Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой). «Страшный суд» темой для которого послужило второе пришествие Христа именно эта работа стала последним произведением эпохи Возрождения.
Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Художник задумал не пророка, не царя, а юного гиганта в полном избытке молодых сил.
Но Микеланджело уже сталзнаменит. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона. Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. Будучи в ссоре с папой Юлием II, он принимает решение примирится в ним и сразу же принимает от него заказ.
Именно здесь, Микеланджело изучает шедевры античной культуры и начинает постигать мастерство скульптуры и живописи. Обе фигуры слиты в единое целое.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо —небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель.
Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5, 5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла».
Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая».
Он занимался там в течение одного года. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
После смерти папы Юлия II, упокоившегося 21 февраля 1513, по настоятельной просьбе наследников прежний проект был пересмотрен с внесением в него некоторых изменений, однако и его реализация не была осуществлена. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана.
Еще Папа Климент VII незадолго до своей смерти, воспользовавшись одним из приездов Микеланджело в Рим, предлагал ему расписать алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда». Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Больше 300 фигур было изображено на потолке капеллы. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче.
Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Восемь месяцев он провел в горах Каррары, руководя добычей мрамора, но когда вернулся в Рим, узнал, что Папа от своего замысла отказался. «Скованный раб», «Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы: мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие («Скованный раб»), последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле («Умирающий раб»). Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера. Хотя даже они меркнут по сравнению с тем, какое богатое наследие оставил после себя этот художник и скульптор.
Следующим на очереди был проект усыпальницы рода Медичи. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Глава 20. В личной жизни, Микеланджело был воздержан.
25) (начата в 1530г. В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Увиденное потрясло воображение многих людей.
Ну тщеславный был человек, что поделаешь. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным, подтверждая мысль художника о том, что «наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. Несколько поколений семьи занимались банковским делом. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В РФ. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Кроме этого, мастеру заказывают различные общественные работы крупных масштабов. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру.
Однако по требованию наследников папы надгробный памятник поместили не в соборе Св. «Пьета» не исключение. Она не разрушает плоскость свода, а выявляет тектоническую структуру. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году, в тяжелый для города момент. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко.
По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года.
Эта динамика запоздала, чтобы найти её главное выражение в центрично спланированном соборе Святого Петра, с его гигантским ордером, слегка волнистым карнизом и восходящим вверх остроконечным куполом. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Мастера, который тайком (от церковных кликуш) по ночам выкапывал трупы, как мужские так и женские, для того, чтобы понимать какие мышцы куда крепятся, сложно обвинить в незнании анатомии. Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени.
В основном это скульптурные композиции и рисунки (в графике Микеланджело был таким же величайшим мастером, как Леонардо и Рафаэль) на тему «Оплакивание» и «Распятие». Культура и быт народов России в ХVIII веке (просвещение и наука, архитектура, скульптура, живопись, театр). Вопрос 72. «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия.
Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века.
За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Стиль исполнения и знание анатомии немного разные вещи.
Отныне руки Христа были прижаты к телу. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. За левой ногой Бахуса прячется фавн, надкусывающий гроздь винограда.
К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. В 1513—1516 гг. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера.
Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение Высокого Возрождения. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения. Он вернулся к работе у Медичи. Все эти диссонансные ноты, подчеркивающие состояние надломленности, нарушают архитектоническую гармонию Ренессанса и являются предвестием новой эпохи в искусстве.
Мучение Св. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами.
Она поддерживает его рукою. Как пишет Ирвинг Стоун в книге «Муки и радости», скульптура выглядит статичной, скованной, замкнутой и полностью погруженной в собственный мир. Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы.
ботинках». Ордерная системаВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ШКОЛАВопрос 1. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Скульптура имеет все традиционные атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином и сатир, но Микеланджело вдохнул в тему дух реальности изобразив его с сонными глазами, раздутым мочевым пузырём и в позе, которая предлагает, что он неустойчиво стоит на ногах. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. Так же было создано единственное дошедшее до нас станковое произведение «Мадонна Дони».
Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном.
Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. по проекту Я. Сансовино. Картина получила широкое признание от пэров. Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис.
С другой стороны от Лоренцо изображен засыпающий мужчина — аллегория вечера. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Библейский пророк изображен со скрижалями завета. Занятый в то время статуями для капеллы Медичи во Флоренции, скульптор ответил отказом.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Микеланджело именовал их как «ignudi». В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.
Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Однако, увидевзавершенной творение кардинал был так потрясен, что объявил «все пункты договоры соблюдены». На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах.
Закончена к 1588 г. по проекту Дж. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Петра (рис. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Случилось это в 1972 году. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Молодое идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции.
Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita – устрашающая). У Микеланджело контрасты сходятся воедино и не могут существовать по отдельности. Он являет собой образ человека-борца.
Но это ИМХО. Ведь он был преже всего скульптором. Это здание использует архитектурные формы с таким динамичным эффектом, что рассматривается как предвестник барокко. Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности.
В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. — есть и такое их толкование). Мавзолей должен был прославлять церковь и папу, но вместе с тем был полон античных реминисценций и при помощи характерных для того времени аллегорических изображений искусств и добродетелей создавал образ полной творческих сил Италии и ее расцветающей культуры.
Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Отходя от традиции. День размером 1 м 50 см на 1 м 60 см представлен мужчиной, полным активности, живости, внутреннего огня.
Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ). Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Иисус вытянулся на коленях матери и оглядывается через правое плечо на Иоанна, который протягивает ему птичку.
В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде.
Первоначально статуя была предназначена для гробницы папы Юлия II. В тот момент, когда герой мужественно готовится поразить врага своего народа. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. В лице Иисуса изображенного художником, находили даже сходство с Савонаролой. Почему. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам.
Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов.
Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. В порыве яростиМикеланджело высек на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи, следующие слова: «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии. Он сделал вид, что поскоблил мрамор. Гробницу Лоренцо украшают две скульптуры: «Утро» и «Вечер».
«Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. При огромном количестве фигур роспись Сикстинского плафона логически ясна и легко обозрима. делла Порта).
Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.
Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.
Все вместе придало группе внутреннее напряжение, необычное для искусства Возрождения. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Возможно, они имели какое-то аллегорическое значение (искусство в плену после смерти Папы. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. В прекрасном образе Давида, в его суровом лице скульптор передал титаническую силу страсти, непреклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно.
Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Лоренцо изображен в спокойной задумчивой позе. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. В олимпийском величии сидит полубог.
Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Однако то.
По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. Огромное количество предложений приходило к ваятелю в этот период. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Эта весть поразила в самое сердце Микеланджело. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры.
Однако работал Микеланджело около двух лет. Слишком объемным оказался труд, который нужно было приложить к скульптуре. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Телу Христа и всему произведению он дал гармонию и красоту. Полотно уникально в своем роде тем что Микеланджело изобразил живопись словно скульптуру. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее.
Микеланджело взял резец и незаметно немного мраморной пыли и поднялся по лесам. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
Правда потом он сильно жалел о сделанном и больше ни одно из своих творений не подписывал. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. В 1976 году обнаружили скрытый коридор с рисунками на стенах, которые, связанны с самой часовней. Сегодня она находится в Лувре. Сюжет близок к бытовому жанру.
С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений — над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера и его родного города и всей страны в целом. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. Однако тот повреждает работу, на которую ушло около четырех лет. К моментузавершения скульптуры Микеланджело было всего 24 года.
Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета». Они предназначались для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети.
Многим работам Буонарроти приписывают противоречивость, что было присуще его характеру. Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
C. Сотворчество участников театрального процессаАнтичная архитектура. Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии. 18—22). Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Статуя выполнена из мрамора и впервые была показана широкой публике во Флоренции 8 сентября 1504 года. Несмотря на попытки выйти за пределы искусства, его универсальность в дисциплинах, которыми он занимался имела такую высокую степень, что зачастую считается претендентом на звание прообраза человека эпохи Возрождения, наряду с его итальянским коллегой Леонардо да Винчи. Холодному мрамору передал он тогда свою горячую скорбь. Искусствовед Йоханнес Уайльд однажды написал о скульптуре следующее: «вкратце это не образ бога».
Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Отныне скульптор стал узнаваемым гением.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем.
Теперь она находится в базилике святого Петра. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Слегка склонена голова Богородицы. Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи).
В девяти центральных композициях развертываются события первых дней творения история Адама и Евы, всемирный потоп и все эти сцены, по сути, являются гимном человеку, заложенным в нем силам, его мощи и его красоте. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Вторая скульптура — «Пьета» — открывает целый ряд работ мастера на этот сюжет и выдвигает его в число первых скульпторов Италии. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Приподнятая к губам левая рука как будто бы намекает наего внутреннее молчание. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Под патронатом папы римского, Микеланджело столкнулся с постоянными перерывами в его работе над гробницей, чтобы выполнить другие многочисленные задачи. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата.
К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал. Микеланджело покинул город до окончания политического переворота, переехав в Венецию, а затем в Болонью.
Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Договор согласовали в августе следующего года. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями —символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» —в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» — в надгробии Джулиано. Кажется, что скульптура вот-вот упадет.
Общественное значение скульптуры было понято сразу. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Петра, как планировалось, а в церкви Сан Пьетро ин Винколи. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Скорее это общее влияние эпохи. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36.
Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами.
13). Однако стоит приглядеться к деталям. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Сам он очень полюбил «Пьету» и нередко приходил полюбоваться на нее. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами.
Через месяц после рождения сынасрок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы.
Сегодня ее можно видеть в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения, — все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» (вместо торжества справедливости над злом — катастрофа, крушение мира). Невероятные успехи, внимание со стороны влиятельных людей и, судя по всему, острый язык привели к тому, что в школе Микеланджело нажил себе немало врагов, в том числе и среди учителей.
Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом прекрасном теле. К счастью семья в которую он был отдан была любящей и относилась к воспитаннику хорошо.
Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Помимо перечисленных проектов Буонарроти принимал участие в создании выдающихся памятников – ниши Бельведера, капеллы Сфорца и многих других укреплений. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». Выполнена она по его личному архитектурному проекту.
В стране вспыхивает революция. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. В 1501 году Микеланджело снова посещает Флоренцию.
По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти.
Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчеркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объема. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. Согласно контракту работа должна была бытьзакончена в течение одного года.
Этот проект существовал в нескольких вариантах. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано.
Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек».
Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Два последних десятилетия жизни Микеланджело приходятся на тот период, когда в Италии искореняются черты свободомыслия великой гуманистической эпохи Ренессанса. Левая же рука Марии как будто бы показывает недоумение. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили.
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Глыба имела 9 футов высоты и осталась в первой грубой обработке.
Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Его тело наполнено смелостью и отвагой. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Mикеланджело дворянин отозвался о работе мастера: «O, это пустяки. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. И только огибая палаццо Сенаторов, можно увидеть раскинувшиеся позади Капитолия руины римских форумов и вдали Колизей.
Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра. Во время создания декора для усыпальницы архитектору поступило предложение на оформление часовни Льва Х и скульптуру «Христос с крестом». Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.
Именно в садах Медичи и в доме Медичи Микеланджело и начал тщательно изучать античную пластику. Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ).
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление. Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ).
На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы».
Никто не брался завершить статую без надставок. Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа.
К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи «Моисея», «Лии» и «Рахили» для гробницы папы Юлия II. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них.
В его взгляде можно увидеть суровость, решительность и презрение к врагу, а во всей его фигуре ощущается внутреннее напряжение. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СУБЪЕКТЫ. Вопрос 73. В ангеле Микеланджело всё динамично. С завершением Давида пришёл другой заказ.
Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии.
Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам.
Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Образовавшееся здесь вытянутое пространство, ставшее преддверием Капитолийской площади, удачно скрадывает угол между осью улицы и главной осью ансамбля. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры».
И с его сексуальными предпочтениями стиль тоже вряд ли связан. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Давиду Микеланджело удивлялись даже невежды. Мы можем наблюдать, насколько мастерски Микеланджело смог передать композиционное построение, выражающее психологическую окраску трагедии. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
Он занимался там в течение одного года. Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Им были произведены на свет знаменитые фигуры для «алтаря Пикколомини», «Давит» и «Двенадцать Апостолов». Открытие памятника превратилось в народное торжество.
До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Даже трагическая ситуация потопа не может поколебать веру в силу человека. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы.
Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. «Пьета», правда, былазавершена не через год, а через два.
Бронзовая скульптура, создание которой заняло практически год, в будущем была уничтожена. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой.