«любовь земная и небесная» — одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Аллегорическая картина "Любовь земная и любовь небесная" Тициана исполнена светлой, упоительной жизнерадостностью.
Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Замужние матроны, а также и куртизанки спешили увидеть выход золотых дел мастеров.
Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. Он был очень доволен работой художника. Даигерб венецианской семьи наколодце незамечали.
Тициан долго раздумывал над сюжетом. Вот таким образом в руке Любви небесной пунцовая накидка, а у Любви земной алые рукава платья. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Происходил процесс инициации. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине.
Мастер Дзуккато сразу взял на место Тициана другого парня. –Чего ты грустишь. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини.
В день Вознесения Господня праздновалось обручение Венеции с морем – Ла Сенса. То есть символически после этой процедуры отцом ее стал считаться Святой Марк (Тициан усмехнулся, вспомнив шутки венецианцев, а особенно флорентийцев и иностранцев по этому поводу), а матерью – да, сама Серениссима. В общем, рисунок у Тициана не получился. За последние годы он научился умело их обходить.
Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. Он насчитывал более трех тысяч судов. Ожидания заказчика были превзойдены. Высказывается предположение, что в «Саломее» Тициан изобразил самого себя в образе Иоанна Крестителя, чью отрезанную голову держит на блюде красавица Саломея.
Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий интригующий с первых же страниц. Вряд ли юная Виоланта была знакома с поэзией Сапфо, но ее образ еще долго будет будоражить воображение Тициана, а черты этой девушки узнаваемы в «Любви небесной и Любви земной» (Рим, галерея Боргезе), в «Портрете молодой женщины», которую в литературе принято называть «прелестная кошечка» (Вена, Музей истории искусств), в «Саломее» (Рим, галерея Дориа Памфили) и в великолепной «Даме с зеркалом» (Париж, Лувр). Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху».
Безусловно, он не мог тогда не уловить сходство между святым Рохом и возмужавшим автором. Лоренцо и Тициан невольно отступили. Видимо, Тициан не стал развивать далее мотивы книги о снах Полифила и увлекся темой «фонтана любви», чья влага обладает чудодейственной очистительной силой, помогая Любви земной возвыситься до Любви небесной. Амифологические сюжеты полны неги ичувства покоя игармонии вслиянии сприродой. И стала Екатерина Корнаро официально зваться Екатериной Венетой, дочерью Венеции.
Наконец, после витиеватого вступления он перешел к сути дела, по которому явился. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Уважаемые читатели искренне надеемся, что книга Тициан. Как считают некоторые исследователи, таким он изобразил себя на картине «Мадонна с младенцем и святыми» (Мадрид, Прадо). Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Картина получила свое нынешнее название в1693 году.
Богатство Республики росло. Причина тому —непростое прошлое невесты. Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана. Второй раз Тициан так и не женился.
Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Лодовико Дольче рассказывал, что Тициан нарисовал Юдиф, достойную восхищения с точки зрения как рисунка, так и колорита, а все друзья Джорджоне, считая, что этот шедевр принадлежит его кисти, поздравляли мастера и говорили, будто бы это лучшее из всего, что он создал за свою жизнь». Моделью или возлюбленной художника.
В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Люди беседовали, сбившись в группы, на него никто не оглянулся. Если это так, то художник словно прощается с несостоявшейся любовью, но сохраняет ей верность, о чем свидетельствует ангел, наблюдающий за этой сценой с небес.
Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества. Тициан. Это прежде всего «Азоланские нимфы» Бембо и роман «Нурnеrоtоmасhiа Poliphili» (Любовные битвы в снах Полифила), о котором в то время велось много разговоров и споров в венецианских салонах.
Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Он превыше всего ценил свободу выбора и свое независимое положение.
Да и само произведение можно рассматривать как гимн женской красоте. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. Хотя Аурелио наведывался чуть ли не каждый день интересуясь ходом работы над заказанной картиной, Тициан не мог отказать обратившемуся к нему Доменико Бальби, венецианскому потомку старинного генуэзского рода и довольно быстро, что необычно для него, написал «Мадонну с младенцем и святыми Екатериной, Домиником и донатором» (Реджо-Эмилия, частное собрание). Тициан и сам тогда был влюблен. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Лотто и сам уже несколько лет работал в этой мастерской.
В городе вскоре заговорили об этой истории и даже о намерении Тициана жениться. Иначе говоря, слух является основополагающим, а зрение вторично. Достаточно упомянуть хотя бы известный труд искусствоведа Эрвина Панофского. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. Она парила над толпой, как грозный корабль над людским морем. При первом же взгляде на картину «Любовь небесная и Любовь земная» поражают ее удивительно праздничный просветленный колорит и поистине полнокровное мировосприятие.
Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». В четырнадцать лет Катерину Корнаро выдали замуж за короля Кипра, Иерусалима и Армении. Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни.
Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви. Вдали расстилается просторный пейзаж с золотистым небом и кристально чистым воздухом. Тициан был разочарован, что секрет приглашения объясняется так просто.
Вот только новый плащ – это еще не весь костюм. Исходя в работе над картиной из этой дилеммы, Тициан вступает также в негласную полемику с автором «Азоланских нимф» Бембо и с близкими ему поэтами-петраркистами, а также с музыкантами. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Гости подходили к хозяйке, Катерина беседовала с каждым. Тициан встал у стены, не зная, как себя вести.
С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.
Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. Расходы значения не имели. Тициан не вспомнил с ходу, как звали ее супруга, но главное знал: Совет Республики накануне свадьбы провел уникальную церемонию – Республика Венеция «удочерила» Катерину Корнаро. Новот особенно внимательные исследователи разглядели, что владелец герба— Николо Аурелио. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном.
Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу. Может из всей мастерской Джамбеллино выбрали только его, Тициана. А заказов ему и здесь хватает. Марка.
Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Спасибо за них. Визави Любви земной является Любовь небесная, которая изображена обнаженной.
Обе они рельефно выступают на затемненном фоне задника. Не следует забывать, что он был хорош собой и любвеобилен. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо.
Тициан чуть было не остался без работы. Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром. Роман пользовался шумным успехом. Что это – неведение или нечто умышленное. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза. Девушка одета вбелое платье наголове унее— миртовый венок (растение Венеры, символизирующее любовь иверность) рукой она прикрывает чашу (втаких сосудах женихи вручали венецианским невестам свадебные дары) наней— пояс иперчатки (первое— символ супружеской верности, второе— атрибут свадебного наряда, который женихи дарили наобручение взнак серьезности намерений). Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу Лаокоона с сыновьями, открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини).
Так утверждали венецианские знатоки. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия.
В центр зала вышел Джорджоне. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. Аурелио пояснил также, почему не стал обращаться к избалованному капризному Беллини.
Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке. Что-то, однако, помешало дальнейшему развитию бурно начавшейся любовной истории. Душа — навсегда — живописи. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков».
Взгляд Джорджоне был необычайно глубоким, глаза будто смотрели в иной мир. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. Имя этой женщины осталось неизвестной.
Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. В Риме. Видимо, не случайно Вазари в первый приезд в Венецию, познакомившись с Тицианом через своего приятеля Аретино, тотчас отметил в алтарном образе признаки «портретности» в лицах святых. Однако Земная и небесная (Священная и Светская Любовь) Тициана осталась и фактически стала символом самой галереи Боргезе. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. Он был и льстец и тонкий психолог. Со временем асимметрия станет излюбленным приемом Тициана.
Джорджоне не переставал играть и вдруг тихо запел. А может быть и влюбленный Тициан сам осознал, что «желание не всегда есть любовь». Колокола церквей ликовали, прославляя Ла Сенсу то по очереди, то все разом. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо.
Он просто наслаждался ею. И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. Но его предложение было отклонено. В свободное время Тициан увлеченно рисовал. Его женитьба наЛауре Багаротто, молодой вдове изПадуи, была предметом пересудов. Размах торговых связей Венеции был огромен.
«Глядя на такое лицо, на маленькие умные глаза, – подумал Тициан, – вспоминается библейское изречение: «Во многой мудрости много печали». Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. Тициану повезло сказочно, так как работы Джамбеллино, как все называли младшего Беллини в городе, нравились ему гораздо больше, чем «засушенные», как и его физиономия, творения старшего из братьев. Вместе с тем он казался скромным, чуть ли не застенчивым. В один из вечеров на пороге мастерской Тициана показался Николо Аурелио, секретарь всесильного Совета Десяти, который готовил для дожа все важнейшие государственные бумаги и решения. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника.
Венецианский титан Возрождения, получивший прозвище Божественный. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. От Джорджоне здесь почти ничего не осталось. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу.
Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Вомногом благодаря ему колористика стала такой, какой мыеезнаем сегодня. У них он в полной мере овладел живописным мастерством и стал отдавать предпочтение цвету, как главному выразительному средству живописи. Хотя, что греха таить, весьма лестно, когда тебя так ценят.
Долгое время имя автора оставалось неизвестным. Но нигде все же столько различных элементов, в которых мы можем видеть проявление вкуса Тициана, венецианского вкуса, не соединены в одно целое, как именно в этой картине. Как самого способного. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад.
Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. ДоXX века никто особенно необращал внимания насвадебную символику. Но в действительности дела обстояли иначе. Увлечение было настолько велико, что стало бросаться в глаза окружающим. Ей исполнилось уже пятьдесят лет.
Позднее свои впечатления Вазари изложит в книге, дав описание высоко оцененной им картины. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то материальности, которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы. Тициан стал гадать, кого он может увидеть сегодня.
Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Чудо случилось. Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио.
Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». Несколько дней юноша был в отчаянии, плакал, чего с ним не случалось с раннего детства. Строптивый Джентиле возражал султану, утверждая, что на его картине все прописано верно.
Ноникто немог остаться равнодушным перед силой таланта Тициана. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Вряд ли такое поведение младшего брата пришлось по вкусу Франческо, поскольку многие начатые холсты давно стояли повернутыми к стене в мастерской. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли.
Его кисть рождала шедевр за шедевром. Спасибо за них. Его картины полны жизни, силы, динамики. Нагая женщина – Венера, одетая – Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона.
Символ тайных мистерий остается на территории Италии. Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица».
Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. После разнообразных, в том числе кровавых маневров Совета Десяти, Катерина отреклась от престола в пользу Венеции и отдала королевство «приемным родителям». Ситуация деликатная для него, видного государственного чиновника и потому в качестве свадебного подарка он хотел бы заказать не портрет своей возлюбленной падуанки, а какую-нибудь аллегорическую картину на одну из тем своего близкого друга поэта Бембо, например, какую-нибудь сцену из его знаменитой книги «Азоланские нимфы» или из поэмы «Аркадия» Саннадзаро. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы.
На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Выгнал с позором.
В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. В фигуре же святой Екатерины угадывается то, что было с блеском осуществлено Тицианом в картине «Флора».
И вот три года уже как Тициан трудится в мастерской Джамбеллино на Сан-Лио. Ее черты узнаваемы в образах богинь и вакханок в целой серии картин, написанных им на мифологические сюжеты для феррарского герцога Альфонсо дЭсте. Его работоспособность была чудовищной.
В парадном зале, расписанном золотом и лазурью, уже собралось человек двадцать. А вот художник Джорджо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне был приглашен наверняка. Тициан спрятал паленые пряди под потертый берет, чувствуя, что выглядит нелепо.
За что бы Тициан ни брался, мысли о Виоланте не давали ему покоя. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. На том и расстались. Однако сама тема будущей картины его заинтересовала. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии.
А венецианские женщины. Его увлечение Джорджоне было настолько сильным, что молодой художник в своих ранних произведениях открыто подражал своему учителю, не думая о тех трудностях с атрибуцией, которые будут иметь исследователи творчества обоих мастеров в будущем.
Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина.
Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. Если уже говорить о любви перед этой картиной, то только о любви земной, о любви ко всей природе, ко всей жизни в целом, в которой и эти две прекрасные женщины имеют смысл частей целого, а не героинь. Новые морские пути еще только-только осваивались. Джентиле Беллини так же не приукрасил и знаменитую Катерину, написал ее отяжелевшей матроной, проницательной и уставшей.
Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Только так она смогла сохранить собственную жизнь. Те же чувства разделял и Аурелио. За спинами красавиц открывался взору очаровательный летний пейзаж: слева — замок и башня на поросшем лесом холме, справа – речная долина и силуэты городка за темневшей полосой деревьев.
Тициан почувствовал благоухание горных цветов и трав, аромат пробуждающейся земли. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. Однажды, когда он сидел над картиной для Аурелио, к нему зашел на огонек Бастьяно Лучани.
На полпути он остановился, чтобы перевести дух, потрогать свиток на груди под курткой и кошелек со сбережениями у пояса сокровища были на месте. Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3. Ее сын-младенец погиб, не отметив свой первый день рождения.
Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. По мнению одного из исследователей, художественный язык произведений Тициана всегда более энергичный, формы более грубые, а композиция более декоративная, чем это было в работах Джорджоне: легкости и непринужденности манеры Джорджоне противостояла, склонная к пафосу и монументальности, натура Тициана.
Еслибы неего гений, тоработы художника назвалибы дерзостью ибогохульством. За фонарщиками пошли цирюльники, следом мастера по гребням, потом менялы, еще прошел цех сапожников, за ними – торговцы шелком и бархатом.
Таинственный момент затишья, передышки. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Заячья плодовитость никак не вяжется с понятием о любви возвышенной. Голос его звучал негромко, со спокойной уверенностью.
Тициан воспевал жизнь ичувственную красоту. Хотя было ясно, что просто ее дзокколи (туфли на высокой подошве, которые венецианцы называли попросту «копыта») выше, чем у других дам, тоже господствовавших над толпой. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Пожалуй, ни о какой другой картине Тициана не было написано так много, как о «Любви небесной и Любви земной».
В то время тот работал над мозаиками собора Св. Для полноты картины порхают две бабочки как символ чего-то возвышенного, неземного. Но если присмотреться, то нетрудно обнаружить, что Ульф как две капли воды похож на Роха, которого раньше можно было увидеть на картине «Святой Марк на троне». Имя его стало известным. Считалось, что это было сделано для того, чтобы благородный король Кипра (тут Тициан вспомнил, что король был из рода Лузиньянов, те самые Лузиньяны, что вели родословную от змееподобной феи Мелюзины) не оскорбил мезальянсом свое порфироносное величество. Мастер долго орал, что ему нужен рисовальщик и что все вокруг – безрукие тупицы, потом в сердцах прокричал, чтобы Тициан проваливал и больше не появлялся в его мастерской. Превосходно изданная книга являла собой подлинный шедевр искусства книгопечатания.
Кто была эта золотоволосая незнакомка. Портреты изображают сложные психологические типажи. Тициан подумал, что именно такой голос можно назвать «сладким». Катерина Венета стала единовластной правительницей Кипра в шестнадцать лет. Хотя, надо отдать должное, руки Джентиле распускал редко, у него на это просто не хватало сил.
Было похоже, что все присутствующие любовались им. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков».
Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Иногда на его крик прибегали стражники проверить, все ли в мастерской остались живы. Но роль придворного художника, пусть даже щедро оплачиваемого, его не очень привлекала.
Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. Накартине свадебной символики визбытке. Держался Джорджоне – или Дзордзи, как его звали друзья, – свободно и естественно, сохраняя осанку, словно он отпрыск аристократической фамилии. Картина была им приобретена в 1952 году у наследников генуэзского рода Бальби. «Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Ей он принадлежал безраздельно.
– Он по-дружески обнял Тициана. – Здесь все – люди особенные, они ценят каждого не за знатность или там богатство, а за его способности. Рассматривая созданные в Венеции удивительные по радостному звучанию «Любовь земную» или «Флору», пожалуй невозможно согласиться с утверждением П. П. Муратова в его книге «Образы Италии», что «в тициановской Венеции нет вообще никакой печали и никакой улыбки и оттого так трудно чувствовать сердцем ее восхищающую глаз пышность».
Они были знакомы еще с ученичества в мастерской Беллини. Картина должна была стать подарком молодой жене. В Венеции был – Тициан. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. «Серениссима» – так называли венецианцы свой город – сияла всеми оттенками, какие можно представить.
В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. Однако Тициану стало скучно. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио.
Кстати, Альбрехт Дюрер (Альберо Дуро, как его звали в Венеции) тоже рисовал лицо Катерины, не приукрашивая, а вот все другие многочисленные ее портреты последние тридцать лет изображали цветущую красавицу. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Скорее всего, будет художник Лоренцо Лотто, хотя это не точно. Королева Катерина Венета могла выйти замуж за любого из европейских аристократов, но Серениссима (ее названная мать) не могла и не хотела допустить потерю вожделенной территории.
Низкие облака и хрупкие весенние цветы, холодные ручьи, которые надо переходить по скользким камням, ветер теплый из долины, ветер холодный со снежных вершин и песня отца, неожиданная, бодрая песня знакомая и всегда новая.
Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая — в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств. Привратники переглянулись, но пропустили его. Работа имела большой успех. Но вернемся к самой картине. Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием Любовь небесная и любовь земная (галерея Боргезе в Риме).
Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Какая яркая толпа заполнила улицы, набережные. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. А Серениссима, «удочеряя» Катерину, заботилась о том, чтобы права наследования новой королевы никем не могли быть оспорены.
Но не успел. Мой друг Маньяни был профессором Римского университета, автором замечательной книги «Разговорные тетради Бетховена».
Я внимательно прочитала посты Олега Насобина и комментарии к ним. Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». Столь же статным и привлекательным Тициана можно увидеть в ярком парчовом камзоле с виолоне (разновидностью контрабаса) в руках на картине Веронезе «Брак в Кане Галилейской» (Париж, Лувр). Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари.
Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». Строгую композиционную схему классического стиля Тициан несколько смягчает асимметрией. Итак, начнем сземного. Полотна нарелигиозные сюжеты буквально сияют ипрославляют бога. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. Невесте, одетой в белое расположенной около Купидона, помогает Венера лично.
Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Он стал вспоминать, как ходил с отцом и братом в горы за травами по февральским лужам. Белый рукав платья святой Екатерины четко рифмуется с выглядывающей из-под черного плаща белой рясой святого Доминика. Незнакомка была явно нездешней.
Гондолы и барки, украшенные живыми цветами, напоминали плавучие сады. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.
Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. Но это не что иное, как отражение страниц романа о любовных сновидениях Полифила – прежде всего известного эпизода с Венерой, которая, желая спасти от неминуемой гибели возлюбленного Адониса, так торопилась, продираясь через заросли колючего кустарника, что до крови поранила руку о куст белой розы. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато.
У него и раньше было немало женщин, в основном натурщиц. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. Две незримые диагонали как бы пересекаются в районе головки Купидона, склонившегося над водой.
Разве мог он даже мечтать о том, что когда-нибудь его имя будет известно по всему миру. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Доэтого искусствоведы наоснове различных вариантов толкования сюжета исимволики именовали полотно «Красота приукрашенная инеприукрашенная».