Лоуренс Альма Тадема (Lawrence Alma-Tadema), голландский ианглийский художник, мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог. Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, — британский художник нидерландского происхождения. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. 3). По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема.
Atje Tadema, 1834-1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд).
Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. В 1900 году при проведении очередной Всемирной выставки в Париже он помогал в организации британской секции и выставил две свои работы, которые получили большую золотую медаль.
При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Две другие леди выглядят немного старше. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал.
Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. Михаила I степени (Бавария, 1869), кавалер ордена Почётного легиона (1873), Орден Прусской короны III степени (1877).
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась. Параллельно он писал небольшие картины занимательного содержания, преимущественно с сентиментальным сюжетом. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств.
Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Портрет императора Альма-Тадема писал с единственного сохранившегося его изображения из коллекции Капитолийских музеев в Риме. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года.
Эйрд— его постоянный заказчик. В тот момент владельцы дома гостили в Шотландии у поэта Уильяма Белла Скотта— художник должен был иллюстрировать его сборник. С началом Франко-прусской войны Альма-Тадема окончательно перебирается в Англию с дочерьми и сестрой и даже переделывает своё имя на английский манер. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Первый глубокий обзор его творчества сделал Карел Восмаер, редактор журнала De Nederlandsche Spectator, который и сам собирал картины художника. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы».
Эйрд— его постоянный заказчик55. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года).
Критики видели в этом противостояние войны и мира. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы.
Павла. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работе парижского Салона 1876 года. Об этом написал другой английский писатель Олдос Хаксли: «Восхитительная ирония – картины, которые викторианцы считали произведениями искусства, всего через несколько десятков лет превратились в порнографию и стали служить украшением спален проституток».
Да и сам дом был уникален. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно».
Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. Практически все работы Альма-Тадема оказались в частных собраниях. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка».
В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48.
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». По мнению британского искусствоведа К. Вуда – «Альма-Тадема в первую очередь был голландским художником и его художественное образование и характер его искусства были сугубо голландскими, а не английскими». В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. 5.
Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Дом изначально строился для хозяина, занимающегося искусством и принимающего артистическую компанию, однако Альма-Тадема приступил к радикальной перестройке по собственному проекту. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5 млн фунтов. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45.
В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене.
4 было важным источником для работы художника. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны».
У супругов было трое детей, но единственный сын Эжен скончался через несколько месяцев после рождения от оспы. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин.
В 1852 году он поступил в Королевскую академию Антверпена, где обучался четыре года. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. На картине изображены Флоралии, в центре композиции— молодой человек играющий на флейте Пана. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Во время распродажи коллекции Фунта в 1973 году, «Моисей» был продан за 30 000 фунтов. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870).
Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера». Сэр Луренс Альма-Тадема (нидерл. Его работы являются по-настоящему уникальными. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера).
Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов.
Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика». Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Большая часть его художников-постановщиков были англичанами, очевидно, знакомыми с наследием художника. После её окончания резиденция Альма-Тадемы в первую очередь превратилась в музыкальный центр Лондона: страстный ценитель музыки, Лоуренс дружил со многими известными инструменталистами, певцами и актёрами того времени, они же служили моделями его портретов. Напротив, с середины 1860-х годов в Британии началась мода на космополитическое искусство, обращавшееся к темам, далёким от социальных движений и повседневности.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью.
Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43.
Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль. Сам Альма-Тадема уже застал импрессионизм и постимпрессионизм, кубизм, фовизм и футуризм искренне принимал новые направления в искусстве и одобрял их, но примирить его методы с авангардом было абсолютно невозможно. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Учениками Альма-Тадемы испытывавшими его сильное художественное влияние и перенявшими манеру и технику письма, были в первую очередь жена Лаура и дочь Анна.
Соренсен). А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями.
Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Художник был как всегда обстоятелен при написании картины, в частности, он подсчитал, что в секторах амфитеатра, видимых зрителю, могло поместиться 5000 фигур.
Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты.
После разгрома мастерской Альма-Тадема некоторое время был вынужден работать как график и акварелист. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями.
В альбоме Р. Барроу делается попытка проследить художественные связи Альма-Тадемы в 1860-е— 1910-е годы и корректируется традиционный взгляд на его творчество как чисто декоративное и не несущее эмоциональной и интеллектуальной нагрузки. Сцены из жизни Древнего Рима, Греции и Египта, созданные художником в стиле неоклассицизма, пользовались огромной популярностью в викторианской Англии. Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). Литературный сюжет привлёк его в основном возможностью изобразить готическую архитектуру и исторические костюмы. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь.
Дом изначально строился для хозяина, занимающегося искусством и принимающего артистическую компанию, однако Альма-Тадема приступил к радикальной перестройке по собственному проекту. Лоуренс Альма-Тадема родился в 1836 году на севере Нидерландов. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году.
Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадема на антикварном рынке. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Искусство его признаётся «буквалистским» — Вуд называл его «типичным художником-антикваром», который сделал античность понятной представителям британского среднего класса.
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47.
Похоронен в Соборе св. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна.
Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха.
И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее».
Картины художника пользуются огромным успехом, точность исторических трактовок, совершенное погружение в древний мир, кропотливая выписанность всех предметов (художник детально и скрупулезно воспроизводил предметы, увиденные в музеях), красота героев — все нравится публике, коллекционерам и знатокам. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино». Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
На этом же полотне, наряду со спускающимся Агриппой, чья осанка подчёркивает его высокое положение в государстве изображены склонившиеся рабы с остриженными волосами и группа просителей на переднем плане. Поездка в Италию радикально меняет тематику работ Альма-Тадема, отныне он разрабатывал сюжеты из античной истории Греции и древнего Рима.
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения». Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60.
Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Так, корреспондент голландского издания Kunstkronijk осуждал Альма-Тадему за слабое раскрытие национальной темы в искусстве его египетские и античные работы всегда были популярнее за пределами Нидерландов.
Новая длительная поездка в Италию была совершена в 1883 году, в первую очередь художника интересовали новые находки в Помпеях. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). В апсиде была видна надпись: Искусство вечно, жизнь коротка. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие.
Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Результатом стало сильное нервное потрясение у жены художника, от которого она так и не оправилась20. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира.
Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты.
Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна.
Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов. Lourens Alma Tadema, англ. За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя.
Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм, викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории».
Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. В академии Лоуренс Тадема занимался и с Н. де Кейзером, который подражал французским романтикам, что сказалось и на работах его ученика однако увлечение романтизмом оказалось недолгим4. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Новая длительная поездка в Италию была совершена в 1883 году, в первую очередь художника интересовали новые находки в Помпеях. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне. Искусство его признаётся «буквалистским» – Альма-Тадема Вуд назвал «типичным художником-антикваром», который сделал античность понятной представителям британского среднего класса.
В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке.
В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях.
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Сюжет картины прост: дети Хлодвига под присмотром их матери и духовника упражняются в метании боевых топоров. В 1872 году супруги Альма-Тадема совершили европейскую поездку продолжительностью пять с половиной месяцев, побывав в Бельгии, Германии и Италии.
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. 1. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств.
В 1878 году супруги Альма-Тадема вновь совершили трёхмесячный вояж в Италию, преимущественно участвуя в помпейских раскопках и даже приобрели некоторые находки. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея».
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. В 1872 году супруги Альма-Тадема совершили европейскую поездку продолжительностью пять с половиной месяцев, побывав в Бельгии, Германии и Италии. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера).
Второй брак Альма-Тадемы был бездетным. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. В 1864 году Альма-Тадема познакомился с Эрнестом Гамбаром— влиятельным бельгийским издателем и продавцом произведений искусства.
Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы».
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Первоначально он поселился в доме Фредерика Гудолла— также художника изображавшего экзотические страны. 8.
Английский прозаик Моэм написал в одном из своих произведений: «Она напоминала тех древнеримских дам с идеально правильными чертами лица, которых писал Альма Тадема и в которых вопреки их античным одеждам сразу можно узнать англичанок». «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». В них нет ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6.
Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы». В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членом Королевской Академии художеств. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию в 24 полотна и устроил первую выставку в Лондоне. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины.
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений.
Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы».
В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо.
Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка».
В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Именно «буржуазность» Альма-Тадема сделала его в Британии символом плохого художника между 1920-ми и 1960-ми годами. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году.
6), что вызвало ряд протестов. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Художник изучал развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия.
Лаура Альма-Тадема также стала известной художницей, чья художественная манера очень похожа на манеру мужа, подписывалась она той же фамилией, но не ставила каталожного номера опуса28. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII).
За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадема (35 работ – почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов.
В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на акционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2 млн долларов.
Именно «буржуазность» Альма-Тадемы сделала его в Британии между 1920 и 1960-ми годами символом плохого художника. 8. Тем не менее, К. Вуд отмечал, что «Хотя эмоциональное воздействие его искусства минимально, но они праздничны, а изображения моря, неба, мрамора и цветов, купающихся в лучах средиземноморского солнца, делают эти картины уникальными в викторианском искусстве они всегда будут доставлять удовольствие». В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны).
С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу. Его контракт с Гамбаром 1874 года принёс ему 10 000 фунтов стерлингов. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель.
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. В этом плане характерна судьба картины «Обнаружение Моисея». Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов.
Там он хранил большое собрание археологических находок, китайского и японского фарфора. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Член-корреспондент Французской Академии изящных искусств (1881). Орден Леопольда (Бельгия, 1866), Орден Датского льва (1868), Орден св. Только в конце XX века он стал восприниматься как один из важнейших живописцев-академистов XIX века.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия.
Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. В России творчество Альма-Тадемы представлено слабо, в музеях хранятся всего три его произведения. По мнению британского искусствоведа К. Вуда — «Альма-Тадема в первую очередь был голландским художником и его художественное образование и характер его искусства были сугубо голландскими, а не английскими». После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Это настоящее воскрешение египетской жизни.
Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. В числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46.
Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. В 2010 году картина была вновь продана за 3 592 500 долларов анонимному покупателю. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Иностранный член Ордена Заслуг (Великобритания, 1881), кавалер ордена Заслуг (1904). Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема.
Художественные особенности картин на тему Египта показывали дальнейшую эволюцию средств эстетической выразительности, применяемых Альма-Тадемой. Во время поездки в Италию в январе – апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов». В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35.
Луки (1907). Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадема, чтобы они поняли, чего он от них добивается.
Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». Этот портрет в те же годы привлёк внимание О. Уайльда, который даже сообщал своему издателю, что охотно написал бы о жизни Гелиогабала. Первый глубокий обзор его творчества сделал Карел Восмаер, редактор журнала De Nederlandsche Spectator, который и сам собирал картины художника.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории».
Ковар, Дж. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.
Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. В альбоме Р. Барроу делается попытка проследить художественные связи Альма-Тадемы в 1860-е — 1910-е годы и корректируется традиционный взгляд на его творчество как чисто декоративное и не несущее эмоциональной и интеллектуальной нагрузки. Золотая медаль Салона (Париж, 1864), медаль второго класса Всемирной выставки в Париже (1867), золотая медаль (Берлин, 1872), Большая Золотая медаль (Берлин, 1874) золотые медали первого класса всемирных выставок в Париже 1889 и 1900 годов. Действительный член Амстердамской академии изящных искусств (1862), Королевской академии Мюнхена (1871), Королевской Академии Берлина (1874), Общества акварелистов (1881), Римской академии живописи св. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью.
Здесь все верно. Он опоэтизировал и наполнил красотой суровый мир прошлого. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
Дом, который он перестроил по собственному проекту и где жила обожаемая семья (жена Лаура, талантливая художница и две дочери от первого брака) превратился в интеллектуальный центр Лондона. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Работами Альма-Тадема вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие.
Дочери – Лоранс (1864-1940) и Анна (1867-1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая – художницей обе так и не вышли замуж. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин – «Розы Гелиогабала».
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Мастерская располагалась в помещении с полукуполом и апсидой в южной части. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа). Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов) – в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью.
После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра – Атье Тадема (нидерл. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань.
Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие.
В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы». Похоронен в Соборе св. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет.
Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15.
В конце ХХ века он стал оцениваться как один из важнейших живописцев-академистов XIX века. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая.
Картина «Весна» написанная художником, так же является достоверным отражением любимой художником эпохи. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. В 1860-е годы сюжеты картин брал преимущественно из историиэпохи Меровингов, затем переключился на темы древнего Египта, далее перешёл наантичную тематику. Поездка в Италию радикально поменяла тематику работ Альма-Тадемы, отныне он разрабатывал сюжеты из античной истории Греции и Древнего Рима.
По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадема находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино». В том же году президентом Академии художеств стал Лейтон, что означало прочные позиции для академического классицизма.