Lucas van Leyden) (Лейден 1494 – Лейден, 1533) – нидерландский живописец и гравёр. Лука Лейденский, Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden), нидерландский живописец и гравёр эпохи Возрождения. Лукас ван Лейден, Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс (нидерл. Lucas van Leyden) (Лейден 1494— Лейден, 1533)— нидерландский живописец и гравёр.
Однако в связи с тем, что средневековые воззрения к этому времени уже в большой мере подорваны, некогда органические формы средневековой готики приобретают теперь механический искусственный оттенок, нередко превращаясь в чисто внешние изощренные и бессодержательные декоративные приемы. Они проявляются также в уютной домовитости и простодушии «Дангельсхеймской мадонны», созданной тем же мастером (1470—1475). Подобной же мастерской руководил и другой ульмский мастер второй половины 15 в. — Йорг Сирлин (1425 —1491). Эразма и популяризировал культ святого. интерпретации модели.
На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация — первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом. Основная часть творческого наследия Луки Лейданского составляет печатная графика. Вольфганга в Сент Вольфганге работы тирольского живописца Михаэля Пахера был своего рода последним грандиозным созданием поздней готики, пронизанным в то же время новыми реалистическими исканиями. Большинство создающихся в это время статуй на порталах церквей (например, собора в Ульме), каменных, терракотовых или деревянных изображений мадонны или «Оплакивания Христа» (так называемых «Vesper-bilder»), а также надгробных памятников (например, архиепископа Конрада фон Дауна в Майнцском соборе) ничем не отличается от готической скульптуры предшествующего столетия и повторяет одни и те же традиционные схемы. Из небольшого числа сохранившихся живописных произведений Луки Лейденского одним из самых известных является триптих «Страшный Суд» (1526 год).
Например, гравюра «Коровница» (1510) является жанровым произведением в полном смысле этого слова. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. в городе Зелигенштадт недалеко от Франкфурта. Ряд изображений имеет ярко выраженный светский характер. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», которая является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы. 1521, Лондон, Нац.
в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Учился у своего отца, лейденского живописца Хуго Якобса (около 1460 – между 1534 и 1538 годами) и у К. Энгелбректса.
При их изготовлении рисунок наносился стальным резцом (штихелем) на медные пластины. Эпитеты «таинственный» и «загадочный» стали неотъемлемой принадлежностью имени Грюневальда. 1430 г. ), каменная раскрашенная группа «Благовещение» в церкви св. В «Мадонне» Мульчера, как и в его живописных работах, содержится оттенок простой и даже грубоватой жизненной правды. В 1521г.
Главная работа этой мастерской — место для хора в Ульмском соборе (1469—1474) — является одним из самых знаменитых и примечательных памятников немецкой скульптуры раннего Возрождения. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», которая является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы.
Обнаруживая несомненное знакомство с достижениями современной ему нидерландской живописи ван-эйковского периода, Виц энергично вводит элементы линейной перспективы (порой контрастно сочетающиеся с золотыми фонами), световоздушной среды (резкие тени), придает фигурам и даже мелким деталям типа камешков – в особенности во Встрече Иоакима и Анны – иллюзорно-трехмерную, стереометричную предметность. Мотивы для своих гравюр и картин он брал, перерабатывая их, у Маркантонио Раймонди. «Поругание Христа» представляет собой редко встречавшийся до этого иконографический сюжет.
Показательно и другое — самое существо искусства Мора двойственно: он мастер острых психологических решений, но в них присутствуют элементы маньеризма (портрет Вильгельма Оранского, 1556, портрет И. Галлуса Кассель), он крупнейший представитель парадного, придворного портрета, но дает резкую социально окрашенную характеристику своим моделям (портреты наместницы Филиппа II в Нидерландах Маргариты Пармской, ее советника кардинала Гранвеллы, 1549, Вена и другие).
Куниберта в Кельне (1439). Рисунок его стал сухим, линеарным, жестким. Графическое наследие Лукаса ван Лейдена обширно, оно создало ему славу одного из крупнейших мастеров прошлого. Маврикий словно предлагает свою помощь, своё оружие. Благодаря сильно развитому у нидерландцев чувству реального, уже в XV веке создавались композиции на религиозные темы, обогащенные превосходными светскими по настроению жанровыми деталями.
(он же Мастер 1466 г. ). Вольфганга и св. Но в некоторых его поздних работах, созданных уже в 16 в., он отбрасывает готическую орнаментацию ищет спокойных ренессансных орнаментальных мотивов, пытается придать лицам ясное спокойствие (например, в надгробии епископа фон Бибра в Вюрцбурге) и явно выраженные портретные черты.
Созданная им в 1456—1458 гг. Почти все гравюры Луки Лейденского подписаны инициалом «L» и около половины его работ датированы, включая знаменитую серию «Страсти Христовы» (1521). Бенедикта по сторонам. в Антверпене он познакомился с Альбрехтом Дюрером. ФАКТЫ БИОГРАФИИ.
Достоверно неизвестно – был ли Грюневальд в Италии. 1450 г. «Мадонне» из церкви св. Смелым шагом на пути к реалистическому изображению действительности явился ряд выполненных художником гравюр (Коровница), жанровых сцен (Игра в шахматы) и портретов (мужской портрет). Св. Художник и гравер Лукас ван Лейден (Лука Лейденский, 1489 или 1494–1533) был одним из самых значительных художников первой половины XVI столетия в Нидерландах. 1514, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха Портрет тридцативосьмилетнего мужчины, ок.
Большинство его произведений составляют резцовые гравюры. 1450—1518) для старой ратуши в Мюнхене. Будучи эпитафией, эта картина должна была примирить людей со смертью и скорбью. галерея).
Однако как превосходна готическая, южно-германская (или северо-итальянская. ) улица на его картине "Святой Вольфганг раздает голодающим жито". Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни). Число приписываемых Луке Лейданскому живописных произведений относительно невелико главные среди них – 4 картины, описанные К. ван Мандером: «Богоматерь с Младенцем, святой Марией-Магдалиной и донатором» (1522, Старая пинакотека, Мюнхен), триптих «Страшный Суд» (1526, Городской музей Лакенхал, Лейден), триптих «Поклонение золотому тельцу» (около1530, Рейксмюсеум, Амстердам), триптих «Исцеление иерихонского слепца» (1531, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Мартина).
По типу сурового, строгого лица мадонна Шонгауэра близко напоминает мадонны Рогира ван дер Вейдена. Наиболее интересную часть этого виртуозно вырезанного из дерева сооружения составляют многочисленные полуфигуры ветхозаветных пророков, сивилл, ученых мужей древности и отцов церкви, в три ряда украшающие кафедру. По своему мастерству Лука Лейденский не уступает Дюреру. 15 в. (по-видимому, в Эльзасе) работал Мастер Е. S. Маврикий, второй главный персонаж картины.
К творческому наследию Луки Лейданскогообращались как нидерландские (П. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. музей Исцеление иерихонского слепца, 1531, Санкт-Петербург, Гос. Лучшее произведение Шонгауэра-живописца—«Мадонна в розовой беседке» (1473, Кольмар, церковь св. В картинах Игра в шахматы (ок.
Мотивы для своих гравюр и картин, перерабатывая их, он брал у Маркантонио Раймонди. Пристальный интерес к живой динамике, человеческому характеру проявляется и в портретах Луки Лейденского. Другие безучастно наблюдают или проявляют более активный интерес к происходящему. В 60-х гг.
Народные истоки (элементы карнавальности, красочность искренность и жизнелюбие) проявились и в поздний период творчества, когда он обращался к приемам романизма («Исцеление иерихонского слепца»). Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. Этот город, ни разу не встречающийся в творческой биографии художника и следует, видимо, считать местом его рождения. В Вюрцбурге данных о родителях художника не обнаружено дату его рождения можно определить лишь приблизительно между 1475 и 1480 годами.
Но благодаря низко взятому горизонту (совсем скрыть его за нижнюю черту картины, подобно тому, как это сделал Мантенья в своих мантуанских портретах, Пахер не решился) все кажется громадным ибо все нависает и давит. Антоний»). Брейгель Старший, Х. Гольциус, Рембрандт), так и итальянские (Андреа дель Сарто, Я. Понтормо) мастера. Но Артсен старался передать не столько внутреннюю структуру форм, сколько впечатление, производимое их поверхностью.
Магдалина и Екатерина (там же и в других собраниях) и св. Одним из живописцев, тяготевших к нидерландскому искусству, наряду с Шонгауэром был кельнский Мастер жизни Марии (назван так по серии картин в Мюнхене, работал между 1465 и 1490 гг. ), в утонченных исполненных лиризма изображениях которого отчасти продолжается традиция Лохнера. Художник изображает здесь излюбленный позднеготическими мастерами символический мотив (розовая беседка была символом рая), но в его интерпретации этот мотив не содержит ничего наивно-идиллического, как, например, у Лохнера.
Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. Вольфганг молится у алтаря. «Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Kunste» и, по всей видимости, спутал Готхарта Нитхарта с другим художником, работавшим на рубеже XIV—XV вв. Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Композиция уходит по диагонали в глубину, предполагая за пределами своими ещё ряды людей, обменивающихся приветствиями.
В сущности, элементы ее очень ограничены: алтарь с навесом и стена с окном и дверью. Георгия в Нидерлингене Симоном Лайнбергером в 1478—1480 гг. Учился у своего отца – Хуго Якопса и Энгелбректса.
Но это новое увлечение имело для Лукаса ван Лейдена самые пагубные последствия. В возрасте девяти лет он выучился живописи по стеклу, а всего год спустя стал профессиональным гравером. О живописных частях этого алтаря уже шла речь выше центральной частью алтаря является огромное резное деревянное изображение небесного коронования Марии с фигурами св. В картинах Игра в шахматы (ок. Еще в конце 19 века его имя даже не было известно, а многие его произведения приписывались Альбрехту Дюреру. В правой руке у него атрибут — ворот с намотанными кишками, в левой золотой посох. В портретах («Автопортрет», около 1514 года, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг «Мужской портрет», около 1521, Национальная галерея, Лондон) Лука Лейданский использует старонидерландскую схему погрудного изображения на нейтральном фоне, однако уделяет повышенное внимание энергичной лепке лица и психологич.
Работал преимущественно в Лейдене во время пребывания в Антверпене (1521-1522) познакомился с А. Дюрером (они обменялись рисованными портретами). Доминирует человеческая фигура, силуэт которой образует классический треугольник. Раймонди).
В преследовании света он заходит, пожалуй, уже слишком далеко, преувеличивая силу рефлексов, прибегая к резким контрастам. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», она является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы. Этому художнику приписывается большое число листов на религиозные темы и ряд жанровых сцен (часто любовных), алфавиты, гербы и т. д. Техническая сторона у него более разработана, но сами изображения носят преимущественно плоскостной, орнаментальный характер. В сцене "Исцеления святым Вольфгангом больного", кроме первого в немецкой живописи толкового этюда нагого тела (в Нидерландах образцы "натуры" дал еще ван Эйк в изображениях Адама и Евы), поражает и тщательно нарисованный и проработанный intйrieur большой комнаты с каменными стенами, деревянным потолком и богатой готической кроватью. Алтарь св.
Опираясь на меч, св. музей), обетная картина, написанная в память о Класе Дирке ван Свитене для ц. св. Сцены «Рая» (на обороте — апостол Петр) и «Ада» (на обороте — апостол Павел) расположены по сторонам от центральной сцены «Страшного суда», написанную в светлых тонах и оживленную большими зонами белого света.
1508 – 1510, Берлин, Гос. Покровителем Галле считался св.
Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. музеи) и Игра в карты (ок. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом. Эрмитаж). Знаменательно, что эту вещь художник подписал «Конрад Мудрый» (Sapiens), по-видимому, не просто латинизируя фамилию Witz, но уже в ренессансной манере претендуя на особый статус «художника-ученого». В небольших по формату произведениях бытового жанра («Игра в шахматы», около 1508-1510, Государственный музеи, Берлин) мастер создаёт острые драматические ситуации, демонстрируя разнообразие человеческих характеров такие сцены приобретают аллегорический и морализирующий характер.
Издеваясь над его пророчествами, они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Показательно, что наиболее талантливый портретист того времени — Антонис Мор (ван Дасхорст, 1517/19 —1575/76) — оказывается связанным по преимуществу с аристократическими кругами. Петра – с известнейшей композицией мастера, сценой Чудесного улова (1444, Музей истории и искусства, Женева).
музеи) и Игра в карты (ок. Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно.
В начале творчества сложился как мастер резцовой гравюры на меди («Магомет и монах Сергий»), позже обращался к офорту и ксилографии. Современники чаще всего и называли его «мастер Матис из Ашаффенбурга», но нотариальный акт, документ, должный быть безукоризненно точным, говорит о «Матисе Нитхарте из Вюрцбурга». Карел ван Мандер сообщает о том, что Лукас был неутомимым художником, который в детстве раздражал свою мать, так как расходовал много свечей, рисуя долгие часы после наступления темноты. Корреджио и Грюневальд исходили из одного источника – их духовным отцом был Леонардо.
статуя мадонны с младенцем из раскрашенного дерева для алтаря церкви в Штерцинге, несмотря на традиционные готические детали (например изломанные складки одежды), несет в своем величавом и спокойном облике явно ощутимое чувство человеческого достоинства. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом, тогда ему было приблизительно 14 лет, однако в этой работе не обнаруживается никаких следов незрелости. Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье.
Теми же чертами глубины, ясности и света отличается и другая "декорация" Пахера – в очень забавной сцене "Святой Вольфганг с чертом" (Аутсбург)30. Интерес мастера к жизни сказывается во всем: в разнообразии типов, схваченных с натуры, в естественности жестов, которым он умеет придать всю требуемую религией величественность, в любовной передаче современных костюмов. Вторая и наиболее важная особенность скульптуры Германии 15 столетия заключается в том, что в ней проступают (главным образом к концу века) отдельные проявления непосредственного человеческого чувства, внимания художника к окружающей действительности и к живому образу человека.
В творчестве этого гравера можно отметить связь с нидерландским искусством, в первую очередь с Рогиром ван дер Вейденом, которая ощущается в тонких стройных фигурах и некрасивых выразительных лицах. Считается, что его учителем был отец, однако все работы отца утрачены. Мотивы для своих гравюр и картин он брал, перерабатывая их, у Маркантонио Раймонди. В середине столетия под воздействием традиций, а также формальных приемов романизма сложилась такая самостоятельная жанровая живопись, которой стремление к поучению и карикатурности было уже не нужно. Подлинным шедевром Лукаса ван Лейдена является его знаменитый триптих «Страшный суд» (1526-1527, Лейден, Гор.
В его многочисленных гравюрах на дереве и металле можно заметить влияние Альбрехта Дюрера. Этот способ позволял сделать большее количество оттисков. Художник не был в Италии, не смог познакомиться с произведениями мастеров Возрождения в оригинале. Он был прирожденным мастером натюрмортов и его созданная в 1551 году картина изображающая витрину мясной лавки (Коллекция произведений искусства Университета в Уппсале), положила начало этому новому жанру.
1508--1510, Берлин, Гос. Эта картина — одно из наиболее значительных произведений раннего немецкого Возрождения. Значительное место в немецком искусстве 15 в. занимает скульптура. Вследствие этого возникли новые проблемы.
Совсем в духе Мантеньи строит он крыльцо, на которое вышел св. С ранних лет он успешно работал в технике резцовой гравюры («Магомет с убитым монахом», 1508 «Давид и Саул», 1509 «Коровница», 1510 «Танец Магдалины», 1519 «Вергилий в корзине», 1525 и др., всего 168 листов), позднее использовал офорт и ксилографию. К концу 15 в. относится деятельность так называемого Мастера амстердамского кабинета (он же Мастер домашней книги) (Meister des Hausbuches.
Страдание Христа своим примером снимало остроту душевной боли. Надгробие Шеренберга (1496—1499), выполненное из мрамора и песчаника (лицо раскрашено), в своем условном геральдическом обрамлении сохраняет, как и в трактовке одеяния епископа, еще немало готических пережитков.
1435—1491) известный в истории искусства в первую очередь как выдающийся гравер. Крупнейшим скульптором южной Германии конца 15 в. был один из самых ярких деятелей немецкого Возрождения — Тильман Рименшнейдер (1460—1531). Однако при всей своей строгости картины Пахера не лишены и жизненности. Тогда ему было приблизительно 14 лет, однако в этой работе не обнаруживается никаких следов незрелости. Гравюры лишились одухотворенности изменилась их тематика.
В ходе XVI века в результате деятельности Босха, Квинтена и Яна Массейса, а также Лукаса ван Лейдена стремления подобного рода все более крепли и в середине столетия это привело к тому, что поучительные истории, являвшиеся сюжетом таких картин Гемессена, Реймерсваля, Артсена и Брауншвейгского монограммиста, как «Блудный сын» и «Призвание Матфея», стали изображаться разыгрываемыми в антверпенских лавках и публичных домах. Домашними книгами назывались книги, предназначавшиеся для определенной семьи. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом. На втором плане изображены замечательные по живости сцены охоты на оленя. В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок.
По мастерству композиционного построения, легкости рисунка и совершенству графической техники этот лист принадлежит к самым замечательным произведениям Лукаса ван Лейдена. Шонгауэр занимает важное место в истории немецкой гравюры эпохи Возрождения. Наблюдательность Лукаса ван Лейдена проявилась во всем. Им создан ряд превосходных гравюр на темы жизни Христа и Марии («Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Несение креста» и др. ).
В некоторых среднерейнских скульптурах уже с начала века проскальзывают черты простодушной и наивной правдивости чувства — например, в сложной многофигурной терракотовой группе «Оплакивание» из Дернбаха (ок. Композиция картины восходит к симметричным построениям итальянского Ренессанса. В произведениях его встречается геральдическая готика, но никогда он не изображал античных орнаментов, колонн и пилястров. В его погрудных портретах фон -- это нейтральная плоскость, что, однако, не означает пассивной архаизации тем больше внимания уделяется лицу портретируемого, которое дышит энергией, являя средоточие земного, лишенного всякой идеализации бытия (Автопортрет, ок.
Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. На это указывает и его монограмма «M. G. N» (Mathis Gothart Nithart). По примеру Артсена и Бекелара, Клеве писал и натюрморты, выдающие ту радость, которую художник испытывал при материально ощущаемом изображении различных предметов. Образ лишен гармоничности итальянских мадонн он кажется беспокойным и угловатым. Она имела широчайшее распространение и пользовалась большой популярностью в народе.
В них сильно возрастают реалистические элементы используется множество живых впечатлений. Наименование «Мастер амстердамского кабинета» граничит с местонахождением ряда гравюр художника. ), гравюры которого как на религиозные, так и на жанровые темы, например изображения влюбленных пар, отличаются большой тонкостью и эмоциональностью.
В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок. Считается, что ван Лейден первым начал использовать для офортов медь вместо железа. Это алтари: Зерцало искупления (ок. 1405 — 1410 гг. ), в пророках с гробницы архиепископа Фридриха фон Саарвердена в Кельнском соборе (1415 — 1420). В них преобладают интерес к бытовым подробностям и маньеристическая стилизация. Огромная торжественная картина исполнена особого, праздничного церковного пафоса.
Статуи Адама и Евы (1491 — 1493 ныне перенесены с портала капеллы в Вюрцбургский музей) содержат в себе еще много готической угловатости и наивной экспрессии.
Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни). Трубят рога, верхом на коне Магдалина преследует затравленное собаками животное. В свою резиденцию в Галле он перенес мощи св. Автопортреты Мора свидетельствуют о резком возрастании самосознания нидерландского художника, но основа этого самосознания в большой степени определяется официальным признанием его успехов (Мор побывал в Риме, Англии, Испании, Португалии исполнял заказы Филиппа II и герцога Альбы).
Вместо занимательных, насыщенных жизнью сценок, Лукас обращается теперь к образам античной мифологии и ренессансным аллегориям изображая холодные, манерные обнаженные человеческие фигуры («Марс и Венера», 1530). Яркий солнечный свет ударяет в косяки окон и вливается в комнату. Вместе с Тем следует сказать, что к концу жизни мастера, оказавшего сильнейшее влияние на парадный портрет и Нидерландов и Испании (Санчес Коэльо, Пантоха де ла Крус), в его творчестве все большее место занимают мягко написанные задумчивые, по внутреннему своему строю бюргерские портреты (портреты Грэшама — Амстердам, Рейксмузей и Губерта Гольциуса—Брюссель, Музей).
Но гораздо важнее не мелочи. В 1527 году путешествовал (в сопровождении Я. Госсарта) по Зеландии, Фландрии и Брабанту. Мы знаем о его жизни меньше, чем о ком-либо из его великих современников. Имя Грюневальда было найдено в труде «немецкого Вазари» — художника и автора жизнеописаний немецких живописцев — Иоахима Зандрарта и посвятившего «мастеру Матеусу из Ашаффенбурга», которого он дважды назвал «Матеус Грюневальд», целую главу своей «Немецкой Академии». Реальная, опирающаяся на факты биография Матиса Нитхарта, начинается с 1504 года.
Здесь мы с изумлением находим эффект, к которому спустя сто лет прибегает Тинторетто, этот величайший волшебник света: Пахер ставит ряд бедняков в тень громадной стены и освещает их посредством отраженного света, бросаемого противоположной стеной. Лукас был первым, кто отразил его.