1518г. целью его творчества было изображать то, «что человек чувствует, а не то, что знает», – писал американский знаток итальянской живописи Б. Берсон. Рафаэль входил в это число. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Ему было всего восемь лет, когда умерла мать, а три года спустя он потерял и отца.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. На Мадонне не обычная традиционная одежда, а полосатый платок и домотканая кофта, которую носили крестьянки «по ту сторону Тибра», как говорили римляне. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Если «Мадонна ди Фолиньо» выражена в стиле поздневизантийской иконографии (Богородица на ней отрешённая идеализированная греческая красавица), то «Сикстинская Мадонна» – прорыв к совершенной свободе.
Рафаэль также не прекращал создание алтарных образов («Св. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Весь живописный комплекс «Станца делла Сеньятура» завершили величавые фигуры Мудрости, Меры и Силы, олицетворяющие главные добродетели Правосудия.
В июне 2012 года, Государство-город Ватикан эмитировал (выпустил в обращение) золотую монету номиналом 100, посвящённую «Мадонне ли Фолиньо» Рафаэля. В тот же день один из современников, сообщая о его смерти, писал: «Окончилась его первая жизнь его вторая жизнь, в его посмертной славе, будет продолжаться вечно в его произведениях». «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Он никогда ни с кем не соперничал, никому не завидовал и не критиковал других.
А росписи «Станца дЭлидоро» (1513–1514гг. ) наполнились напряженными драматическими образами. Рафаэль Санти родился в небольшом городке Урбино (Умбрия) в живописца и поэта Джованни Санти. Его жизнь – лучший пример того, как стоит обращаться с равными и с теме выше и ниже нас.
Слава художника летела впереди него. Ловкая девушка, понимая, что потеря заказов грозит и потерей благосостояния, помогла уговорить художника, а сама же принялась «подбивать клинья» богатому и могущественному покровителю – Киджи. Современники считали, что он умер после очередной бурной ночи. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий.
Эта женщина изображена и на портрете «Дама под покрывалом» (1514), который считается одним из величайших шедевров Высокого Возрождения. Их действия объединены вниманием к книге. Рим Столица Вечный город Маргарита совсем смутилась. Работа в станцах захватила Рафаэля, но она была столь огромна, что постепенно он «оброс» многочис ленными помощниками и учениками, «которым он помогал и которыми он руководил с чисто отеческой любовью. Конечно, всё было не так.
Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Вскоре художник признал девушке в любви, но сказал, что не сможет жениться на ней. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса.
В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Маргарита стерпела – думала, это судьба. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Рафаэль постепенно формировался в художника, у которого главное – не философское осмысление мира, как у его великих предшественников, а красота, гармония и радость. В соответствии с этим художник выбрал для росписи потолка и стен темы, которые ассоциировались с четырьмя областями духовной деятельности человека, – «Теология», «Поэзия», «Наука» и «Юриспруденция». Он изображал Мадонну как небесное существо, которое в то же время состояло из плоти и крови. Не забывали о нем и при дворе. Его отец женился поздно на дочери урбинского купца Мадже Чиарле.
В этом заключалась и сила портретных работ художника, среди которых преобладали изображения пап, кардиналов и знати («Портрет кардинала», ок. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Наряду с безличными персонажами и вымышленными портретами папы Григория Великого (с лицом Юлия II), Иеронима, Амврозия, Августина, Фомы Аквинского, папы Иннокентия III в «земной зоне» идеального церковного собора художник представил монаха-живописца Фра Анджело, архитектора Браманте, Данте и Савонаролу. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге». В 1958 году «Мадонна ди Фолиньо» была реставрирована. Скульптурная выразительность ее образов, светлые ликующие краски, пластические контрасты, бурная взволнованность персонажей и общая уравновешенность всей композиции предвосхитили появление в искусстве стиля барокко. Разнообразия в теме Мадонны художник добивался за счёт новшеств в композиционном решении. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.
