Картина Караваджо «Лютнист» или «Юноша с лютней» является ярким экспонатом Эрмитажа. Картина Караваджо Лютнист: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. И сегодня мы расскажем о картине «Лютнист»итальянского художника-реформатора эпохи бароккоКараваджо.
На картине Караваджоперед лютнистом лежат раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева инжир, слива, груши).
В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.
Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Драматизм этой поразительно реалистической подробности усиливается резким светом и глубокими тенями (прием, называемый – светотень) фон отсутствует.
По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея».
На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.
Караваджо пришлось бежать из Рима. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах.
Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».
Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). История созданияКартина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Однако именно эта продолжительность мимолетного чувства, остановленного и закрепленного художником, чарует навеки. Яркий пример живописи эпохи барокко.
Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».
Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой изящные движения рук – все передает красоту эмоций, вызванных музыкой. Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Отец мальчика был зажиточным архитектором.
Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Он часто использовал грубые крестьянские типы в качестве моделей для святых и апостолов. Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»).
«Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Однако картина кажется застывшей.
Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Но к тому времени, когда была создана Гадалка, Караваджо уже имел нескольких богатых и Влиятельных покровителей. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».
Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского музея. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей.
На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Выйдя из больницы Микеланджело не вернулся в мастерскую Чезари из-за возникших между ними материальных разногласий. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой изящные движения рук – все передает красоту эмоций, вызванных музыкой.
По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради.
" (картина "Гадалка"). Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см).
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Яхета де Берхема. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании.
Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной.
Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Это был гений великий, гений самостоятельный, хотя современников Караваджо поражали, а многим казались вульгарными сюжеты и модели его картин. Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.
На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками. — На протяжении долгих лет считалось, что на полотне изображена девушка, а потому оно было выставлено в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Уже в начале ХХ века искусствоведы пришли к выводу, что накартиневсё-такиизображён молодой человек. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу.
Это произведение художник создал в 1595 году по заказу своего высокопоставленного покровителя кардинала Франческо дель Монте, на вилле которого художник прожил несколько лет. Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль, в картинах своих отличался необузданной энергией, впрочем, как и в жизни (он несколько раз дрался на дуэлях, за что потом сидел в тюрьмах).
Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого "Лютниста" (другое название картины "Девушка с лютней"). С отточенным мастерством написаны художником все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. 94119 см). Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время – весной. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке.
Как и в других своих ранних полотнах, Караваджо не передает здесь глубины пространства, только ничем не покрытый деревянный стол отделяет юношу от зрителя. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.
СюжетНа всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).
Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт.
Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка.
Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время — весной. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8. По словам современника и биографа Караваджо и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
Караваджо подает это просто и спокойно, как еще один реальный факт, с которым зрителю надо считаться. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).
Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Скорее всего, позировал художникуего другМарио Миннити. Головы Христа и трех апостолов являются фокусом композиции. На картине изображен юноша играющий на лютне.
Свет и тень ложатся резкими пятнами. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. В 1593 году Караваджо уезжает в Рим, где сначала работает в мастерской художника Чезари дАрпино, а потом находит себе богатого покровителя кардинала Франческо Мария дель Монте. Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя.
Причина смерти художника остается неясной. Юноша обращается прямо к зрителю и лютня как бы является связующим звеном между исполнителем и слушателями. зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину.
Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas.
Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), – все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого Лютниста (другое название картины Девушка с лютней).
Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и Влиятельных покровителей. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши.
Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Есть также версия, что «Юноша с лютней»— портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Но.
Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Художественные приемы, которые применяет Караваджо в этой работе, — контраст освещенной ярким ровным боковым светом фигуры на переднем плане и темного нейтрального фона, подчеркнутая объемность формы интерес к реальным деталям, отсутствие идеализации — получили большую популярность не только среди художников — соотечественников Караваджо, но и у многих его европейских последователей.
На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта6. Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. — В эпоху Караваджо популярно было использовать шифры. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.
Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Краски, тусклые и жесткие, не объединены в одно целое. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства.
Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной. Но вскоре терпение и труд поставили его в ряд с величайшими художниками своего времени. На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка.
Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана.
Соответственно, каждый из этих предметов носит свой скрытый смысл. Будучи простым каменщиком из-за страстной любви к искусству он пришел в Рим, чтобы заняться там живописью. Его упрекали за то, что в рисовании он «следует своему собственному гению, не питая никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам».
В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см). Движение в ней не показано в его развитии. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта.
В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. В 13 лет своими работами он смог поразить художника Симоне Петеранцо, который взял подростка на обучение в свою мастерскую в 1584 году. Во-первых, на картине ноты, находящиеся перед музыкантом, — это запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта«Вы знаете, что я люблю вас», которая предназначена для мужского голоса.
Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией.
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Вот таким образом практически каждый предмет на полотне имеет сразу несколько значений, что даёт пространство для размышлений. На работе Караваджоперед лютнистом находятся раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева инжир, слива, груши). Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
Этот художник не знал успокоенности ни в жизни, ни в творчестве. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши.
Яхета де Берхема. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Но вскоре терпение и труд поставили его в ряд с величайшими художниками своего времени. Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль в картинах своих отличался необузданной энергией, впрочем, как и в жизни (он несколько раз дрался на дуэлях, за что потом сидел в тюрьмах).
(картина Гадалка). Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клетка со щеглом. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе.
Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Яхета де Берхема. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд.
О принадлежности модели к мужскому полу свидетельствуют несколько фактов. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8. «Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом.
Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), – всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.
Яхета де Берхема. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. В этой ранней работе видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца.
И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу» (картина «Гадалка»). В убийстве обвинили Караваджо. «Завтрак» -- одно из наиболее ранних произведений молодого мастера.
Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Мы видим картину глазами человека, слушающего музыку на концерте.
Караваджо подает это просто и спокойно, как еще один реальный факт, с которым зрителю надо считаться. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. На другой тетради начертано Gallus – имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта.
Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера.