На одной из марок картина Лукаса ван Лейдена. В первые десятилетия 16 века в искусстве гравирования доминировали три художественных личности: Альбрехт Дюрер, Маркантонио Раймонди и Лукас ван Лейден. Лейден, Лукас ван (Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс, Лукас Якобс) (Lucas van Leyden, Lucas Hugensz (oon), Lucas Jacobsz (oon) (1489/1494, Лейден – 8. 08. 1533, там же) — нидерландский живописец и гравёр эпохи Северного Возрождения.
Лука Лейденский, Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden), нидерландский живописец и гравёр эпохи Возрождения. Тематика гравюр Лукаса ван Лейдена широка и многообразна. Живописные работы Лукаса ван Лейдена ценятся не так высоко, как его графические работы, но он, несомненно, был одним из выдающихся нидерландских художников своего времени. Лукас ван Лейден (еще называют Hugensz или Jacobsz) родился в Лейдене в 1494 (или 1489).
Искусство, картина Лукас ван Лейден (арт. Лукас ван Лейден, Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс (нидерл. Lucas van Leyden) (Лейден 1494— Лейден, 1533)— нидерландский живописец и гравёр. Сохранилось семнадцать живописных работ Лукаса ван Лейдена, ещё двадцать семь известны из описаний Карела ван Мандера, а также по современным копиям или графическим работам Яна де Бишопа, выполненным в конце XVII века. Отзывы о товаре Искусство, картина Лукас ван Лейден (арт.
Он – пионер нидерландского жанрового офорта и гравюры («Игроки в шахматы», «Картёжники»). Брейгель Старший, Х. Гольциус, Рембрандт), так и итальянские (Андреа дель Сарто, Я. Понтормо) мастера. Графика Луки Лейданского впитала в себя стилистические влияния А. Дюрера, а с конца 1520-х годов – мастеров итальянского Возрождения (М. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», она является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы. Основная часть творческого наследия Луки Лейданского составляет печатная графика. Работал преимущественно в Лейдене во время пребывания в Антверпене (1521-1522) познакомился с А. Дюрером (они обменялись рисованными портретами).
Себастьяна», «Распятие», «Вознесение», «Бегство в Египет», «Иисус Христос, окружённый ангелами», «Человек, держащий стрелы», «Св. Например, гравюра «Коровница» (1510) является жанровым произведением в полном смысле этого слова. Ван Лейден был разносторонним художником. В следующем 1509 г. Лука создает один из самых известных своих листов «Давид перед Саулом».
В 1527 г. ван Лейден совершает поездку в Миддельбург, где знакомится с Яном Мабузе. Но гораздо важнее не мелочи. В двух своих шедеврах – гравюрах «Молочница» и «Ecce Homo» (последняя приводила в восхищение Рембрандта) – художник также многим обязан Дюреру. 1508), написанный в свободной манере, нехарактерной для живописи той эпохи. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом, тогда ему было приблизительно 14 лет, однако в этой работе не обнаруживается никаких следов незрелости.
В то же время там находился Альбрехт Дюрер. Он заметил такие мелочи, как дыры и бахрому на штанах пастуха, обрывок веревки на рогах коровы, не забыл передать характерные позы животных. В 1527 году путешествовал (в сопровождении Я. Госсарта) по Зеландии, Фландрии и Брабанту. Мотивы для своих гравюр и картин, перерабатывая их, он брал у Маркантонио Раймонди. В целом считается, что «итальянские» работы художника уступают другим его произведениям.
Другие безучастно наблюдают или проявляют более активный интерес к происходящему. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», которая является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы. В его работах появляется несколько холодноватая виртуозность, а также внешняя декоративность, многословие, увлечение атрибутами, тяга к усложненному аллегоризму, повествовательности. Вместо занимательных, насыщенных жизнью сценок, Лукас обращается теперь к образам античной мифологии и ренессансным аллегориям изображая холодные, манерные обнаженные человеческие фигуры («Марс и Венера», 1530). Павла».
Он прекрасно владел законами светотени, соотнося тон и расстояние на картине. Сохранилось около дюжины его гравюр на дереве, в основном изображение сцен из Ветхого Завета. Считается, что его учителем был отец, однако все работы отца утрачены.
Этот способ позволял сделать большее количество оттисков. И очень неожиданный образ Давида — абсолютно нидерландский крепыш, чуть ли не увалень, с очень явно выраженным национальным началом в облике, скорей крестьянин, чем вдохновенный псалмопевец. В них преобладают интерес к бытовым подробностям и маньеристическая стилизация.
в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Учился у своего отца, лейденского живописца Хуго Якобса (около 1460 – между 1534 и 1538 годами) и у К. Энгелбректса. Вот такая преамбула к той эволюции, которую, как я сказал, проделал Лука Лейденский. К этому времени относится создание картины маслом «Св.
Губерт», вызвавшей всеобщее восхищение. Считается, что ван Лейден первым начал использовать для офортов медь вместо железа. Самая ранняя из его известных гравюр («Мухаммед и убитый монах», 1508) производит впечатление работы зрелого мастера. Родился в Лейдене, где провёл большую часть жизни. Начав работать профессионально в молодом возрасте, он, несмотря на раннюю смерть, оставил значительное творческое наследие2.
В его многочисленных гравюрах на дереве и металле можно заметить влияние Альбрехта Дюрера. Как рассказывает ван Мандер, за акварель с изображением святого Хуберта Лукас получил от некоего Йохана ван Локхорста из Лейдена (ум. По своему мастерству Лука Лейденский не уступает Дюреру.
Первым учил Лукаса живописи его отец, Хюйге Якобс, также художник до нас, правда, не дошла ни одна из его работ. Почти все гравюры Луки Лейденского подписаны инициалом «L» и около половины его работ датированы, включая знаменитую серию «Страсти Христовы» (1521). Позднее Лукас обучался в мастерской лейденского мастера Корнелиса Энгельбрехтса (Энгебрехтса).
И хотя некоторые художники в Нидерландах, такие как Мабузе (Ян Госсарт), приобретают на время европейскую известность, она оказывается недолговечной и к концу XVI в. их начинают забывать в других странах. К творческому наследию Луки Лейданскогообращались как нидерландские (П. Екатерина», «Обращение св. При их изготовлении рисунок наносился стальным резцом (штихелем) на медные пластины. Из ранних живописных опытов Лукаса заслуживает внимание его автопортрет (ок.
Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. в Антверпене он познакомился с Альбрехтом Дюрером. Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни).
Гармония нарушилась. Но в последние годы жизни он был захвачен течением маньеризма и в графике и в живописи. Дюрер как никто оказал на Лукаса влияние, которое прослеживается, например, в серии гравюр «Страсти Христовы», созданной в том же году.
Наблюдательность Лукаса ван Лейдена проявилась во всем. Как рассказывает ван Мандер, за акварель с изображением святого Хуберта Лукас получил от некоего Йохана ван Локхорста из Лейдена (ум. Рассказывают, что Дюрер специально приехал из Нюрнберга, чтобы познакомиться с коллегой. В 1521г. С ранних лет он успешно работал в технике резцовой гравюры («Магомет с убитым монахом», 1508 «Давид и Саул», 1509 «Коровница», 1510 «Танец Магдалины», 1519 «Вергилий в корзине», 1525 и др., всего 168 листов), позднее использовал офорт и ксилографию. К 1521 г. относится поездка ван Лейдена в Антверпен.
В 16-ом веке Антверпен был частью Нидерландов и являл собой крупный торговый порт, куда приходили корабли, гружённые заморскими товарами со всего света и куда стекался многоликий разноязычный люд, - чем не «вавилонское смешение языков и народов». Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. На втором плане изображены замечательные по живости сцены охоты на оленя. семейство», «Иродиада с головой Иоанна Крестителя», «Мучение св. В новом стиле создана гравюра «Вергилий, подвешенный в корзине».
Но это новое увлечение имело для Лукаса ван Лейдена самые пагубные последствия. В портретах («Автопортрет», около 1514 года, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг «Мужской портрет», около 1521, Национальная галерея, Лондон) Лука Лейданский использует старонидерландскую схему погрудного изображения на нейтральном фоне, однако уделяет повышенное внимание энергичной лепке лица и психологич. Подлинным шедевром Лукаса ван Лейдена является его знаменитый триптих «Страшный суд» (1526-1527, Лейден, Гор. Полагают также, что он умер изнурённый непрерывной работой и это более вероятно, так как он оставил огромное количество произведений, среди которых, кроме вышеупомянутых, можно назвать «Портрет Максимилиана I», «Обращение св.
Лукас был первым, кто отразил его. А теперь обратимся к его графическим произведениям.
С другой стороны, знаменитый триптих «Страшный суд» (1526) демонстрирует, до каких высот он поднимался в живописи. А сколько времени уйдёт на осмысление увиденного, каждый должен решить для себя сам. В 1514 г. Лукас стал членом лейденской гильдии художников. А нидерландский вариант, так называемый романизм, безусловно вторичен. Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. Сколько же времени ушло у Брейгеля на такое кропотливо им созданное произведение. Художник и гравер Лукас ван Лейден (Лука Лейденский, 1489 или 1494–1533) был одним из самых значительных художников первой половины XVI столетия в Нидерландах.
в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Его посещали припадки безумного гнева, во время которых он становился абсолютно неуправляемым и только игра Давида на псалтыре (на арфе, лире) могла успокоить этот гнев и привести Саула в чувство. Его произведения с самого начала отличает высочайший профессионализм.
Рисунок его стал сухим, линеарным, жестким. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом. Художники подружились и в знак взаимного уважения написали портреты друг друга на одном полотне. Они все говорили на одном языке.
Вскоре он скончался. Со временем человеческий род увеличивался, приобретал знания, умения и навыки. Для того, чтобы досконально рассмотреть и изучить все детали на картине Брейгеля «Вавилонская башня», зрителю потребуется не один час. Дева, кормящая грудью Младенца», «Св.
Полагают, что во время поездки Луки в Флессинген завистливые художники отравили его медленно действующим ядом по крайней мере после этого путешествия его уже никто не видел улыбающимся. Число приписываемых Луке Лейданскому живописных произведений относительно невелико главные среди них – 4 картины, описанные К. ван Мандером: «Богоматерь с Младенцем, святой Марией-Магдалиной и донатором» (1522, Старая пинакотека, Мюнхен), триптих «Страшный Суд» (1526, Городской музей Лакенхал, Лейден), триптих «Поклонение золотому тельцу» (около1530, Рейксмюсеум, Амстердам), триптих «Исцеление иерихонского слепца» (1531, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В конце 1520-х годов в его творчестве проявлятся влияние итальянского гравера Маркантонио Раймонди.
Раймонди). Согласно книге Карла ван Мандера, художника и писателя, которого называли «нидерландским Вазари», Лука Лейденский родился в 1494 г., но ныне эта дата подвергается сомнению некоторыми исследователями. Гравюры лишились одухотворенности изменилась их тематика. музеи) и Игра в карты (ок. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет.
Конечно же, чёткое толкование своих творений может дать только сам художник, но предполагается, что Брейгель в «Вавилонской башне» проводит параллель с современным ему обществом, воплотив в башне символ империи Габсбургов, в которую в то время входили земли Австрии, Германии, Чехии, Италии, Испании и Нидерландов. 1508 – 1510, Берлин, Гос. Мотивы для своих гравюр и картин он брал, перерабатывая их, у Маркантонио Раймонди. интерпретации модели. Возгордившись, люди решили построить башню «до самых небес», приблизившись таким образом к самому Господу. Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье.
В картинах Игра в шахматы (ок. Трубят рога, верхом на коне Магдалина преследует затравленное собаками животное. Саул, будучи проклят Богом, время от времени впадал в ярость. Иаков и св.
музей), обетная картина, написанная в память о Класе Дирке ван Свитене для ц. св. Сцены «Рая» (на обороте — апостол Петр) и «Ада» (на обороте — апостол Павел) расположены по сторонам от центральной сцены «Страшного суда», написанную в светлых тонах и оживленную большими зонами белого света. Обратим внимание и на то, как Лука активно вводит в свою композицию ренессансную орнаментику, украшая трон рельефами, резьбой. Иоанна», «Обрезание», «Св. Большинство его произведений составляют резцовые гравюры. В небольших по формату произведениях бытового жанра («Игра в шахматы», около 1508-1510, Государственный музеи, Берлин) мастер создаёт острые драматические ситуации, демонстрируя разнообразие человеческих характеров такие сцены приобретают аллегорический и морализирующий характер.
Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. Также Лукас одним из первых применил в гравюре воздушную перспективу.
Из небольшого числа сохранившихся живописных произведений Луки Лейденского одним из самых известных является триптих «Страшный Суд» (1526 год). В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок.