Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Под влиянием искусства альпийских стран и произведений Альбрехта Дюрера Кранах рано выработал свой стиль в живописи, в котором гармонично соединены жанровые сцены и ландшафт при общей романтичности композиции. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Картина «Адам и Ева.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
Родился в Кронахе (Франкония) в 1472. В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного.
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Больше всего посчастливилось Эрмитажу с Лукасом Кранахом, современником Дюрера, пережившим его на многие годы и бывшим любимым художником саксонских герцогов, а также одним из первых адептов Лютера. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау) гуманистические идеалы выражены также в картинах Венера и Амур (1509, ГЭ), Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Высокое профессиональное мастерство Кранаха в поздний период сохраняется в его портретах.
1530, Вена, Музей истории искусства). Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Учился он, по-видимому, у своего отца. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Примечание. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. в творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхищающие маньеризм 1530-50-х гг. Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которым даруется преображение они купаются и выходят из него молодыми и прекрасными. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). История ее такова. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Источник молодости, 1546. Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Екатерины». Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
В фасовом повороте Мадонны, в изысканной правильности ее черт как будто сказались итальянские впечатления. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. У художника имелось еще три дочери. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Однако это приносит и неожиданные результаты. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон.
сша перестают быть тотальным гегемоном на мировой арене (что особо проявилось при конфликте с Россией) и что бы хоть ненадолго отсрочить своё падение, которое неизбежно, начинают серии управляемых конфликтов, что должны послужить для создания территорий хаоса, непригодных для нормальной жизни. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.
Его супруга как будто бы светится изнутри. Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстрации к теологическим сочинениям реформаторов, а также значительные станковые произведения, в том числе портреты Лютера, многочисленные гравюры (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
Шёнер»). Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
Охват тем огромный. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Мартина Лютера. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. «Аллегория правосудия», чью наготу никак не скрывает и даже подчеркивает прозрачная вуаль, предназначалась, конечно, не для присутственных мест.
В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.
Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. Достижения искусства Возрождения претворены в Алтаре св.
Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Год спустя художник скончался в Веймаре. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Княжеская знать боролась за абсолютную власть, городская буржуазия — за самостоятельность и господствующее положение, крестьяне — за мало-мальски сносные условия существования.
Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. и вскоре переросло в тесную дружбу. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Его портреты пользовались большой популярностью. Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам.
В течение всей жизни Кранах исполнил и немало портретов, весьма разнообразных по характеру. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание.
Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Для Кранаха вообще, кажется, не существовало противоречий.
Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно.
Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Жил в Ханаане человек по имени Репрев, огромный рост и недюжинная сила которого выделяли его из всеобщей толпы.
Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев огромное число своих соотечественников. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Учился, по-видимому, у своего отца. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Но не только.
В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. В ранних произведениях выступил как смелый новатор: образы его святых подчёркнуто простонародны, композиции асимметричны, цветовое решение напряжённое и экспрессивное (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) в других картинах, наоборот, преобладает сказочно-идиллическое начало (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Дерево, масло, 3822 см.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием).
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший.
Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Картинная галерея, Берлин. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее. В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп.
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.
Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
Спасибо. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Ибо более блаженной смерти быть не может». В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). В первый этап Реформации как будто падают все преграды, все дозволено, все средства оправданы волей нового протестантского бога, который позволяет человеку бороться за свою свободу. Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно.
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Да и все вариации «Адама и Евы», представленные в залах, заказывались для альковов и будуаров. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную. Лувр, Париж. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Спаситель велел великану воткнуть в землю посох и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами.
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Венера, 1529. Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Известно, что у художника было еще три дочери. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Шёнер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель автопортрет, 1550, Уффици).
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. В период работы при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Виттенберге (1505-52) определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и среды, в которой жил художник.
Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
Почему штаты так шарахаются во все стороны. Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). Остропсихологичны, монументальны и его поздние портреты (И. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
Четыре варианта «Лукреции», дамы благочестивой, не вынесшей позора и заколовшей себя ножом, говорят не о добродетели, а о чувственном начале. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники.
Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Мы можем показать работы из частных коллекций: они были куплены на протяжении последних десяти лет на известных зарубежных аукционах или в галереях. Эти произведения затем в больших количествах размножались в его мастерской. Умер Кранах 16 октября 1553.
На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Для них он написал портреты.
В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. В основу созданного полотна легла следующая легенда. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Как-то среди желающих переправиться через реку оказался мальчик, которого великан легко посадил на плечи и начал свой путь. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз.
Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, считающиеся единственными их изображениями. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты.