Если вы хорошо знаете работы Рафаэля, то наверняка вам известно, чем Мадонна Грандука отличается от других его работ. Да, это не единственная загадка Мадонны Грандука. Это можно легко оценить с помощью картины Рафаэля Мадонна Грандука. «мадонна Грандука» – одно из известнейших полотен итальянского художника Рафаэля Санти.
Рисунок к картине Мадонна Грандука. Рафаэль начинает с простейшей полуфигурной композиции в так называемой «Мадонне дель Грандука» (1514 г. ) (галерея Питти во Флоренции). Самым известным по праву считается «Мадонна Грандука». Мадонна Грандука была не исключением.
Мадонна Грандука слегка развёрнута вправо, а младенец – влево. Обе картины написаны в то же время, что и Мадонна Грандука. Картина написана 1, 5-2 года спустя после Мадонны Грандуки.
Более того, рентгеновский снимок картины также показал, что Мадонна Грандука изначально была создана совсем с другим фоном. Сохранился предварительный рисунок для «Мадонны Грандука». Возможно, ему вздумалось внести изменение и в Мадонну Грандука.
Там требовали больше свободы, больше движения. Эту тревожность подчёркивает и поза Марии – она словно закрывает собой детей. В первую очередь, это прием сфумато, который на практике стал использовать Да Винчи. И только с 1799 года «Мадонна Грандука» стала выставляться на обозрение публики в Палатинской галерее палаццо Питти. Директор просил разрешения на покупку картины у наследников художника Карло Дольчи. Для свободной и деятельной Флоренции лирическая «Мадонна Грандука» была слишком пассивной.
Картина была заказана Рафаэлю его другом, торговцем Лоренцо Нази, к собственной свадьбе. Неизвестна точная дата, когда было написано полотно. В результате грабежей французской армии дворец Питти лишился бесценных картин Рафаэля. Флорентийский дворец Питти, герцогская резиденция, в результате варварских грабежей тогда лишился многих своих живописных сокровищ, в том числе картин Рафаэля, а сам герцог Фердинанд III бежал в Вену. Это не удивительно, так как этот сюжет был самым распространённым во всем христианском искусстве и центральным в Западноевропейском.
Для многих людей Рафаэль по сей день – лишь художник сладких мадонн. Хитон и накидка Девы Марии на этой картине Рафаэля выполнены в традиционных цветах – красном и синем (Рафаэль не бывал в Венеции, но, без сомнения, знал, что именно в эти цвета облачал мадонн знаменитый венецианец Джованни Беллини). Картину назвали в честь великого герцога Фердинанда III Лотарингского. А находящийся в галерее Уффицы во Флоренции подготовительный рисунок подтверждает, что сначала он планировал «Мадонну» на фоне пейзажа.
Вернувшись с Фердинандом во Флоренцию, картина так и не попала в публичную галерею – герцог не смог расстаться со своей «Мадонной», которая считалась чудотворной и повесил её в своей спальне. Рафаэль был одним из немногих художников, которые часто возвращаясь к этой теме, не повторялись и не сбивались на стереотипы.
Тот с волнением сообщал, что встретил недавно у одного флорентийского коммерсанта прекрасно сохранившуюся раннюю «Мадонну» Рафаэля и умолял герцога дать разрешение на её покупку. Изображённая поколенно Дева Мария держит на руках почти обнажённого Младенца, цепляющегося руками за материнские плечо и грудь. Тем не менее, в «Мадонне Грандука» нет ничего напряженного или сложного.
В переводе с итальянского Grand Duca значит «великий князь» или «великий герцог», а «Мадонна Грандука» – соответственно «герцогская мадонна», «мадонна великого герцога». В самом конце XVIII века картину приобрёл великий герцог Тосканский Фердинанд III (1769-1824). Хотя «Мадонна Грандука» отчасти изменилась из-за не вполне умелой реставрации девятнадцатого века, во время которой были перекрашены фон и одежды, она до сих пор остается одним из самых прекрасных творений Рафаэля раннего периода.
Здесь ощущается еще некоторая скованность молодого живописца в передаче поз (некоторые замечали, что Младенцу в таком положении «неудобно»), но то, как фигура Марии слегка наклоненная влево, уравновешивается разворотом маленького Иисуса в противоположную сторону, оставляет впечатление удивительной сбалансированности объемов и масс, редкой художественной компактности и гармонии. По некоторым данным, обладателем картины в XVII веке был известный флорентийский художник эпохи барокко Карло Дольчи (1616-1686), от наследников которого картина попала к Фердинанду III. Слева – либо вторая половина занавеса, либо стена здания. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Справа можно различить нависающую структуру – может быть, это были ветви дерева, а может, занавес, как у «Сикстинской мадонны».
