Он донельзя концептуален, аналитичен. Парная душа – не повод для того, чтобы с нею сливаться. Возможно, это один из первых заказов, который получил молодой художник будучи ещё учеником мастерской Вероккьо (1435 — 1488). Особенно когда идет заказуха от дома Медичи.
Во-первых, полное и окончательное слитие невозможно. А никакой: обе суть проекции Бога, Его символы. Только найденные рисунки Леонардо в Лувре и Оксфорде, которые были подготовительными работами, приблизили к признанию молодого Леонардо автором Благовещения. И тут я увидел Надьку – на одной из фотографий. И поздравили с тем, что у меня хороший вкус и губа не дура. Когда пишет Богородицу, ангелами рядом с нею помещает живых людей, без крыльев.
Взгляд Богородицы отличается спокойствием, духовной отстранённостью. Как бы говорит: не столь человек умален от Ангелов. Во-вторых, любя Творца, разучаешься отвлекаться на тварь.
Главный кармический урок, который вынес из любви к Магдалине в этом эоне: собственная душа, автономная в своем выборе имеющая самостоятельные надежные отношения с Богом, – дороже любой Магдалины, выше смазных сапог (в противовес разночинцу Писареву) и выше всякого Пушкина. К счастью, все, кто были со мной рядом в Италии в те времена (Лоренцо, Пико, Джулиано), ее узнали. Оба раза вся Флоренция содрогалась в рыданиях). Точные обстоятельства создания картины неизвестны выдвигалась гипотеза, что «Мадонна Магнификат» аллегорически изображает семейство Пьеро Медичи, но многие историки это мнение оспаривают.
От богородичного культа недалеко и до идолослужения. Мать смотрит с нежностью на ребёнка. С упоением обрабатывает античные мотивы. Круглая форма картины тондо говорит о частном заказе — такие полотна размещали в спальне. Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения.
(Джулиано Медичи тоже любил Симонетту Каттаньи, по мужу Веспуччи, – но она рано умерла. Надя писала: «Если во мне действительно живет Мадонна, пусть она сбережет тебя и поможет, спасет и сохранит». Это делает картину трёхмерной. Предполагают, что Ботичелли (1445 — 1510) написал работу Мадонна Магнификат — Мадонна с младенцем и пятью Ангелами по заказу Медичи и здесь представлена семья Пьеро дей Медичи. И был мне знак во всем этом. Когда идет война, амуры умолкают. И научаешься любить Творца и в твари, то есть как бы поверх головы.
Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения. Кришнаиты говорят: «Посвященный видит одними и теми же глазами ученого брахмана, слона, собаку и собакоеда». И Надька однажды ответила мне на эту реплику. Действует не как художник, а как философ. История создания картины Мадонна с двумя Ангелами нам неизвестна.
А вы людей поджариваете, негодяи. Ну и давай кричать на весь музей: «Надька, Надька. » Наши сбежались смотреть – и зацокали языками: действительно, очень похожа. Очередь стояла, как в Мавзолей Ленина. Сравните, что пишет Богородица Игнатию Богоносцу в аналогичной ситуации (цитирую по Флоренскому) : «Стой в вере и поступай мужественно и да не беспокоит тебя суровость преследования».
Когда вынужденно переключается на христианство, как-то сникает, тускнеет. Ангел в желтом напоминает Венеру в Рождении Венеры – другом шедевре Боттичелли. Вот таким образом любить эту модную церковь у Саши не было никакого резона.
В знак протеста. И мы всем театром-студией пошли смотреть. Ну и какая после этого для меня разница между Надькой и Церковью Покрова на Нерли.
А я уже, конечно, тогда вовсю любил Надьку. Возможно, что художник изобразил своего сына Филиппино (родился в 1457 году) в виде Ангела (смотрит на зрителей) рядом с младенцем Христом. А теперь и ясновидцы подтвердили. И последнее о Боттичелли.
Художник Филиппо Липпи (1406 — 1469) придал Мадонне черты своей любимой женщины Лукреции Бути — монахини, которая стала матерью его двоих детей, но никогда не стала его женой. А потом и его убили. И внутренне знал, что не похожа, а она самая и есть. Небольшие размеры намекают на частный заказ, посвященный важному событию. Удивляться не приходится: инквизиторы сожгли Саванороллу у него на глазах.
И, когда я, будучи Боттичелли, нарисовал Марию Магдалину под видом Божьей Матери на полотне «Madonna del Magnificat» – для меня не было разницы между Ними Двумя в тот момент. Вазари не пишет о ней искусствоведы, среди них веронец Кавальказелле, приписывали её Гирландайо (1449 — 1494). В марте 1985 года в Эрмитаж привезли картину Боттичелли «Миневра, укротившая кентавра». Ангел в красном одеянии нежно обнимает за плечи двух сидящих, держащих книгу.
А, может быть, стоит и выше сих богослужебных духов. Впрочем, для этого не нужны никакие специальные эмоции.