– 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. – М. : Детская литература, 1971. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Н. Воскобойников.
Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Изображение фона ломает традицию кватроченто. – 235с.
Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Т. 3. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль.
Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени.
Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Художник верно передает своеобразие детской фигуры. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. 77 x 53 см. По композиции картины различны.
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Обе эрмитажные картины написаны на один и тот же сюжет, но Мадонна Литта (начало 1480-х гг. ) коренным образом отличается от Мадонны Бенуа и знаменует наступление нового этапа в итальянской живописи. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах.
«Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Когда художник ввёл в картину мотив игры с цветком, ему удалось не нарушить ту границу, за которой многие художники кватроченто погружались в излишнее бытовое правдоподобие, которое принижало образ, перечёркивало его внутреннюю правдивость.
Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Леонардо повторил и трехчетвертной поворот обеих фигур и девически юный облик матери и тип крупноголового младенца, очень близкого к изображению нагого ребенка на рисунке Верроккьо, выполненном черным мелом (Флоренция, Уффици).
Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. – М. : Просвещение, 1976. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Из коллекции генерала Корсакова». Мальчик нежно приник к ней.
Мир Леонардо. Париж. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. – 318 с. Ульянов О. Г.
В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии.
Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.
Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Линия их становится более уверенной, штриховка и растушёвка оттеняют объёмы. Вместо традиционного для мадонны красного платья и синего плаща, на ней – зеленовато-голубое платье с коричневатыми длинными рукавами, низкий вырез его отделан золотой каймой и скреплен большой брошью из горного хрусталя (подобные украшения часто встречались в произведениях Верроккьо и его мастерской).
– 254 с. Вазари Дж. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Вверху с овалом. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. – М. : Директ-Медиа, 2009. Ему так хочется дотянуться до цветка. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем».
Лицо мадонны повернуто в профиль. – М., 1977. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Отсюда возникло название картины. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос.
Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. – (Библиотека искусства). – М. Искусство, 1998.
Но Леонардо пошел дальше своего учителя: все, что существовало во флорентийском искусстве в виде отдельных наблюдений, то, что угадывалось еще интуитивно, воплотилось у молодого художника в такую единую, органически неразрывную внутренне и внешне форму, что Мадонна Бенуа явилась произведением, которое сконцентрировало опыт предыдущего поколения и одновременно открыло новые пути и возможности для живописцев следующего столетия. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. В возвышенных и одухотворенных образах он утверждает как величайшую человеческую ценность чувство материнской любви.
Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. На эту тему существует несколько мнений. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. И, наконец, символика.
Третий план – окна как духовныеочи. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Высокий открытый лоб мадонны венчает сложная прическа из косичек и локонов. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. – М. : Молодая Гвардия, 1982.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Дерево, масло.
Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств.
Но зритель чувствует затаенную нежность взгляда, обращенного к сыну. Мастер Леонардо да Винчи. Такой прием способствует равновесию между локальными в пятнами цвета. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Обилие вертикальных складок на одежды Девы Марии, складочки на коже маленького Христа, параллельные друг другу линии окна и подоконника демонстрирует нам преобладание вертикальных линий. – М. : Искусство, 1970. Преображает его одухотворённая радость и любовь.
Мадонна изображена приёмом сфумато. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где Сапожниковы имели крупный рыбный промысел. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Возрождение. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.
Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». «Мадонна Бенуа» – не исключение. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем.
По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Один сюжет решён художником по-разному. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Это символ распятия. – 380 с. Богат Евг. Италия. Этот приём разработал Леонардо да Винчи.
Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета.
Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Только с годами улыбка эта приобретает оттенок горечи, которой еще нет в Мадонне Литта.
Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. Казалось бы, есть много общего в трактовке складок одежды в этих двух произведениях, особенно плаща, который Леонардо, следуя за Верроккьо, пишет накинутым на одно плечо Марии и прикрывающим ее колени так, что виден охристый бархат подкладки.
Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Лувр. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Леонардо вновь вернулся, казалось бы, к примелькавшемуся символу. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где имели крупный рыбный промысел. Отмечалась выше и круглоликость Марии. Дата создания картины также доподлинно неизвестна.
По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Прямая зависимость Мадонны Бенуа от берлинской картины не вызывает сомнений. В Мадонне Литта исчезает жанровость, столь ясно ощутимая в более раннем произведении. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Это и смуглость и золотистость волос.
Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Через это кормление Он принимает и человеческую душу.
Вводя в картину мотив игры юной матери и ребенка с цветком, Леонардо да Винчи отнюдь не переходит грань, за которой начинается характерное для многих живописцев 15 века мельчащее образ жанровое, бытовое правдоподобие. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. – 192 с. : ил.
В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. М. Карасёвой. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. – 4-е изд. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций.
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». На нем склоненная голова молодой женщины повернута почти в профиль, глаза широко открыты, вдоль правой щеки спадает прядь волос, выбившаяся из прически.
При этом он не является бесстрастным. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности.
В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. – М. : ТЕРРА, 1997. – 55с. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. 7.
Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Вып.
Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось.
Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи.
Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.
с англ. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Мир и тишина царят в картине. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св.
Цветок с четырьмя лепестками намекает на форму грядущего распятия. По-детски сосредоточенно он пытается ухватить лепестки цветов, которые подносит ему мать и внимательно рассматривает их. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».
Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Темпера не давала таких возможностей. Лицо мадонны показано не полностью.
Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». 1452 – 1519 / Пер. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет.
Философский очерк в двух книгах. В отличие от Верроккьо, Леонардо изобразил младенца обнаженным, без обычных для того времени драпировок, соединив одетую женскую фигуру с нагой детской. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины).
Эрмитажа, Л. 1963. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи.
Сделан он, без всякого сомнения, с натуры. – М., 2003. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. С левого плеча Марии на колени спадает сине-зеленый плащ, подбитый коричневым бархатом.
.