Визави Любви земной является Любовь небесная, которая изображена обнаженной. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. Последнюю картину «Оплакивание Христа» художник пишет для своего надгробья. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.
В четырнадцать лет Катерину Корнаро выдали замуж за короля Кипра, Иерусалима и Армении. Строптивый Джентиле возражал султану, утверждая, что на его картине все прописано верно. Хотя было ясно, что просто ее дзокколи (туфли на высокой подошве, которые венецианцы называли попросту «копыта») выше, чем у других дам, тоже господствовавших над толпой.
В городе вскоре заговорили об этой истории и даже о намерении Тициана жениться. Два года он живет в Ватикане и пишет портреты Папы и его придворных.
И семидесятилетний художник отправляется в Ватикан. Ее сын-младенец погиб, не отметив свой первый день рождения. Но вернемся к самой картине. Картина получила свое нынешнее название в1693 году.
Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана. Имя этой женщины осталось неизвестной. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. А заказов ему и здесь хватает. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. Вот таким образом его картины до сих пор вызывают такой сильный отклик у зрителей. Рина не умела этого делать, она раскалила на огне большой корабельный гвоздь и волосы ему сожгла.
У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80, но никак не больше 90 лет. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме.
Доэтого искусствоведы наоснове различных вариантов толкования сюжета исимволики именовали полотно «Красота приукрашенная инеприукрашенная». Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. Моделью или возлюбленной художника.
«Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. Видимо, не случайно Вазари в первый приезд в Венецию, познакомившись с Тицианом через своего приятеля Аретино, тотчас отметил в алтарном образе признаки «портретности» в лицах святых.
Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. Столь же статным и привлекательным Тициана можно увидеть в ярком парчовом камзоле с виолоне (разновидностью контрабаса) в руках на картине Веронезе «Брак в Кане Галилейской» (Париж, Лувр). Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу.
В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то материальности, которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы. Спасибо за них. ДоXX века никто особенно необращал внимания насвадебную символику. Там он предстает статным мужчиной с длинными темными волосами, правильными чертами лица и подкупающе добрым и проникновенным взглядом в образе Ульфа, супруга шведской красавицы святой Бригитты.
Катерина Венета стала единовластной правительницей Кипра в шестнадцать лет. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. Когда однажды художник уронил кисть, король поднял ее и сказал: «Услужить Тициану почетно даже императору». Гость долго рассказывал о своей любви к живописи и о том, как однажды он обратился с просьбой к Джорджоне, но зарекся иметь дело с этим ветреником и бражником. «Глядя на такое лицо, на маленькие умные глаза, – подумал Тициан, – вспоминается библейское изречение: «Во многой мудрости много печали».
Невесте, одетой в белое расположенной около Купидона, помогает Венера лично. В общем, рисунок у Тициана не получился. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато.
С Джорджоне он когда-то вместе расписывал фресками стены храмов в Венеции. Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. «О чем я думаю. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями.
Поздняя живопись Тициана – это новый взлет творчества мастера. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема. Его работоспособность была чудовищной.
Уважаемые читатели искренне надеемся, что книга Тициан. А когда друг погиб в молодости от чумы, дописал одну из лучших его картин – «Венеру». Для полноты картины порхают две бабочки как символ чего-то возвышенного, неземного. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. Во многом благодаря ему колористика стала такой, какой мы ее знаем сегодня.
Королева Катерина Венета могла выйти замуж за любого из европейских аристократов, но Серениссима (ее названная мать) не могла и не хотела допустить потерю вожделенной территории. Исследователи говорят, что нет картины более реалистичной в изображении смерти. Перед концертом нам удалось немного поговорить. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Мы словно ощущаем всю тяжесть конструкции.
У него и раньше было немало женщин, в основном натурщиц. Рассматривая созданные в Венеции удивительные по радостному звучанию «Любовь земную» или «Флору», пожалуй невозможно согласиться с утверждением П. П. Муратова в его книге «Образы Италии», что «в тициановской Венеции нет вообще никакой печали и никакой улыбки и оттого так трудно чувствовать сердцем ее восхищающую глаз пышность».
Те же чувства разделял и Аурелио. Он был и льстец и тонкий психолог. Он был очень дорогостоящим художником, но его работы стоили тех денег, которые ему платили.
Жест этот похож на неистовый крик, который пронзает тишину. Новот особенно внимательные исследователи разглядели, что владелец герба— Николо Аурелио. После ухода словоохотливого Аурелио он сделал несколько набросков, а затем по привычке повернул картон к стене, чтобы позднее, когда замысел созреет, к нему вернуться. Но слова Христа останавливают ее – Он уже принадлежит другому миру. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Ему не важно было знать, кто она: герцогиня, натурщица, любимая дочь Лавиния, экономка в доме или цветочница с площади Св. Марка.
Ученик добавил к картине надпись: «Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу». Разве мог он даже мечтать о том, что когда-нибудь его имя будет известно по всему миру. Девушка одета вбелое платье наголове унее— миртовый венок (растение Венеры, символизирующее любовь иверность) рукой она прикрывает чашу (втаких сосудах женихи вручали венецианским невестам свадебные дары) наней— пояс иперчатки (первое— символ супружеской верности, второе— атрибут свадебного наряда, который женихи дарили наобручение взнак серьезности намерений). Он продолжал учиться всю жизнь. Тициан воспевал жизнь ичувственную красоту.
На картине свадебной символики в избытке. Однако Земная и небесная (Священная и Светская Любовь) Тициана осталась и фактически стала символом самой галереи Боргезе. Это прежде всего «Азоланские нимфы» Бембо и роман «Нурnеrоtоmасhiа Poliphili» (Любовные битвы в снах Полифила), о котором в то время велось много разговоров и споров в венецианских салонах. После разнообразных, в том числе кровавых маневров Совета Десяти, Катерина отреклась от престола в пользу Венеции и отдала королевство «приемным родителям». «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица».
В то же время она совсем не спешила возвращать ларец со свадебными подарками и это внушало некоторую надежду. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине.
Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». А венецианские женщины. Какая яркая толпа заполнила улицы, набережные. Венецианский титан Возрождения, получивший прозвище Божественный. Роман пользовался шумным успехом.
Еще при жизни он завоевал титул «короля живописцев и живописца королей». К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции».
Но никто не мог остаться равнодушным перед силой таланта Тициана. И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. Богатство Республики росло.
Картина «Не прикасайся ко мне» запечатлела момент встречи только что воскресшего Христа с обессилевшей от горя и отчаяния Марией Магдалиной. Остается лишь задаваться вопросом в чем же был секрет выдающегося сына Венеции. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио.
Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий интригующий с первых же страниц.
Девушка одета в белое платье на голове у нее – миртовый венок (растение Венеры, символизирующее любовь и верность) рукой она прикрывает чашу (в таких сосудах женихи вручали венецианским невестам свадебные дары) на ней – пояс и перчатки (первое – символ супружеской верности, второе – атрибут свадебного наряда, который женихи дарили на обручение в знак серьезности намерений). Это было время расцвета для Венеции, покончившей с войнами и разрухой. Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху». Это одна из самых лучших картин мастера.
В обмен Совет Десяти в специальном декрете прописал все условия для нее: годовую ренту, новое поместье с замком в городке Азоло близ Венеции, неприкосновенность. В Венеции был – Тициан. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Ей исполнилось уже пятьдесят лет.
Что-то, однако, помешало дальнейшему развитию бурно начавшейся любовной истории. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи.
От Джорджоне здесь почти ничего не осталось. Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере. Однажды, когда он сидел над картиной для Аурелио, к нему зашел на огонек Бастьяно Лучани. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу.
Марка. Тициан долго раздумывал над сюжетом. Толпа наблюдала за церемонией с берега, зрители обсуждали каждый жест, каждый шаг дожа всем, кроме новых иностранных гостей, были известны тонкости древней ежегодной церемонии. Превосходно изданная книга являла собой подлинный шедевр искусства книгопечатания. Ноникто немог остаться равнодушным перед силой таланта Тициана.
Не часто встретишь, столь глубоко и проницательно раскрыты, трудности человеческих взаимосвязей, стоящих на повестке дня во все века. Высоких было больше, чем низких.
Так утверждали венецианские знатоки. А может быть и влюбленный Тициан сам осознал, что «желание не всегда есть любовь». Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Что же касается картины «Оплакивание Христа», принято считать, что ее закончил ученик мастера, Пальма Младший, который лишь дорисовал летящего ангела со свечой и подправил каменную кладку сверху на картине, куда почти столетнему мастеру трудно было добраться.
Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Безусловно, он не мог тогда не уловить сходство между святым Рохом и возмужавшим автором. Мария словно бы застыла от горя, художник написал ее как статую. Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.
Тициан чуть было не остался без работы. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром. За свою долгую и счастливую жизнь Тициан смог отразить эпоху и людей, своих современников.
По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Да и само произведение можно рассматривать как гимн женской красоте. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Тициан изобразил Христа как воина, павшего в бою.
Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Мой друг Маньяни был профессором Римского университета, автором замечательной книги «Разговорные тетради Бетховена». «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Вдали расстилается просторный пейзаж с золотистым небом и кристально чистым воздухом.
За последние годы он научился умело их обходить. Тициан спрятал паленые пряди под потертый берет, чувствуя, что выглядит нелепо. Видимо, Тициан не стал развивать далее мотивы книги о снах Полифила и увлекся темой «фонтана любви», чья влага обладает чудодейственной очистительной силой, помогая Любви земной возвыситься до Любви небесной.
До этого искусствоведы на основе различных вариантов толкования сюжета и символики именовали полотно «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Второй раз Тициан так и не женился. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Тело Спасителя, которое держит Мария, окружают скорбящие люди. заказчик выступал явно не от себя, а от других сил, которые пожелали остаться неизвестными. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы.
Размах торговых связей Венеции был огромен. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела.
Художнику удалось запечатлеть удивительное слияние любви земной и любви небесной. Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке. Он был очень доволен работой художника. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио.
Но его предложение было отклонено. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Незнакомка была явно нездешней. Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая — в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств. Новые морские пути еще только-только осваивались.
«Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Итак, начнем сземного. Амифологические сюжеты полны неги ичувства покоя игармонии вслиянии сприродой. Но в действительности дела обстояли иначе.
Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Автору этих строк не раз приходилось любоваться картиной, бывая в гостях у Луиджи Маньяни в его имении Мамиано. Картина должна была стать подарком молодой жене.
Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Замужние матроны, а также и куртизанки спешили увидеть выход золотых дел мастеров. Наконец, после витиеватого вступления он перешел к сути дела, по которому явился.
И его по-прежнему вдохновляют евангельские сюжеты, которые он пишет до конца своих дней. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Строгую композиционную схему классического стиля Тициан несколько смягчает асимметрией.
Однако это не помешало дружбе со многими литераторами. Тициану повезло сказочно, так как работы Джамбеллино, как все называли младшего Беллини в городе, нравились ему гораздо больше, чем «засушенные», как и его физиономия, творения старшего из братьев. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина.
Увлечение было настолько велико, что стало бросаться в глаза окружающим. Полотна на религиозные сюжеты буквально сияют и прославляют бога. Его женитьба на Лауре Багаротто, молодой вдове из Падуи, была предметом пересудов. Накартине свадебной символики визбытке.
И все же биограф Вазари считает, что Тициан по жизни нес некий «комплекс Джорджоне». Лотто и сам уже несколько лет работал в этой мастерской.
Иногда на его крик прибегали стражники проверить, все ли в мастерской остались живы. А Серениссима, «удочеряя» Катерину, заботилась о том, чтобы права наследования новой королевы никем не могли быть оспорены. Расходы значения не имели. Тициан воспевал жизнь и чувственную красоту. Вот таким образом в руке Любви небесной пунцовая накидка, а у Любви земной алые рукава платья. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио.
