311). В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Немецкий художник и график эпохи Возрождения. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
К Анне наклоняется один из сопровождающих Иисуса ичтото вкрадчиво сообщает ему, поясняя свои слова жестикуляцией. Шёнер»). Размер работы 77 x 121, 5 см, дерево, масло. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Такой же сюжетный компонент сцены «Взятие под стражу» (Hollstein 11) мы встречаем ранее у Дюрера в листе с датой 1508 (Hollstein 9) из его серии «Страстей», гравированных на меди, а также и в соответствующей гравюре на дереве (Hollstein 116) из «Больших Страстей», созданных в 1510 году. С античных времен этот жест был более чем непристойным знаком угрозы и издевки.
Сегодня мы могли бы назвать Лукаса Кранаха дизайнером широкого профиля. Вообще эта история из «Золотой легенды» крайне жестокая и не подходит детям. Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую т. н. стиль Кранаха. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).
История искусства. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Неслучайно Лукас Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Юдифь», «Суд Париса», «Диана», «Лукреция», «Мезальянс», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков, а также другие античные и мифологические темы. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
Картина «Суд Париса» написана немецким живописцем Лукасом Кранахом около 1514 года. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537 года, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось. Затем картины «Суд Париса» по мотивам античного сюжета неоднократно создавались в его мастерской. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Однако художник в своих картинах изображал историю не так, как о ней повествовано в древнегреческом мифе, а так, как ее пересказал итальянский сочинитель XIII века Гвидо делле Колонне в романе «История разрушения Трои».
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Он кажется абсолютно реальным. Nr. Здесь же вход в грот. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»).
Такое существо Кранах мог видеть на резцовой гравюре Дюрера «Орфей» (Hollstein 63), созданной около 1498 – 1499. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. I – IX, Wien, 1908 – 1934). Для них он написал портреты. Это «Положение во гроб» (Hollstein 22) и «Воскресение Господне» (Hollstein 23), где к дереву художником прикреплены гербы Саксонских курфюрстов. Картина «Меланхолия» создана художником в 30-х годах 16 столетия на основе популярного сюжета, пользующегося спросом и бытовавшего в среде мастеров и заказчиков. Nr.
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Художник изображает Голгофу в необычном ракурсе. Мартин Шонгауэр отводит Малху особую роль в своей серии резцовых гравюр «Страсти Христовы» (около 1480 L. 19 – 30. Размер доски 83, 8 x 56, 5 см, дерево, масло. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. После первой трети 16 столетия Лукас Кранах Старший получает множество заказов на создание картин по мотивам мифологических сюжетов и жанровых сценок.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Портреты правителей и изображения популярных библейских сюжетов (например, Адама и Евы) выпускались огромными по тем временам тиражами. В этой иллюстрации совмещены, казалось бы, два разных по времени момента: святой Петр только замахивается мечом, чтобы отсечь ухо рабу первосвященника Малху, а Христос уже приживляет ему отрубленное правое ухо (Лк 22, 51). Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне). В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма.
Из контекста следует, что речь идет о первосвященнике Каиафе. Живописи он учился у своего отца. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
457). Размер картины художника 41 x 26 см, дерево, масло. Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515, Виттенберг – 25. 1. 1586, Веймар) унаследовал после 1553 мастерскую отца. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Первосвященник допрашивает Иисуса, стоя перед входом в святая святых.
September 1974, Bd. Уже вскоре при их доме открылась аптека и винный бар (распивочная). Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. За каждую картину Кранах получал от своего курфюрста отдельное вознаграждение.
В искусстве XV века можно проследить образ Вечного жида. В те времена в Германии неряшливость осуждалась, в подобной манере принято было представлять так называемых «солдат удачи» (Koepplin und Falk, S. 472 – 473, Kat. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В XV веке в Италии и Германии его часто изображали в сцене «Взятие под стражу», выделяя из окружившей Иисуса толпы роскошью одежды.
Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. Размер 59 x 45 см, дерево, масло. 1530, Вена, Музей истории искусства). Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха.
Портрет Иоганна Куспиниана создан Лукасом Кранахом после путешествия по Германии, которое закончилось в Вене. Слуга, нагнувшись, раболепно поднимает перчатки, которые Каиафа уронил.
Размер работы 43 x 32, 2 cm, дерево, масло. Именно это Кранах и показывает в своей сцене. Лютер представал на нём столь же сосредоточенным, но смотрел мягким и добрым взглядом.
«Отдыхающая нимфа» – одна из таких картин. То же можно сказать и об Иуде Искариоте. Древо познания добра и зла соотносили с Ветхим Заветом, древо жизни – с Новым Заветом. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-03, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы. 312).
Подтверждением этому является целый ряд многочисленных картин немецкого живописца «Суд Париса» на известный историко-мифологический сюжет. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии). Екатерины».
Слово «псы» употребляется иносказательно для означения пастырей бессмысленных и жадных душою (Ис 56, 11), нечестивых людей и язычников (Мф 15, 26). Следующий лист – «Христос перед Каиафой» (Hollstein 12). Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). Размер картины 30, 5 x 23 см, дерево, масло. Вероятно, Кранаху не пришлось жалеть о своем приезде в Виттенберг. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт.
В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. История искусства. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»).
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 году герб – крылатый дракон). В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. Листая книгу, можно видеть II иллюстрацию и читать, не переворачивая страницу, о происходящем при «Взятии под стражу» (Hollstein 11).
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Это не случайность. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. В наиболее ранних из дошедших до нас произведений, прежде всего в гравюрах, можно отметить признаки связи Кранаха с позднеготическими традициями (гравюры на дереве 1502-1509 годов – «Распятие», «Святой Иероним», «Искушение святого Антония»). В Германии давно назревало недовольство папской курией, как полагали, далекой от подлинного христианства. Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. В средневековье, с романских времен, древо жизни представляли с обнаженными повисшими корнями, которые есть суть всего бытия.
Вот таким образом курфюрст поддержал Лютера. В «Страстях Христовых» (L. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Дерево, масло, 3822 см.
Лувр, Париж. Художник переезжает в Виттенберг и создает здесь большую мастерскую. Истину не следует предлагать людям гордыни и ожесточенным – они могут попрать ее. Сложно сказать, какое из этих двух произведений создано раньше. Герои гравюры — дюреровские, но в основе этой композиции лежит еще одна гравюра Якопо де Барбари, который был на должности придворного художника курфюрста Саксонии перед Кранахами: изображала она Клеопатру в пустыне в той же позе, только обращенной в другую сторону. Его портреты пользовались большой популярностью. В картинах художника после 30-х годов проскальзывают элементы эротики. Это была жёсткая сатира в адрес погрязшего в грехах католического духовенства.
Картина «Распятие с преображенным центурионом» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го столетия. Как у всех живописцев, у Лукаса Кранаха был свой идеал женской красоты. Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. Любопытно, что имя раба написано здесь как «Malchos», что соответствует средневековым легендарным представлениям о том, что он грек. Bd.
«Покаяние святого Иеронима» создана в 1502-1503 году. 38 около 1460) и Мастера I. A. M. Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. А вот все остальные одеты причудливо, но соответственно европейской моде времен Кранаха. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
Так, например, в 1521 году Лютер написал книгу Страсти Христа и Антихриста. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий. Картинная галерея, Берлин.
Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. В поздний период творчества художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца.
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая – цветной фон. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Лукас Кранах пользовался репутацией художника номер один в Саксонии, Тюрингии и восточных землях вплоть до Польши. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Картина «Аполлон и Диана» создана художником в 1530 году.
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Ausgabe, Leipzig, 1922).
Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515 года, Виттенберг – 25. 1. 1586 года, Веймар) унаследовал после 1553 года мастерскую отца. Это бесконечные «Адам и Ева», «Диана», «Юдифь», «Венера», «Вирсавия» – картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Пейзаж в гравюре «Моление о чаше», как всегда у Кранаха, в высшей степени эмоционален.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Исследователи изучавшие эстампы Кранаха, называли сюжет гравюры (Hollstein 13) по-разному: «Христос перед Анной» или «Христос перед Каиафой».
Портрет относят к среднему периоду творчества художника. В Виттенберге у художника была большая мастерская, среди его учеников были и его сыновья. В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственный музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. В зрелые годы Лукас Кранах создал целый ряд портретов, в том числе «Портрет Шеринга» (Брюссель), «Портрет дамы» (1526 Мюнхен), «Автопортрет» (1527 Флоренция).
Lucas Cranach. В 1500 году Кранах приезжает в Вену, где знакомится со многими учёными-гуманистами. Пейзаж утрачивает свое значение, подчиняясь трафаретной схеме. В собрании Государственного Эрмитажа хранится почти полная серия «Страстей» (за исключением одного сюжета – «Оплакивания»), причем в отпечатках разного времени, в том числе и из изданий с текстом на обороте, а также, что особенно ценно имеется целый ряд гравюр со старинной раскраской акварелью и гуашью.
В основу созданного полотна легла следующая легенда. История искусства. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Он опоясан и вооружен.
«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). (L. Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-03, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. С 1530-х годов множатся работы на религиозные и античные сюжеты, где черты манерности переплетаются с влияниями позднеготического искусства (смотри иллюстрацию к статье Иудифь). Фридрих Мудрый ценил и жаловал своего верного живописца.
Его головной убор, на котором укреплено украшение (кидар), – святыня Господу, напоминает епископскую митру. Является парной картиной к портрету супруги доктора Анны Куспиниан. Лукас Кранах, будучи человеком прагматичным, вскоре присоединился к движению Реформации. Портрет относится к раннему периоду творчества художника. Сотрудничество Лютера и Кранаха, проповедника и художника, было тесным и плодотворным.
В последние годы Иудейского царства высокое место первосвященника занималось одновременно несколькими людьми (Мф 26, 59). Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Впоследствии Кранах не раз обращался к изображению обнаженной женской фигуры, но ее трактовка со временем существенно меняется.
Помимо титула, служба при дворе гарантировала безбедное существование. Патетично запечатлен момент, когда Христос обращается к Отцу: «Отче Мой. Екатерины». Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Портрет доктора философии Иоганна Куспиниана написан Лукасом Кранахом Старшим в 1503 году.
Этот непристойный иудей, явившийся к первосвященнику без головного убора, может быть расценен как один из пожелавших лжесвидетельствовать против Христа (Мф 26, 59 – 61 Мк 14, 55 – 59). Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-1503 годы, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Картина «Обиженный Амур и Венера», размер 81, 3 x 54, 6 см, дерево, масло. Кранах исполнил это произведение в технике резцовой гравюры на меди. В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Когда разнеслась весть о проведении Вормсского рейхстага, на котором Лютеру предстояло официально разъяснить свою позицию (в присутствии императора, кардиналов и курфюрстов), Кранах написал совсем иной портрет великого реформатора.
20, 21, 24 – 26). Его портреты пользовались большой популярностью. Размер работы 88, 5 x 58, 6 см, дерево, масло.
«Ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический» (Ин 18, 15). Пещера – это символ начала и конца земной жизни Христа (смотри также «Положение во гроб», Hollstein 22). Однако это приносит и неожиданные результаты. Выделить картины руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «кранаховский стиль» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. «Но свидетельства сии не были достаточны» (Мк 14, 56). Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
У художника имелось еще три дочери. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Ветер заставляет дрожать листву, свет не везде проникает в глубокую тьму. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Картину относят к зрелому периоду творчества художника. Лукас Кранах был удачливым предпринимателем. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Венера, 1529. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
LucasCranach als Graphiker. Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 герб – крылатый дракон). Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Nr. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.
Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). Иисус молится на горе Елеонской, возведя взор вверх, к трем ангелочкам, которые держат крест и чашу (Грааль). Жалование, положенное Кранаху, вдвое превышало зарплату его предшественника. Однако едва ли автопортрет Кранаха, включенный в сцену «Взятие под стражу» (Hollstein 11), можно безоговорочно назвать самым первым в творчестве художника.
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Впервые Лукас Кранах обратился к этому сюжету в 1508 году, в гравюре на дереве. В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации.
Картину относят к позднему периоду творчества художника. Размер доски 50, 5 x 35, 7 см, дерево, масло. Этот персонаж опознается в пяти гравюрах серии (L. Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты). Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
Очевидно, что Каиафа, услышав слова Христа, говорящего, что «отныне зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26, 64) и, желая демонстрировать, что воспринимает это как богохульство, раздирает на себе одежды. Но основной деятельностью Кранаха оставалась живопись.
Псы – их вторая ипостась. Свои картины он помечает гербом, дарованным курфюрстом, — изображением крылатой змеи. Примером Кранаху служили два первых «народных» издания Апокалипсиса Дюрера (оба, немецкое и латинское, – Нюрнберг, Антон Кобергер, 1498).
Известно, что в Средние века в Германии кастрировали домашних птиц, откармливая на жир, а в насмешку над самцами прикрепляли к ним рога издеваясь над тем, что их самки им не верны. В тексте описывается не только то, что Иуда находится среди пришедших арестовать Христа, но и его подлый поцелуй, который не изображен художником. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Картина относится к ранним работам художника.
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Балдахин (завеса), который делали из лучшей багдадской шелковой парчи, – это аллюзия на святыню храма Соломона.
Ориентация на нидерландское искусство 15 века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-20, КГ, Дрезден). Гирляндой в древности украшали животных, ведомых на ритуальное заклание. Достаточно вспомнить резцовые гравюры Мастера E. S.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Кранах здесь работает «по мотивам» Дюрера и вслед за ним, у него есть похожая гравюра на тот же сюжет — «Покаяние святого Иоанна Златоуста», да и техника та же. Источник молодости, 1546. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Позже он несколько лет служил бургомистром Виттенберга. Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. – Leipzig: Zeeman Verlag, 1955. и вскоре переросло в тесную дружбу. Высказанное У. Штейнманном соображение, что в гравюре на дереве «Давид и Авигея» (Hollstein 3) Кранах изобразил себя и свою возлюбленную, кажется убедительным (Koepplin, Dieter und Falk, Tilman. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку.
Ориентация на нидерландское искусство XV века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-1520 годы, КГ, Дрезден). После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Этот персонаж может быть идентифицирован с тысяченачальником, явившимся в сад за потоком Кедрона, чтобы арестовать Иисуса (Ин 18, 12). В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-1503 годы, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Однажды он заблудился в заколдованном лесу и уснул.
Художник показывает, как Анна разрывает на себе одежды в знак глубокого возмущения его богохульством. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. О растущем успехе и благосостоянии Кранаха не в последнюю очередь свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской. Слева – Петр, правее – Иоанн и его брат Иаков Старший. из Зволле (L. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
Этот раб первосвященника преследует здесь Иисуса с момента взятия под стражу и до его восстания из мертвых: Малх угрожает ему дубинкой («Арест Христа», L. 20), замахивается, чтобы ударить его по щеке («Христос перед Анной», L. 21), сторожит его гроб («Воскресение», L. 30). Господь Бог произрастил «и дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Быт 2, 9). Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26, 39).
Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. С большой долей вероятности можно предположить, что Кранах знал эти сюжеты.
Известно, что у художника было еще три дочери. Шёнер»). На обороте I иллюстрации («Моление о чаше», Hollstein 10) одного из изданий «Страстей Христовых» Кранаха, в книге M. Anton Corvinus, Kurtze vnd einfeltige Auslegurigder Episteln und Evangelien Wittenberg, Georg Rhaur, 1543, помещен немецкий текст, рассказывающий об аресте Христа.
В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика. В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
Картину «Отдыхающая нимфа» или иначе «Нимфа источника» художник Лукас Кранах написал в 1530-х годах. Лукас Кранах прожил долгую и, скорее всего, счастливую жизнь. Картину «Портрет женщины» немецкий художник Лукас Кранах Старший написал в 1526 году. В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы.
Он доносит, что слышал, как Иисус говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный» (Мк 14, 58). Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Фамильным гербом Кранахов стала извивающаяся крылатая змея с короной на голове.
В доме Кранаха несколько месяцев жил (за соответствующую плату) низложенный король Дании Христиан Второй. Она ассоциировалась с почестями и празднествами. Представляет интерес фигура Малха. Gemlde, Zeichnungen, Druckgraphik. Собственно, юношеских работ художника не сохранилось. Кранах был одним из самых состоятельных и уважаемых граждан Виттенберга.
После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика. В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Таким образцом стала для него супруга курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха Сибилла Клевская. Согласно итальянской версии средних веков Парис – рыцарь, королевский сын. Приняв учение Лютера в начале 1520-х годов, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В композицию «Взятие под стражу» (Hollstein 11) мастер вводит достаточно редко изображающийся эпизод: юноша убегает от римских воинов, посланных Понтием Пилатом в Гефсиманский сад, чтобы арестовать Иисуса (Мк 14, 51 – 52). Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Не смей нарушить мой сон». – Прим.
II., Basel, Stuttgart: Birkhuser Verlag, 1976, S. 562, Kat.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Вернемся к «Взятию под стражу» (Hollstein 11) Лукаса Кранаха. Ксилография «Давид и Авигея» датирована тем же 1509 годом, что и «Взятие под стражу» из серии «Страсти Христовы».
Серия открывается гравюрой «Моление о чаше» (Hollstein 10). Однако, несмотря на дружбу кранаха с мартином Лютером в числе постоянных заказчиков художника был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились. После 20-х годов 16 века в творчестве художника нарастают другие тенденции.
Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Расцвет печатной техники сыграл важнейшую роль в распространении идей Реформации. L. – здесь и в дальнейшем – Lehrs, Max.
Рассказ о событии включает слова Христа о предательстве Иуды Искариота. Художник запечатлел Иуду в толпе, слева, держащим в руке кошелек, как отличающий его атрибут. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Латинская надпись на краю бассейна предупреждает: «Я, нимфа источника, отдыхаю. «Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк 22, 41). Это символично. Намек на облачение католического священника не случаен.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Фридрих Мудрый стремился к религиозной независимости от Папы Римского. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Большое внимание в картинах уделяется натурализму деталей. В портрете господствует графическая манера письма, тонкий извилистый контур. Размер доски 51 x 97 см, дерево, масло.
Этот портрет стоит особняком в творчестве Кранаха, как по живописности эффекта, так и по выразительности замысла. 19 – 30) Шонгауэра одежда тысяченачальника украшена рюшем. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Серия ксилографий «Страсти Христовы» в 1509 – 1570 годах выдержала шестьвиттенбергских изданий и затем, в 1616-м, одно амстердамское.
Чтобы удовлетворить большой спрос изготовление картин было поставлено на поток. На заднем плане сам Иоанн Златоуст в виде одичавшего и потерявшего дар речи получеловека. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии.
Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. Juni bis 8. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. «Не давайте святыни псам» (Мф 7, 6), – говорит Спаситель своим ученикам. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.
Размер 56 x 42 см, дерево, масло. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
В постилле пересказывается Евангелие от Иоанна (Ин 18, 3) и говорится, что слуги первосвященников, книжников и фарисеев явились с факелами и фонарем. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую так называемый стиль Кранаха. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Ему грозила смертная казнь.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509года. В этом смысле особенно характерны поздние картины Лукаса Кранаха на мифологические темы – «Суд Париса» (1529 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Аполлон и Диана» (1530 Берлин), «Венера с амуром» (Рим), «Венера» (1532 Франкфурт-на-Майне) и другие. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Известен как замечательный мастер портретного жанра.
Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились. Остальные творения великого нюрнбергского мастера, которые он сам называл «мои книги», создавались в течение ряда лет (1496 – 1510), но впервые вышли из печати с текстом на обороте гравюр на дереве в 1511 году, то есть уже после кранаховских «Страстей» (1509). Словно опасаясь, что зрители не смогут определить характер портретируемого по его лицу, художник Лукас Кранах Старший написал полузасохшее дерево, планету Сатурн и сову, несущую в лапах добычу.
Лукас принял приглашение ко двору и в 1505 году прибыл в город Виттенберг. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.
Год спустя художник скончался в Веймаре. Онпознакомился и подружился с Мартином Лютером. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
В ксилографии «Христос перед Анной» (Hollstein 13) за Иисусом стоит его ученик (одет в тунику, на запястье веревка), который, по сообщению Евангелия от Иоанна, последовал за ним. и вскоре переросло в тесную дружбу. Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии). Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Кранах определял весь внешний вид нескольких Саксонских замков. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне). К лучшим из них принадлежит «Портрет отца Лютера» (1530 Вартбург), в котором дано яркое изображение человека с характерным выразительным лицом. редакции. ) можно утверждать, что на гравюре (Hollstein 13) изображено, как Иисуса привели к Анне (Koepplin und Falk, S. 473, Kat. Художник получал заказы от курфюрстов, королей и императоров. Его дважды (в 1519 и 1537 годах) избирали на пост казначея городского совета. Jahrhundert.
Картина «Распятие с преображенным центурионом» создана художником по мотивам известной библейской легенды Нового Завета. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Ausstellung imKunstmuseum Basel 15. Ясно, что Кранахсмещает события, происходившие у Анны и у Каиафы.
Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение. Картина «Три грации» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16 века. S. 68). В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственные музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. Эта мысль проходит через серию гравюр Кранаха «Страсти Христовы».
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Тем не менее произведение Кранаха «Страсти Христовы» вполне самостоятельно.
По сравнению с предыдущими изображениями из лица Лютера ушла суровость. Картина «Адам и Ева. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом.
Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом. В графике Кранаха часто встречаются изображения углублений в скалах, пещер, например в «Искушении Святого Антония», 1506 (Hollstein 76), в «Битве Святого Георгия с драконом» (Hollstein 82). По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Это не отвлеченный фон, а действительно место, где свершаются священные события. Главной фигурой дунайской школы был Альбрехт Альтдорфер— считается, что именно онсоздал первый вистории европейской живописи чистый пейзаж избавленный отчеловеческих фигур.
В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Постоянно и много работая по заданию курфюрста Саксонского, Лукас успевал выполнять заказы других клиентов. Одна его нога обута, а другая боса.
Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. Во сне к нему явились хитрый бог Гермес и три красавицы-богини с просьбой определить, кто из олимпийских богинь является «прекраснейшей». Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).