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня). В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». (9) Рама. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Лицо ее задумчиво. Дело в том, что перед крахом гитлеровцы прятали шедевры в сырых известняковых шахтах, менее всего подходящих для того, чтобы хранить там картины.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. И в природе царит весна. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Св. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Но в «Мадонне Конестабиле» есть другие качества, которые делают ее не менее замечательной, чем другие творения того же мастера. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой».
В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии.