Концерт был издан под названием «The Wall Live in Berlin». Это был один из самых плодотворных периодов в истории знаменитой рок-группы. Это шоу позже было воссоздано Уотерсом с помощью многих приглашённых музыкантов, включая Брайана Адамса, группу «Scorpions» и Вана Морисона, в 1990 среди руин Берлинской стены. Год спустя, в 1971 году, вышел Meddle («Вмешательство»), схожий с предыдущим альбомом Atom Heart Mother по структуре (но не по музыкальному содержанию): одну сторону пластинки заняли короткие песни и одна инструментальная пьеса, вторую— развёрнутая многочастная сюита, 23-минутная «эпическая звуковая поэма» (как её назвал Уотерс) под названием «Echoes» («Эхо»), где группа впервые использовала 16-дорожечные магнитофоны взамен четырёхканальной и восьмиканальной аппаратуры, которая применялась на Atom Heart Mother, а также синтезатор VCS3. Достаточно упомянуть знаменитые изображения человека, пожимающего руку своего горящего двойника (Wish You Were Here) и призму с проходящим через неё светом (The Dark Side of the Moon). Известный американский кинокритик Роджер Эберт признал этот фильм величайшим.
Идея была мощным катализатором творчества группы и совместно её члены составили список тем, раскрываемых в альбоме: композиция «On The Run» («На бегу») рассказывала о паранойе «Time» («Время») описывала приближение старости и бессмысленную трату жизни «The Great Gig In The Sky» («Шоу на небесах», первоначально называлась «Mortality Sequence» — «Смертная череда») и «Religious Theme» («Религиозная тема») повествуют о смерти и религии «Money» рассказывает о деньгах, которые приходят со славой и овладевают человеком «Us And Them» («Мы и они») говорит о конфликтах внутри общества «Brain Damage» посвящена безумию и Сиду Барретту. «Стена» оставалась в списке альбомов-бестселлеров на протяжении 14 лет. Дженнер, лектор в лондонской школе экономики и политических наук, был восхищён акустическими эффектами, созданными Барреттом и Райтом во время их выступления и совместно со своим другом Эндрю Кингом стал менеджером группы. К октябрю 1966 года записи группы пополнились ещё несколькими сетами собственных песен.
Этот альбом назывался A Saucerful of Secrets или Блюдце, наполненное чудесами. В 1975-м выходит «Wish You Were Here», посвященный безвременно угасшему разуму Сида Баррета.
Доказательства. К сожалению из этой затеи ничего не вышло. Употребление психоделиков (как следствие — обострение врождённой шизофрении) и постоянные выступления сломали лидера группы Сида Барретта. На протяжении всего творчества группы этот аспект был в первую очередь подкреплён талантом фотографа и дизайнера Сторма Торгерсона (Storm Thorgerson) и его студией «Hipgnosis». После написания в 1969 году группой саундтрека к фильму More («Ещё») режиссёра Барбета Шрёдера, в том же, 1969, году вышел альбом Ummagumma, частично записанный в Бирмингеме, частично в Манчестере. Ко времени выхода альбома Animals («Животные») в январе 1977 года музыка группы стала подвергаться всё более интенсивной критике со стороны нарождающегося направления панк-рока за чрезмерную «слабохарактерность» и надменность, ухода от простоты раннего рок-н-ролла. После альбома «The Final Cut» члены группы пошли каждый по собственному пути, выпуская сольные альбомы вплоть до 1987 года, когда Гилмор и Мейсон начали воссоздавать «Пинк Флойд».
Он занял пятую позицию в британском чарте и попал в хит-лист в США на семидесятое место. После этого, кроме сборников и компиляций, группа перестает издавать новую музыку. В июле 2005 г. в рамках шоу «Live 8» Pink Floyd выступили в своём полном составе, отбросив прежние разногласия, чтобы поставить жирную точку. Следующий альбом «Wish you were here» вышел лишь через два года. После выхода Animals старинная лондонская электростанция Battersea стала местной достопримечательностью, культовым местом.
После ухода Барретта и вплоть до 1983 года Уотерс был автором подавляющего большинства текстов песен группы (начиная с 1973 года в течение десяти лет тексты писал только он один) и главным автором самого концептуального альбома группы The Wall. Уотерс с каждым новым альбомом закреплял лидерство, постепенно придя к единоначалию. Альбом смог дойти до 9-й строчки британского хит-парада. Фильм можно назвать провокационным, так как одной из основных идей был протест против устоявшихся идеалов и английской страсти к порядку. Через год выходит релиз «Meddle», повторяющая структуру предыдущей: длинная композиция «Echoes» на одной и несколько обычных по длине песен на другой стороне пластинки.
Уотерс и Барретт были приятелями с детства (Уотерс часто навещал Барретта в доме его матери). Следующая работа, альбом The Wall (Стена), был выпущен в 1979 году. В США эту работу оценили уже 23-мя платиновыми наградами. Meddle занял третье место в британском хит-параде.
Осенью 1963 года в Лондон приезжает давний друг Роджера, семнадцатилетний Сид Барретт. К октябрю 1966 года записи группы пополнились ещё несколькими сетами собственных песен. Пластинка, почти единогласно признанная и поклонниками и критиками лучшей записью Pink Floyd и занявшая вторую строчку в списке самых продаваемых альбомов (50 млн копий, больше только у «Триллера» Майкла Джексона). «Божественная астрономия» (Astronomy Domine), «Космическая перегрузка» (Interstellar Overdrive), «Люцифер Сэм» (Lucifer Sam) и, в конце концов, «Подбери свой стетоскоп и иди» (Take Up Thy Stethoscope and Walk) – единственная написанная целиком и полностью Роджером Уотерсом. В качестве саундтрека использовались изменённые старые и несколько новых песен группы. В 1973 году выходит «The Dark Side of the Moon» — самый продаваемый альбом в истории всей рок-музыки и второй в мире после альбома «Thriller» Майкла Джексона. На протяжении выступлений название группы неоднократно менялось. Рок-опера The Wall («Стена») была создана при ярко выраженном доминировании Уотерса (единственного, кто предложил конкретные темы для альбома группы25), однако и при значительном влиянии Дэвида Гилмора, а также известного продюсера из Канады Боба Эзрина.
На волне популярности группа пишет саундтреки к фильмам «Ещё» (1969) и «Забриски-Пойнт» (1970), причем первый издается в качестве отдельного релиза с небольшой музыкальной редактурой. Meddle занял третье место в британском хит-параде. «The Wall» – классический прогрессивный рок, тяжёлый, сложный, построенный на сочетании множества жанров, от джаза до фолка. Пластинка состоит из пяти композиций, объединённых темой отчуждения и тоски по прошлому. Помимо нескольких композиций с альбома «A Momentary Lapse of Reason», для фильма было записано несколько новых мелодий, которые так и не вошли в следующий студийный альбом группы, хотя всплыли на нескольких пиратских дисках.
Год спустя, в 1971 году, вышел «Meddle» («Вмешательство») – практически близнец предыдущего (по форме и длине песен, но никак по музыке разве что без оркестра и хора обошлись). С ним стало чрезвычайно трудно работать, он всякий раз по-новому исполнял мелодию и слова, до и во время записи, однако его талант все же вел группу вперед к светлому будущему. Sigma 6 использовала эту квартиру для своих репетиций.
Вдобавок к третьему месту в Великобритании, «The Wall» 15 недель в течение 1980 года находился в американском хит-параде. Sigma 6 использовала эту квартиру для своих репетиций. Для закрепления коммерческого успеха вслед за альбомом был выпущен сингл «Money», вошедший в двадцатку хит-парада США и горячо встреченный западным слушателем несмотря на свой нестандартный, сложный для восприятия размер (7/8).
Группа сменила множество названий, остановившись на «The Pink Floyd Sound», постепенно сократив его до «Pink Floyd», по именам двух каролинских блюзменов, горячо любимых Сидом. Сюда вошли недовольство и злость Уотерса на то, что Британия участвует в Фолклендском конфликте — композиция «The Fletcher Memorial Home» («Мемориальный дом Флетчера»), где Флетчер — отец Уотерса Эрик Флетчер. Последнее выступление классического состава произошло в июле 2005 года на концерте Live 8. Испытывая сильный недостаток в вокале, Клоуз познакомил группу с Крисом Деннисом. Этой работой Уотерс хотел завершить существование группы. Позже Мэйсон выехал из квартиры, а его комнату занял новый гитарист Боб Клоуз.
Группе потребовалось всего лишь восемь дней, чтобы связать сюжет, развивающийся вокруг темы хиппи-наркоманов в Ибице, с музыкальным сопровождением некоторые песни, правда, уже исполнялись ими ранее на концертах. Год спустя, в 1971 году, вышел Meddle («Вмешательство»), схожий с предыдущим альбомом Atom Heart Mother по структуре (но не по музыкальному содержанию): одну сторону пластинки заняли короткие песни и одна инструментальная пьеса, вторую— развёрнутая многочастная сюита, 23-минутная «эпическая звуковая поэма» (как её назвал Уотерс) под названием «Echoes» («Эхо»), где группа впервые использовала 16-дорожечные магнитофоны взамен четырёхканальной и восьмиканальной аппаратуры, которая применялась на Atom Heart Mother, а также синтезатор VCS3. В 1983 году появился альбом «The Final Cut» («Окончательный монтаж» или «Смертельная рана») с подзаголовком «Реквием послевоенной мечте Роджера Уотерса исполненный Pink Floyd». Вскоре Меткалф и Нобэл покинули состав группы. Последней работой Pink Floyd является альбом Pulse, который был записан осенью 1994 года. Среди музыкантов, принимавших участие в записи «The Final Cut», отметился тенор-саксофонист Рафаэль Рейвнскрофт (Raphael Ravenscroft). «Пинк Флойд» известны, помимо прочего, своими невероятными представлениями, сочетающими визуальные эффекты и музыку, создавая шоу, в котором сами музыканты практически уходят на второй план.
Райт в конце концов принял участие в концертах, за фиксированное вознаграждение. Это был двойной альбом, первый диск которого был первой (и на почти двадцать лет единственной официальной) записью живого выступления группы, а второй был поровну поделён на четыре части, по числу участников группы. В практику звукозаписи конца 60-х гг. Осенью 1963 года в Лондон приезжает давний друг Роджера, семнадцатилетний Сид Барретт. Название группы было взято в честь известных в то время исполнителей блюза, Джорджии Пинка Андерсона и Флойда Каунсил.
Диск был записан двойным, хотя материалов хватило бы и на третью часть. Под предводительством Денниса Tea Set сменило название на The Pink Floyd Sound, в честь двух блюзовых музыкантов, записи которых Барретт держал в собственной коллекции— Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. Треки с этой пластинки демонстрируют музыкальную смесь— от авангардной «Interstellar Overdrive» («Межпланетная езда на повышенной передаче») до причудливой «Scarecrow» («Пугало»), меланхоличной песни, написанной под вдохновением от сельских ландшафтов, окружавших Кембридж. Pink Floyd была основана в 1965 году однокурсниками по архитектурному факультету лондонского политехнического института (Regent Str. Альбом также включал «One of These Days» — концертную классику Pink Floyd, где барабанщик Ник Мейсон страшно искажённым голосом обещал «порезать вас на мелкие кусочки» («One of these days, Im going to cut you into little pieces»), лёгкие и беззаботные «Fearless» и «San Tropez» и озорную и хулиганскую «Seamus» (Cимус — кличка собаки), где на вокальную партию была приглашена русская борзая.
В 1982 году был снят полнометражный фильм на основе альбома — «Pink Floyd The Wall». Барретт присоединился к составу Tea Set в 1964-м году и поселился у Уотерса и Клоуза. Ко времени выхода альбома «Animals» («Животные») в январе 1977 года музыка группы стала всё более подвергаться критике со стороны нарождающегося направления панк-рока за чрезмерную «слабохарактерность» и надменность, уход от простоты раннего рок-н-ролла. Сингл из этого альбома— «Another Brick in the Wall, Part II» («Ещё один кирпич в стене, часть 2»), затрагивающий проблемы педагогики и образования, — попал на первое место в рождественском чарте синглов в Великобритании22 и впоследствии стал материалом для кавер-версий и ремиксов. После ухода Ноубела и Меткалфа Tea Set лишился вокалистов. Альбом был успешен и стал шестым в британских чартах15.
Именно ее изобразил на обложке альбома Сторм Торгерсон. Эта работа вновь получила восторженный приём у фанатов, хотя здесь наметился отчётливый уход от привычной стилистики группы (около половины материала стало предпосылкой к сольному стилю Уотерса). Год спустя, в 1971 году, вышел Meddle («Вмешательство»), схожий с предыдущим альбомом Atom Heart Mother по структуре (но не по музыкальному содержанию): одну сторону пластинки заняли короткие песни и одна инструментальная пьеса, вторую— развёрнутая многочастная сюита, 23-минутная «эпическая звуковая поэма» (как её назвал Уотерс) под названием «Echoes» («Эхо»), где группа впервые использовала 16-дорожечные магнитофоны взамен четырёхканальной и восьмиканальной аппаратуры, которая применялась на Atom Heart Mother, а также синтезатор VCS3. «The Committee» (Комитет) (1968, режиссёр Питер Сайкс (Peter Sykes), Великобритания) — использовалась, в частности, ранняя версия «Careful With That Axe, Eugene». «The Dark Side of the Moon» – концентрация всего, что было и ещё только будет придумано группой и в музыкальном и в техническом и в концептуальном плане. Наиболее масштабное представление на сцене было граничит с альбомом The Wall, где несколько сессионных музыкантов играли первую песню в резиновых масках (показывая, что члены группы неизвестны как отдельные личности) далее в процессе первой части шоу рабочие постепенно выстраивали между публикой и группой огромную стену из картонных коробок, на которую затем проецировались мультфильмы Джеральда Скарфа, а под конец выступления стена рушилась. В главной роли рок-звезды «Пинка» снялся основатель группы Boomtown Rats и будущий организатор фестивалей Live Aid и Live 8— Боб Гелдоф (Bob Geldof). Райт в конце концов принял участие в концертах, за фиксированное вознаграждение.
Уотерс выдворил Боба Эзрина из лагеря шоу «Пинк Флойд» после того, как Эзрин неосторожно поговорил с другом-журналистом о сюрпризах шоу. Он рассказывает о хиппи, отправившихся в Новую Гвинею в поисках затерянной долины. Замысловатым названием, которое на русский можно перевести как «волынщик у ворот зари», пластинка обязана Сиду Барретту – основателю и на тот момент лидеру группы, который взял его из любимой книги, сказочной повести шотландского писателя Кеннета Грэма «Ветер в ивах». В фильме «The Wall» прямо не показывается ни одна из проблем.
Отсутствие Райта при записи альбома привели к некоторому недостатку клавишных эффектов, характерных для предыдущих работ «Пинк Флойд», хотя приглашённые музыканты Майкл Кэймен (фортепиано и фисгармония) и Энди Боун (Andy Bown) внесли некоторый вклад как клавишники. «Pink Floyd» стала одной из немногих групп, которые уделяли равное внимание и музыке и тексту, а также всему впечатлению, которое слушатель выносил после прослушивания их альбома.
Изданный в августе 1967 года дебютный альбом группы The Piper at the Gates of Dawn (распространён некорректный перевод названия альбома— «Волынщик у врат зари», хотя на самом деле это всего лишь название главы из любимой книги Сида «Ветер в ивах» Кеннета Грэма, где «The Piper»— это, конечно, никакой не «волынщик», а бог Пан играющий на свирели, в переводе Ирины Токмаковой— «Свирель у порога зари») считается лучшим примером английской психоделической музыки10. Единственными результатами работы группы стали концертный альбом 1995 года «PULSE» («Пульс»), живая запись «Стены», скомпилированная из концертов 1980 и 1981 годов «Is There Anybody out There. Но у нас был только один лидер— я»26. Настоящий успех группы – «The Dark Side of the Moon» 1973-го года, который наряду с битловским «Клубом одиноких сердец» является одним из самых первых концептуальных альбомов. Вторая сторона диска была отведена под 23-минутную «эпическую звуковую поэму» (как её назвал Уотерс) под названием «Echoes» («Эхо»), где группа впервые использовала 16-дорожечные магнитофоны взамен четырёхканальной и восьмиканальной аппаратуры, которая применялась на «Atom Heart Mother», а также зиновьевский синтезатор VCS3. Девушка Райта— Джульетта Гейл— была частой гостьей на репетициях группы.
В 1983 году появился альбом The Final Cut («Окончательный монтаж» или «Смертельная рана») с подзаголовком «Реквием послевоенной мечте Роджера Уотерса исполненный Пинк Флойд». Альбом включал помимо «Echoes» инструментальную композицию «One of These Days»— концертную классику «Пинк Флойд», где барабанщик Ник Мэйсон сильно искажённым через вокодер голосом произносит единственную фразу «Как-нибудь на днях я искрошу тебя на мелкие кусочки» («One of these days, Im going to cut you into little pieces»)20, блюз «Seamus» (Шеймус— кличка собаки), сопровождающийся воем русской борзой и песни «Fearless» и «San Tropez». Композиция «Candy And A Currant Bun» первоначально называлась «Lets Roll Another One» («Давай скрутим ещё по одной»), но текст с явными намёками на употребление наркотиков пришлось срочно изменить. Сингл из этого альбома— «Another Brick in the Wall, Part II» («Ещё один кирпич в стене, часть 2»), затрагивающий проблемы педагогики и образования, — попал на первое место в рождественском чарте синглов в Великобритании26 и впоследствии стал материалом для кавер-версий и ремиксов.
Альбом был успешен и стал шестым в британских чартах. Ко времени выхода альбома Animals («Животные») в январе 1977 года музыка группы стала подвергаться всё более интенсивной критике со стороны нарождающегося направления панк-рока21 за чрезмерную «слабохарактерность» и надменность, ухода от простоты раннего рок-н-ролла. Райт в конце концов принял участие в концертах, за фиксированное вознаграждение.
