В Москве гастролирует одна из лучших картин XVII века – «Святой Лука» Франса Хальса. После похищения картины «Евангелист Лука» жизнь советских коллекционеров превратилась в сущий ад: допросы, обыски, задержания. Последние годы жизни Лука Джордано живет в Неаполе, где обращается к драматической «Истории Юдифи», циклу картин, наполненных эмоциями и динамикой.
Через несколько секунд они раскрывают коробку, в ней – свернутая трубкой картина «Евангелист Лука». В Санкт-Петербургском Эрмитаже представлены 11 картин Луки Джордано. Вы можете приобрести репродукции картин Джордано Луки маслом в интернет-магазине Твой Постер. В Москве гастролирует одна из лучших картин XVII века — «Святой Лука» Франса Хальса.
Скандальная кража из Пушкинского музея бесценной картины «Евангелист Лука» великого голландца Хальса. «святой Лука»— картина Франса Хальса известная благодаря своему похищению с московской выставки 1965 года, успешному возвращению и снятому на основе этой истории фильму «Возвращение Святого Луки».
Она в ответ: «Сколько, по-вашему, стоит дневной свет или луч солнца. Проходит полчаса, час. Ему заказывали картины вельможи и богатые купцы. Появились долги, которые постоянно росли. Женщина умерла в нищете. За ними последовали сотрудники наружного наблюдения («наружка»), которые в одном из переулков упустили объект.
В августе 1965-го из магазина «Грампластинки» на Калининском проспекте в Москве вышел презентабельный мужчина: импортный костюм, сияющие туфли, запах дорогого одеколона. Преступление было раскрыто благодаря ошибке преступника. Столяр Волков работал реставратором мебели. На решающую встречу сотрудники КГБ прибыли на «Мерседесе» последней модели с ФРГ-шными номерами (из автопарка КГБ) и личным водителем. Последнее десятилетие жизни Луки (он умер в Лейдене в 1533 году, не прожив и 40 лет) отмечено воздействием романизма, чуждого прежнему духу своих произведений.
Милицейский детектив «Возвращение «Святого Луки» (1970) получился захватывающим, но сильно искажающим реальность — «ненужные» факты и ошибки государства скрыты, порок наказан, добродетель торжествует, КГБ не упомянуто. Было очевидно: он – в курсе ценовой политики. Однако настоящая история картины куда интереснее. Уже при первом осмотре картин Линник убедилась, что «беспримерная по своей смелости манера живописи, широкая и энергичная могла принадлежать только самому гениальному новатору живописной техники— Франсу Халсу»6. Там, в Штатах, она видела эту картину в одном из местных городских музеев.
Об обстоятельствах, приведших к заказу картин, ничего не известно. Образы настолько впечатляли, что Хальса принял сам кардинал. Тогда же, в Антверпене состоялось его знакомство с Лукой Лейденским.
Внимание оперативников привлек немолодой турист из Бельгии. Именно по этой причине, считают они, многие из работ выполнены небрежно, как бы впопыхах имеют множество неточностей и не продуманы до конца, как например его картина Битва лапифов с кентаврами, которая обрезана по краям, фигуры не уместились в сюжет картины, а на заднем плане большинство предметов имеют почти схематическое построение. Вскоре у него появилась девушка, которой он представился успешным молодым художником. И вот теперь, полвека спустя — опять в гостях в Пушкинском музее.
Дальнейшие нелепые шаги по его реализации и привели к аресту вора17. Его увидел на одесском рынке «Привоз» местный коллекционер и сообщил об этом в музей. Маркса и Энгельса, где зашел в подъезд одного из домов.
Пушкинский музей открыл выставку «Возвращение «Святого Луки». Церковь недолюбливала художника. В руках у Волкова была картонная коробка, которую ему дал Краснов. Преступник же почему-то взял лишь «Евангелиста Луку». Существуют еще три версии картины.
В жизни совершить дерзкое преступление удалось полному дилетанту. По словам Краснова, Волков провёл его арбатскими переулками к двухэтажному старинному особнячку, где находилась квартира Изольды, девушки Волкова. Неожиданно Волков начал нервничать, ускорил шаг и стал петлять по переулкам. – Великий Ван Гог говорил о Хальсе: «Он писал портреты, одни только портреты.
Однако в Пушкинском музее есть много других, более ценных полотен. упускает «объект». Истинно новаторским произведением в нидерландском искусстве стала гравюраКоровница. Не любовался – рассматривал придирчиво, словно дотошный покупатель. Художник не признал ребенка и выгнал служанку.
рублей. Когда отдел кадров ГМИИ в ультимативной форме потребовал от Волкова диплом, тот, предположительно, пришёл к Алексееву за деньгами и документами, но, не получив ни того ни другого, забрал «Святого Луку». Волков предложил «покупателю» пойти пешком вместе с ним.
Антиквар-заказчик в реальности тоже существовал. Безутешный Магомет проклял вино, пьяниц и виноторговцев. Она лишена морализирования или снисходительной насмешки.
В революционные годы, потрясшие Россию начала Х века, работы были утеряны. Большинство персонажей представлено в ярких живописных одеяниях. 4 картины, возможно, были написаны для католической или лютеранской церкви, хотя небольшой размер и интимный характер живописи позволяют предполагать, что они были сделаны для небольшой частной капеллы или возможно для нелегальной католической церкви (schuilkerk) в Гарлеме или даже для частного дома. Помог случай. Посадили одного Волкова.
Их автором считался тогда анонимный русский художник XIX века. Через пять лет после случившегося, в 1970 году, был создан художественный фильм «Возвращение «Святого Луки». И вот теперь, полвека спустя – опять в гостях в Пушкинском музее.
Найденную картину приняли за труд какого-то неизвестного художника. Сюда из одесского Музея западного и восточного искусства привезли две картины знаменитого голландца Франса Хальса – «Евангелист Матфей» и «Евангелист Лука». Художник стремился не упустить ни одной детали. Рогир ван дер Вейден представил святого в момент творчества. Екатерина Фурцева то и дело «давила» на председателя КГБ Владимира Семичастного и министра охраны общественного порядка Тикунова. После этого он вернулся в Одессу, к соскучившемуся «Матфею». Уже при первом осмотре картин Линник убедилась, что «беспримерная по своей смелости манера живописи, широкая и энергичная могла принадлежать только самому гениальному новатору живописной техники— Франсу Хальсу»6.
Мужчина отвечает, что он картинами не интересуется, но может подыскать покупателя. Франс Хальс – один из лучших голландских портретистов XVII века. Но, даже не взирая на своё невысокое качество, данный ансамбль абсолютен в своём высоком спиритуализме, который характеризует итальянскую культуру того периода. Позднее он, в угоду Феофилу, составил текст Деяния Апостолов.
В таких картинах, как «Игра в шахматы» и «Игра в карты», художник тонко запечатлел сцены из современной жизни, наделив каждый персонаж индивидуальными чертами, жестами и характером.
Цикл, возможно, был написан для католической или лютеранской церкви, хотя небольшой размер и интимный характер живописи позволяют предполагать, что они были сделаны для небольшой частной капеллы либо для нелегальной католической церкви (schuilkerk) в Гарлеме или для частного дома. Напомним: в фильме скользкий антиквар, которого играет Басилашвили, нанимает профессионального уголовника (Дворжецкий) украсть «Святого Луку». Авторство вернулось к «Луке» с «Матфеем» в 1958 году. Неизвестно, кто и для чего заказал картины.
Что в этом, казалось бы, такого. Политически, страна находилась под управлением империи Габсбургов. Об этом событии в дневнике Дюрера сохранилась запись: «Меня пригласил в гости мастер Лука, что гравирует на меди это маленький человечек родом из Лейдена из Голландии я сделал его портрет металлическим карандашом». Сергей Дерковский почти уверен – Ванденберг согласится. Как сказал эксперт в области творчества художника Слайв, «шанс найти религиозную живопись Хальса был примерно такой же, как найти натюрморт работы Микеланджело»1.
Было выдвинуто предположение, что «Святой Лука» украден по заказу, поскольку в ГМИИ находятся не менее ценные экспонаты. Четырнадцати лет, в 1508 году, Лука исполнил гравюру «Магомет и монах Сергий», поражающую совершенством техники, легкостью и артистичным владением резцом, образной силой. Сюжетом гравюры послужила старинная восточная легенда, повествующая о запрещении мусульманам употреблять вино. А вот «Святого Луку», который пролежал несколько месяцев у столяра за печкой, едва спасли. Под подозрение попал бельгиец Жак Ванденберг искусствовед, остановившийся в «Метрополе».
Было выдвинуто предположение, что «Святой Лука» украден по заказу, поскольку в ГМИИ множество не менее ценных экспонатов. Сам Краснов ушёл— продавец не должен был догадаться, что иностранец – подставной. В революционные годы работы были утеряны, пока— как рассказывает режиссёр Анатолий Бобровский— в 1950-х «Лука» не появился на одесском рынке «Привоз», где куратор купил его за 9 рублей. Евангельское повествование об исцелении Христом слепого человека близ города Иерихона превращается у Луки в рассказ о событии, участники которого простые люди XVI века.
Вскоре «наружка». Всех объединяет единое действие, но каждый по-своему реагирует на происходящее. Действительно, на мировом рынке (в том числе и на «черном») картины Хальса стоят очень дорого. Дальнейшее развитие получила и портретная живопись.
В углу полотен сохранились крупные красные цифры— «фирменный» знак старинной эрмитажной каталогизации (1895 – у Луки и 1896 – у Матфея). Тем не менее, правду нельзя было скрыть, вот таким образом понадобился ещё один механизм. При этом постоянно что-то помечал в блокноте. Преступление было раскрыто не следственными методами, а благодаря ошибке преступника.
Пушкинский музей открыл выставку «Возвращение «Святого Луки». Свежих хальсов с помпой привезли в Пушкинский музей на выставку в 1965 году. Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков. », – рассказывает Людмила Сауленко. В марте 1965 года в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве (на Волхонке) открылась уникальная выставка.
Перед нами — японка, лук которой сложно назвать ординарным. В кинофильме похититель картины – профессиональный вор. А Краснов ушёл— продавец не должен был догадаться, что иностранец подставной. Неужели почувствовал слежку.
Для такой работы – недорого. В триптихе «Страшный суд» итальянские влияния переплетены с деталями собственных наблюдений, совмещенных в прекрасном пейзаже. В руках у Волкова была картонная коробка, которую ему дал Краснов. Столяр Волков работал реставратором мебели.
Волкова арестовывают на ул. До 1965 года, когда их отправили на выставку в Москву. Личность третьего лица осталась не установлена. Метростроевской (Остоженка) с коробкой в руках.
Возможно, это преступление никогда бы не раскрыли, так как никаких следов не осталось. Предположительно, Алексеев показал Волкову, как правильно вырезать и хранить картину (Волков этого требования не выполнил), дал новую обувь, чтобы его не могли выследить собаки и забрал у него картину после того, как тот её вынес. Преступление совершено, но мудрый полковник Зорин распутывает тайну и «Святой Лука» возвращается в Одесский музей. Картина «Святой Лука, рисующий мадонну» принадлежит кисти Рогира ван дер Вейдена, нидерландского живописца. Но возможно в память о доктрине Савонаролы Лука добавил к ней две сцены.
Таким образом, место захоронения евангелиста стало общеизвестным. В запасниках Музея западного и восточного искусства отыскали еще одно аналогичное полотно. Еще она сказала, что сам художник и его картины отныне прокляты.
Посадили одного Волкова. Портретное творчество художника не менее значительно. По окончании фильма он спросил у министра внутренних дел Николая Щелокова: «Все так и было на самом деле. » Глава МВД поспешил заверить Генсека: «Все – чистая правда, от начала до конца. » «Молодцы, не дали украсть народное достояние», – похвалил Брежнев советскую милицию. Быстрая техника живописи не является главной чертой его искусства.
Это объясняется не только влиянием церкви, но и слабым знакомством с античным наследием. Здесь жил и творил крупнейший гуманист XVI века Эразм Роттердамский. До XVIII века полотна находились на родине. Нашли «Святого Луку» благодаря глупости столяра-вора. На роль покупателя подобрали Леонида Краснова, сотрудника внешней разведки, блестяще владевшего немецким языком17.
– У Франса Хальса была репутация кутилы, он обожал пиры и красивых женщин. После торга молодой человек согласился продать картину за 60 тыс. Правда, тоже с уголовным прошлым.
Там их встретил подросток, который молча вынес из кухни газетный свёрток. После этого он вернулся в Одессу, к соскучившемуся «Матфею». Это, вероятно, позволило Волкову догадаться о том, что его ловко заманили в ловушку17. По версии следствия, он поссорился с антикваром, который никак не мог продать картину.
Но одетым «по-западному» человеком оказался сотрудник советского посольства в ФРГ, являвшийся также разведчиком КГБ, который сразу понял важность предложения и сказал, что сам он живописью не интересуется, но готов найти покупателя. А вот «Святого Луку», который пролежал несколько месяцев у столяра за печкой, едва спасли.
Нидерланды превратились в один из центров европейского гуманизма. Волкова арестовали на улице Метростроевской (ныне – Остоженка) с коробкой в руках. Искусствовед из Эрмитажа Ирина Линник первой обратила внимание на схожесть полотен. Лицо Луки отражает его взволнованность, он весь поглощен процессом творчества. Так он наткнулся на человека, связанного со спецслужбами.
Это скандальное дело позже легло в основу известного художественного фильма «Возвращение «Святого Луки». Картину «заказал» иностранный злодей-коллекционер. Известно, что мастер гравировал также по дереву и иллюстрировал книги. Карел ван Мандер сообщает, что художник отличался исключительной требовательностью к себе. Но во время выставки картина таинственным образом была похищена.
К нему подсылают девушку-агента, которая, представившись дочерью подпольного коллекционера, предлагает приобрести у неё «Рембранта» (мастерски сделанную копию). Но Волкова посадили в машину КГБ и по пути увидели застрявший «Мерседес» Краснова, который почему-то никто не ловил. Дальнейшие нелепые шаги по продаже шедевра и привели вора к аресту17.
Встреча состоялась у столовой, на улице Метростроевской. В углу полотен сохранились крупные красные цифры— «фирменный» знак старинной эрмитажной каталогизации (1895 у Луки и 1896 у Матфея). Перед официальной премьерой картину захотел посмотреть сам Генеральный секретарь ЦК КПСС. В реальности же вором был сотрудник ГМИИ. Однако на следующее утро поступает срочное сообщение из аэропорта «Шереметьево» : бельгийский турист только что зарегистрировался на рейс «Москва – Брюссель» и с минуты на минуту покинет пределы СССР.
Его полотна были забыты почти на два века. Что касается двух других полотен Франса Хальса – «Евангелист Марк» и «Евангелист Иоанн», – их судьба сейчас известна. Потребовалось почти три года тщательной реставрации. Он, возможно и подговорил Волкова на преступление. Гримм и Слайв соглашаются, что скорей всего, заказ был частным, а не секулярным. рублей.
В отличие от своих предшественников изображавших персонажей картин в созерцательном состоянии, не раскрывая их эмоций, Рогир ван дер Вейден стремится к передаче человеческих чувств. Помимо устной проповеди, Лука, по совету Апостола Павла, написал собственное Евангелие, которое он отправил некоему местному властителю по имени Феофил, веровавшему во Христа. КГБ просто пристегнул меня к этому делу. Но однажды из-под его кисти вышли четыре удивительные картины великих евангелистов: Иоанна, Марка, Матфея и Луки.
Сыщики работали круглосуточно, но дело не сдвигалось с мертвой точки. В нем нет ни слова о КГБ, а все заслуги в поимке преступника принадлежат милиции.