Такие картины, как «Мадонна Грандука» Рафаэля, признаны поистине «классическими» в том смысле, что они служили бесчисленным поколениям стандартом совершенства, как прежде произведения Фидия и Праксителя. Специалисты засомневались: действительно ли этот глухой фон принадлежит Рафаэлю. Она держит на руке младенца Иисуса, как бы показывая его зрителю. Всё это настолько очевидно, что даже не нуждается в доказательствах. Ещё одна дань традициям – красное платье Мадонны, символизирующее пролитую на кресте кровь и её голубая накидка (голубой – цвет невинности).
Очевидно и влияние Микеланджело: поза Младенца на картине, опирающегося босыми пальчиками на ногу Марии явно заимствована у «Мадонны Брюгге», которую Микеланджело изваял между 1504 и 1506 годами. Они возвысили и приблизили человека к божеству, воспев его красоту и гармонию.
Доподлинно не известно, сам ли Рафаэль придал картине тёмный фон. В «Мадонне Грандука» явственно чувствуется схожесть с работами Леонардо.
Уже во всех последующих Мадоннах Рафаэль перешёл к дневному свету и пейзажному фону. «Мадонна со щеглёнком» признана одной из лучших картин Рафаэля флорентийского периода. Четыре флорентийских года Рафаэля называют «периодом мадонн» : за это время он написал 15 интерпретаций Мадонны с Младенцем.
Там и застало его поздней осенью 1799 года письмо директора Уффици Томмазо Пуччини. Совсем небольшое изменение группы нарушило бы всю гармонию. Его Мадонна, символизирующая материнскую любовь и Младенец очень связаны друг с другом.
Мадонны Рафаэля лишены святости и воплощают собой идеал прекрасного человека. Из-за наполеоновских волнений Фердинанд в то время находился в Вене и там получил письмо, в котором Пуччини рассказывает, что видел «у одного флорентийского негоцианта хорошо сохранившуюся» работу «второй манеры Рафаэля из Урбино» и просит разрешения на ее покупку.
Фердинанд без колебаний пошёл на затраты, но когда увидел картину изменил своё решение. Величайшие картины Рафаэля кажутся написанными с такой легкостью, что их почти невозможно соединять с мыслью о тяжком и неустанном труде. Изображенная в момент минутной задумчивости, Мария предстает перед зрителем в традиционном красном платье (это цвет крови, пролитой Иисусом на кресте) и синей накидке (голубой цвет символизирует непорочность).
Всё это пока – лишь предположения. Если мы сравним «Мадонну Грандука» Рафаэля с бесчисленными полотнами ту же тему его предшественников, то почувствуем, что все они были лишь поисками той абсолютной простоты, которой Рафаэль наконец достиг. Проведённая рентгенограмма показала, что под слоем тёмной краски скрыто много интересного. Вообще же таинственность леонардовского полумрака не соответствует природе Рафаэля и в большинстве последующих мадонн он переходит к пейзажным фоном, к дневному свету к ясным пластическим операциям.
Особенный характер живописи, близкий леонардовскому художественному приему сфумато и характерные цветовые сочетания могут напомнить нам хорошо известную «Мадонну Бенуа», хранящуюся в Государственном Эрмитаже. Его Мадонны, красивые и утончённые, часто изображены наедине с природой. Среди его флорентийских Мадонн выделяются три близкие по композиционному решению картины: «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница».
Композиция картины, на первый взгляд, чрезвычайно проста. Образ Мадонны того периода был «зажат» собственными правилами Церкви. Трактовка образа Пресвятой Богородицы Рафаэлем была принята последующими поколениями в качестве такого же «эталона», как выработанная Микеланджело концепция Бога Отца. Герцы взял её с собой в изгнание в Вюрцбург.
Но это та труднодостижимая высокая простота, которая ценнее надуманной сложности. Однако всё это надёжно упрятано под непроницаемой чернотой фона. Своим названием «Мадонна Грандука», то есть «Мадонна Великого герцога», обязана истории приобретения картины Галереей Уффици в начале XIX века. Мы видим дешевые репродукции работ Рафаэля в домах простых людей и склоняемся к выводу, что картины с такой всеобщей привлекательностью являются немного «примитивными». Это было время наполеоновских войн, беспокойное и опасное.
Возможно, кардинально затемнив фон «Мадонны Грандука», кто-то из обладателей картины (тот же Дольчи) решил, что таким образом он сделает произведение остроактуальным.