Продюсер альбома Норман Смит был известен как инженер звукозаписи группы Битлз, вплоть до альбома Rubber Soul (Резиновая душа) и только сотрудничество с Пинк Флойд остановило его от работы над следующей пластинкой Битлов Sergeant Pepper, которая записывалась в соседней студии на Эбби-роуд. Пластинки Piper At The Gates Of A Dawn (Дудочник У Врат Зари) и A Saucerful Of Secrets (Полное блюдце секретов) были выпущены в 1973 году в виде двойного альбома A Nice Pair (Приятная пара), который имел неплохой коммерческий успех на гребне популярности The Dark Side Of The Moon. «La Vallee» (Долина) (1972, режиссёр Барбет Шрёдер, Франция) — этот фильм также известен как «Obscured by Clouds» (Скрытая облаками). В 1979 году выходит ещё один шедевральный альбом – «The Wall». Уотерс в то же время оставил за собой некоторые традиционные образы, созданные группой, включая большинство реквизита и персонажей из «Стены» и все права на «The Final Cut».
После записи этого альбома группа, по сути, пережила распад – после выпуска «The Wall» коллектив покинул клавишник Ричард Райт. В 80-х гг. За два года Pink Floyd дали сотню концертов, а уже в 90-х годах выпустили еще один альбом. Создателями этой группы были выпускники Кембриджского Колледжа Роджер Уотерс и Сид Бэррет.
На протяжении выступлений название группы неоднократно менялось. Альбом стал высшим достижением группы на тот момент. Именно так описывал концепцию альбома Роджер Уотерс, основной автор всех песен. «Стена» оставалась в списке альбомов-бестселлеров на протяжении 14 лет. Лучшей обложкой, по их мнению, обладает именно этот альбом. Во время работы над новым альбомом группы под названием «A Momentary Lapse of Reason» («Кратковременная потеря рассудка», 3 и в Великобритании и в США) к коллективу присоединился Ричард Райт, вначале как сессионный музыкант с еженедельной оплатой его работы, затем как полноценный участник вплоть до 1994 года, когда вышла последняя работа флойдовцев «The Division Bell» («Колокол Разделения», 1 в Великобритании и США) и последующий тур, ставший одним из наиболее доходных за всю историю рок-музыки.
Это одна из самых продаваемых песен за всю историю звукозаписи. Второй сингл Барретта See Emily Play (Смотри, как играет Эмили) был добавлен к японскому варианту альбома, в который также вложен текст песен. В фильме «Стена» прямо не показывается ни одна из проблем. В 2011 году интернет-ресурс Music Radar провел опрос среди пользователей. Однако почти сразу группа подписала контракт с EMI и первые синглы вышли уже на EMI.
Более мрачный, чем «Стена», этот альбом пересматривает многие её темы, а также обращает внимание на проблемы, которые как были актуальными, так и остаются по сей день. По иронии судьбы Ричард стал единственным, кто сумел заработать какие-то деньги на этих концертах, так как остальные члены группы были вынуждены покрывать непомерные расходы на шоу «The Wall». Песня Bike – уже вовсе не сказка, а простая, грустная история из жизни. Один из секретов, который Пинк Флойд скрывали от своих поклонников во время записи пластинки A Saucerful Of Secrets (Полное Блюдце Секретов) – неустойчивое состояние психики Сида Барретта и его приближающийся кризис, – стало трудно держать в тайне. Во время создания фильма отношения между Гилмором и Уотерсом еще более накаляются.
На одном из таких выступлений в марте 1966 года их заметил Питер Дженнер. Леонард помогал молодой группе в репетициях. В это же время, по совету Дженнера, группа убрала слово «Sound» из названия, превратившись в «Pink Floyd». Что интересно, что именно «The Final Cut» стал причиной конфликта между ним и гитаристом Дэвидом Гилмором, переросшего в многолетнюю судебную войну за право использования названия группы. Благодаря использованию нового 16-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии «Abbey Road», почти девяти месяцам (фантастически долго для того времени. ), ушедшим на запись и стараниям звукоинженера Алана Парсонса (Alan Parsons), альбом получился беспрецедентным и вошёл в сокровищницу звукозаписи всех времён.
Слушая диск Piper At The Gates Of A Dawn, начинаешь понимать, что уход Сида Барретта из музыки и поэзии – большая потеря. Именно в это время группа стала экспериментировать в музыке и со своими выступлениями. Становился очевидным скорый распад группы. Позже Уотерс выдворил его из лагеря шоу «Пинк Флойд» после того, как Эзрин неосторожно поговорил с родственником-журналистом об альбоме. Неотъемлемой частью творчества группы для фанатов являются иллюстрации альбомов. Альбом содержал три длинные основные песни и две короткие, дополняющие их содержание.
Рок-опера The Wall («Стена») была создана при ярко выраженном доминировании Уотерса (единственного, кто предложил конкретные темы для альбома группы21), однако и при значительном влиянии Дэвида Гилмора, а также известного продюсера из Канады Боба Эзрина. Альбом стал наконец-то первым в США, продержавшись в чартах 741 неделю, в том числе 591 подряд (с 1973 по 1988 годы. ). Испытывая сильный недостаток в вокале, Клоуз познакомил группу с Крисом Деннисом. Уотерс выдворил Боба Эзрина из лагеря шоу «Пинк Флойд» после того, как Эзрин неосторожно поговорил с другом-журналистом о сюрпризах шоу. Наиболее масштабное представление на сцене было граничит с альбомом «The Wall», где несколько сессионных музыкантов играли первую песню в резиновых масках (показывая, что члены группы неизвестны как отдельные личности) далее в процессе первой части шоу рабочие постепенно выстраивали между публикой и группой огромную стену из картонных коробок, на которую затем проецировались мультфильмы Джеральда Скарфа, а под конец выступления стена рушилась.
«Pink Floyd» обрела свой неповторимый стиль, с которым она не расставалась до самого распада, а также предопределила целое направление в рок-музыке. Более мрачный, чем «Стена», этот альбом пересматривает многие её темы, а также обращает внимание на проблемы, которые как были актуальными, так и остаются по сей день. Почти полностью созданная Уотерсом, «Стена» была восторженно встречена фанатами, а сингл «Another Brick in the Wall, Part II» моментально поднялся на вершину британского чарта синглов. Неоднократно бывало, что Сид просто «выключался», «уходил в себя» прямо на концерте. После написания в 1969 году группой саундтрека к фильму More («Ещё») режиссёра Барбета Шрёдера, в том же, 1969, году вышел альбом Ummagumma, частично записанный в Бирмингеме, частично в Манчестере.
К сожалению из этой затеи ничего не вышло. Сам альбом держался более 700 недель (с 1973 по 1988 гг. ) в первых строчках мировых хит-парадов. Вскоре Меткалф и Нобл покинули состав группы. Все четыре композиции написал и исполнил Сид Барретт. Барретт присоединился к составу Tea Set в 1964-м году и поселился у Уотерса и Клоуза. Сам Деннис позже уехал в Бахрейн, назначив Сида Барретта фронтменом группы. На протяжении всего творчества группы этот аспект был в первую очередь подкреплён талантом фотографа и дизайнера Сторма Торгерсона (Storm Thorgerson) и его студией Hipgnosis. Его поведение становилось всё более невыносимым, нервные срывы и психозы повторялись всё чаще, выводя из себя остальных членов группы (особенно Роджера).
Наиболее хитовыми композициями по версии радиостанций были «Gunners Dream» («Сон Артиллериста») и «Not Now John» («Не сейчас, Джон»). Группа Pink Floyd сделала звуковую дорожку к фильму. Сингл из этого альбома— «Another Brick in the Wall, Part II» («Ещё один кирпич в стене, часть 2»), затрагивающий проблемы педагогики и образования, — попал на первое место в рождественском чарте синглов в Великобритании и впоследствии стал материалом для кавер-версий и ремиксов.
Это был двойной альбом, первый диск которого был первой (и на почти двадцать лет единственной официальной) записью живого выступления группы, а второй был поровну поделён на четыре части, по числу участников группы и каждый из них записал, по сути, свой мини-сольник. Девятый по счёту альбом Pink Floyd, вышедший аккурат между в каком-то смысле программными произведениями группы – пластинками «The Dark Side of the Moon» (1973), «Animals» (1977) и «The Wall» (1979). Барретт покинул группу уже в 1968 году – злоупотребление наркотиками привело к проблемам с психикой. Это был двойной альбом, первый диск которого был первой (и на почти двадцать лет единственной официальной) записью живого выступления группы, а второй был поровну поделён на четыре части, по числу участников группы17. Неотъемлемой частью творчества группы для фанатов являются иллюстрации альбомов. Именно в это время группа стала экспериментировать в музыке и со своими выступлениями.
Запись длилась 9 месяцев, но это, несомненно, стоило потраченного времени. Венчает запись трек «Bike», то ли любовное послание, то ли колыбельная, то ли сказка на ночь, спетая Барреттом будто под звуки слегка расстроенного фортепиано – за этот эффект стоит благодарить клавишника Райта. Альбом включал помимо «Echoes» инструментальную композицию «One of These Days»— концертную классику «Пинк Флойд», где барабанщик Ник Мэйсон сильно искажённым через вокодер голосом произносит единственную фразу «Как-нибудь на днях я искрошу тебя на мелкие кусочки» («One of these days, Im going to cut you into little pieces»)16, блюз «Seamus» (Шеймус— кличка собаки), сопровождающийся воем русской борзой и песни «Fearless» и «San Tropez». По иронии судьбы, Ричард стал единственным, кто сумел заработать какие-то деньги на этих концертах, так как остальные члены группы были вынуждены покрывать непомерные расходы на шоу «The Wall». В результате Уотерс решился выступить со старыми коллегами только в 2005 году.
Изданный в августе 1967 года дебютный альбом группы The Piper at the Gates of Dawn (распространён некорректный перевод названия альбома— «Волынщик у врат зари», хотя на самом деле это всего лишь название главы из любимой книги Сида «Ветер в ивах» Кеннета Грэма, где «The Piper»— это, конечно, никакой не «волынщик», а бог Пан играющий на свирели, в переводе Ирины Токмаковой— «Свирель у порога зари») считается лучшим примером английской психоделической музыки. Сам Деннис позже уехал в Бахрейн, назначив Сида Барретта фронтменом группы. Слушая стереоэффекты композиции Bike или Interstellar Overdrive, можно только представить, чтобы он мог сделать из альбома, будь у него в распоряжении современная цифровая студия. «Meddle» занял третье место в британском хит-параде. С 1994 года и альбома «The Division Bell» Pink Floyd не выпускали студийных материалов и в ближайшее время таковых не предвидится. Уотерс выдворил Боба Эзрина из лагеря шоу «Пинк Флойд» после того, как Эзрин неосторожно поговорил с другом-журналистом о сюрпризах шоу. «Как жаль, что ты не здесь» – название одного из треков, обращение к Барретту, который по какому-то мистическому совпадению заглянул в студию Abbey Road во время записи именного этого альбома.
На одном из таких выступлений в марте 1966 года их заметил Питер Дженнер. «Tonite Lets All Make Love In London» (Давайте все вечером займёмся любовью в Лондоне) (1967, режиссёр Питер Уайтхед (Peter Whitehead), Великобритания) — использовались лишь две короткие части композиции «Interstellar Overdrive», но фильм позволил сделать первую студийную запись четырёх песен группы. Торгесон был вовлечён в создание дизайна всех альбомов кроме «The Piper at the Gates of Dawn» (фото для этой обложки сделал фотограф Вик Сайн (Vic Singh), а задняя часть обложки оформлена рисунком Сида Барретта), «The Wall» (для дизайна которого группа наняла Джеральда Скарфа) и «The Final Cut» (дизайн обложки создавал сам Уотерс используя фотографию, сделанную его зятем Вилли Кристи (Willie Christie). Торгерсон был вовлечён в создание дизайна всех альбомов, кроме The Piper at the Gates of Dawn (фото для обложки которого сделал фотограф Вик Сайн (Vic Singh), а задняя часть обложки оформлена рисунком Сида Барретта), The Wall (для дизайна которого группа наняла Джеральда Скарфа) и The Final Cut (дизайн обложки создавал сам Уотерс используя фотографию, сделанную его зятем Вилли Кристи).
Начинается альбом с восьмиминутной инструментальной прелюдии, переходящей в песню «Сияй, сумасшедший бриллиант» (Shine On You Crazy Diamond) – одновременно посвящение Барретту, «пророку, мученику, незнакомцу, легенде» и всем похожим на него гениям, не вынесшим окружающего мира. «Стена» оставалась в списке альбомов-бестселлеров на протяжении 14 лет. Стена вживую, 1980—81») в 2000 году двухдисковый набор, содержащий наиболее значимые хиты группы «Echoes» («Эхо») в 2001 году посвящённое 30-летнему юбилею альбома переиздание «Dark Side of the Moon» в 2003 году (пересведённое Джеймсом Гатри в SACD) переиздание «The Final Cut» 2004 года с добавленным синглом «When the Tigers Broke Free» («Когда тигры вырвались на свободу»). Вскоре Уотерс официально объявил об уходе из группы. В начале 70-х, после выхода альбома «Обратная сторона Луны» эта группа завоевала огромную популярность. В 1963 году в Лондон приезжает приятель Роджера – Сид Барретт, который присоединился к группе. Результатом этих изменений стал альбом (где продюсером вновь стал Нормам Смит), записанный двумя составами в состоянии стресса.
Первая профессиональная запись была сделана на фирме Polydor в январе 1967 года, это были композиции «Arnold Layne» и «Interstellar Overdrive». Много лет не видевшие его Уотерс и компания едва узнали друга. Он занял пятую позицию в британском чарте и попал в хит-лист в США на семидесятое место.
24 марта 1973 года вышел самый знаменитый альбом этой группы, получивший премию Грэмми за новаторство в технологии записи и применение новых методов (аналогового синтезатора). Также фильм являлся определённым манифестом в защиту рокеров. Альбом 1973 года «The Dark Side of the Moon» («Обратная сторона луны») стал звёздным часом для группы.
Леонард помогал молодой группе в репетициях. Meddle занял третье место в британском хит-параде. Его поведение становилось всё более невыносимым, нервные срывы и психозы повторялись всё чаще, выводя из себя остальных членов группы (особенно Роджера). Однако не все участники группы выдержали бремя свалившегося на них успеха. Предпоследний альбом группы (The Division Bell), последний тур и негласный распад состоялись в 1994 году.
Вскоре к ним присоединился и Райт. В США он получил 15 платиновых награды. Однако воспроизведение на радио песни «Arnold Layne» было вскоре запрещено из-за текста: он содержал рассказ о трансвестите по имени Арнольд Лейн, который ночью при свете луны похищал с верёвок женское белье, а потом перед зеркалом наряжался в похищенное. По иронии судьбы Ричард стал единственным, кто сумел заработать какие-то деньги на этих концертах, так как остальные члены группы были вынуждены покрывать непомерные расходы на шоу «The Wall»29.
The Wall Live 1980—81» («Есть ли кто снаружи. Позже Мэйсон выехал из квартиры, а его комнату занял новый гитарист Боб Клоуз. Музыка «Animals» значительно более основана на использовании гитар, чем предыдущие альбомы, что, возможно, граничит с возрастающим напряжением между Уотерсом и Ричардом Райтом, который не внёс большого вклада в альбом. Позже к ним присоединился Ричард Райт и секстет был назван Sigma 6. Обложка альбома More представляла собой простой кадр из фильма.
Одним из участников шоу был духовой оркестр ЗГВ (Западной группы войск). Альбом включал помимо «Echoes» инструментальную композицию «One of These Days»— концертную классику «Пинк Флойд», где барабанщик Ник Мэйсон сильно искажённым через вокодер голосом произносит единственную фразу «Как-нибудь на днях я искрошу тебя на мелкие кусочки» («One of these days, Im going to cut you into little pieces»), блюз «Seamus» (Шеймус— кличка собаки), сопровождающийся воем русской борзой и песни «Fearless» и «San Tropez». Polytechnic) Ричардом Райтом (клавишные, вокал), Роджером Уотерсом (бас-гитара, вокал), Ником Мэйсоном (ударные) и их кембриджским другом Сидом Барреттом (вокал, гитара).
Сингл из этого альбома — «Another Brick in the Wall, Part II» («Ещё один кирпич в стене, часть 2»), затрагивающий проблемы педагогики и образования, — попал на первое место в рождественском чарте синглов в Великобритании. В ранний период творчества «Пинк Флойд» были практически первой группой использующей специальную аппаратуру для светового шоу в своих представлениях— слайды и видеоклипы, проецируемые на большой круглый экран. Дизайн обложки создавал Стом Торгесон (бывший школьный приятель Уотерса и друг Барретта), а также Обри По Пауэлл, которые работали под именем Hipgnosis. Клипы из этой ленты были цензурированы во время трансляций по американскому MTV.
Реализовать музыкальные идеи группе помогли звукоинженер Алан Парсонс и новейшее оборудование студии «Abbey Road», в которой группа работала в течение 9 месяцев. В 1968 году к четверке присоединился Дэвид Гилмор, который заменил Барретта после того как последнему пришлось покинуть группу. Однако не все участники группы выдержали бремя свалившегося на них успеха. Уотерс и Барретт были приятелями с детства (Уотерс часто навещал Барретта в доме его матери). Говорят, что в некоторых песнях голоса Барретта и Гилмора можно услышать вместе.
Вскоре Уотерс официально объявил об уходе из группы. Последний альбом с участием Уотерса вышел в свет 21 марта 1983 года под названием «The Final Cut» (Последняя рана или Окончательный монтаж). Песня «Shine on you crazy diamond» была посвящена Сиду Барретту. По иронии судьбы Ричард стал единственным, кто сумел заработать какие-то деньги на этих концертах, так как остальные члены группы были вынуждены покрывать непомерные расходы на шоу «The Wall»25.
Сюда вошли недовольство и злость Уотерса на то, что Британия участвует в Фолклендском конфликте— композиция «The Fletcher Memorial Home» («Мемориальный дом Флетчера»), где Флетчер— отец Уотерса— Эрик Флетчер Уотерс. Позже использовались лазеры, пиротехника, надувные шары и фигуры (наиболее заметной среди них является огромная надувная свинья, впервые появившаяся в альбоме «Animals»). Эти проблемы были понятны многим, вот таким образом альбом получил огромную популярность. Наиболее хитовыми композициями, по версии радиостанций, были «Gunnerx27s Dream» («Сон Артиллериста») и «Not Now John» («Не сейчас, Джон»).
Треки с этой пластинки демонстрируют музыкальную смесь— от авангардной «Interstellar Overdrive» («Межпланетная езда на повышенной передаче») до причудливой «Scarecrow» («Пугало»), меланхоличной песни, написанной под вдохновением от сельских ландшафтов, окружавших Кембридж. Это была последняя запись в классическом составе, затем клавишник Ричард Райт покинул группу. Позже использовались лазеры, пиротехника, надувные шары и фигуры (наиболее заметной среди них является огромная надувная свинья, впервые появившаяся на обложке альбома Animals). На протяжение 17-ти лет эта пластинка ни разу не выходила из списка двухсот лучших, а к 1995 году было продано 28 миллионов экземпляров. Концепция альбома была близка смыслу книги Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Это был двойной альбом, первый диск которого был первой (и на почти двадцать лет единственной официальной) записью живого выступления группы, а второй был поровну поделён на четыре части, по числу участников группы13. Но, на удивление, он абсолютно не был оценен в США.
Альбом «Echoes» вызвал множество споров из-за того, что песни перетекают друг в друга в другом порядке, чем на оригинальных альбомах из некоторых вырваны значительные части, а также из-за самой последовательности песен, которая, по мнению любителей, не подлежит логике. В записи этого альбома Уотерс выступил как бас-гитарист и вокалист. В 1982 году на экраны вышел полнометражный фильм на основе альбома— «Pink Floyd The Wall».
Не просто концептуальный альбом, а рок-опера, позднее превратившаяся в одноимённый фильм Алана Паркера, «Стена» рассказывает о мальчике Пинке, который не может вырваться из-под материнской опеки, ненавидит школу, где вместо знаний – бесконечное унижение (We dont need no education/Teachers leave them kids alone). Райт в конце концов принял участие в туре за фиксированное вознаграждение, как сессионный музыкант. С этим альбомом группа не гастролировала с концертами. Изданный в августе 1967 года дебютный альбом группы The Piper at the Gates of Dawn (распространён некорректный перевод названия альбома— «Волынщик у врат зари», хотя на самом деле это всего лишь название главы из любимой книги Сида «Ветер в ивах» Кеннета Грэма, где «The Piper»— это, конечно, никакой не «волынщик», а бог Пан играющий на свирели, в переводе Ирины Токмаковой— «Свирель у порога зари») считается лучшим примером английской психоделической музыки14. Он занял пятую позицию в британском чарте и попал в хит-лист в США на семидесятое место.
Эта работа вновь получила восторженный приём у фанатов, хотя здесь наметился отчётливый уход от привычной стилистики группы (около половины материала стало предпосылкой к сольному стилю Уотерса). Сопродюсером «Стены» был Боб Эзрин (Bob Ezrin), друг Роджера Уотерса, который принимал участие в написании текста песни «The Trial» («Суд»). Несмотря на противоречивые отзывы об этом альбоме, The Final Cut имел успех (1 в Великобритании и 6 в США) и вскоре после выхода стал «платиновым». Оруэлла, а в 79-м в свет выходит культовая «The Wall».
«More» (Ещё) (1969, режиссёр Барбет Шрёдер (Barbet Schroeder), Франция) — фильм о похождениях хиппи в Ибице. Так, например, были записаны песни Apples and Oranges (Яблоки и апельсины) и Paintbox (Ящик с красками), вошедшие в пластинку-сингл, а также Scream Thy Last Scream (Закричи в последний раз) и Vegetable Man (Человек – Овощ). Употребление наркотиков и постоянные выступления сломали лидера группы Сида Барретта. При этом на родине Пинк Флойд он стал лишь вторым в рейтинге.
Вскоре в группу пришел Боб Клоуз, а Меткалф и Нобл покинули её. Но у нас был только один лидер— я». Получился эклектичный сборник, сочетающий в себе авангардную «Interstellar Overdrive» и причудливо-пасторальную «Scarecrow», дебютный альбом сразу же попадает в британские чарты.
А в хит-параде США он держался на первых позициях вплоть до 1988 года. Несомненно, что важную роль в этом играет отсутствие традиционной для того времени темы Занимайтесь любовью, а не войной, а также темы наркотиков (за исключением, пожалуй, песни Flaming, да и то лишь в виде намека). Они начали играть вместе в группе, сформированной Китом Ноблом и Кливом Меткалфом.
Рок-опера The Wall («Стена») была создана при ярко выраженном доминировании Уотерса (единственного, кто предложил конкретные темы для альбома группы), однако и при значительном влиянии Дэвида Гилмора, а также известного продюсера из Канады Боба Эзрина. «Zabriskie Point» (Высота Забриски) (1970, режиссёр Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni), США) — использовались четыре фрагмента песен группы. В период работы над альбомом Уотерс расширил своё влияние и укрепил свою руководящую роль в деятельности группы, порождая в ней постоянные конфликты.
Музыка группы использованная в фильме, отличается от той, которую можно услышать на альбоме «Obscured by Clouds». Альбом стал высшим достижением группы на тот момент. Альбом стал высшим достижением группы на тот момент. «Стена» оставалась в списке альбомов-бестселлеров на протяжении 14 лет. Вдобавок к третьему месту в Великобритании, The Wall 15 недель в течение 1980 года находился в американском хит-параде. Также фильм являлся определённым манифестом в защиту рокеров. Поиграв какое-то время стандарты джаза и ритм-энд-блюза, музыканты начинают писать свои песни и издают в 1967-м первый свой альбом «The Piper at the Gates of Dawn», полный причудливой психоделики как в музыке, так и в текстах Сида Баррета.
Роджер Уотерс, прежде чем перейти на бас-гитару играл на ритм-гитаре. Но гораздо важнее было другое. Эта работа была не просто собрание песен на одном диске, а работа, проникнутая единой, связующей идеей давления современного мира на психику человека. Поводом послужил вопрос авторских прав на само название «Pink Floyd», тексты и музыку песен, образы группы и т. п. В 1994-м был выпущен последний студийник «The Division Bell» и состоялся последний гастрольный тур группы.
Среди музыкантов, принимавших участие в записи «The Final Cut», отметился тенор-саксофонист Рафаэль Рэйвенскрофт (Raphael Ravenscroft). Космическо-мифилогическая тематика как нельзя лучше отражается в музыке – Pink Floyd уже тогда, благодаря всё тому же Сиду, нащупали своё звучание, доносящееся словно «из далёкой-далёкой галактики». После написания в 1969 году группой саундтрека к фильму More («Ещё») режиссёра Барбета Шрёдера, в том же, 1969, году вышел альбом Ummagumma, частично записанный в Бирмингеме, частично в Манчестере. Зимой 77-го группа выпускает очередной концептуальный альбом «Animals», посвященный произведению «Скотный двор» Дж.
после выхода «The Final Cut» была проведена серия судебных разбирательств между Уотерсом и Гилмором. Несмотря на противоречивые отзывы об этом альбоме, «The Final Cut» имел успех ( 1 в Великобритании и 6 в США) и вскоре после выхода стал «платиновым». Сид Баррет не выдерживает свалившегося успеха: употребление наркотиков и обострение шизофрении окончательно ломают музыканта и в 68-м на смену ему приходит Дэвид Гилмор.
Тема трека «Two Suns in the Sunset» («Два солнца на закате») — страх перед ядерной войной. Но у нас был только один лидер— я»22. Один – как переломный момент в истории «ливерпульской четвёрки», второй – как точка отсчёта не только для Pink Floyd, но и, по большому счёту, для всего психоделического рока. Тематика его песен без труда была понятной поклонникам творчества Джорджа Оруэлла, написавшего Скотный двор. Репетиции проходили на квартире Мейсона и Уотерса.
Он занял пятую позицию в британском чарте и попал в хит-лист в США на семидесятое место. Ко времени выхода альбома Animals («Животные») в январе 1977 года музыка группы стала подвергаться всё более интенсивной критике со стороны нарождающегося направления панк-рока25 за чрезмерную «слабохарактерность» и надменность, ухода от простоты раннего рок-н-ролла. После ухода Нобла и Меткалфа Tea Set лишился вокалистов. Неоднократно бывало, что Сид просто «выключался», «уходил в себя» (что вызывалось кататоническими приступами) прямо на концерте. Не очень известный в мире, но ставший очень популярным во Франции. Кроме того, в этом альбоме наметились тенденции использования Уотерсом акустики и бытовых звуков в качестве музыкальных элементов, столь характерных для сольных работ басиста Pink Floyd впоследствии.
«La Carrera Panamericana» (Панамериканская Автострада) (13 апреля 1992 года, режиссёр и продюсер Ян Макартур, Великобритания) — документальный фильм о 2500-мильных автогонках в Мексике. Достаточно упомянуть знаменитые изображения человека, пожимающего руку своего горящего двойника («Wish You Were Here») и призму с проходящим через неё светом («Dark Side of the Moon»). Рок-опера «The Wall» («Стена») была создана практически полностью Роджером Уотерсом и вновь получила восторженный приём у фанатов. Отсутствие Райта при записи альбома привело к некоторому недостатку клавишных эффектов, характерных для предыдущих работ Пинк Флойд, хотя приглашённые музыканты Майкл Камен (Michael Kamen, фортепиано и фисгармония) и Энди Боун (Andy Bown) внесли некоторый вклад как клавишники. Он же, послушав уже готовые композиции, ушёл навсегда – Барретт жил в уединении в доме своей матери до самой смерти в 2006 году.
Ричард Райт принимал участие в записи за фиксированный гонорар и стал единственным, кто заработал на этом туре. Треки с этой пластинки демонстрируют музыкальную смесь— от авангардной «Interstellar Overdrive» («Межпланетная езда на повышенной передаче») до причудливой «Scarecrow» («Пугало»), меланхоличной песни, написанной под вдохновением от сельских ландшафтов, окружавших Кембридж. Тема трека «Two Suns in the Sunset» («Два солнца на закате»)— страх перед ядерной войной.
Группа стремительно развивалась и для записи монументальной «Atom Heart Mother» в 1970-м году ей уже понадобились хор, симфонический оркестр и звукорежиссер Рон Гизин. Альбом был успешен и стал шестым в британских чартах11. Polytechnic) Ричардом Райтом (клавишные, вокал), Роджером Уотерсом (бас-гитара, вокал), Ником Мэйсоном (ударные) и их кембриджским другом Сидом Барреттом (вокал, гитара). С этим альбомом группа не ездила с концертами. Было продано около 40 миллионов дисков. 11 марта 1967 вышел сингл «Arnold Layne/Candy and a Currant Bun», достигший 20-го места в чартах. На этом история и творчество группы пока заканчивается. Для записи этого альбома музыканты используют передовое оборудование: 16-канальные магнитофоны, синтезатор VCS3, вокодер для «One Of These Days» а для короткой хулиганской зарисовки «Seamus» в студию привели русскую борзую.
Однако, судя по их высказываниям, конфликт до конца еще не исчерпан. После написания группой в 1969 году саундтрека к фильму «More» («Ещё») режиссёра Барбета Шрёдера в том же, 1969, году вышел альбом «Ummagumma», частично записанный в Бирмингеме, частично в Манчестере. «Pink Floyd» являются грандиозным событием в мире рок-музыки, которое оказало и продолжает оказывать большое влияние на тех, кто к нему приобщается. Некоторые из этих студийных записей всегда были окружены тайной.
Хотя запись пластинки A Saucerful Of Secrets началась и закончилась на Эбби-роуд, некоторые композиции записывались на других студиях. В главной роли рок-звезды «Пинка» снялся основатель группы «Boomtown Rats» и будущий организатор фестивалей «Live Aid» и «Live 8» — Боб Гелдоф (Bob Geldof). Альбом стал высшим достижением группы на тот момент.
На обратной стороне – тот же эффект, но наоборот, чего в природе не бывает. Эта работа вновь получила восторженный приём у фанатов, хотя здесь наметился отчётливый уход от привычной стилистики группы (около половины материала стало предпосылкой к сольному стилю Уотерса). Альбом был очень успешен и стал самым продаваемым у группы в США.