Рафаэль начинает с простейшей полуфигурной композиции в так называемой «Мадонне дель Грандука» (1514 г. ) (галерея Питти во Флоренции). Рафаэль начинает с простейшей полуфигурной композиции в так называемой «Мадонне дель Грандука» (1514 г. ) (галерея Питти во Флоренции).
Ловкая девушка, понимая, что потеря заказов грозит и потерей благосостояния, помогла уговорить художника, а сама же принялась «подбивать клинья» богатому и могущественному покровителю – Киджи. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Среди его флорентийских Мадонн выделяются три близкие по композиционному решению картины: «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница». Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» – по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США).
Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. «Сикстинская мадонна» (итал. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств.
Его жизнь – лучший пример того, как стоит обращаться с равными и с теме выше и ниже нас. Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что 25 лет он был приглашен к папскому двору. Но сейчас доказано, что у всех Мадонн римского периода творчества Рафаэля один прототип.
Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. Рафаэль Санти родился в небольшом городке Урбино (Умбрия) в живописца и поэта Джованни Санти. VI). Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Отец с раннего детства приучал ребенка к живописи и преклонению перед искусством. Всё это настолько очевидно, что даже не нуждается в доказательствах. Герцы взял её с собой в изгнание в Вюрцбург. Чтобы успокоить Томазо, Маргарита торжественно на алтаре выйти него замуж. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Его Мадонна, символизирующая материнскую любовь и Младенец очень связаны друг с другом. Работа в станцах была столь объемна, что вскоре Рафаэль оброс многочисленными учениками, которыми руководил с отеческой любовью. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа». Он засыпал возлюбленную подарками, обращался как к благородной донье и постоянно рисовал. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. Все это отнимало много сил и времени, а ему так хотелось рисовать свою любимую. Для многих людей Рафаэль по сей день – лишь художник сладких мадонн. Все его росписи «идеальны» : к ним нельзя прибавить или убрать малейший штрих, не нарушив «выверенную гармонию совершенства».
Картину назвали в честь великого герцога Фердинанда III Лотарингского.
Главным достижением художественного гения Рафаэля является «Сикстинская Мадонна» (1514). Вскоре художник признал девушке в любви, но сказал, что не сможет жениться на ней. В мире нет более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская. Такой марафон не мог не сказаться на его здоровье -художник стал слабеть на глазах. Вернувшись с Фердинандом во Флоренцию, картина так и не попала в публичную галерею – герцог не смог расстаться со своей «Мадонной», которая считалась чудотворной и повесил её в своей спальне.
А Санти до последних мгновений жизни был поражен ее совершенством, нежностью и теплом. Его Мадонны, красивые и утончённые, часто изображены наедине с природой. Первые сеансы проходили под строгим надзором тетки Маргариты. И ее начинания увенчались успехом, стареющий банкир даже помог ей осовободится от «домогательств» Томазо. Единственным ее собеседником был художник, но и этого ей хватало. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».
Эта первая версия истории любви великого Рафаэля и прекрасной Булочницы. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. И только с 1799 года «Мадонна Грандука» стала выставляться на обозрение публики в Палатинской галерее палаццо Питти.
Из-за наполеоновских волнений Фердинанд в то время находился в Вене и там получил письмо, в котором Пуччини рассказывает, что видел «у одного флорентийского негоцианта хорошо сохранившуюся» работу «второй манеры Рафаэля из Урбино» и просит разрешения на ее покупку. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Очевидно, что Рафаэль здесь мечтал об эффекте леонардовского полумрака, стремясь добиться той сумрачной дымки, которая так поразила его в картинах Леонардо. В результате грабежей французской армии дворец Питти лишился бесценных картин Рафаэля.
Эта женщина изображена и на портрете «Дама под покрывалом» (1514), который считается одним из величайших шедевров Высокого Возрождения. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически изменяет рукава и дорисовывает собаку. Санти мгновенно загорелся желанием нарисовать девушку.
В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Хотя «Мадонна Грандука» отчасти изменилась из-за не вполне умелой реставрации девятнадцатого века, во время которой были перекрашены фон и одежды, она до сих пор остается одним из самых прекрасных творений Рафаэля раннего периода. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». У ангела слева одно крыло.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. «Донна Велата» принадлежит к числу величайших шедевров Высокого Возрождения.
Покровитель художника Агостино Киджи, в надежде ускорить выполнение заказов предложил Рафаэлю поселиться на своей вилле вместе с Маргаритой. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука».
Одним из сокровищ пекаря была его 17-летняя дочь Маргарита, прозванной Форнариной, то есть Булочницей. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Эту тревожность подчёркивает и поза Марии – она словно закрывает собой детей. Слава художника летела впереди него. Несмотря на местную популярность, молодой художник предпочел отправиться во Флоренцию, чтобы воочию наблюдать «битву гигантов» – живописном состязание Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Ещё одна дань традициям – красное платье Мадонны, символизирующее пролитую на кресте кровь и её голубая накидка (голубой – цвет невинности). А сил, чтобы бороться с болезнью у истощенного организма уже не оказалось.
