Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Необычным символом в виде дракона (или крылатой змеи) свои картины подписывал немецкий художник – автор таких известных работ как "Венера и Амур", "Отдых на пути в Египет", "Охота на оленей" и многих других – Лукас Кранах Старший.
Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно.
Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Ряд произведений был создан в лютеранской манере. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной.
В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Да и все вариации «Адама и Евы», представленные в залах, заказывались для альковов и будуаров. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
Шёнер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель автопортрет, 1550, Уффици). О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Источник молодости, 1546. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно. «Аллегория правосудия», чью наготу никак не скрывает и даже подчеркивает прозрачная вуаль, предназначалась, конечно, не для присутственных мест. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.
На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Эти произведения затем в больших количествах размножались в его мастерской. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения.
В 1526году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель).
Мрачное дыхание природы, тяжелые облака над головой Спасителя и большая повязка на теле словно оживляют картину, а предсмертная агония двух казненных разбойников обостряет весь трагизм ситуации. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстрации к теологическим сочинениям реформаторов, а также значительные станковые произведения, в том числе портреты Лютера, многочисленные гравюры (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. в творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхищающие маньеризм 1530-50-х гг. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж.
Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Картина «Адам и Ева. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Не зная, куда применить свои исключительные способности, решил он поступить на службу к самому всесильному человеку – царю.
После Лукаса Кранаха Старшего осталось огромное художественное наследие некоторые из его работ существуют в нескольких вариантах или копиях. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Спасибо.
По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. Однако в то же время в этих картинах, во всей цельности, во всей откровенности отразилась не только личная чувственность обоих художников, но и мечта о плотском грехе всего средневековья и когда вникнешь в эту мечту, то она начинает казаться менее странной и непонятной. Их идеал женской прелести повергает даже нас, прошедших школу академизма, в некоторое недоумение.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Остропсихологичны, монументальны и его поздние портреты (И.
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Для Кранаха вообще, кажется, не существовало противоречий. Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
Лукас Кранах Старший (Верхняя Франкония, 4 октября 1472 – Веймар, 16 октября 1553) – немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Известно, что у художника было еще три дочери. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Лувр, Париж.
В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Дерево, масло, 3822 см. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 – 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного.
Но не только. Отвратительное приобретает у Кранаха самые разные формы — от обглоданной тушки на блюде в сцене пикника и отрезанной головы Олоферна до уродливых старческих тел в небольших сатирических картинках, посвящённых продажной любви. У художника имелось еще три дочери. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. В период работы при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Виттенберге (1505-52) определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и среды, в которой жил художник.
У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно. Франциска» и «Покаяние Св. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Благодаря руке мастера современный мир теперь может с любопытством всматриваться в лица людей, живших несколько веков назад и узнать, как выглядели лидеры Реформации, сторонником которой еще с самых ранних этапов ее зарождения был Лукас Кранах.
Его супруга как будто бы светится изнутри. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы.
В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами. В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы.
В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар. Здесь он работал почти до конца жизни, заведя большую мастерскую со множеством учеников, которые помогали ему в выполнении самых разнообразных заказов. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Для них он написал портреты.
В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им.
Спаситель велел великану воткнуть в землю посох и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Это можно объяснить тем, что художник разработал собственный метод, позволявший ему за короткое время создавать картины: в его мастерской трудились двое сыновей, Ганс и Лукас-младший. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве.
Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир для него имел значение исключительно внешний облик. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Четыре варианта «Лукреции», дамы благочестивой, не вынесшей позора и заколовшей себя ножом, говорят не о добродетели, а о чувственном начале. Примечание. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Достижения искусства Возрождения претворены в Алтаре св. Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Картинная галерея, Берлин.
«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Год спустя художник скончался в Веймаре. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. В ранних произведениях выступил как смелый новатор: образы его святых подчёркнуто простонародны, композиции асимметричны, цветовое решение напряжённое и экспрессивное (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) в других картинах, наоборот, преобладает сказочно-идиллическое начало (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Есть, к примеру, картина из Нижнего Новгорода: мы ее передали в местный музей в начале 1930-х годов.
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники.
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». Но в самую решительную минуту с небывалой силой сказывается компромиссный характер нового учения. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, вбарокко с его бесконечным vanitas и memento mori. Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. сша перестают быть тотальным гегемоном на мировой арене (что особо проявилось при конфликте с Россией) и что бы хоть ненадолго отсрочить своё падение, которое неизбежно, начинают серии управляемых конфликтов, что должны послужить для создания территорий хаоса, непригодных для нормальной жизни.
Однако это приносит и неожиданные результаты. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Искусствоведы продолжают спорить. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Умер Кранах 16 октября 1553. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Учился он, по-видимому, у своего отца. Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Почему штаты так шарахаются во все стороны.
История ее такова. Ибо более блаженной смерти быть не может». Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты.
Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
Оказалось, что могущественнее царя – дьявол, который, в свою очередь, трепещет от одного лишь вида креста. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Охват тем огромный.
Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Венера, 1529. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. 1530, Вена, Музей истории искусства). Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, уодного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, — такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна. Мартина Лютера. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю – Палестину.
Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау) гуманистические идеалы выражены также в картинах Венера и Амур (1509, ГЭ), Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев огромное число своих соотечественников. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Самое знаменитое портретное полотно живописца было посвящено саксонскому герцогу Генриху Благочестивому и его жене Катерине Мекленбургской. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Высокое профессиональное мастерство Кранаха в поздний период сохраняется в его портретах. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».