Фресковые росписи станц Рафаэль начал со средней залы – «Станца делла Сеньятура» (1508–1511гг. ), отведенной под библиотеку. Классическое искусство Рафаэля синтетично, музыкально и удивительно соразмерно. Неожиданно со стороны виллы Киджи подошли двое. Ну кто бы мог предположить, что Рафаэль действительно возьмет ее с собой и она увидит Рим. Все вместе и каждый сам по себе они познают истину.
Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия.
Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. Эта женщина с благородными чертами лица, которую он любил до самой смерти, была изображена и на портрете «Донна Велата» («Дама под покрывалом», 1514г. ), принадлежащем к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. «Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Импанната», обе в 1514г. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. В сильном движении представлен и младенец Христос. А загородный дворцовый комплекс для кардинала Джулио Медичи (вилла Мадама) по сложности и гармоничности плана может сравниться только с античными строениями.
Девушка практически не выходила из дома. У ангела слева одно крыло. Рафаэль Санти. Несмотря на местную популярность, молодой художник предпочел отправиться во Флоренцию, чтобы воочию наблюдать «битву гигантов» – живописном состязание Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Вазари свидетельствует, что работа исполненная в церкви Сан-Франческо в Перудже («Коронование Богоматери», 1503г. ), сделана Рафаэлем, хотя все современники были уверены, что «картина написана рукой Пьетро». Отец с раннего детства приучал ребенка к живописи и преклонению перед искусством. Мавра и св. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). С именем Рафаэля Санти связано множество легенд и мифов.
Единственным ее собеседником был художник, но и этого ей хватало. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Блистательное развитие его таланта живописца граничит с той духовной и художественной средой, в которой он родился и воспитывался. Они откровенно прославляли папу Юлия II, а затем его преемника Льва X. Мощная бурная патетика драматического рассказа об изгнании Гелиодора сменялась чередованием спокойных и порывистых фигур во «Встрече Льва I с Аттилой» и в «Мессе в Болонье». В узоре её шали просматриваются восточные мотивы. «Мадонна» Рафаэля на века стала художественным олицетворением материнства, духовной красоты, горького счастья и мученичества. «Несение креста», 1517г.
Образы обретают неожиданную переменчивость и таинственность. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа». Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи. Рафаэль доверил роспись третьей «Станцы дель Инчендио» (1515–1517гг. ) по своим картинам любимому ученику Джулио Романо и другим молодым художникам. Их лица нежны и задумчивы. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
Супруги Дони изображены художником в покоривших его воображение «джокондовских» позах. И краски, на первый взгляд, тускловаты. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери).
По завещанию она получала полдома, шесть тысяч дукатов и картину «Мадонна с птичкой». Все в ней необыкновенно просто. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». Он совмещал должности придворного живописца при папском дворе, главного архитектора Ватикана, «комиссара древности» и «префекта всех камней». Рафаэлло рано остался сиротой. «Мадонна Темпи» и «Мадонна под балдахином», обе в 1508г. ).
Но Рафаэль сумел его уговорить. Мотив матери и ребёнка повторяется во многих картинах художника. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. В настоящее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Но своей творческой деятельности он не прерывал и исполнил фрески в церкви Сан-Северо и три алтарных образа («Алтарь Колонна», «Алтарь Ансидеи», «Положение во гроб», все в 1505–1508гг. ).
Это же какие деньги. Ряд экспертов полагают, что «Мадонна ди Фолиньо» не только хронологически, но и в художественном отношении имеет много общего с «Сикстинской Мадонной» и является, таким образом, подготовительной в создании шедевра. Под наблюдением Рафаэля были достроены открытые лоджии дворца Сан Дамазо в Ватикане (знаменитые «Лоджии Рафаэля», 1518–1519гг. ) и декорированы по его проектам, как и «Лоджии Психеи» (1517–1518гг. ). Madonna Sistina) – картина Рафаэля.
Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Указывая рукой на небо, он вещает о мире идей. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Полагают, что натурщицей для данной работы служила возлюбленная Рафаэля.
В мире нет более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская. С 1515г. Анны монастыря в Фолиньо.
Сразу понятно – богач и модник. Его врожденное чувство меры исключительное чутье пространства, равновесия и гармонии породило искусство «вечной красоты» – спокойное, возвышенное идеальное. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
Рафаэль привлекал к себе людей редкими душевными качествами, с которыми, по словам Вазари, «соединилось столько грации, трудолюбия, красоты, скромности и доброй нравственности», что его можно было считать не человеком, «но смертным Богом». О, как я горю. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Напряженность позы Аньоло Дони выдает его темпераментность и порывистость. Масло, доска, 55, 2х40 см. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
Булочница не тосковала о покойном. Делается акцент на теме торжественного небесного явления Мадонны. Рядом с Конти стоит Св. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Этот мистический компонент картины станет очень популярным в эпоху маньеристов и появится в «Сикстинской Мадонне».
С какой нежностью пишет Рафаэль этот мягкий овал лица, нежный рот, плавный изгиб шеи. Высокая гармония мысли заключена не только в каждой фигуре, но и в соразмерной и величественной архитектуре «Афинской школы». С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей.
Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Ромуальда, св.
Но её идеализированный образ приземлён внесением в композицию реальных элементов. Бенедикта, св. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. После похода в каменоломни, где обнаружили античную статую, Рафаэль слег с лихорадкой.
Зрелище это волнует и по сей день. 1508г. ). 1505На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. Донна Велата Одна из известнейших картин Рафаэля Санти. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Доска, масло, 122х80 см.
Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. Поражённый её красотой, он, якобы, поднял дно старой бочки (ничего другого под рукой не оказалось) и сделал набросок, который потом превратил в картину. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Лица матери и сына затмевают все краски на картине.
Художник изобразил здесь Мадонну обычной женщиной с ребёнком, не подчёркивая её божественного предназначения. Картина написана в свойственной Рафаэлю манере, в приглушённых тонах, которые, тем не менее, передают всю атмосферу картины и создают эффект присутствия Мадонны и её младенца. Мадонна ди Фолиньо1511-1512 годы. На картине художником изображен классический вариант святого семейства с Иоанном Крестителем. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Художник настолько торопился в Рим, что оставил во Флоренции много начатых картин, в том числе и «Прекрасную садовницу», которую дописал его друг Ридольфо Гирландайо. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Аристотель и Платон стоят на верхней ступени лестницы. Молодой художник имел множество заказов в Сиене.
Первые сеансы проходили под строгим надзором тетки Маргариты. 1506. Если в «Диспуте» Рафаэль представил триумф теологии, то в «Афинской школе» (1510–1511гг. ) показал триумф науки, уравновесив истинность религии и знания. Тонко продуманные световые эффекты позволяют увидеть предметы и фигуры в ночном мраке.
Папа Юлий II поручил художнику заново расписать предназначенные три Ватиканские станцы (комнаты). «Св. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель.
Художнику принадлежит и общий замысел фресковых росписей Лоджии Психеи на вилле Фарнезина. Св. семейство Франциска I», 1518г. ), среди которых ведущее место заняли прекрасные Мадонны («Мадонна Альба», 1509г. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. Но ошиблась В то утро она спряталась от приставаний Томазо в роще на берегу реки.
Разделив композицию на «земную» и «небесную» части, Рафаэль изобразил «отцов церкви», беседующих о таинстве причастия со святыми. В честь счастливого избавления от смерти Рафаэлю была заказана картина, ставшая долговечным памятником этого события. Рафаэль никому не завидовал, ни с кем не соперничал, не критиковал других. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. А бедная Маргарита, лишившись возлюбленного, постриглась в монахини.
Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Варвары. Избалованный преклонением женщин, Рафаэль впервые сам влюбился. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. «Донна Велата» принадлежит к числу величайших шедевров Высокого Возрождения.
Золотое сияние вокруг Христа распространяется с небес вниз на облака, алтарь и фигуры вокруг него. Торжественна и строга по художественному исполнению «Мадонна дель Грандука» (1505г. ). Картины умбрийского периода все же отличаются от манеры Перуджино тонкой лиричностью, свежестью поэтического восприятия и почти миниатюрной тонкостью письма («Сон рыцаря», 1500г. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. В «Мадонне ди Фолиньо», разделив мир на земную и небесную сферы, Рафаэль превратил её явление в мистическое чудо.
В ней уже чувствуется влияние Леонардо, произведения которого много и часто копировал Рафаэль, учась композиции и особой технике сфумато. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. Граф Джованни Карло делла Стаффа Конетабиле – археолог из Перуджи, член-корреспондент Петербургской академии наук. Он вообще со всеми умел договариваться. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн».
Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». 1516 г. Галерея Питти. Да и женишок Томазо отстал, пересчитав свою долю. Слева на борту стоит тиара папы. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). Они – центр композиции.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Сам художник после смерти Браманте в 1514г. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» – по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США).
Но художник был слеп в своих чувствах. Художник обладал такой притягательной силой, что мог склонить в свою пользу могущество Юлия II и великодушие Льва X, «заставив их при всем величии сана принять его в число своих самых близких друзей и оказывать ему всякого рода щедроты, почему, пользуясь их благорасположением и их поддержкой, Рафаэль и сумел достигнуть величайшего почета, как для себя, так и для искусства». Их внешняя красота неотделима от духовного совершенства и благородства («Мадонна в зелени» и «Мадонна с безбородым Иосифом», обе в 1505г. В центре фрески расположился Аполлон с виолой в окружении муз. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Лицо Мадонны носит черты типичной римской красоты – величавой и строгой. «Донна Велата». Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Флорентийцы быстро оценили «мастера Мадонн». Дерево, масло, 107х77 см. Главным достижением художественного гения Рафаэля является «Сикстинская Мадонна» (1514). Санти мгновенно загорелся желанием нарисовать девушку.
Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Ок. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу.
Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. 1500 г. Национальная галерея. Высшим достижением художественного гения Рафаэля явилась «Сикстинская Мадонна» (единственная картина, написанная на холсте, 1513–1514гг. ). Музей Прадо, Мадрид. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Иеронима, св.
Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. «Мадонна со щегленком», ок. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического.
Образ «Св. VI). «Мадонна делла Седиа», выполненная Рафаэлем без помощи своих учеников, попала в коллекцию Медичи уже в XVI веке, а с конца XVIII века находится в галерее Питти во Флоренции. Особенно выделяется «Портрет папы Юлия II» (1511–1512гг. ). Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. Мадонна дель Импанната1514-1515 годы.
Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Картину художника «Мадонна дель Импанната» («Мадонна с завесой» ок.
Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Он засыпал возлюбленную подарками, обращался как к благородной донье и постоянно рисовал. Справа – Иоанн Креститель.
1514 года) тоже называют «Святым собеседованием». Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Поначалу, правда, отец запретил Маргарите позировать художнику. Композиция картины включает портрет Сигизмондо де Конти.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Округлые мягкие линии объединяют фигуры матери и сына и гармонично вписываются в ритмический строй тондо (круга). Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Но если флорентийские Мадонны – это трогательные юные матери, поглощенные заботой о ребенке, то римские Богоматери – светлые богини, несущие миру одухотворенную гармонию жертвенности, независимо от того, царят ли они над другими фигурами («Мадонна ди Фолиньи», 1511–1512гг. ) или решены в интимно-жанровом плане («Мадонна в кресле», 1514–1515гг. ). «Мадонна делла Тенде», ок. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. Слава ее ничем не подчеркнута. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Это скромное по размерам произведение сразу же поражает изысканностью колорита. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте.
Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что 25 лет он был приглашен к папскому двору. А сил, чтобы бороться с болезнью у истощенного организма уже не оказалось. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий.
В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. «Портрет кардинала Баббиены», 1516–1518гг. ). Лицо ее задумчиво. В некоторых частях картины видна работа помощников Рафаэля по мастерской. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.
Но девушка была полна чувств и ради любви согласилась переехать к Рафаэлю. Вот и папаша Лути притих, едва Рафаэль вытащил кошелек. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Неудачного жениха схватили и заточили в темнице монастыря Санто-Козимо. Пинакотека Ватикана, Рим. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». «Три грации»).
Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Платон озарен вдохновением и похож на библейского пророка. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности.
На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути. В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры. Это одна из самых человечных Мадонн Рафаэля.
Картина написана в теплых золотистых тонах. «Сикстинская Мадонна» (итал. Лондон. «Мадонна с ангелами и святыми», 1505г. Рафаэль не искал друзей или покровителей, но всегда был окружен ими. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
«Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. Но это было правдой – с 1514 года Рафаэль работал на износ. И сколько прекрасных и верных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. Принявший мученическую смерть в 258 г. н. э.
Художник завещал свое состояние любимой женщине, ученикам и друзьям. Поразительно, но это чудо случилось.
Рафаэлло появился на свет в маленьком горном городке Урбино (Умбрия) 6 апреля 1483г. Первой пробой сил Рафаэля в зодчестве стало строительство маленькой изящной церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509г. ). Из их троих детей в живых остался только старший – Рафаэлло. Он – «предельная степень человеческого идеала».
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). цецилия», 1514г. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность.
Девушка отправила художника к отцу – просить разрешения. Великий художник угас вместе со своей эпохой: со смертью Рафаэля «Высокое Возрождение в живописи сказало свое последнее слово». «Святое семейство Каниджани», 1507–1508гг. Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды им получаемые. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита.
Святое семейство под дубом1518 год. И ее начинания увенчались успехом, стареющий банкир даже помог ей осовободится от «домогательств» Томазо. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.
По его проектам возведены в Риме палаццо Каффарелли-Видоли, дворцы папского врача Д. А. да Бретиа и папского камергера Б. дель Аквала. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка.
Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. И Рафаэль показал себя несравненным мастером огромных фресковых росписей. Рафаэль упорно работал над этой композицией: сохранившиеся рисунки показывают и другие варианты, не круглые (тондо), а прямоугольные. Мадонны Рафаэля близки и понятны каждому человеку. Слава художника и образованного, галантного человека летела впереди него.
Плацидия. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. «Занавес раздвинулся и тайна небес открылась глазам человека В Богоматери идущей по небесам, не приметно никакого движения но чем больше смотришь на нее, тем больше кажется, что она приближается», – так писал о картине поэт В. Жуковский. «Прекрасная садовница», 1507г. ). Это образ весенней пробуждающейся природы.
Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». Маддалена ДониИоанна Арагонская1518 год. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Лихорадка, свалившая еще молодого живописца, оказалась смертельной. Должность «комиссара древности», «префекта мраморов всех камней» (1515г. ) отнимала много сил и времени на охрану памятников римской античности. В левой части картины изображены Иоанн Креститель и Франциск Ассизский. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Он также создал архитектурный проект капеллы Киджи в церкви Санта-Мария дель Пополо и рисунки для мозаики купола («Бог Отец среди ангелов»), статуи Ионы (исполнена Лоренцетто).
ФлоренцияКартина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). К 37 годам Рафаэль уже был признанным главой всей римской художественной школы. Лаврентия, св. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. Малая Мадонна Каупера.
Холст, масло, 265х196 см. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Чтобы успокоить Томазо, Маргарита торжественно на алтаре выйти него замуж. Он «счастливо не замечал разлада между идеалом и действительностью».
1512г. Эти признаки становления нового творческого метода Рафаэля в полной мере проявились в картине «Мадонна делла Седиа» («Мадонна в кресле», 1513-1514 годы) – одном из самых прекрасных изображений Девы Марии с Младенцем. Однако при этом было сделано открытие. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. Существует предание, что Рафаэль написал её, увидев на ступенях одной из римских церквей крестьянку, кормившую грудью ребёнка.
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). Типичность некоторых женских образов римского периода связывают с тем, что моделью для них служила возлюбленная Рафаэля, дочь сиенского пекаря Маргарита Лути, прозванная Форнариной («Булочницей»).
Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание). «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. И вот таким образом неудивительно, что благодаря множеству рекомендаций исходивших в том числе от урбинского герцога делла Ровере (племянника папы Юлия II) и папского архитектора Браманте, работавшего над украшением Ватикана, Рафаэль на 25 году жизни был приглашен к папскому двору. И маленький Христос, доверчиво прижавшийся к ней, уже осознал неизбежную горечь разлуки. Лица, тела персонажей идеализированы. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Он увлеченно работал над обширными планами архитектурных и декоративных произведений. Он просто радовался жизни, людям, миру и возможности творить.
С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Она — редчайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции.
Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Музей Лувр, Париж. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Такой марафон не мог не сказаться на его здоровье -художник стал слабеть на глазах. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Рафаэль никогда не искал друзей и покровителей. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Каждый элемент в «Мадонне Конестабиле» (1500–1502гг. ) значителен, закончен и ясен. Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом.
Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. был назначен главным архитектором Ватикана и ему поручили надзор за строительством собора Св. «Диспута» (1509г. ) стала первой росписью после фресок потолка и парусов («Суд Соломона») и была посвящена триумфу христианской религии. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Когда тетка оставляла их ненадолго наедине, молодые люди просто смотрели друг на друга. Громадную известность художник приобрел многочисленными (не менее 15) флорентийскими Мадоннами, привлекающими своим разнообразием и классическим совершенством художественного решения одной темы (малая и большая Мадонны Каупера, 1504–1508гг.
Это же можно сказать и о ранних работах в церквях в Читта ди Кастелло. Рафаэль великолепно использовал возможность света и пространства во фреске «Освобождение апостола Петра из темницы». Взгляд юной матери неотрывно следит за каждым его жестом. Он был окружен ими, как князь свитой.
Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Аристотель держит в одной руке свою «Этику», а другой, словно успокаивая собеседника, указывает на землю. «Сикстинская мадонна» (итал. Фигуры образуют треугольник. Георгия» (1504–1505гг. ), преподнесенный урбинским герцогом в качестве подарка английскому королю Генриху VII, восхитил весь двор, хотя в картине нет ничего драматического и мужественный воин превращен юным художником в прекрасного сказочного рыцаря на белом коне. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий».
Девушка была очень красива и была повенчана с Томазо Чинелли, пастухом в соседнем именье. всемье живописца и поэта-гуманиста Джованни Санти (Санцио). Ок. Сколько нежности и затаенной грусти в юной женщине.
Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Так просто и естественно художник воздал дань гениям прошлых веков и своим современникам. Все его росписи «идеальны» : к ним нельзя прибавить или убрать малейший штрих, не нарушив «выверенную гармонию совершенства». Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). fornarino, булочник). С 1510-х годов Рафаэль плодотворно работает над композициями для алтарей.
Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). «Портрет папы Льва X с двумя кардиналами», ок. И нет в мире более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская.
Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Мария старается укрыть в объятиях своё дитя, взгляд которого не по-детски встревожен, а Иоанн Креститель в грубой власянице замечательно завершает композицию. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. В искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения художники часто использовали композицию «Святое собеседование», в которой изображались рядом объединённые высшей иерархией ветхозаветные пророки иудейские цари, Ангелы и Апостолы, святые разных стран, занятые символическим общением – молчаливым собеседованием. Но Юлий II, покоренный «гением доброй натуры» Рафаэля и первыми эскизами, поручил ему заново расписать предназначенные для него три Ватиканские станцы (комнаты), отстранив более именитых мастеров – Перуджино, Содому, Брамантино, Перуцци. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Во Флоренции Рафаэль впервые обратился к портретному жанру.
В картине царит мера. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Иероним со своим ручным львом. Ни один мастер не смог похвалиться такими отношениями взаимопонимания и дружбы, которые царили в школе Рафаэля.
Та же непринужденность и непрерывная связь отдельных персон и композиции в целом прослеживается в «Парнасе» (1510г. ), где представлена еще одна сфера духовной деятельности человека – поэзия. «Донна Велата» – редчайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты.
Иоанна Крестителя и св. Но физические силы, в отличие от творческих, оказались не безграничны. Ее невидящий взгляд необычайно больших глаз затуманен тревогой о сыне.
Он успел завещать свое состояние единственной любимой женщине, друзьям и ученикам. Кричал, чуть не драться кинулся. Это было вполне допустимо ибо еще в 25 лет он получил должность живописца при папском дворе и «место секретаря апостолических бреве» – сан весьма значительный даже для молодых прелатов.
А творения в Урбино таких великих мастеров, как Пьеро делла Франческа и Донато Броманте, стали той идеальной средой, в которой расцвел его живописный дар. Эта первая версия истории любви великого Рафаэля и прекрасной Булочницы. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. Она смотрит прямо на зрителя. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта.
Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Фигуры Марии, Младенца Христа и Иоанна Крестителя, тесно прижавшиеся друг к другу, заполняют всю поверхность картины. Обе картины объединяет тема торжественного небесного явления Мадонны их композиционные решения похожи, обе картины восходят к традиции «Святого Собеседования» и созданы они с минимальной разницей во времени. Для его загородной виллы Фарнезина Рафаэль написал торжественную античную фреску «Триумф Галатеи» (1513г. ).
Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Все это отнимало много сил и времени, а ему так хотелось рисовать свою любимую. Национальная галерея античного искусства, Рим. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.
Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Он продолжил обучение в мастерской своего отца, которой руководили помощники, а затем (1500–1505гг. )– у Пьетро Перуджино – главы умбрийской школы живописи, доверчиво следуя за его манерой. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). В «Мадонне дель Импанната» композиционная проблема решается по-новому: равновесие, скорее динамическое, чем статическое, достигается контрастным объединением мотивов пирамидальной композиции. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В 1511 году художник пишет алтарную картину «Мадонна ди Фолиньо», второе название которой «Мадонна в Славе».
Но, увлеченный рассказами очевидцев о «битве гигантов» – живописном состязании Микеланджело и Леонардо да Винчи, – «забыв о своих выгодах и удобствах», он переезжает во Флоренцию. Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Многие Мадонны Рафаэля были близки к композиции типа «Святое собеседование». «Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» – эти слова звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному счастью материнства.
Приехав в Вечный город, он обнаружил, что большая часть дворцовых залов уже полностью или частично оформлена другими живописцами. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Автопортрет, написанный в те годы (1506г. ), красноречиво рисует облик человека, общение с которым гасило все «неудовольствия» и «всякие низкие и дурные замыслы. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи».
Масло, доска, 215х158 см. Петра и другими постройками. Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии. Вместо этого радовался жизни, миру, людям и возможности творить. Шести лет Рафаэль днем рисовал, а ночью ублажал Маргариту.
Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Уравновешенность и гармония. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы.
Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. Ноги босы. Но сейчас доказано, что у всех Мадонн римского периода творчества Рафаэля один прототип.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. А Санти до последних мгновений жизни был поражен ее совершенством, нежностью и теплом. Идиллические пейзажи идеальные образы Мадонн до боли реальны и, по словам Вазари, «кажутся скорее вылепленными из плоти и крови, нежели красками и рисунком». Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец. Рафаэль. В этом портрете Рафаэль показал себя выдающимся колористом, умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. В общей сложности Рафаэль выложил «родственничкам» за Форнарину 3 тысячи дукатов.
В 1797 году наполеоновская армия, злоупотребляя своим правом победителя, вывезла в Париж захваченные в Италии художественные ценности, среди которых была и «Мадонна ди Фолиньо». Заботу о мальчике взял на себя дядя Симоне Чиарле. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Так кто же эта женщина, что заставила титана мысли думать только о себе. было «расточительным и благосклонным, возлагая на одну лишь голову то бесконечное богатство своих сокровищ и красот, которое оно обыкновенно распределяет в течение долгого времени между несколькими личностями».
Претерпевает изменения и стиль художника: он становится динамичней и монументальней. Линии на портрете струятся, повторяются в мягких изгибах плотного покрывала («velo»), которое художник заботливо накинул на нее.