«мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.
Лицо мадонны показано не полностью. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
М. Карасёвой. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию. 7. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос.
Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи.
Ему так хочется дотянуться до цветка. – 318 с. Ульянов О. Г. Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег.
– М. Искусство, 1998. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи.
Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Темпера не давала таких возможностей.
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Линия их становится более уверенной, штриховка и растушёвка оттеняют объёмы. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях.
Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466 -1470 годах. Т. 3. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. Это усиливает скрытую смысловую нагрузку.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Возрождение. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям.
– 380 с. Богат Евг. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Отсюда возникло название картины.
Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». Это символ распятия. Лувр. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью.
А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии.
Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. – 254 с. Вазари Дж. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А.
ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Философский очерк в двух книгах. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину. 77 x 53 см.
Эта прелесть материнства – основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. – 55с. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Они создают впечатление совершающегося таинства. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Этот контрапост вносит в портретный образ одушевленное движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека) — зарисовку женской головы использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине Мадонна в гроте (1483 -86 Париж, Лувр).
Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. – М. : ТЕРРА, 1997.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Дерево, масло. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами».
Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». «Мадонна Бенуа» – не исключение. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета.
На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.
Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Этот приём разработал Леонардо да Винчи. – М. : Просвещение, 1976.
Это не Леонардо, но возможно, что это произведение кого-нибудь из соучеников Леонардо по мастерской Вероккио (немецкий). 7 Митрохин Андрей Филиппович (1766 — 1845) — технический реставратор картинной галереи Эрмитажа с 1801 г., в этой должности он проработал более сорока лет. 1 Боде Вильгельм (1845 — 1929) — немецкий искусствовед и музейный деятель, директор Королевского музея в Берлине (1890 — 1914), генеральный директор берлинских Государственных музеев (1906 — 1920). 2 Старый музей (немецкий). 3 Гравюрный кабинет (немецкий). 4 Фридлендер Макс Якоб (1867 — 1958) — немецкий историк искусства, директор картинной галереи Государственных музеев Берлина (1904, 1924). 5 Господин тайный советник (немецкий)6 Нет. 1452 – 1519 / Пер. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Изображение фона ломает традицию кватроченто.
Один сюжет решён художником по-разному. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио.
Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Через это кормление Он принимает и человеческую душу.
Выразительным был и сильный контрапост, введенный в портретную композицию. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. – 235с. И, наконец, символика.
Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Мадонна изображена приёмом сфумато. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Из коллекции генерала Корсакова».
Имногие эксперты согласились сгипотезой владельцев картины: она написана непоследователем, асамим мастером. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. «Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио.
Эрмитажа, Л. 1963. Италия. Это и смуглость и золотистость волос.
– М. : Молодая Гвардия, 1982. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков.
Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей.
Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Мальчик нежно приник к ней. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань.
Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфумато (итал. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета. – 192 с. : ил. Отмечалась выше и круглоликость Марии.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке Вверху с овалом. – М., 1977.
Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место.
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. – (Библиотека искусства). Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения".
Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи.
Мастер Леонардо да Винчи. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины.
Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке».
В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Специально не прописанные складки одежды и детали фона при тщательной проработке лиц на картине – тоже не является свидетельством того, что произведение было создано не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее. Париж.
И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. – М. : Детская литература, 1971.
Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Н. Воскобойников. Преображает его одухотворённая радость и любовь.
Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным.
– 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. – М. : Директ-Медиа, 2009. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
– 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка.
По композиции картины различны. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Вып. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. – М., 2003.
– М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. с англ. Голова слегка повёрнута. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Третий план – окна как духовныеочи. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах.
– М. : Искусство, 1970. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». – 4-е изд. Мир Леонардо.
«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия.
Вверху с овалом. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен.