Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни. Первые работы Альма-Тадема Лоуренса были схожи с картинами голландских мастеров, технику которых он изучал. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты.
В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма.
Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна.
Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. 5. Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). Критики видели в этом противостояние войны и мира. Он учился живописи у Врапперса, который был также учителем Форда Мэдокса Брауна.
Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк.
В 1850—1851 годах он создал первые свои станковые работы— портрет сестры Артье и автопортрет, которые позволили ему самому оценить свои художественные способности. «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47.
Эйрд— его постоянный заказчик. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы». В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей.
Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям.
Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм.
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. 4 было важным источником для работы художника. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности.
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»).
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов.
Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии. В те времена ходил анекдот о воре, который, украв произведение Альма-Тадемы, покончил жизнь самоубийством68. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников.
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». В 1872 году супруги Альма-Тадема совершили европейскую поездку продолжительностью пять с половиной месяцев, побывав в Бельгии, Германии и Италии.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. По рекомендации Гамбара, в декабре 1869 года художник прибыл в Лондон, где был принят в доме художника Форда Брауна. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени.
Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд). Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Сюжет картины прост: дети Хлодвига под присмотром их матери и духовника упражняются в метании боевых топоров.
В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
В 1862 году художник впервые посетил Лондон, где был потрясен искусством Древнего Египта. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Через три года Лоуренс стал подданным Британии.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов».
СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912).
Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. Последнее и наиболее фундаментальное исследование было опубликовано в 1999 году Розмари Барроу, с тех пор оно несколько раз переиздавалось. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60.
На картине он изобразил 2500 человек, остальных не было видно за колоннами и цветочными гирляндами. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке.
Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения». В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. Как писал К. Вуд: «». Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы».
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа). В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. 6), что вызвало ряд протестов.
Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). Обучение продолжается целых шесть лет. После её окончания резиденция Альма-Тадемы в первую очередь превратилась в музыкальный центр Лондона: страстный ценитель музыки, Лоуренс дружил со многими известными инструменталистами, певцами и актёрами того времени, они же служили моделями его портретов.
Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Начиная с 1890-х годов художник всё реже и реже обращался к историческим событиям, заменяя их сентиментальными или эротическими композициями в роскошных интерьерах или мраморных террасах. Художники очень похожи не только тем, что творили примерно в одно время, но и уровнем высочайшего художественного мастерства и монументальным отношением к воссоздаваемым сюжетам. В том же году президентом Академии художеств стал Лейтон, что означало прочные позиции для академического классицизма. Художник был как всегда обстоятелен при написании картины, в частности, он подсчитал, что в секторах амфитеатра, видимых зрителю, могло поместиться 5000 фигур.
По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино». Второй брак Альма-Тадемы был бездетным.
Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18.
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). В 1899 году за заслуги перед страной он был произведен в рыцари.
28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет.
1. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Две другие леди выглядят немного старше.
Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. В 1864 году Альма-Тадема познакомился с Эрнестом Гамбаром— влиятельным бельгийским издателем и продавцом произведений искусства. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене.
Павла. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов.
Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. Он также ассистировал профессору Людвику Яну де Тейе, у которого слушал курсы истории и исторического костюма их сотрудничество длилось около трёх лет. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен.
24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Она несколько необычна для творчества художника, который редко обращал внимания на противоречия и негативные стороны жизни античности.
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз.
Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26.
По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов.
Сюжет картины прост: дети Хлодвига под присмотром их матери и духовника упражняются в метании боевых топоров. На щите, который держат двое мужчин на шестах, написана фраза Катулла, адресованная Приапу. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика». Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз.
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). Выздоровев, Лоуренс в 1852 году поступил в Королевскую академию Антверпена, где обучался четыре года. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи.
Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. Новые искусствоведческие исследования стали выходить с 1970-х годов, как посвящённые художнику индивидуально, так и оценивающие его творчество в контексте викторианской живописи. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61.
В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха.
Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея».
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. За это время было написано огромное количество полотен. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Первый глубокий обзор его творчества сделал Карел Восмаер, редактор журнала De Nederlandsche Spectator, который и сам собирал картины художника. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу.
Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). В 1862 году Альма-Тадема покинул мастерскую Лейса и с тех пор работал самостоятельно, постепенно сделавшись академическим художником европейского уровня. Во время путешествия в Лондон в 1866 году произошёл следующий инцидент: из-за утечки светильного газа в бильярдной дома Гамбара случился взрыв и в дальнейшем Альма-Тадему преследовали инциденты, связанные со взрывчатыми веществами.
По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны». Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49.
С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году).
Эйрд— его постоянный заказчик55. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Мастерская Альма-Тадемы была украшена полукуполом, а в абсиде была помещена надпись: Ars longa, vita brevis. Проживая в Лондоне, мастер исторической живописи продолжал писать в присущем ему стиле. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Фрески были посвящены историческому прошлому Фламандии.
Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала».
Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема.
В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы».
Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). Лоуренс Альма-Тадема, Lawrence Alma-Tadema (1836—1912)Сэр Лоуренс Альма Тадема. Сэр Лоуренс Альма Тадема родился на севере Голландии в 1836 году. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Родился в маленькой деревушке в четырех милях от Лиувардена (Северные Нидерланды) в крестьянской семье. Его работы являются по-настоящему уникальными. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года).
По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Голландец по происхождению, большую часть жизни Альма-Тадема прожил в Англии, ставшей для него второй родиной.
В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира.
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10.
Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. За свою работу Лоуренс получил множество почётных наград, а в 1899-м году почётное звание кавалера ордена «За заслуги». В этом же году, королева Англии вручила художнику знак рыцарского достоинства. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы».
Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. 3). Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера». Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки.
Литературный сюжет привлёк его в основном возможностью изобразить готическую архитектуру и исторические костюмы. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров.
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Тадема тщательно работал над картиной— в общей сложности около двух лет, сохранились некоторые эскизы.
В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году).
В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью.
Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
8. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин.
В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
В 1858 году Альма-Тадема начал работать с известным бельгийским художником Хенриком Лейсом. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями.
Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Поклонником голландца стал и американский банкир У. Прескотт-Хант в результате его заказов Гамбар подписал с Альма-Тадемой контракт, по которому художник обязывался создать ещё 49 полотен. В этот период художник активно писал большие многофигурные полотна на известные публике сюжеты, которые приносили наибольшую прибыль и быстро продавались. Похоронен в Соборе св.
Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты.
Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII).
В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Выбранный им стиль безупречно отвечал вкусам публики (он был одним из самых богатых художников своего времени).
Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. В 1852 году Лоуренс поступил в Академию Художеств в Антверпене. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.