То есть символически после этой процедуры отцом ее стал считаться Святой Марк (Тициан усмехнулся, вспомнив шутки венецианцев, а особенно флорентийцев и иностранцев по этому поводу), а матерью – да, сама Серениссима. В фигуре же святой Екатерины угадывается то, что было с блеском осуществлено Тицианом в картине «Флора». «Серениссима» – так называли венецианцы свой город – сияла всеми оттенками, какие можно представить. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Блондинок мало. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами.
В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Долгое время имя автора оставалось неизвестным. Гений его уже в юности выражался отточенным мастерством «подражания» другим художникам. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. Он превыше всего ценил свободу выбора и свое независимое положение.
Я внимательно прочитала посты Олега Насобина и комментарии к ним. Даигерб венецианской семьи наколодце незамечали. Картина получила свое нынешнее название в 1693 году. Она парила над толпой, как грозный корабль над людским морем.
К году рождения Тициана Венеция уже была на вершине своего благополучия и роскоши. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Среди именитых портретов отсутствовал лишь Папа Римский.
Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Интересны и люди, окружающие Христа. Портреты изображают сложные психологические типажи.
Картина должна была стать подарком молодой жене. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Иначе говоря, слух является основополагающим, а зрение вторично. То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном.
Тициану сразу очень понравилось, что в мастерской писали и маслом и темперой, – он жаждал изучить обе техники. На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Считалось, что быть написанным кистью этого живописца – значило обрести бессмертие. Тициан создал целый ряд гениальных картин на евангельские сюжеты. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии.
В это время Тициан создавал свою знаменитую «Данаю». Точно установить дату его рождения так и не удалось, ученые до сих пор об этом спорят. В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе.
Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Исходя в работе над картиной из этой дилеммы, Тициан вступает также в негласную полемику с автором «Азоланских нимф» Бембо и с близкими ему поэтами-петраркистами, а также с музыкантами. Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием Любовь небесная и любовь земная (галерея Боргезе в Риме). Но роль придворного художника, пусть даже щедро оплачиваемого, его не очень привлекала.
В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. А ведь Карл был уродлив, у него была выдающаяся нижняя губа и так называемая «волчья пасть», врожденное уродство. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Если бы не его гений, то работы художника назвали бы дерзостью и богохульством. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. С титулом пришло богатство и слава. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа.
Со временем асимметрия станет излюбленным приемом Тициана. Да и герб венецианской семьи на колодце не замечали.
Работа имела большой успех. Даже не кистью – легким прикосновением пальцев художник нанес несколько завершающих мазков и твердой рукой подписал: «Тициан сделал». Итак, начнем с земного. Четверть — молодежь.
Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу Лаокоона с сыновьями, открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини). Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. Во время следующего визита император уже пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского.
За двадцать лет она создала королевство, которое никто не мог у нее отнять, – королевство разума и гармонии. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. На него смотрит старик, во всей позе и взгляде которого читается скорбь и мука. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. За что бы Тициан ни брался, мысли о Виоланте не давали ему покоя.
Позднее свои впечатления Вазари изложит в книге, дав описание высоко оцененной им картины. Тициан и сам тогда был влюблен. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. В мастерской работали только маслом, на досках и на холсте, что давало, по сравнению со старой техникой – темперой, больше возможностей в передаче оттенков цвета и состояния воздуха.
Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Картина была им приобретена в 1952 году у наследников генуэзского рода Бальби. Тициан. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин.
Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. Его картины полны жизни, силы, динамики. Венецианский титан Возрождения, получивший прозвище Божественный. Аурелио пояснил также, почему не стал обращаться к избалованному капризному Беллини.
Однако сама тема будущей картины его заинтересовала. Рука Магдалины в отчаянии поднята вверх. Но годы общения с Беллини и Джорджоне научили его разбираться в древней и современной литературе. Еслибы неего гений, тоработы художника назвалибы дерзостью ибогохульством. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» — слишком уж непростое прошлое было у новобрачной.
Его кисть рождала шедевр за шедевром. Кто была эта золотоволосая незнакомка. Его женитьба наЛауре Багаротто, молодой вдове изПадуи, была предметом пересудов. Еще одно яркое пятно – красное одеяние старика, символизирующее пролитую Спасителем кровь.
Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Ей он принадлежал безраздельно. О ранних годах Тициана мало что известно.
Понятное дело – страсть. Кстати, Альбрехт Дюрер (Альберо Дуро, как его звали в Венеции) тоже рисовал лицо Катерины, не приукрашивая, а вот все другие многочисленные ее портреты последние тридцать лет изображали цветущую красавицу.
Мы видим людей, раздираемых страстями и покоряющих нас силой характера и волей. До XX века никто особенно не обращал внимания на свадебную символику. Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Ситуация деликатная для него, видного государственного чиновника и потому в качестве свадебного подарка он хотел бы заказать не портрет своей возлюбленной падуанки, а какую-нибудь аллегорическую картину на одну из тем своего близкого друга поэта Бембо, например, какую-нибудь сцену из его знаменитой книги «Азоланские нимфы» или из поэмы «Аркадия» Саннадзаро.
Высказывается предположение, что в «Саломее» Тициан изобразил самого себя в образе Иоанна Крестителя, чью отрезанную голову держит на блюде красавица Саломея. Его картины полны жизни, силы, динамики. Колокола церквей ликовали, прославляя Ла Сенсу то по очереди, то все разом. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны.
В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Имя его стало известным. Чудо случилось. В семье Вечеллио было четверо детей – два мальчика и две девочки.
Причина тому – непростое прошлое невесты. Полотна нарелигиозные сюжеты буквально сияют ипрославляют бога. В Риме. Его мазок становится объемней, цвет насыщенней, а палитра более сложной и тонкой.
Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Тициан успел воплотить все то, что не успел выразить в своих полотнах ушедший Джорджоне. Хотя Аурелио наведывался чуть ли не каждый день интересуясь ходом работы над заказанной картиной, Тициан не мог отказать обратившемуся к нему Доменико Бальби, венецианскому потомку старинного генуэзского рода и довольно быстро, что необычно для него, написал «Мадонну с младенцем и святыми Екатериной, Домиником и донатором» (Реджо-Эмилия, частное собрание). Обе они рельефно выступают на затемненном фоне задника. Например, в его «Портрете дворянина», который прославился необычайной естественностью, окружающие увидели руку Джорджоне и только подпись Тициана поставила все на свои места.
Вомногом благодаря ему колористика стала такой, какой мыеезнаем сегодня. В дальнейшие годы художник создал целую галерею правителей, своих современников. И вот три года уже как Тициан трудится в мастерской Джамбеллино на Сан-Лио.
Нагая женщина – Венера, одетая – Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона. Слуги, сопровождающие патрицианок и дорогих куртизанок, пытались расчистить место вокруг них, но толпа напирала. Великих художников часто сопровождает нелегкая и полная драм жизнь. Несколько дней юноша был в отчаянии, плакал, чего с ним не случалось с раннего детства.
Как считают некоторые исследователи, таким он изобразил себя на картине «Мадонна с младенцем и святыми» (Мадрид, Прадо). Не следует забывать, что он был хорош собой и любвеобилен. Мастер Дзуккато сразу взял на место Тициана другого парня.
Душа — навсегда — живописи. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Выгнал с позором. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. Заручившись надежной поддержкой церкви и властей, он стал первым претендентом на должность официального художника Венецианской республики, которую в то время занимал престарелый Джованни Беллини.
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. В день Вознесения Господня праздновалось обручение Венеции с морем – Ла Сенса. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров.
Из-за талантливого и опытного изображения окружающих героев пейзажей, хочется быть среди них и оставаться с ними как можно дольше. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Что это – неведение или нечто умышленное. Но все же есть счастливчики, которые являются в этот мир, не ведая невзгод, словно бы ведомые рукой Всевышнего, что, впрочем, не мешает им во всей полноте проявить свой дар и подарить потомкам великие шедевры, со временем только набирающие силу.
