Шёнер»). Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Лукас Кранах Старший (нем.
Пейзаж, вкоторый помещена Богоматерь смладенцем имеет символическое значение: источник— утоление духовной жажды, скала— твердость веры. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Он стал наставникомего сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного». На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. Приняв учение Лютера, Лукас становится«живописцем реформации»: создает картиныи гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишетего портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Нам вообще очень трудно не переоценить роль этой личности в истории живописи.
Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. и вскоре переросло в тесную дружбу. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Кажется, гражданское звучание темы не миновало и Лукаса Кранаха, поборника Реформации. К шедеврам такого рода относится «Рождество Христа» (ок. Картина «Адам и Ева. Екатерины».
И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график родился в 1472г. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Главным требованием к нему заказчиков и его самого к себе была чистота и основательность работы.
(В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). Он писал также жанровыекартины и охотничьи сцены. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). Причем то была не созданная чуть раньше дюреровская «Ева», а языческая Венера (1509). Лукас Кранах Младший (1515 – 1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах, – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Портреты Кранаха, по своей простотеи наивной непосредственности, занимаютпервое место. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них.
Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Quotамур с пчелами иГеркулес с прялкой, Из мифологическихпроизведений Кранаха Венера САмуром или только из вышедшие егомастерской, писанные имсамим, повторяются во многихэкземплярах.
Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). (В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). Так возник тип женского лица с узкими раскосыми глазами, острым подбородком и сладкой улыбкой, так возникли стройные, чуть сухощавые фигуры с плавными движениями так возникло искусство зрелого Кранаха, в котором с годами все больше начинает появляться трафаретное однообразие и жеманность. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522 – 1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке.
Охват тем огромный. Однако это приносит и неожиданные результаты. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Да и все вариации «Адама и Евы», представленные в залах, заказывались для альковов и будуаров. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (в мюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе) Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обе в Имп. В Вене, где Лукас Кранах провел около пяти лет, его присутствие засвидетельствовано, начиная с 1503-1504 годов именно здесь он написал свои первые известные нам картины («Распятие», «Св.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» быстро разошелся по Германии. Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Их жизни знакомство состоялось в начале 1520-хгг. С этой точки зрения римская демократия была лишь одной из форм власти «белых мужчин» и, будем откровенны, не смотря на все декларативные достижения, мало что изменилось и сегодня. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха.
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Лукас Кранах Старший (нем. В Веймаре сохранился дом Кранаха в Дворцовом музее — галерея Кранаха. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 – 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Изумруд в пасти змея Центральная фигура экспозиции – Лукас Кранах Старший (1472-1553), основатель художественной династии, руководитель живописной и печатной мастерской в городе 1042иттенберг, друг и сторонник Мартина Лютера, сегодня считается, наряду с Альбрехтом 1044юрером, одним из величайших художников Североевропейского Ренессанса.
Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.
Linden, Lucas Cr. Для них он написал портреты. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему.
У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. местах) истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), Блудница перед Христом (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены.
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. 1530, Вена, Музей истории искусства). Меч в руке святой атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. d. Aeltere (Гёрл., 1879) M. B. Учился он, по-видимому, у своего отца. Год спустя художник скончался в Веймаре.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520 – 1521, гравюра на меди). На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Лукреция в мехах, удачно оттеняющих прекрасную грудь, восхищает красотой, а не подвигом.
В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Наряду с религиозными сюжетами он писал и античные. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской.
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Среди многочисленных и довольно однообразных работ поздних художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546).
Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера. Никулин). С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте).
С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. (Лпц., 1883). Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю Палестину. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Отдыхсв. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена).
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Четыре варианта «Лукреции», дамы благочестивой, не вынесшей позора и заколовшей себя ножом, говорят не о добродетели, а о чувственном начале. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви.
Одни из лучших пейзажей Кранаха, в том числе его «Лесное семейство», также были сделаны в гравюре — будто соревнуясь с Дюрером, Кранах начал резать по меди. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Известно, что у художника было еще три дочери. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов).
В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю Палестину. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472— Веймар, 16 октября 1553)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Множатся картины на античные сюжеты. Традиционно искусствоведы говорят о «Семье Кранаха», о «Кранахе и его мастерской» или о «Кранахе и его круге», поскольку доподлинно авторство работ, в частности после 1510 года, определить почти невозможно. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно.
История картины такова: монах Лютер, скрывавшийся от преследований, вынужден был какое-то время прятаться в крепости Вартбург. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
Кранах умер (1553) последним из представителей «великого поколения», на 10 лет пережив Ханса Хольбейна-младшего и на 25 — Дюрера и Грюневальда. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха.
Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (15051550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Он был одним из первыхевропейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которыепечатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая цветной фон. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте).
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Вскоре за труды он получил дворянский титул — невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны.
Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Как девиз на латыни, отчеканен на скале, возвышающейся над томной красавицей из картины «Нимфа у источника» : «Нимфа у источника заснула, не нарушь ее сна ибо она отдыхает». В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно. Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской.
В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. Для Кранаха вообще, кажется, не существовало противоречий. Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. Но судить. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Вверхней Франконии, в Кронахе, каким же образомшло его дальнейшее развитие неизвестно. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника».
В этом смысле он вполне современен. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Интересную параллель к образу героя дает изображенная у его ног собака с длинной мордой и оскаленными клыками.
«Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского, наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. 1) Лукас Кранах Старший, знаменитыйхудожник и гравер, род. Свою первую 1042енеру в сопровождении маленького Амура Кранах написал в 1509 году (теперь эта картина находится в коллекции петербургского Эрмитажа).
Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни. Лукас Кранах Старший – немецкий художник эпохи Ренессанса, яркий представитель Северного Возрождение, а также основатель «Дунайской школы живописи». Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города. Лукас Кранах родился в1472 году всемье живописца вместечке Кронах натерритории нынешней Баварии— название онивзял вкачестве фамилии.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Они долго беседовали, пировали. Семейства на пути в Египет — у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ — в церкви св.
Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. И картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венераи Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены, Это ибольшие для алтари саксонских церквей («Княжеский алтарь») и сцены охоты («Охотана оленей»).
Часть ученых даже доказывала, что его не существовало вовсе. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. В дальнейшем именноСибилла стала моделью для многочисленныхкранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам иЕва», «Венера и Амур», «Лукреция»).
Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 году послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Неизвестно, почему именно Кранах поместил на свой герб это хтоническое существо и можно ли найти в этом какие-то ветхозаветные параллели, однако фактом является то, что изображение Адама и Евы, а точнее, сногсшибательного «трио» : Адама, Евы и Змея является одним из самых известных образов в его работах. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Позже сочетал8230 Энциклопедический словарь — Лукас Кранах Старший. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Очевидно, эта поездка стала причиной появления картины «Венера и Амур», где он сделал первую попытку в живописи Северной Европы изобразить античную богиню обнаженной. Это ибольшие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венераи Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охотана оленей»). Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха.
Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Умер Кранах 16 октября 1553. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). В 1501160году художник приехал в Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку, посвященную творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
Портреты Кранаха, по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. В этом смысле он вполне современен. Облику Мадонны художник придал также национальные черты.
«Аллегория правосудия», чью наготу никак не скрывает и даже подчеркивает прозрачная вуаль, предназначалась, конечно, не для присутственных мест. Лукаса Кранаха. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Кранах прожил долгую жизнь. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно.
В кранаховских картинах 1502 – 1503 годов ощущается цветовое единство. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации.
Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Его портреты пользовались большой популярностью. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).