Многочисленные портреты своего друга – Мартина Лютера рисовал немецкий художник Лукас Кранах старший, который не только был сторонником Реформации и не только рисовал самого лидера этого течения, но занимался иллюстрациями протестантских памфлетов. Лукас Кранах Старший написал прекрасный живописный «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга». Лукас Кранах Старший не только иллюстрировал книги Мартина Лютера (одна из них Библия, переведённая им на немецкий язык), но и создал целую галерею портретов своего друга.
Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Это относится к любому шедевру мирового искусства, будь то «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа или «Боярыня Морозова» Василия Сурикова». А. С. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). – Нетерпимость Лютера. Ибо более блаженной смерти быть не может». Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Известны два портрета Лютера в образе юнкера Йорга: один живописный, другой в технике ксилографии, которую Кранах очень любил. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Макет, как яуже сказал, 1929года.
Общим было только недовольство церковью. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Еще в 1476 году некий Ганс Бейгем, прозванный Иванушкой-свистуном, вдруг заговорил о новом царстве Господнем, в котором «не будет ни князей, ни папы, никаких господ и повинностей, где все будут братья». В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. – Карл V и шпейерский сейм 1526 г. – Введение новых церковных порядков.
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. ОМихаэле Кольхаасе советская историография незнает. История ее такова. Для них он написал портреты.
История ее такова. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение. Вопрос заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.
Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
– Реакционные явления в лютеранстве. История ее такова. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Складки одежды намечены эскизно, все внимание сосредоточено на лице.
Состязание удалось двадцать дней. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Большой известностью пользуется и ксилография «Портрет Лютера в образе юнкера Йорга». До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. У художника имелось еще три дочери.
Однако это приносит и неожиданные результаты. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений.
Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Говоря о начале реформации, мы уже отметили, в какое отношение стал Лютер к князьям и в чем он счел нужным отказаться от своих первоначальных точек зрения, но тогда мы имели в виду более психологию самого реформатора, чем историческое значение его реформы: теперь мы рассмотрим это последнее, не упуская из виду той роли (хотя и чисто отрицательной), какую в истории лютеранской реформации играли и политические события эпохи и появление других видов религиозного протеста.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
Как выглядел Мартин Лютер во время Вормского рейхстага, мы знаем по прекрасной гравюре Кранаха 1521 года. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии.
А способностью читать в душах великих людей почтенных Кранах, по-видимому, не отличался". Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В нем нередко просыпались зависть, деспотизм, нетерпимость. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
и вскоре переросло в тесную дружбу. Ганс Гольбейн изображая Лютера, также опирался на гравюры Кранаха. Но его Лютер и Меланхтон. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Что представляли собой немецкие земли в то время. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Его портреты пользовались большой популярностью. Его перо и слово часто являются отголоском деревенской брани и выражения т. «черт-перечерт» встречаются в сочинениях так же часто, как и образцы яркой и живой народной речи.
Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. И действительно, этот портрет очень выразителен: голова изображенного несколько откинута назад, большой лоб, нос с характерной горбинкой, карие глаза, бритое лицо, лысый череп. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. Кранах обратился в нем к мало привычной для себя технике резцовой гравюры на меди. Сам Эразм Роттердамский высказался в его поддержку, а знаменитый гуманист Ульрих фон Гуттен назвал Лютера пророком, а себя — его оруженосцем. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Кранах использует мягкую густую штриховку фона и теней для контраста бледному пятну лица и одежды, почти лишенной складок.
Специалисты (правда, не все) считают, что при росписи собора Рождества Богородицы Дионисий сознательно «заменил» красный тон розовым или бледно-малиновым, зеленый — светло-зеленым, желтый — соломенно-желтым, синий — бирюзовым, вот таким образом его краски почти утратили силу и мужественность, присущие его произведениям более раннего периода. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. очарования картины. Но его Лютер и Меланхтон.
Мысль о праве государственной власти вмешиваться в церковные дела существовала уже ранее, чем приступили к проведению религиозной реформы в разных государствах XVI века и нет ничего удивительного в том, что к этой власти обращались и реформаторы ибо только она своим содействием могла дать установиться новому порядку вещей. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Немецкий художник и график эпохи Возрождения. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
Некрасивое, однако необычайно привлекательное лицо одухотворено напряженной работой мысли. Лукас Кранах Старший (нем.
В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Занего вступился простой народ, назревал народный бунт, который всоветской историографии именуется «крестьянскими войнами эпохи Реформации». Распространяя оттиски с изображением «юнкера Йорга», Кранах тем самым возвестил сторонникам Реформации, что их вождь жив ибо распространился слух, что его тайно погубили. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
«На этом я стою и не могу иначе. Епископ Вюрцбургский велел схватить его и сжечь и волнения стихли. Год спустя художник скончался в Веймаре.
Отсюда был один шаг до признания ненужности церкви как посредника между человеком и Богом. С. С. Чураков считает, что реальные люди введены Дионисием и в другую композицию. А способностью читать в душах великих людей почтенных Кранах, по-видимому, не отличался».
В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н. э. ), а потом Римом (30-е годы до н. э. ) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Так, в сцене «Страшного суда» среди фрязинов (иноземцев) художник изобразил итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Кремле Успенский собор. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния.
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Выступление на рейхстаге привлекло на сторону Лютера тысячи сторонников. Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны.
Вызов Лютера принял профессор-богослов Лейпцигского университета Экк. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Пушкина.
Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Причины союза Лютера, с князьями и его отказа от первоначальных принципов. Однако тезисам Лютера было суждено всколыхнуть всю Европу.
Вопрос заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Екатерины».
Кольхаас заложил имущество вбанке, устроил грандиозный судебный процесс, дошедший дотогдашнего «Страсбурга», Верховного трибунала Священной Римской империи. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Не зная, куда применить свои исключительные способности, решил он поступить на службу к самому всесильному человеку – царю.
Кранах исполнил это произведение в технике резцовой гравюры на меди. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Помимо собственной огромной мастерской, у Лукаса Кранаха Старшего имелись лицензии на торговлю винами и разрешение на монопольную продажу лекарственных средств в Виттенберге, дарованное Фридрихом Мудрым. Кранахов незнал практически никто.
Пока это только еще гипотеза, на которую, возможно, дадут ответ будущие исследования. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Лукас Кранах Старший (Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 – Веймар, 16 октября 1553) – немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Лютер показан в профиль, на голове его докторская шапочка.
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. В истории реформации наблюдается вообще зависимость принятого тем или другим государством церковного устройства от политической формы этого государства. Это относится к любому шедевру мирового искусства, будь то «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа или «Боярыня Морозова» Василия Сурикова». В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Отворчестве Кранахов вдвадцатых годах пытался говорить скульптор Меер Айзеншталдт.
Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Множатся картины на античные сюжеты. Выставка сего проектом грандиозного монумента саллюзиями кантичным корням Немецкого Возрождения (1929) недавно была представлена вМУАРеего внучками, сестрами Арендт (Maria Arendt, Наташа Арендт). Епископ Вюрцбургский велел схватить его и сжечь и волнения стихли.
Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Шёнер»). Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Занего вступился Мартин Лютер, ставший ктому времени духовным лидером эпохи. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Когда взбалмошный землевладелец фон Тронке вздумал поставить шлагбаум насвоей земле ибрать плату запроезд, это возмутило простого конноторговца Михаэля Кольхааса, откармливавшего коней назаливных лугах Хафеля под Берлином икаждый год путешествовавшего сними наярмарку вЛейпциг.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Советский искусствовед Игорь Долгополов писал: «Попробуйте оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Образы Кранаха и раньше не отличавшиеся религиозной глубиной, становятся светскими и поверхностными.
Известно, что у художника было еще три дочери. – Его отношение к Цвингли. Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики – будущие немецкие художники, в том числе и младший сын.
Мрачное дыхание природы, тяжелые облака над головой Спасителя и большая повязка на теле словно оживляют картину, а предсмертная агония двух казненных разбойников обостряет весь трагизм ситуации. Образ Лютера получил многогранную характеристику: перед нами не столько непримиримый трибун, сколько человек непоколебимых убеждений при определенной мягкости характера. – Секуляризация церковной собственности. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Да поможет мне Бог. » воскликнул он. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Советский искусствовед Игорь Долгополов писал: «Попробуйте оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например, «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса.
Впрочем, платные дороги— особая история. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Он одевался в светскую одежду, отрастил волосы и бороду и в довершение всего принял имя Йорг. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд).
Его сочинения покупались нарасхват. Известен как замечательный мастер портретного жанра. Только после археологических находок в конце 1880-х годов в некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др. ) были устроены выставки фаюмских портретов, тогда ими и заинтересовались ученые. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
А потом образованный богослов Лютер сказал, что «время молчания прошло и время говорить настало». Лютер потряс публику огненным темпераментом, глубиной убеждений и смелостью мыслей. Сын рудокопа, Лютер любил повторять: «Мои предки — все настоящие мужики. ». С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Лля Лютера она стала олицетворением неимоверной роскоши, постыдной праздности и греха. – Роль Фридриха Мудрого в начале реформации.
В нем есть нечто романтически-взволнованное – и в умном, как бы вопрошающем взгляде и в порывистом повороте головы. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. Спаситель велел великану воткнуть в землю посох и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами. Как известно, после Вормского рейхстага Мартин Лютер какое-то время вынужден был прятаться в крепости Вартбург.
– Немецкие князья и церковная реформация. Император Карл V вызвал Лютера на специально созванный рейхстаг в город Вормс. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 – 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).