Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. Признание Сэр Лоуренс Алма-Тадем получил не только среди широкой публики, но и среди художников, которые отмечали скрупулезность и качество в его работах. Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, – британский художник нидерландского происхождения. Окруженный шумным успехом, Лоуренс был одним из самых богатых художников 19 в. Оказал большое влияние на стилистику исторического кинематографа (пышные голливудские постановки С. де Милля и близких ему режиссеров).
Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Мать имела склонность к искусству и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими сводными братьями у местного художника. Уже в годы учебы начинающий художник Лоуренс добивается высоких результатов – в его коллекции появляются первые призы. Сэр Томас Лоуренс (англ. Thomas Lawrence 13 апреля 1769, Бристоль— 7 января 1830, Лондон)— английский художник, получивший известность как фешенебельный портретист эпохи Регентства.
Сэр Томас Лоуренс, знаменитый английский художник-портретист родился в 1769 в Бристоле. В 1782 г. Лоуренсы поселились в курортном городке Бат, где юный художник хорошо зарабатывал карандашными портретами.
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала».
У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. Он же – Наполеон II. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя.
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником.
При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Известно, что, оставаясь человеком скромным, Лаури отклонил несколько весьма и весьма престижных наград, среди которых были и Орден Британской Империи (Order of the British Empire) и рыцарское звание. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года.
В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Невольная идентификация Лоуренса с очень порочным Принцем Регентом повредила его репутации в Великобритании, где его работы лучше представлены в семейных коллекциях, чем в музеях. В 1860-е годы сюжеты картин брал преимущественно из историиэпохи Меровингов, затем переключился на темы древнего Египта, далее перешёл наантичную тематику.
В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. Персонажами его картин были современники-викторианцы, поставленные в классические декорации, картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Англии, о чём свидетельствует и факт присвоения художнику рыцарского звания в 1899 году и возведение его в членство ордена Заслуг в 1904 году. Эйрд— его постоянный заказчик55. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно».
Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Павла.
Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. В то время она становится одной из центральных фигур реализации политики Священного союза. В 1820, сразу по возвращению художника с материка, Фэрингтон советовал Лоуренсу не посещать встречу в Королевской Академии, где он был избран президентом в качестве приемника Бенджамина Уэста (Benjamin West). Другим хорошим другом был сэр Чарльз Стюарт, единокровный брат Castlereagh и генерал-адъютант Веллингтона.
Так, корреспондент голландского издания Kunstkronijk осуждал Альма-Тадему за слабое раскрытие национальной темы в искусстве его египетские и античные работы всегда были популярнее за пределами Нидерландов. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Вообще, он даже оказался своеобразным рекордсменом по количеству отклоненных наград. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. После 1800 года его стиль приобретает, тем не менее, большую строгость. Особый успех принесли ему изображения сцен повседневной жизни древних греков и римлян, к тому времени ставшие популярными среди представителей среднего класса.
8. В 1789 он представил в Королевскую Академию портрет леди Креморн (1789, частное собрание), что принесло ему заказ на портрет королевы Шарлотты (1789, Лондон, Нац.
Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. Однако в работах этого периода проявляется ограниченность его искусства.
В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Чудом же не пострадала ни одна из картин, однако пользоваться мастерской было абсолютно невозможно31. Томас был младшим из 16 детей, но большинство его братьев и сестер умерли в младенчестве. Продолжая создавать портреты высокого качества, такие, как портреты Джона Энгерстейна с женой (1792, Париж, Лувр), Артура Этерли (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), Лоренс стремится писать в Рейнолдса (, 1797, Кор. Альма-Тадема изучил развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)».
Его работы являются по-настоящему уникальными. Среди постоянных посетителей дома Альма-Тадемы были венгерский скрипач Йозеф Иоахим, польский композитор Игнацы Падеревский итальянцы Энрико Карузо и Элеонора Дузе и многие другие.
Фигура командующего четко вырисовывалась на фоне заходящего солнца. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка».
28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. Причиной смерти его стала пневмония, произошло это в больнице города Глоссопа (Woods Hospital in Glossop). 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести.
Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Агент русской разведывательной службы. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19.
В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58.
После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Родился 8 января 1836 в городке Дронрийп, земля Фрисланд в Нидерландах. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. В 1899 году за заслуги перед страной он был произведен в рыцари. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51.