И стала Екатерина Корнаро официально зваться Екатериной Венетой, дочерью Венеции. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики.
Он не получил хорошего классического образования и всю жизнь у него были проблемы с латынью. Вряд ли юная Виоланта была знакома с поэзией Сапфо, но ее образ еще долго будет будоражить воображение Тициана, а черты этой девушки узнаваемы в «Любви небесной и Любви земной» (Рим, галерея Боргезе), в «Портрете молодой женщины», которую в литературе принято называть «прелестная кошечка» (Вена, Музей истории искусств), в «Саломее» (Рим, галерея Дориа Памфили) и в великолепной «Даме с зеркалом» (Париж, Лувр). Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Следовательно, родился где-то в период 1485 – 1490 годы.
Достаточно упомянуть хотя бы известный труд искусствоведа Эрвина Панофского. Однако Тициану стало скучно. Считалось, что это было сделано для того, чтобы благородный король Кипра (тут Тициан вспомнил, что король был из рода Лузиньянов, те самые Лузиньяны, что вели родословную от змееподобной феи Мелюзины) не оскорбил мезальянсом свое порфироносное величество.
Микеланджело весьма высоко отозвался о полотне. Но на этом последнем пиршестве за столом он был один. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль.
В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. Например, его близким другом был Пьетро Аретино – поэт, сатирик, публицист и драматург, ведущий итальянский автор своего времени, благодаря своим сатирам и памфлетам заработавший прозвание «бич государей, божественный Пьетро Аретино» и считающийся некоторыми исследователями предтечей и основателем европейской журналистики, «праотцом журналистики». Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. Распростертая у ног Спасителя Мария Магдалина тянет к нему руку.
Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Такого титула не удостаивался ни один художник. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли.
Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества. Происходил процесс инициации.
Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу. Но если присмотреться, то нетрудно обнаружить, что Ульф как две капли воды похож на Роха, которого раньше можно было увидеть на картине «Святой Марк на троне». В качестве фона изображена ниша, сложенная из грубо отесанных камней. Портреты изображают сложные психологические типажи. Они были знакомы еще с ученичества в мастерской Беллини.
Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. Худых — больше, чем толстых. Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3. Вот только новый плащ – это еще не весь костюм.
При первом же взгляде на картину «Любовь небесная и Любовь земная» поражают ее удивительно праздничный просветленный колорит и поистине полнокровное мировосприятие. Таинственный момент затишья, передышки. Гондолы и барки, украшенные живыми цветами, напоминали плавучие сады. Тициан не вспомнил с ходу, как звали ее супруга, но главное знал: Совет Республики накануне свадьбы провел уникальную церемонию – Республика Венеция «удочерила» Катерину Корнаро.
Он просто наслаждался ею. Дама была яркой брюнеткой с белой кожей и светлыми глазами, смотрела со странным выражением то ли высокомерия, то ли страдания. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Эти годы ознаменованы выдающимся событием в жизни мастера – он встретился с великим Микеланджело. Прежде всего на картине бросается в глаза поразительное сочетание чувственного и одновременно изысканного восприятия природы, человека и красоты обнаженного женского тела. Он насчитывал более трех тысяч судов. В свободное время Тициан увлеченно рисовал.
На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. На том и расстались. Но что бы там ни было и куда бы его ни приглашали, Венеция – это родная стихия, где ему знакомы различные подводные течения, рифы и отмели. Причина тому —непростое прошлое невесты. Пожалуй, ни о какой другой картине Тициана не было написано так много, как о «Любви небесной и Любви земной». Только так она смогла сохранить собственную жизнь.
Но не успел. Символ тайных мистерий остается на территории Италии. Заячья плодовитость никак не вяжется с понятием о любви возвышенной. Хотя, что греха таить, весьма лестно, когда тебя так ценят. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. В то время тот работал над мозаиками собора Св.
А мифологические сюжеты полны неги и чувства покоя и гармонии в слиянии с природой.