Второе название картины – Мадонна Бенуа, которое она получила по имени последнего его владельца, русского архитектора Леонтия Бенуа. М. а. бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. Другая копия создана в 1510 г. Национальная галерея ШотландииОдна копия в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая – в частной коллекции в Нью-Йорке. Эта маленькая картина с изображением очень юной Мадонны с ребенком понравилась современникам Леонардо. Водном из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира представлено несколько картин гения эпохи Возрождения: Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа), Мадонна Литта, Обнажённая женщина.
Свое второе название «Мадонна Бенуа» получила в результате долгой истории ее путешествия в Эрмитаж от прежних владельцев – семьи придворного архитектора Л. И. Бенуа. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (ок.
Только после всех странствий она получила новое название «Мадонна Бенуа». Картина «Мадонна Бенуа» поражает смелостью трактовки персонажей. «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс.
Мастер Леонардо да Винчи. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Ему так хочется дотянуться до цветка.
Что не мешает любоваться творением гения уже несколько столетий. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами.
– 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. Вверху с овалом. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. В этом последнем случае можно говорить о многочисленных версиях росписи в различных видах искусства и в различных техниках (существуют выполненные по ней шпалеры, гравюры, деревянная резьба), о многочисленных упоминаниях её в литературе, начиная с современника Леонардо Маттео Банделло, посвятившего работе Леонардо одну из своих новелл и кончая тем, как описал её Гете, увидев в мае 1788 года.
– М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. Быть может, главное в этих образах- внутреннее состояние, глубокие душевные движения. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям.
В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне. – 235с.
Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати. Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими). Путь этот прослеживается от изображения детства и материнского чувства в его ранних Мадоннах к трактовке состояния души и соответствующих ему движений в Поклонении волхвов, к драматическому синтезу, достигнутому в многофигурной композиции Тайная вечеря, охватывая также представление об индивидуальности, воплощённое в его портретах. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Родственное типам мастера, в частности, Мадонне Бенуа (гемма с кабошоном, которая скалывает платье Марии на груди) и Благовещению из Уффици, это произведение в своей изобразительной и экспрессивной новизне несёт печать зрелости. Его интересовала научная и геологическая суть этого явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли, подземных, сверхъестественных её сил. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. В1810 году картина экспонировалась в парижском музее. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию.
И застылостьв картинах этих художников не только внешняя, но и внутренняя, так как им не удалось отобразитьстоль полновесного и открытого чувства, как в светящейся счастьем материнства мадонне Бенуа. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются определённостью жестов, точностью движений: ангел указует, младенец Христос ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия, словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу.
И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Это символ распятия. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик.
Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Это и смуглость и золотистость волос. По заказу двора Леонардо декорировал так называемую Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско.
Он даёт поясное изображение модели в лёгком, трёхчетвертном повороте, со взглядом, обращенным к зрителю. Они создают впечатление совершающегося таинства. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Христос явлен на свет и теперь человеку надлежит возвестить об этом людям.
Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания. Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта.
В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи.
В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Миссия Крестителя- это не откровение или пророчество, а интуиция. Заметим, что грот –это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, а цветы и травы тщательно выписаны вплоть до мельчайших деталей. С ним советуются как со специалистом по вопросам строительства Миланского и Павийского соборов.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св.
– 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Подобное отношение к росписи свидетельствует об её неизменной славе. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Стиль его более не зависим от «флорентийских» или «ломбардских» образцов, но обретает собственные, леонардовские приметы и находит здесь своих соперников, последователей и подражателей. Этот приём разработал Леонардо да Винчи.
По композиции картины различны. На лицах всех этих персонажей лежит, так сказать, особая, леонардовская печать – улыбка, лишённая какой-либо двусмысленности, но вместе с тем озадачивающая своей ироничностью и многозначительностью. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. – М. : Искусство, 1970.
Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка.
– 4-е изд. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо.
с англ. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Отмечалась выше и круглоликость Марии.
На полотне много закруглённого: нимбы, брошка, детали окна, головка и коленочки младенца, его ушки и щёчки. «Феномен» пещер, как явствует из различных записок художника, сильно привлекал Леонардо. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью.
«Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Одновременно художник продолжал заниматься проблемами, связанными с отливкой монумента Франческо Сфорца и писал (если атрибуции историков правильны) портреты лиц имевших какое-либо отношение к дворцу Сфорца, о чём далее будет сказано подробней.
Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке».
Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке.
Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Следует учесть, что ломбардская традиция портрета заметно отличается от флорентийской. – М. Искусство, 1998.
– 55с. Третий план – окна как духовныеочи. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи.
Вып. Философский очерк в двух книгах. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". С конца XVIII века начинаются реставрации, по правде говоря, почти все довольно неудачные и способствовавшие постепенному ухудшению общего вида росписи – за исключением недавней, выполненной под руководством Пелличоли, которая восстановила всё, что поддавалось восстановлению (например, поверхность стола и фигуру Иуды). Возможно, что среди всего созданного Леонардо наибольший интерес вызывает улыбка Джоконды.
Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. – 318 с. Ульянов О. Г. Эрмитажа, Л. 1963. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио.
Не увлекаясь риторическим прославлением личности, Леонардо передает во внутреннем свете лица и взгляда портретируемого свойственную ему моральную силу. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Она полна герметических, но отнюдь не символических значений ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, переносное значение, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей остался тёмным, до конца не раскрытым. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Следовательно, в леонардовском понимании Тайной вечери преобладающее место занимает человеческий аспект совершающейся драмы, а не сакральный и мистический момент собственно установления таинства Евхаристии, когда Христос, взяв хлеб и чашу вина, предлагает их ученикам со словами: «Примите, ядите» (Евангелие от Марка, XIV, 22-23).
Но он предвосхищает также психологическое решение. – М., 1977. – М. : Молодая Гвардия, 1982. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св.
Именно вот таким образом они еще в пещере, хотя и на её пороге. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Над этим произведением он трудился с 1495 по 1498 год (в посвящении Моро своего трактата «О божественной пропорции», сделанном 8 февраля 1498 года, францисканец Лука Пачоли из Борго Сансеполькро, математик и друг художника, утверждал, что видел роспись уже завершённой). Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Сохранились свидетельства о том, что эта молодая особа была другом Леонардо, который, очевидно, выполнил её портрет при дворе Сфорца.
То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль.
А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. В первых подготовительных зарисовках Леонардо, очевидно, стремился дать традиционную схему композиции с Иудой-предателем, сидящим с противоположной от Христа стороны стола, но уже с самого начала «в его концепции темы господствует стремление трактовать заявление о предательстве как центральный драматический мотив» (Хейденрайх). Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии.
Т. 3. У порога стоят четыре фигуры, над ними небо. Напротив, вдохновлявшийся этой скульптурой Леонардо придаёт улыбке совсем иное значение. Рисунки эти ещё несколько наивны и суховаты, но уже говорят о постепенном овладении техникой. Цепь эмоций отражена непосредственно в позах персонажей, воплощающих целую гамму внутренних движений, так что группа кажется сообщающейся в своих элементах и подчинённой единому потоку чувств.
Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, ginepro, которые видны на фоне композиции). В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Отсюда возникло название картины. Быть может, древние ледники были свидетелями далекого прошлого Вселенной, её предыстории, закончившейся с рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и потянулись к свету (Леонардо- единственный художник кватроченто, не верящий в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого понимания. Тайная вечеря была заказана Леонардо (возможно в 1494 году) доминиканским монастырём Санта Мария делла Грацие. Это настоящий синтез ландшафтных штудий и тех топографических зарисовок, которые Леонардо делал с практической целью (проект регулирования течения реки Арно с помощью канала и затопления водой долины Кьяна, подготавливая который, он должен был выполнить многочисленные карты местности, расположенной между Тирренским морем и Апеннинами). Группа задумана им в виде единого блока, но составляющие его фигуры передают различные чувства, что повлекло за собой разноречивые интерпретации произведения.
Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. В своей картине Леонардо, несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами и решает её «натуралистически»- с учетом того, что эти различия заложены в самой природе. И, наконец, символика.
В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. В ней, можно сказать, заключается леонардовский подход к воплощению содержания в живописи. Лицо мадонны показано не полностью.
Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. В поисках выразительных средств Леонардо обратился к масляным краскам, до тех пор практически не использовавшихся живописцами Флоренции. В то время как все либо взволнованно повернулись к Христу, либо ошеломлённо обсуждают смысл сказанного им, он отодвигается от общей драмы, оставаясь в одиночестве под гнётом предательства.
– М. : Просвещение, 1976. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Обилие вертикальных складок на одежды Девы Марии, складочки на коже маленького Христа, параллельные друг другу линии окна и подоконника демонстрирует нам преобладание вертикальных линий.
Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». – 254 с. Вазари Дж. Это не увиденный где-то пейзаж и не игра воображения, а natura naturans (природа созидающая (лат. ), возникновение и распад сущего, циклический переход материи из твердого состояния в жидкое, парообразное. Осенью 1478 года он записывает в одной из своих записных книжек, следующие слова: бря 1478 г. я начал две девы Марии. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
– 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. Такая улыбка не является, в буквальном смысле слова изобретением Леонардо. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера.
Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Оно было заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат.
Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Наконец, ни одно произведение не доставляло обществу столько забот, связанных с решением вопроса о его сохранении и реставрации. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Для историков важно другое.
Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Первый период пребывания Леонардо в Милане (1482-1499) явился самым продуктивным в его творчестве и принёс ему известность во всей Италии, прежде всего, количеством и значимостью выполненных произведений, завершенных или незаконченных, либо доведённых только до стадии замысла и первоначальных набросков. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Насколько этот последний имел меморативный характер, создавая обобщенные образы (черты этого присутствуют и в так называемом Портрете Джиневры Бенчи, в основе своей являющимся новаторским), настолько ломбардский портрет был реалистическим и аналитическим, сосредотачивающим внимание на передаче стиля одежды, украшений и других аксессуаров. 7. Плохая сохранность композиции, постоянно вызывавшая сожаление по поводу того, что её нельзя увидеть в первоначальном состоянии, приписывалась историографией искусства (Вазари) технике использованной в ней Леонардо.
Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Некоторые эксперты называют картину «неудачной». И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
Именно в подобном выражении человеческих чувств мастер из Винчи синтезирует отношение человека к его окружению, достигая при этом универсальности выражения, сохранившей свою значимость до сих пор. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Преображает его одухотворённая радость и любовь. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц.
Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. – М., 2003. – М. : Детская литература, 1971.
Именно с «Мадонны Бенуа» тогда еще молодой (26 лет) и вырабатывающий свой стиль художник Леонардо да Винчи стал использовать технику масляной живописи. – 380 с. Богат Евг. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов.
Мальчик нежно приник к ней. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Рассмотрим «Мадонну в скалах»: фигуры изображены у входа в грот, почти естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы. Но почему перед нами встреча младенца Христа с младенцем Крестителем. Существуют различные точки зрения по поводу идентификации портретируемой мнения специалистов о датировке этой работы также разделяются.
М. Карасёвой. «Мадонна Бенуа» – не исключение. Из коллекции генерала Корсакова». Она несёт в себе двойной смысл: не только радость материнства, доступной и почти любой земной женщине, но и радость духовного дарения испытать плоды дано не всякому, а только тому, кто раскроет душу навстречу Христу и примет его. Кроме того, пребывание в Подании (район Поданской долины) Антонелло да Мессина (он жил в Венеции в 1475 году) способствовало распространению здесь типа портрета с фигурой, представленной на тёмном фоне и с точной фиксацией её мимики и осанки.
Следы этой росписи были обнаружены во время реставрации 1893 года. Мир Леонардо. Чистота форм, достоинство поз, сочетающиеся с острым проникновением в характер модели, сближают портреты художника с самыми передовыми для того времени достижениями в данном жанре искусства – с работами Антонелло да Мессина. Почему ангел указует перстом на Крестителя. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Роспись начала разрушаться вскоре после того, как мастер её выполнил и уже во времена Вазари (1568 год) изображение было с трудом различимо.
Книга I. – М. : Детская литература, 1989. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. – М. : ТЕРРА, 1997. – М. : Директ-Медиа, 2009. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».
– 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. В Тайной вечере показано массовое действие: слова стремительным ветром отзываются в кругу апостолов, группами по три человека обсуждающих потрясшее их откровение Учителя: «Один из вас предаст меня» (Евангелие от Матфея, XXVI, 21). К теме Мадонна с младенцем и святой Анной Леонардо уже обращался в миланский период творчества, когда выполнил картон с изображением этих фигур (ныне в Национальной галерее, Лондон), который, однако, никогда не был переведён в живопись.
Атрибуция её Леонардо была сделана исследователями сразу и почти единодушно. Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь Леонардо ещё вернётся к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе). – (Библиотека искусства). Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Эти реставрации предпринимались администрацией различных правительств, сменяющих друг друга в Миланском государстве (сначала австрийского, а в конце XIX века – Королевства объединённой Италии). Н. Воскобойников.
«Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе.
sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют.
– 192 с. : ил.
Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу.
Точно также в природе человек видит предметы и явления имеющие свои причины и значения. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Искусство для него- одна из многих разновидностей исследования, опыта, познания, но в известном смысле оно выше других, так как рисунок – «вещь умственная» интеллектуальный процесс и, как таковой, орудие, пригодное для всех предметов. Мадонна изображена приёмом сфумато. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Уоллэйс Роберт Мир Леонардо.
Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство).
Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину. В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет из которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно.
Пещера для него – это «средоточие геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени, составляющих тайну Земли» (Шастель). ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.
Темпера не давала таких возможностей. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. 1452 – 1519 / Пер. Изображение фона ломает традицию кватроченто. Он составляет проекты по мелиорации, канализации, градостроительству. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.
Один сюжет решён художником по-разному. Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены.
Иначе говоря, улыбкой, которая обнаруживает леонардовское представление о мире. Фреска должна была занять северную стену трапезной монастыря. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. Но не менее важна её роль и с художественной точки зрения. То, что Леонардо назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния, зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Глазу даны одни лишь формы.
Возможно, однако, что техническое исполнение росписи он частично поручил своим ученикам. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Ряд портретов Леонардо связан с атмосферой двора Сфорца, где определяющую роль играло прославление индивидуума, отражавшее славу двора.