В свое время имя Томаса Лоуренса пользовалось общеевропейской известностью. Известно, что роды дались его матушке, которую звали Элизабет (Elizabeth), очень нелегко и после рождения она даже не пожелала взглянуть на сына, принесшего ей страдания. Он учился живописи у Врапперса, который был также учителем Форда Мэдокса Брауна. В 1872 году супруги Альма-Тадема совершили европейскую поездку продолжительностью пять с половиной месяцев, побывав в Бельгии, Германии и Италии. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году.
гал. ), показанный в Академии в следующем году. Похоронен в Соборе св. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. На раскопки он наведывался ежедневно в течение нескольких месяцев, что стало источником почти досконального знания жизни обитателей Древнего Рима. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году.
Умер Лоуренс Стивен Лаури 23 февраля 1976 года, в возрасте 88 лет. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее».
Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49.
Портрет Принца Регента, позднее короля Георга IVПортрет Папы римского Пиуса VIIЛеопольд I (король Бельгии)Портрет Артура Велесли (Уэсли)Портрет герцога Веллингтона ВЕЛЛИНГТОН (Wellington), первый герцог (1769–1852), английский военный и государственный деятель, дипломат, участник Наполеоновских войн. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз.
28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Лоуренс мог тонко передавать самые легкие оттенки печали и радости в женских портретах. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. 3). Критики видели в этом противостояние войны и мира.
Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. В том же году президентом Академии художеств стал Лейтон, что означало прочные позиции для академического классицизма. У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Еще при жизни, снискав славу, Лаури удостоился многих почестей в честь признания его таланта – он стал обладателем почетных ученых степеней от университетов Манчестера (Manchester), Солфорда и Ливерпуля (Liverpool). Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
Он же – Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, король Римский. гал. ), показанный в Академии в следующем году. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Академия эта картина очень близка работам Фюсли). В 1872 году супруги Альма-Тадема совершили европейскую поездку продолжительностью пять с половиной месяцев, побывав в Бельгии, Германии и Италии.
Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Лоуренс Стивен Лаури (Laurence Stephen Lowry) родился в 1887 году в английском Стретфорде, графство Ланкашир (Stretford, Lancashire, England). Продолжая создавать портреты высокого качества, такие, как портреты Джона Энгерстейна с женой (1792, Париж, Лувр), Артура Этерли (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), Лоренс стремится писать в Рейнолдса (, 1797, Кор.
В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. В Англии он оставался более 20 лет, заслужил расположение английского общества и оказал немалые услуги России, благодаря своей твердости и дальновидности. Портрет Ливен Дарьи Христофоровны Ливен Дарья Христофоровна (в девичестве Бенкендорф, Доротея, сестра шефа жандармов графа А. Х. Бенкендорфа) (1785-1857). Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16.
Отец Лоуренса, Роберт (Robert), трудился клерком в Jacob Earnshaw and Son Property Company, был он человеком чрезвычайно замкнутым и позже Лаури даже сравнил его с холодной рыбой. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema), голландский и английский художник, мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог.
Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Академия эта картина очень близка работам Фюсли). Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
В 1858 году Альма-Тадема начал работать с известным бельгийским художником Хенриком Лейсом. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. 1. 4 было важным источником для работы художника. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53.
Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. В 1820, сразу по возвращению художника с материка, Фэрингтон советовал Лоуренсу не посещать встречу в Королевской Академии, где он был избран президентом в качестве приемника Бенджамина Уэста (Benjamin West). Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира.
Отказ от исторической живописи позволяет ему сконцентрировать свои усилия на композиционных возможностях портрета (портреты Френсиса Бэринга, 1807, частное собрание детей Джона Энгерстейна, 1808, Париж, Лувр).
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Академия эта картина очень близка работам Фюсли).
Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Эти черты, а также финансовые трудности, вызванные образом жизни Лоуренса и превышающие его материальные возможности, наносят ущерб качеству его портретов и часто заставляют художника впадать в нарочитую техническую поверхностность. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Томас Лоуренс (англ. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару.
Отказ от исторической живописи позволяет ему сконцентрировать свои усилия на композиционных возможностях портрета (портреты Френсиса Бэринга, 1807, частное собрание детей Джона Энгерстейна, 1808, Париж, Лувр). Портрет Френсиса БэрингаДети семьи ЭнгерстайнЛоуренс имел выдающиеся способности рисовальщика, необычные среди его товарищей академиков. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. В 1862 году художник впервые посетил Лондон, где был потрясен искусством Древнего Египта.
Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Продолжая создавать портреты высокого качества, такие, как портреты Джона Энгерстейна с женой (1792, Париж, Лувр), Артура Этерли (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), Лоренс стремится писать в Рейнолдса (, 1797, Кор. Его заинтересовал Древний Египет, однако в стране пирамид Альма-Тадема впервые побывал только в 1902 году, а в 1860-е изображал увиденные музейные экспонаты. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году).
5. Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912). Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. В том же году он совершил путешествие в Англию и подолгу работал в Британском музее и музее Виктории и Альберта.
В работе над своими картинами художник часто пользовался фотографиями, чем заслужил презрение коллег и ценителей живописи. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин.
Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Однако в работах этого периода проявляется ограниченность его искусства. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Когда в 1960 году работы Альма-Тадема впервые после долгого перерыва поступили на аукцион Ньюмэна в Лондоне, долгое время не удавалось найти покупателя. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи.
Томас был младшим из 16 детей, но большинство его братьев и сестер умерли в младенчестве. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. Одним из ближайших друзей Лоуренса был художник Джозеф Фэрингтон (Farington), который был наставником и консультантом. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14.
В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Он же – единственный законный ребенок и наследник императора Наполеона, вошедший в историю под прозвищем «Орленок» (LAiglon). Наши соотечественникиПортрет графа Семена Романовича ВоронцоваСемн Романович Воронцов известный российский государственный деятель в 1784 г. был назначен посланником в Лондон. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен.
Уже первые работы Лоуренса, выполненные маслом, поражают высоким профессионализмом. В 1789 он представил в Королевскую Академию портрет леди Креморн (1789, частное собрание), что принесло ему заказ на портрет королевы Шарлотты (1789, Лондон, Нац. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52.
Лоуренс принадлежал уже другому поколению, другой эпохе. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк.
Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Он начинал его портреты с мелкого чертежа в композиции мелом и потом раскрашивал голову и основные направления, как это можно увидеть в двух незавершенных работах в Национальной портретной галерее, представленных портретами Принца Регента и сочувственным изображением Уильяма Уилберфорса в старости. Портрет Принца РегентаПортрет Уильяма УилберфорсаОдним из ближайших друзей Лоуренса был художник Джозеф Фэрингтон (Farington), который был наставником и консультантом.
Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет.
В 1809 году Ливен – посол в Берлине, а в 1812 году – в Лондоне. В 1852 году Лоуренс поступил в Академию Художеств в Антверпене. Его современниками были Байрон и Наполеон. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха.
По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. 6), что вызвало ряд протестов. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17.
Выбранный им стиль безупречно отвечал вкусам публики (он был одним из самых богатых художников своего времени). Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер.
Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. Его произведения при поверхностной портретной характеристике, отмечены лёгкостью и воздушностью манеры, эффектной светотеневой игрой. Уже первые работы Лоуренса, выполненные маслом, поражают высоким профессионализмом. В 1789 он представил в Королевскую Академию портрет леди Креморн (1789, частное собрание), что принесло ему заказ на портрет королевы Шарлотты (1789, Лондон, Нац.
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории».
Родился в маленькой деревушке в четырех милях от Лиувардена (Северные Нидерланды) в крестьянской семье. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15.
Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии. Тем не менее, в 1889 году Альма-Тадема был удостоен Золотой медали наВсемирной выставке в Париже, в 1890 году он был избран почётным членом Драматического общества Оксфордского университета, а в 1897 году— Большой золотой медали на международной выставке в Брюсселе. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. гал. ), показанный в Академии в следующем году. Портрет леди КреморнПортрет королевы ШарлоттыНесмотря на то, что к тому времени Лоуренс имел уже солидную репутацию светского живописца, портрет мисс Фаррен (1790, НьюЙорк, музей Мерополитен), выставленный в том же году, пленил публику: нервная манера, живость позы модели указывают на новую портретную концепцию, восходящую к Рейнолдсу. Портрет мисс ФарренОднако в работах этого периода проявляется ограниченность его искусства. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Карьера мастера развивалась стремительно. Будучи семилетним чудо-ребёнком он уже зарабатывал на жизнь своими рисунками и пастелями, в двенадцать лет имел собственную мастерскую в Бате, модном курорте, куда съезжалась на воды знать. В 1787 г. Лоуренс отправился в Лондон, где был тепло принят Рейнолдсом и поступил студентом в Королевскую академию художеств.