Иоганн Фридрих являлся сыном брата курфюрста Фридриха Мудрого, Иоганна Постоянного. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Лукас Кранах Старший (нем. Полезно сравнить этот портрет с висящими рядом небольшими изображениями, делавшимися в мастерской: напоминающие сегодняшние открытки, они были чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывались на печатной графике, которая раскрашивалась.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло.
Размер доски 108 x 119 см, дерево, масло. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю – Палестину. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см.
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. После Лукаса Кранаха Старшего осталось огромное художественное наследие некоторые из его работ существуют в нескольких вариантах или копиях. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
Принцесса Сибилла Клевская, 1526, Государственное художественное собрание, Веймар Портрет принцессы Сибиллы Клевской или иначе картину «Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты» художник Лукас Кранах написал в 1526 году. У художника имелось еще три дочери. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.
Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев огромное число своих соотечественников. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. 1530, Вена, Музей истории искусства). К примеру, Христос изображен традиционно, а апостолы – без нимбов и с лицами реформаторов-лидеров.
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Лувр, Париж. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты.
Венера, 1529. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. В сознании людей той эпохи грехопадение было граничит с проблемой личной ответственности человека за свои поступки.
Интересную параллель к образу героя дает изображенная у его ног собака с длинной мордой и оскаленными клыками. Картинная галерея, Берлин. С 1504 года и до конца своих дней Лукас Кранах работал придворным художником при дворе герцога Фридриха, курфюста Саксонии. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Картина «Адам и Ева.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» написана мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта.
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Под влиянием искусства альпийских стран и произведений Альбрехта Дюрера Кранах рано выработал свой стиль в живописи, в котором гармонично соединены жанровые сцены и ландшафт при общей романтичности композиции. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения.
В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.
Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Размер портрета 55 x 36 см, дерево, масло. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.
Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Для них он написал портреты.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Является парной картиной к портрету жениха Иоганна Фридриха Саксонского. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Он с малых лет находился на попечении Лукаса Кранаха. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Там художник создает мастерскую, с 1519 многократно становится членом Городского совета и бургомистром. Лукас Кранах отправился с посольством к отцу невесты и написал её портрет. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное.
После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
В позднем периоде творчества художнику лучше всего удавались изображения с небольшим числом фигур и жанровые сцены, такие как картина «Мезальянс». Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Дерево, масло, 3822 см.
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505 – 1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Размер картины художника 53 x 42 см, холст, масло возможно картина была обрезана.
В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Художник Кранах изобретал для Сибиллы роскошные одежды и причудливые наряды, которые становились образцами для всех знатных дам Саксонии.
Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Источник молодости, 1546.
Художник писал её в виде Саломеи, Юдифи, Дианы и богини любви Венеры. Искусствоведы продолжают спорить. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.
На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Принцесса, впоследствии курфюрстина Сибилла стала музой Кранаха. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. Известно, что у художника было еще три дочери. Наше собрание обладает шестью картинами этого разностороннего, странного мастера, который соединил в себе все достоинства и недостатки искусства своей родины: трогательную поэзию, большую искренность и в то же время какую-то грубость, склонность к карикатуре, а часто и небрежный дилетантизм.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Главным требованием его самого к своему искусству была чистота и основательность работы.
Картина «Мезальянс» создана художником Лукасом Кранахом Старшим после 30-го года 16 века. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Руководство лондонского метро отказалось рекламировать выставку Кранаха в Королевской академии искусств, посчитав плакат с обнаженной богиней слишком откровенным, но из-за поднявшейся шумихи быстро пошло на попятную.
Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого, а в том, как искажены почти до карикатуры образы Иоганна Фридриха и Сибиллы фон Клеве, можно даже увидеть прообраз еще очень отдаленной эпохи немецкого экспрессионизма извлекшей из мастерской Кранахов свои уроки. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
Имеет также другое название «Расплата». Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Год спустя художник скончался в Веймаре.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.