В восьмилетнем возрасте художник потерял мать, а через три года он остался сиротой и заботу о Рафаэле взял на го отца, а в 1500 – 1505 годах Рафаэль занимался под руководством главы умбрийской школы живописи – Пьетро Перуджино. Если мы сравним «Мадонну Грандука» Рафаэля с бесчисленными полотнами ту же тему его предшественников, то почувствуем, что все они были лишь поисками той абсолютной простоты, которой Рафаэль наконец достиг.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Справа – Иоанн Креститель. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте. «Мадонна со щеглёнком» признана одной из лучших картин Рафаэля флорентийского периода. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне».
Такие картины, как «Мадонна Грандука» Рафаэля, признаны поистине «классическими» в том смысле, что они служили бесчисленным поколениям стандартом совершенства, как прежде произведения Фидия и Праксителя. Неудачного жениха схватили и заточили в темнице монастыря Санто-Козимо. Они возвысили и приблизили человека к божеству, воспев его красоту и гармонию. По завещанию она получала полдома, шесть тысяч дукатов и картину «Мадонна с птичкой».
Это не удивительно, так как этот сюжет был самым распространённым во всем христианском искусстве и центральным в Западноевропейском. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Но девушка была полна чувств и ради любви согласилась переехать к Рафаэлю. Папа Юлий II поручил художнику заново расписать предназначенные три Ватиканские станцы (комнаты).
Современники считали, что он умер после очередной бурной ночи. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Рафаэль, пожалуй, самый популярный и широко ценимый художник Италии эпохи Возрождения, был человеком самых разнообразных талантов. Он совмещал должности придворного живописца при папском дворе, главного архитектора Ватикана, «комиссара древности» и «префекта всех камней».
Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. Совсем небольшое изменение группы нарушило бы всю гармонию. Девушка была очень красива и была повенчана с Томазо Чинелли, пастухом в соседнем именье.
Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Трактовка образа Пресвятой Богородицы Рафаэлем была принята последующими поколениями в качестве такого же «эталона», как выработанная Микеланджело концепция Бога Отца. После похода в каменоломни, где обнаружили античную статую, Рафаэль слег с лихорадкой.
На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Картина была заказана Рафаэлю его другом, торговцем Лоренцо Нази, к собственной свадьбе. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Она держит на руке младенца Иисуса, как бы показывая его зрителю. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Образ Мадонны того периода был «зажат» собственными правилами Церкви. Директор просил разрешения на покупку картины у наследников художника Карло Дольчи. Тем не менее, в «Мадонне Грандука» нет ничего напряженного или сложного.
- "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Мадонны Рафаэля лишены святости и воплощают собой идеал прекрасного человека.
А находящийся в галерее Уффицы во Флоренции подготовительный рисунок подтверждает, что сначала он планировал «Мадонну» на фоне пейзажа. Булочница не тосковала о покойном.
Рафаэль не искал друзей или покровителей, но всегда был окружен ими. Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц. Фердинанд без колебаний пошёл на затраты, но когда увидел картину изменил своё решение.
И Рафаэль показал себя несравненным мастером огромных фресковых росписей. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Доподлинно не известно, сам ли Рафаэль придал картине тёмный фон.
Но художник был слеп в своих чувствах. Рафаэль никому не завидовал, ни с кем не соперничал, не критиковал других. Но это было правдой – с 1514 года Рафаэль работал на износ. Художник завещал свое состояние любимой женщине, ученикам и друзьям.
Девушка отправила художника к отцу – просить разрешения. Избалованный преклонением женщин, Рафаэль впервые сам влюбился. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Он просто радовался жизни, людям, миру и возможности творить.
Уже во всех последующих Мадоннах Рафаэль перешёл к дневному свету и пейзажному фону. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.
Так кто же эта женщина, что заставила титана мысли думать только о себе. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
С именем Рафаэля Санти связано множество легенд и мифов.
Когда тетка оставляла их ненадолго наедине, молодые люди просто смотрели друг на друга. В настоящее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи. Донна Велата Одна из известнейших картин Рафаэля Санти. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Очевидно и влияние Микеланджело: поза Младенца на картине, опирающегося босыми пальчиками на ногу Марии явно заимствована у «Мадонны Брюгге», которую Микеланджело изваял между 1504 и 1506 годами. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Мадонна Грандука Рафаэля до XVII века принадлежала флорентийскому живописцу Карло Дольчи, а затем – великому герцогу (Grand Duke) Фердинанду III Лотарингскому, от которого картина и получила свое название. Девушка практически не выходила из дома. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Мы видим дешевые репродукции работ Рафаэля в домах простых людей и склоняемся к выводу, что картины с такой всеобщей привлекательностью являются немного «примитивными». Полагают, что натурщицей для данной работы служила возлюбленная Рафаэля. Там требовали больше свободы, больше движения. Рафаэль был одним из немногих художников, которые часто возвращаясь к этой теме, не повторялись и не сбивались на стереотипы.
Для свободной и деятельной Флоренции лирическая «Мадонна Грандука» была слишком пассивной. Четыре флорентийских года Рафаэля называют «периодом мадонн» : за это время он написал 15 интерпретаций Мадонны с Младенцем.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Шести лет Рафаэль днем рисовал, а ночью ублажал Маргариту. Она — редчайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге».