– 254 с. 3. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. 1480), 42х33 см, Эрмитаж. 2. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Егорова К. Леонардо да Винчи.
При этом он не является бесстрастным. Второе название происходит пофамилии владельцев картины. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Италия. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо.
– 397 с. 8. – М., 1977. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Мастер Леонардо да Винчи.
Искусствоведы предполагают, что работа была написана в1876 году иненазаказ. Это был удивительно разносторонний гений. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи.
В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» (1481 – 1482), 246х243см, Галерея Уффици, Флоренция. 5. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Нуждаясь вденьгах, онпродал всеже полотно графу Лепику идоконца XIX века онем незнали.
Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы.
– 4-е изд. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. – 48 с. 10. Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» (1478), 48х31, Эрмитаж. 3. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью.
Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Свое прозвание картина, следы которой терялись до XIX века, получила по последним владельцам— российской художественной династии Бенуа. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось.
Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. – М., 2003. 7. – М. : ТЕРРА, 1997. – М. Искусство, 1998. На эту тему существует несколько мнений. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения».
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. – 380 с. Богат Евг. Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению абсолютно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. После падения Берлина в1945 году шедевр вчисле других «трофейных» произведений был отправлен вСоветский Союз иоказался вЭрмитаже.
Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества— Бенуа) внаследство ототца.
Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением отэтой работы написал оперу. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Мир Леонардо. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков.
Собственность императрицы сразуже была выставлена вздании Эрмитажа. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Париж.
/ Пер. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. Что не мешает любоваться творением гения уже несколько столетий. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности.
Это символ распятия. – М. Искусство, 1998. Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность.
Это и смуглость и золотистость волос. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. 1452 – 1519 / Пер. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Для историков важно другое. – 235с. 6.
В1914 году Эрмитаж приобрел унее эту картину. Отмечалась выше и круглоликость Марии. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. На мысль о дарении наводит и другой знак – предполагаемая звезда Вифлеема в левой руке Богоматери, наводящая на мысль о дарах волхвов.
Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Вып. Павел (вкрасном) напорист, решителен иуверен всебе, аПетр, напротив, — сомневающийся иколеблющийся Считается, что вобразе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. И, наконец, символика.
«Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Композиция картины уравновешенна и лаконична.
Вып. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. – 225 с. 5. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца.
В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. – (Библиотека искусства). Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. – М. : Директ-Медиа, 2009.
Лицо мадонны показано не полностью. – М. : Искусство, 1970. – 650 с. 4. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Евангельская притча облудном сыне волновала художника напротяжении всей его жизни: первые рисунки иофорты наэтот сюжет онсоздал еще в1630–40-е годы, азанаписание картины взялся в1660-е.
– 254 с. Вазари Дж. Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.
Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). На первый план выступают универсальные переживания материнства – чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. «Мадонна сМладенцем»— одно изранних произведений Рафаэля, написано пусть инетак же мастерски, как остальные его работы, носбольшим чувством. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
Березина В. Н., Лившиц Н. А. Неизвестно, когда ипри каких обстоятельствах картина была создана. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфумато (итал.
Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. – 192 с. : ил.
Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
– 380 с. 2. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины.
Работа получила название «Мадонна с младенцем». Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). Философский очерк в двух книгах.
Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. – М. : Просвещение, 1976. Одну изсамых известных иузнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766году. – (Библиотека искусства).
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него.
Полотно Рембрандта стало вдохновением идля других творческих личностей. с англ. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Один сюжет решён художником по-разному.
Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Картину подарил музею в1911 году Петр Дурново. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Этот приём разработал Леонардо да Винчи.
Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1510), 168х112 см, Лувр, Париж. Список литературы1. Лицо мадонны повернуто в профиль.
«КомпозицияVI» была создана в Мюнхене вмае 1913года — за год до начала Первой мировой войны. – М. : Искусство, 1970. Имя портретируемой не удалось установить до сих пор иногда даже ведутся споры о том, кого в действительности изобразил художник, мужчину или женщину, однако все это отступает на задний план перед удивительным мастерством исполнения этой картины, с ее легкой воздушной дымкой, окутывающей фигуру и ландшафтную среду. Но исследователи об этом до сих пор спорят. Преображает его одухотворённая радость и любовь. Своё прозвание картина, следы которой терялись до XIX века, получила по последним владельцам— российской художественной династии Бенуа.
Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Некоторые эксперты называют картину «неудачной». Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Композиция картины проста и гармонична. 77 x 53 см.
с англ. Богат Евг. Динамичная яркая картина написана свободными иразмашистыми мазками. Все покрывает легкий флер сфумато.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. – М. : МГУК, 1995. – 288 с. 7. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет.
– М. : Молодая Гвардия, 1982. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. 1452 – 1519. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Он постарался передать духовный мир ихарактеры апостолов. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Т. 3. Третий план – окна как духовныеочи. Лик слегка затемнен.
– 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Но со временем картина перешла в собственность семьи Литта, по фамилии которой получила распространенное название. Эта ранняя работа Леонардо да Винчи демонстрируетноваторскую для тойэпохи технику живописи: в полотне «Мадонна Бенуаиспользованы масляные краски, которые позволилидостичьгораздо большей прозрачности и более активного разнообразия фактуры. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов.
Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Ему так хочется дотянуться до цветка.
Философский очерк в двух книгах. – М. : ТЕРРА, 1997. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
Осенью 1478 года он записывает в одной из своих записных книжек, следующие слова: бря 1478 г. я начал две девы Марии. Вазари Дж. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Список иллюстраций1. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Т. 3. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. – М. : Директ-Медиа, 2009. 7.
Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Правда, после революции, втяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть непродало ееминистру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону.
Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Эрмитажа, Л. 1963.
Н. Воскобойников. В1870 году этот подарок обошелся императору в310 тысяч франков. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Ульянов О. Г.
Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Многофигурный портрет досих пор хранит всебе немало загадок. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.
«Мадонна Бенуа» – не исключение. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (Ок. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Изображение фона ломает традицию кватроченто. – 159 с. 9.
– М., 1977. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе сдвумя дочерьми.
– 55с. – М. : Детская литература, 1971. Дерево, масло. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. – 235с. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи.
Из коллекции генерала Корсакова». ВЭрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского.
В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Отсюда возникло название картины. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники.
Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». – 55с. 12. Мальчик нежно приник к ней. Вверху с овалом.
Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.
Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Как символов Человека, Неба иЗемли. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Мадонна изображена приёмом сфумато.
Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Картина «Площадь Согласия» была перевезена вРоссию после Второй мировой войны изБерлина — там она хранилась в частном собрании. – М., 2003. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний.
Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. – М. : Просвещение, 1976. Гастев А. Леонардо да Винчи. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
Темпера не давала таких возможностей. По композиции картины различны. К счастью, сохранилось множество рисунков и манускриптов мастера с чертежами и зарисовками, свидетельствующих об уникальности его гения. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки.
Все фигуры вписаны в пирамиду. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. – М. : Молодая Гвардия, 1982. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Для них свойственны сложные пейзажные фоны. – М. : Детская литература, 1971.
Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. – 4-е изд. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. Именно с «Мадонны Бенуа» тогда еще молодой (26 лет) и вырабатывающий свой стиль художник Леонардо да Винчи стал использовать технику масляной живописи.
Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Полотно поступило вмузей изГосударственного музея нового западного искусства в1948году. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков.
Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Возрождение. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Леонардо да Винчи «Звезда Вифлеема» (1500 – 1507), рисунок, размер не указан. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. М. Карасёвой.
«Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Эрмитажа, Л. 1963. Н. Воскобойников.
М. Карасёвой. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. На полотне много закруглённого: нимбы, брошка, детали окна, головка и коленочки младенца, его ушки и щёчки.
– 318 с. Ульянов О. Г. Другой подобной картины нидо, нипосле художник неписал. Королевская библиотека, Виндзор4. История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей.
– 318 с. 11. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Арежиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» водной иззаключительных сцен «Соляриса».
Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ееубродячего цирка. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
В поисках выразительных средств Леонардо обратился к масляным краскам, до тех пор практически не использовавшихся живописцами Флоренции. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Мир Леонардо. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Лувр. – 192 с. : ил.
«Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем.