«мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.
Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». В начале XIX века ее продал в Астрахани одному из русских коллекционеров бродячий итальянский музыкант. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Лицо мадонны показано не полностью.
Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. – 254 с. Вазари Дж. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань.
Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
– 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. 1452 – 1519 / Пер. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
– 235с. Отсюда возникло название картины. Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466 -1470 годах. Париж. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Этот приём разработал Леонардо да Винчи.
Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля. Мастер Леонардо да Винчи. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии.
Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына. «Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо.
Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Мадонна изображена приёмом сфумато.
Из коллекции генерала Корсакова». Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». К земному его приближает только лишь нескрываемая, несравнимая ни с чем радость излучаемая Богородицей. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик.
На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. – М. : Искусство, 1970. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
Они создают впечатление совершающегося таинства. Т. 3. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. – М. Искусство, 1998.
«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. 77 x 53 см. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.
Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Италия. Пальцы Чечилии с трепетной осторожностью ласково касаются шерстки пугливого зверька, горностая, расположившегося в её руках. Один сюжет решён художником по-разному. – 55с.
Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х).
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. – М. : Просвещение, 1976. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями.
Вып. За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Это символ распятия. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. И, наконец, символика. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию.
Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах.
– М. : Детская литература, 1971. М. Карасёвой. Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Линия их становится более уверенной, штриховка и растушёвка оттеняют объёмы.
7. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Третий план – окна как духовныеочи. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
– М. : Директ-Медиа, 2009. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. И не только итальянские мастера использовали в своих работах приёмы молодого да Винчи, но и художники из Нидерландов. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Дерево, масло. Мир Леонардо. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. – М. : Молодая Гвардия, 1982.
Изображение фона ломает традицию кватроченто. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. Осенью 1478 года Леонардо да Винчи записывает в одной из своих тетрадей, рядом с различными зарисовками, следующие слова: я начал две девы Марии. Эрмитажа, Л. 1963. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности.
В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Вверху с овалом. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. «Мадонна Бенуа» – не исключение. Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. – 318 с. Ульянов О. Г.
По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. Этот контрапост вносит в портретный образ одушевленное движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека) — зарисовку женской головы использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине Мадонна в гроте (1483 -86 Париж, Лувр).
Книга I. – М. : Детская литература, 1989. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. – М. : ТЕРРА, 1997.
Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира.
Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Дева Мария, согласно традиции, написана с Библии, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.
Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль.
Ему так хочется дотянуться до цветка. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники.
В самой живописи, не блещущей яркими красочными эффектами, вместо по-флорентийски разобщенных, пассивно сопоставленных цветовых пятен проскальзывает ощущение своеобразного единого тона. Возрождение. Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати. – 380 с. Богат Евг.
Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. – 192 с. : ил. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Темпера не давала таких возможностей. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег.
Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось.
Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях. Это и смуглость и золотистость волос. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
– 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. – М., 1977. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Философский очерк в двух книгах. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо.
с англ. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения".
А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Голова слегка повёрнута.
Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. На полотне много закруглённого: нимбы, брошка, детали окна, головка и коленочки младенца, его ушки и щёчки. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Мальчик нежно приник к ней.
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Выразительным был и сильный контрапост, введенный в портретную композицию.
Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка.
Мы уже отмечали, что такого качества, как застылость, присущего картинам многих современников да Винчи, у мастера нет. – (Библиотека искусства).
Н. Воскобойников. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Лувр.
Преображает его одухотворённая радость и любовь. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками». До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям.
Она заложена и в сюжете и в композиции картины. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. По композиции картины различны. С1813 года она находилась всобственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия.
– М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». – 4-е изд.
Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием.
Отмечалась выше и круглоликость Марии. – М., 2003. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.