В центре эрмитажной картины (а это один из нескольких сохранившихся вариантов произведения) проходит вертикальный шов. С тех пор в Голландии эти полотна считались каноническими изображениями евангелистов. Забрал Хальса и решил сбыть его самостоятельно.
Оба полотна с тех пор украшали экспозицию одесского музея. И, как многие посольские работники того времени, «немножко разведчиком». Нашли «Святого Луку» благодаря глупости столяра-вора. Одетым «по-западному» человеком оказался сотрудник советского посольства в ФРГ, являвшийся также сотрудником КГБ. «Евангелисты» работы Тербрюггена и Яна Ливенса, возможно, являются его иконографическими предшественниками, в свою очередь, являясь предтечей Рембрандта.
Творческое развитие художника не было равномерным. Он без устали рисовал с натуры людей, дома, пейзажи, ткани. Строгая и выверенная композиция придает сцене цельность и монументальность.
Следующая встреча была назначена у бассейна «Москва» в субботу, 28 августа. После торга молодой человек согласился скинуть до 60 тыс. – Она просила за картину шесть рублей, ей дали девять и отпустили с Богом. Волков, предположительно, пришёл к Алексееву за деньгами и документами, но тот не дал ему ни того, ни другого и Волков забрал «Святого Луку» обратно. Но и в это время им написаны такие выдающиеся картины, как «Мужской портрет», в котором воплощен образ человека ренессансной эпохи сильной, целеустремленной и уверенной в себе личности.
Уже в то время он приучил себя к непрестанному труду. Гримм и Слайв соглашаются с тем, что заказ был частным, а не секулярным. Именно в тот период он познакомился с неким Алексеевым (в художественном фильме этого ловкого дельца блестяще сыграл Олег Басилашвили, а самого Волкова – Владислав Дворжецкий). До XVIII века полотна находились на родине художника. Алтарная картина из собора Перудже «Мадонна на троне в окружении святых», датируемая 1484 годом, несомненно, обличает связь с Бартоломео делла Гатта.
Метростроевской. Антиквар-заказчик в реальности тоже существовал. Забрал Хальса и решил сбыть его самостоятельно. Но прежде преступник узнает реальную стоимость этого полотна. – Волков утверждал, что картина спрятана и предложил покупателю пойти вместе с ним. Милиция отрабатывала всех иностранцев в Москве интересовавшихся живописью.
– В фильме «Возвращение «Святого Луки» полковник Зорин, которого сыграл Всеволод Санаев, четко знает, где искать, как и кого, – комментирует ветеран КГБ Александр Громов. Горизонтально на цоколе расположились изображения двух первых песен из «Чистилища» Данте. Сыщики выдвинули версию: картина украдена «на заказ».
В настоящее время насчитывается 175 гравюр на меди и офортов. P. S. Там их встретил подросток, который, не говоря ни слова, принёс с кухни газетный свёрток.
Расследование поставили под особый контроль Генеральной прокуратуры СССР и Министерства охраны общественного порядка РСФСР (тогдашнее МВД), однако в течение нескольких месяцев после кражи никаких следов картины небыло обнаружено7. 9 марта в «Пушкинке» был санитарный день, а 10-го сотрудники с ужасом заметили: одна из картин исчезла. Была разработана спецоперация15.
Пока в 1771 году императрица Екатерина II Великая не решила пополнить коллекцию Эрмитажа. КГБ просто пристегнул меня к этому делу. В одном из эпизодов он интересуется у сотрудницы музея, сколько же стоит картина. «Святой Лука» написан в 1620-х годах великим голландским художником Франсом Хальсом. Исследования показали: найденные картины – пропавшие много лет назад шедевры Хальса: «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей».
За ними последовала «наружка», но в одном из переулков она упускает объект. Часто встречается в гравюрах образ веселого народного героя Эйленшпигеля. – В действительности все было совершенно наоборот. Начальное художественное образование он получил, вероятно, у отца и лейденского живописца Корнелиса Энгельбрехтсена.
При этом молодой человек и не догадывался: тот, кого он принял за иностранца, был советским гражданином, работником посольства в ФРГ. Таким, вероятно, он и был в действительности. – Продавщицу вместе с портретом пригласили в музей, – вспоминал режиссер художественного фильма «Возвращение «Святого Луки» Анатолий Бобровский. Однако бросается в глаза чрезмерно резкое сокращение размеров фигур – прием, с помощью которого мастер стремится передать глубину пространства (сравнительно недалеко расположенные от персонажей первого плана фигурки родителей Марии – Иоахима и Анны – кажутся вот таким образом несоразмерно маленькими).
Скандальная кража из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве бесценной картины «Евангелист Лука» известнейшего голландского живописца Франса Хальса едва не стоила кресла тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой. Встреча состоялась у столовой на ул. Она – бесценна. » Другой же персонаж уточняет: «На мировом рынке это полотно стоит не менее 300 тысяч долларов».
Сверх того, в рисунке его гравюр особенно обращает на себя внимание одно обстоятельство, а именно что все предметы, которые постепенно отступают вдаль и теряют свою определенность исполнены тонкими штрихами, чтобы они становились все более и более бледными, подобно тому, как в природе далекие предметы чем они дальше, тем более теряют ясность, он гравировал эти предметы с такой внимательностью и так тонко смягчал тени, что их нельзя было бы лучше воспроизвести и красками созерцание этих гравюр раскрыло глаза многим художникам». В отличие от иных посетителей, он никогда не интересовался стоимостью картин. Тур в Нидерланды — заветная мечта многих ценителей живописи.
Среди них, знаменитый «Автопортрет», на котором мастер представил себя как подвижника, сосредоточенно и пытливо всматривающегося в окружающий мир. На гравюре убийца крадучись отходит от мертвого монаха и влагает меч в ножны спящего пророка. Например, бельгиец Жак Ванденберг, остановившийся в «Метрополе», попадает в разработку— к нему подсылают девушку, которая предлагает ему «рембрандта». Волков, находясь в машине КГБ, увидел застрявший «Мерседес» Краснова, который никто не ловил.
В реальности же вором был сотрудник ГМИИ. Условились встретиться на следующий день. Вторая встреча была назначена у бассейна «Москва» в субботу 28 августа. В запасниках Музея западного и восточного искусства отыскали ещё одно аналогичное полотно. На решающую встречу сотрудники КГБ прибыли на «Мерседесе» последней модели с автомобильными номерами ФРГ, взятом из автопарка КГБ.
Однако настоящая история картины куда интереснее. Волков предложил «покупателю» пройтись пешком вместе с ним. В прошлом, когда эта работа находилась в Испании, ее распилили на две части. Однако на этот раз помощники заметили: Брежнев не заснул. Только в 1958 году «Лука» вновь объявился. Это, вероятно, позволило Волкову догадаться, что его заманили в ловушку17.
В 1884 году в Петербург было доставлено изображение мадонны. Это лицо, несомненно увиденное в жизни, возможно, – автопортрет художника. Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. После страшного проклятия дочери карьера Хальса покатилась под откос: ему перестали заказывать картины, от него отвернулись близкие, друзья и даже церковь.
Сразу видно – иностранец. Первая картина оказалась в частной коллекции немецкого ценителя живописи, вторая была продана на аукционе «Сотбис» и стала личной собственностью Поля Гетти, американского коллекционера. Милиция отрабатывала всех иностранцев в Москве интересовавшихся живописью.
Богородица с великой радостью приняла их со словами: «Благодать Рожденного Мною, пусть пребывает с ними». Через 40 минут объект отправился на ул. По версии следствия, он поссорился с антикваром, который никак не мог продать картину. Эксперт творчества художника Слайв подчеркнул, что «шанс найти религиозную живопись Хальса был примерно такой же, как найти натюрморт работы Микеланджело»1. После его смерти было неясно, кому он завещал этот шедевр.
Он, возможно и подговорил Волкова на преступление. Правда, тоже с уголовным прошлым. Сотрудники «наружки» следовали неотступно. Потребовалось почти три года тщательной реставрации. Кроме того, святой Лука написал иконы великих Апостолов Петра и Павла.